Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 18.05.2020 N 295
Паспорт
государственной программы Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга"
1 |
Ответственный исполнитель государственной программы Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга" (далее - государственная программа) |
Жилищный комитет |
2 |
Соисполнители государственной программы |
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; Комитет по строительству; администрации районов Санкт-Петербурга |
3 |
Участники государственной программы |
Некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"; акционерное общество "Санкт-Петербургский центр доступного жилья" |
4 |
Цель государственной программы |
Улучшение жилищных условий и повышение качества и доступности предоставления жилищно-коммунальных услуг жителям Санкт-Петербурга |
5 |
Задачи государственной программы |
Обеспечение и развитие механизмов государственного содействия в улучшении жилищных условий проживающих в Санкт-Петербурге граждан; увеличение объемов жилищного строительства; устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда; обеспечение повышения уровня предоставляемых жилищно-коммунальных услуг гражданам Санкт-Петербурга; обеспечение доступности оплаты населением жилищно-коммунальных услуг |
6 |
Основания разработки государственной программы |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 |
7 |
Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы |
Региональный проект Санкт-Петербурга "Жилье"; региональный проект Санкт-Петербурга "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" |
8 |
Перечень подпрограмм государственной программы |
"Улучшение жилищных условий жителей Санкт-Петербурга"; "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан"; "Обеспечение доступности предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам" |
9 |
Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы |
1. Бюджет Санкт-Петербурга всего 251249607,0 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2019 г. - 45006606,9 тыс. руб.; 2020 г. - 45385449,5 тыс. руб.; 2021 г. - 41284114,3 тыс. руб.; 2022 г. - 37037767,3 тыс. руб.; 2023 г. - 39520937,1 тыс. руб.; 2024 г. - 43014731,9 тыс. руб.; в том числе объем финансирования, предусмотренный на реализацию региональных проектов: 1.1. Бюджет Санкт-Петербурга всего 4232551,9 тыс. руб. 2019 г. - 109807,6 тыс. руб.; 2020 г. - 742550,2 тыс. руб.; 2021 г. - 769167,8 тыс. руб.; 2022 г. - 0,0 тыс. руб.; 2023 г. - 399856,4 тыс. руб.; 2024 г. - 2211169,9 тыс. руб. 2. Внебюджетные средства всего 50887296,1 руб., в том числе по годам реализации: 2019 г. - 4678172,3 тыс. руб.; 2020 г. - 9022400,0 тыс. руб.; 2021 г. - 9022400,0 тыс. руб.; 2022 г. - 9022400,0 тыс. руб.; 2023 г. - 9383296,0 тыс. руб.; 2024 г. - 9758627,8 тыс. руб. 3. Федеральный бюджет всего 2280838,3 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2019 г. - 659730,3 тыс. руб.; 2020 г. - 570758,6 тыс. руб.; 2021 г. - 525174,7 тыс. руб.; 2022 г. - 525174,7 тыс. руб.; 2023 г. - 0,0 тыс. руб. 2024 г. - 0,0 тыс. руб. |
10 |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
В результате реализации государственной программы к 2024 году должен сложиться качественно новый уровень состояния жилищной сферы, характеризуемый следующими целевыми ориентирами: оказание государственного содействия в улучшении жилищных условий в форме предоставления социальных выплат за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и федерального бюджета в отношении 34509 петербургских семей; предоставление государственной поддержки в улучшении жилищных условий в виде долгосрочных ипотечных кредитов (займов) или в форме рассрочки на оплату жилья на долгосрочной основе 6429 семьям; формирование государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга общей площадью 604,2 тыс. кв.м для предоставления жилых помещений 10,9 тыс. семей; проведение капитального ремонта общего имущества по необходимым видам работ, включая мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в 63,16% многоквартирных домов от общего количества домов, включенных в региональную программу; повышение степени удовлетворенности населения Санкт-Петербурга уровнем жилищно-коммунального обслуживания до 60% к 2024 году; достижение уровня доступности оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния жилищной и жилищно-коммунальной сфер
Согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на начало 2019 года Санкт-Петербург занимает площадь 1,4 тыс. кв.км, в Санкт-Петербурге проживает 5383,9 тыс. человек, общая площадь объектов жилищного фонда по итогам 2018 года составляет 136,8 млн кв.м. Средняя обеспеченность населения жильем к началу 2019 года составила 25,4 кв. м общей площади жилья на одного жителя Санкт-Петербурга.
Государственная жилищная политика Санкт-Петербурга базируется в первую очередь на соответствии Жилищному кодексу Российской Федерации, а также на выполнении поручений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ N 600), Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и Указе Президента Российской Федерации от 25.04.2019 N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ N 193), и реализации приоритетов, определенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации и установленных Стратегией социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 (далее - Стратегия 2035).
Ежегодно планирование предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также содействия гражданам в улучшении жилищных условий иными способами осуществляется путем составления годового жилищного плана, утверждаемого Жилищным комитетом.
В период с 2016 по 2018 годы количество семей, состоящих на жилищном учете, сократилось на 48312 семей за счет как предоставления жилых помещений, так и оказания содействия в рамках других механизмов.
