Письмо Минфина России от 23 апреля 2020 г. N 03-12-11/1/33445
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело предложения союза по доработке проекта федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения)" (далее - проект федерального закона) и сообщает следующее.
В отношении сохранения подпункта 2 пункта 1 статьи 105 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в действующей редакции.
Проектом федерального закона предлагается внести в подпункт 2 пункта 1 статьи 105 14 Кодекса изменение, предусматривающее уточнение условий осуществления налогового контроля за ценами во внешнеторговых сделках, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта Российской Федерации.
Целью предлагаемого уточнения является устранение существующего в настоящее время расхождения между условиями признания вышеуказанных сделок контролируемыми, установленными подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 5 статьи 105 14 Кодекса.
Контролируемыми сделками в целях Кодекса признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105 14 Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 105 14 Кодекса к сделкам между взаимозависимыми лицами, в частности, приравниваются сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.
Такие сделки в соответствии с пунктом 5 статьи 105 14 Кодекса признаются контролируемыми, если их предметом являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:
1) нефть и товары, выработанные из нефти;
2) черные металлы;
3) цветные металлы;
4) минеральные удобрения;
5) драгоценные металлы и драгоценные камни.
Соответственно, контроль за ценами в сделках, предусмотренных пунктом 2 статьи 105 14 Кодекса, осуществляется исключительно в случае, если вышеуказанные товары, являющиеся предметом таких сделок, признаются товарами мировой биржевой торговли.
Вместе с тем среди таких групп товаров, как черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни, товары мировой биржевой торговли отсутствуют. В связи с этим контроль за ценами во внешнеторговых сделках, предметом которых являются черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 105 14 Кодекса в настоящее время не осуществляется, хотя такой контроль предусмотрен пунктом 5 статьи 105 14 Кодекса.
Таким образом, в отношении внешнеторговых сделок, предметом которых являются черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни, статья 105 14 Кодекса устанавливает взаимно исключающие друг друга условия признания таких сделок контролируемыми.
Проект федерального закона устраняет вышеуказанное расхождение и обеспечивает реальное применение статьи 105 14 Кодекса в отношении внешнеторговых сделок, предметом которых являются черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни.
С учетом того, что начиная с 01.01.2019 отменен контроль за ценами во внутрироссийских сделках между взаимозависимыми лицами (за исключением зон риска), а также ограничен контроль за ценами в трансграничных сделках между взаимозависимыми лицами, предлагаемое уточнение условий осуществления налогового контроля за ценами во внешнеторговых сделках, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта Российской Федерации, представляется своевременным и целесообразным.
В связи с этим вышеуказанное предложение союза не поддерживается.
В отношении сохранения пункта 7 статьи 105 17 Кодекса в действующей редакции.
Действующей редакцией пункта 7 статьи 105 17 Кодекса предусмотрено, что истребование документов в соответствии с указанным пунктом производится в порядке, аналогичном порядку истребования документов, установленному статьей 93 1 Кодекса.
В свою очередь, статья 93 1 Кодекса допускает истребование документов (информации) как у участников сделки, так и у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Вместе с тем совокупность вышеуказанных норм в настоящее время не позволяет однозначно ответить на вопрос, возможно ли истребование в рамках трансфертной проверки документов (информации) о сделке у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
В целях устранения этой неопределенности проект федерального закона предусматривает приведение абзаца первого пункта 7 статьи 105 17 Кодекса в соответствие положениям статьи 93 1 Кодекса в части возможности истребования документов (информации) как у участников сделки, так и у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
В связи с этим вышеуказанное предложение союза не поддерживается.
В отношении исключения из проекта федерального закона положений, предоставляющих налоговым органам возможность формирования извещения о контролируемых сделках на основе информации, полученной вне рамок мероприятий налогового контроля.
По мнению Министерства финансов Российской Федерации, возможность формирования налоговыми органами извещения о контролируемых сделках вне рамок мероприятий налогового контроля не увеличит, а наоборот сократит административную нагрузку на бизнес.
В настоящее время даже в случае, если налоговый орган располагает документально подтвержденной информацией о наличии у налогоплательщика незадекларированных контролируемых сделок, которую он получил вне рамок налоговых проверок, для подготовки извещения в адрес Федеральной налоговой службы налоговый орган обязан инициировать налоговую проверку.
Предлагаемое проектом федерального закона изменение позволит налоговому органу в вышеуказанной ситуации формировать и направлять в Федеральную налоговую службу извещение без проведения налоговой проверки, что сократит количество проверок, проводимых в такой ситуации в отношении налогоплательщика: вместо двух проверок (налоговой проверки и проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее - проверка цен в сделке)) будет проводиться только одна проверка - проверка цен в сделке - в случае принятия Федеральной налоговой службой решения о проведении такой проверки.