В Санкт-Петербурге продолжаются мероприятия по расселению аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 01.01.2012. В утвержденные Правительством Санкт-Петербурга Адресные перечни многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и реконструкции, подлежащих расселению, включено 65 многоквартирных домов, в которых проживало 1165 семей. По состоянию на 01.01.2019 переселено в другие благоустроенные жилые помещения 540 семей, завершено расселение 47 аварийных многоквартирных домов.
В целях обеспечения исполнения Указа N 204 разработан национальный проект "Жилье и городская среда" (далее - национальный проект). Национальный проект содержит 4 направления (федеральных проекта): федеральный проект "Ипотека"; федеральный проект "Жилье"; федеральный проект "Формирование комфортной городской среды"; федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда".
В Санкт-Петербурге в рамках национального проекта реализуется региональный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" (далее - региональный проект). Ответственным за его реализацию определен Жилищный комитет. Региональный проект направлен на расселение домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее - аварийные МКД). В рамках реализации регионального проекта к 2024 году планируется переселить 103 семьи (239 человек), проживающих в 5 аварийных МКД, общая площадь нерасселенных жилых помещений в которых составляет 4777,27 кв. м.
Постоянно осуществляется предоставление жилых помещений гражданам, относящимся к отдельным категориям, установленным федеральным законодательством (ветераны, в том числе ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, получающие социальные выплаты, удостоверяемые жилищными сертификатами).
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в период с 2016 по 2018 годы 668 ветеранов Великой Отечественной войны улучшили жилищные условия. Кроме того, в указанный период улучшены жилищные условия 783 граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, 1477 многодетных семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
В целях обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данная категория подлежит обеспечению специализированными жилыми помещениями. Детям-сиротам, как не имеющим закрепленного жилья, так и тем, у кого такое жилое помещение есть, однако проживание в нем по ряду обстоятельств невозможно, предоставляются отдельные квартиры по договорам найма специализированного жилищного фонда на пять лет. Жилищный фонд для этих целей сформирован из квартир в домах бюджетного строительства, приобретаемых в собственность Санкт-Петербурга, а также квартир освобождаемого жилищного фонда районов Санкт-Петербурга. С 2016 по 2018 годы 1052 ребенка-сироты обеспечено отдельными квартирами специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Помимо прямого механизма содействия гражданам в улучшении жилищных условий в форме обеспечения жилыми помещениями в Санкт-Петербурге также осуществляются косвенные меры поддержки в форме предоставления социальных выплат на приобретение жилья. На это направлены целевые жилищные программы Санкт-Петербурга (далее - программы). Так, в период с 2016 по 2018 годы в рамках следующих программ: программа "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге", утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 10.10.2001 N 707-90 (далее - программа "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге"), программа "Молодежи - доступное жилье", утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 11.04.2001 N 315-45 (далее - программа "Молодежи - доступное жилье"), программа "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге", утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 17.10.2007 N 513-101 (далее - программа "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге"), программа "Жилье работникам бюджетной сферы", утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 30.11.2005 N 648-91 (далее - программа "Жилье работникам бюджетной сферы"), и реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2018 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, и о внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312, от 30.12.2009 N 1593" денежные выплаты на сумму 20,67 млрд руб. предоставлены 20,7 тыс. семей. Кроме того, в указанный период в рамках программы "Жилье работникам бюджетной сферы" предоставлено 294 жилых помещения на условиях беспроцентной рассрочки.
С апреля 2018 года комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, дополнен новым видом государственного содействия в улучшении жилищных условий - предоставлением социальных выплат за счет средств бюджета Санкт-Петербурга для приобретения или строительства жилья (сертификаты). В 2018 году 283 многодетным семьям предоставлены социальные выплаты на общую сумму 1007,6 млн руб.
Особое внимание уделяется проблеме расселения коммунальных квартир в Санкт-Петербурге. Так, с 2016 по 2018 годы количество коммунальных квартир сократилось на 12582 квартиры, улучшены жилищные условия 31668 семей, которые в них проживали. По состоянию на 01.01.2019 в Санкт-Петербурге остается 70768 коммунальных квартир, в которых проживает 231021 семья. Таким образом, проблема расселения коммунальных квартир до сих пор остается актуальной для Санкт-Петербурга, а ее решение - одной из приоритетных задач жилищной политики Санкт-Петербурга.
Среди относительно новых направлений жилищной политики Санкт-Петербурга выделяются развитие системы наемных домов социального использования и заключение от имени Санкт-Петербурга договоров пожизненной ренты с гражданами пожилого возраста. Так, в развитие Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования" в Санкт-Петербурге была разработана и принята вся необходимая нормативная правовая база. В 2016 - 2017 годах проведены мероприятия по заселению квартир в двух наемных домах социального использования Санкт-Петербурга, расположенных в Невском районе Санкт-Петербурга по адресу: ул. Еремеева, д. 3, корп. 2 (178 квартир) и Кировском районе Санкт-Петербурга по адресу: Охотничий пер., д. 9 (32 квартиры).
В целях обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав граждан пожилого возраста путем заключения от имени Санкт-Петербурга договоров пожизненной ренты в рамках реализации государственной жилищной политики Санкт-Петербурга в 2014 - 2015 годах разработаны и приняты нормативные правовые документы, регулирующие данную сферу. В период с 2016 года до конца 2018 года был заключен 71 договор пожизненной ренты.
В Санкт-Петербурге 23147 многоквартирных домов, из них 104 многоквартирных дома (0,5% от общего количества домов) находится в непосредственном управлении, в 4245 многоквартирных домах (18,3% от общего количества многоквартирных домов) созданы товарищества собственников жилья или жилищные, жилищно-строительные кооперативы, 18798 многоквартирных домов находятся в управлении управляющих организаций (81,2% от общего количества многоквартирных домов) и 336 зданий относятся к специализированному жилищному фонду.
В настоящее время в Санкт-Петербурге обслуживают многоквартирные дома 7 государственных управляющих организаций, 38 управляющих организаций, в которых доля Санкт-Петербурга составляет 20%, а также 547 частных управляющих организаций.
При формировании государственной программы потребность финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге была определена и экономически обоснована исходя из общей стоимости видов работ по капитальному ремонту в 21965 многоквартирных домах, включенных в региональную программу.
На основании представленных администрациями районов Санкт-Петербурга документов региональная программа ежегодно актуализируется в установленном порядке. По результатам проведенной актуализации в 2016 году региональная программа включала в себя 22331 многоквартирный дом по необходимым видам работ, в 2017 году - 22401 многоквартирный дом, в 2018 году - 22375 многоквартирных домов.
Общая стоимость работ на 25 лет (период, на который сформирована региональная программа) составила 502,9 млрд руб., соответственно в год 20,1 млрд руб.
В период 2016 - 2018 годов на проведение работ по капитальному ремонту было направлено 29,48 млрд руб., что позволило провести капитальный ремонт по 7859 видам работ.
В Санкт-Петербурге в целях уменьшения расходов граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В целях социальной поддержки отдельных категорий граждан Санкт-Петербурга в бюджете Санкт-Петербурга предусмотрены расходы, связанные с приобретением и заменой газовых плит, газовых водонагревательных колонок и электрических плит, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее - Социальный кодекс Санкт-Петербурга).
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики на 2019 - 2024 годы в жилищной и жилищно-коммунальной сферах
Приоритеты и цели государственной политики в жилищной сфере Санкт-Петербурга определены в соответствии с Указом N 600, Указом N 204 и Указом N 193.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 Указа N 600 до 2020 года необходимо предоставить доступное и комфортное жилье 60% российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия. На начало действия Указа N 600 на жилищном учете состояло порядка 200 тыс. семей. Соответственно к 2020 году необходимо обеспечить сокращение очереди на 120 тыс. семей. На начало 2016 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояло 160 тыс. семей и 16 тыс. семей, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (всего 176 тыс. семей). На начало 2019 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит 135 тыс. семей, а также 12 тыс. семей, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (всего 147 тыс. семей). Таким образом, к 2020 году необходимо оказать содействие не менее чем 102 тыс. семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих низкий и умеренный доход.
При этом обеспечение права на жилище ряда категорий граждан (граждане льготных категорий, дети-сироты, граждане, переселяемые из аварийного жилищного фонда) возможно лишь путем предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. В этой связи очень важным фактором являются темпы ввода жилья в эксплуатацию. Так, в период с 2019 по 2024 годы в Санкт-Петербурге планируется ввести в эксплуатацию в общей сложности 120,9 тыс. кв.м жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе:
в 2019 г. - 17,3 тыс. кв.м;
в 2020 г. - 9,0 тыс. кв.м;
в 2021 г. - 12,9 тыс. кв.м;
в 2023 г. - 59,8 тыс. кв.м;
в 2024 г. - 21,9 тыс. кв.м.
Другим источником формирования государственного жилищного фонда является приобретение жилья в государственную собственность Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. В период с 2019 по 2024 годы запланировано приобретение 483,3 тыс. кв.м жилья, в том числе:
в 2019 г. - 74,3 тыс. кв.м;
в 2020 г. - 134,9 тыс. кв.м;
в 2021 г. - 181,0 тыс. кв.м;
в 2022 г. - 86,3 тыс. кв.м;
в 2023 г. - 3,4 тыс. кв.м;
в 2024 г. - 3,4 тыс. кв.м.
Приоритетными направлениями в сфере реализации государственной программы являются:
проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Санкт-Петербурга, включая мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения;
обеспечение своевременной и качественной уборки внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования;
обеспечение доступности оплаты гражданами коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирных домов;
обеспечение бесперебойным отоплением и горячим водоснабжением потребителей в многоквартирных домах;
техническое и организационное обеспечение предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
повышение безопасности в системе газового хозяйства и электроснабжения в Санкт-Петербурге.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18 мая 2020 г. N 295 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.