В связи с этим вышеуказанное предложение союза не поддерживается.
В отношении предложений, касающихся сроков, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 105 17 Кодекса, а также сроков хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, для налогоплательщиков, обратившихся с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.
В настоящее время в соответствии с пунктом 2 статьи 105 17 Кодекса решение о проведении проверки цен в сделке может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения, указанных в пункте 1 указанной статьи, если иное не предусмотрено данной статьей.
В связи с введением запрета на проведение проверки цен в сделке в период рассмотрения представленного в отношении такой сделки заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения проектом федерального закона предлагается перенести момент, с которого начинается исчисление вышеуказанного двухлетнего срока, на дату принятия по такому заявлению одного из решений, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 5 статьи 105 22 Кодекса.
Таким образом, срок, в течение которого Федеральной налоговой службой может быть принято решение о проведении проверки цен в сделке в случае представления в отношении такой сделки заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, остается прежним и не увеличивается, вместе с тем изменяется порядок исчисления указанного срока.
Изменение порядка исчисления срока принятия решения о проведении проверки в вышеуказанном случае, а также увеличение срока рассмотрения заявления, представленного для заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения с участием компетентного органа иностранного государства, обуславливают необходимость увеличения периода (предшествующего году, в котором вынесено решение о проведении проверки), за который могут быть проверены контролируемые сделки, с 3 до 5 лет.
В свою очередь, увеличение срока рассмотрения вышеуказанного заявления связано с необходимостью приведения этого срока в соответствие с реальными затратами времени на осуществление процедур, необходимых для заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения с участием компетентного органа иностранного государства.
Срок, предлагаемый проектом федерального закона (в отличие от предусмотренного в настоящее время Кодексом), в полной мере учитывает такую отличительную черту процесса заключения соглашений о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок, как необходимость проведения с компетентными органами соответствующих иностранных государств переговоров, которые ввиду имеющихся различий в подходах в отношении вопросов ценообразования нередко принимают затяжной характер.
Средний срок рассмотрения документов, представленных для целей заключения соглашения о ценообразовании, в большинстве зарубежных стран с развитой экономикой (среди которых в том числе Великобритания, Япония, Франция, ФРГ, Нидерланды, Австралия) колеблется от 24 до 30 месяцев.
Что касается сроков хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, для налогоплательщиков, обратившихся с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, то предлагаемое проектом федерального закона увеличение данных сроков обусловлено вышеуказанными изменениями в отношении сроков вынесения решения о проведении проверки цен в сделке и проведения такой проверки, а также срока рассмотрения заявления о заключении такого соглашения с участием компетентного органа иностранного государства.
В случае, если внести изменения в отношении сроков вынесения решения о проведении проверки цен в сделке и проведения такой проверки, а также срока рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения с участием компетентного органа иностранного государства, без увеличения сроков хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, для налогоплательщиков, обратившихся с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, это создаст условия для использования налогоплательщиками процедуры заключения такого соглашения в целях уклонения от контроля за ценами и от возможного доначисления налогов в случае манипуляции ценами в сделках.
В связи с этим вышеуказанные предложения союза не поддерживаются.
В отношении предложения по применению при заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения с участием компетентного органа иностранного государства наряду с методами, предусмотренными Кодексом, методов ценообразования, используемых в соответствующем иностранном государстве, без условия о сопоставимости результатов применения указанных методов.
Проектом федерального закона предусмотрена возможность применения при заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения с участием компетентного органа иностранного государства наряду с методами, предусмотренными Кодексом, методов ценообразования, используемых в соответствующем иностранном государстве, при условии сопоставимости результатов применения указанных методов.
Предлагаемая норма направлена на создание дополнительных возможностей для заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения с участием компетентного органа иностранного государства при одновременном учете интересов Российской Федерации в части формирования доходов бюджета.
В связи с этим вышеуказанное предложение союза не поддерживается.
|
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В НК планируется уточнить условия налогового контроля за ценами во внешнеторговых сделках с черными металлами, минеральными удобрениями и драгоценными камнями. НК устанавливает взаимно исключающие друг друга условия признания их контролируемыми. Предлагается устранить это расхождение и обеспечить реальное применение налогового контроля в отношении внешнеторговых сделок с черными металлами, минеральными удобрениями и драгоценными камнями.
Предлагается прописать в НК возможность истребовать в рамках трансфертной проверки документы (информацию) о сделке как у ее участников, так и у иных лиц.
Налоговым органам хотят предоставить возможность формировать извещение о контролируемых сделках на основе информации, полученной вне рамок мероприятий налогового контроля. Это сократит административную нагрузку на бизнес.
Также Минфин ответил на вопросы о порядке заключения соглашения о ценообразовании.
Письмо Минфина России от 23 апреля 2020 г. N 03-12-11/1/33445
Текст письма опубликован не был