Постановление Верховного Суда РФ от 10 марта 2020 г. N 19-АД20-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя региональной физкультурно-спортивной общественной организации "Федерация спортивного ориентирования Ставропольского края" (далее также - организация) - президента Харченко Д.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от 30.05.2018, решение судьи Ставропольского краевого суда от 05.09.2018 N 7А-392/2018 и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 19.02.2019, состоявшиеся в отношении организации по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от 30.05.2018, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 05.09.2018 N 7А-392/2018 и постановлением исполняющего обязанности заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 19.02.2019, организация (ИНН 2627014197) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, законный представитель региональной физкультурно-спортивной общественной организации "Федерация спортивного ориентирования Ставропольского края" - президент Харченко Д.А. выражает несогласие с названными судебными актами, вынесенными по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения организации к административной ответственности) предусмотрено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Режим особой охраны территории государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" установлен разделом III Положения о государственном природном заказнике краевого значения "Бештаугорский", утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 28.06.2016 N 249-п, из подпункта 17 пункта 11 которого следует, что на территории заказника запрещается, в частности, выжигание травостоя (за исключением случаев, связанных с осуществлением мер противопожарного обустройства лесов, расположенных в границе заказника).
В соответствии с подпунктом "л" пункта 19 Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 353, организатор соревнования обязан, в числе иного, принимать меры по соблюдению правил противопожарного режима.
Как усматривается из обжалуемых судебных актов, региональная физкультурно-спортивная общественная организация "Федерация спортивного ориентирования Ставропольского края" привлечена к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что 02.04.2018 участниками соревнований по спортивному ориентированию был произведен поджог естественной растительности на территории памятника природы краевого значения - горы "Бештау", расположенного в границах государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский", в результате чего уничтожена естественная растительность на вершине на площади порядка 50 га. В периоды с 27 по 31 марта, с 3 по 6 апреля 2018 гг. названным лицом организованы и проведены соревнования по спортивному ориентированию в районе памятника природы "Гора Кольцо" и на территории государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский". Проведение указанных мероприятий было согласовано Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края при условии соблюдения участниками режима особой охраны на территории заказника.
Фактические обстоятельства совершенного организацией административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (том 1, л.д. 14-15), протоколом об административном правонарушении (том 1, л.д. 8-13), копиями писем организации министру природных ресурсов и окружающей среды Ставропольского края о согласовании соревнований по спортивному ориентированию на территории государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" и горы Кольцо (том 1, л.д. 20, 24), протоколами опросов свидетелей Ч., Б. (том 1, л.д. 28-30, 31-33), актом от 10.04.2018 о результатах натурного обследования участка (том 1, л.д. 37), фотоматериалом (том 1, л.д. 38-40), фотоматериалом из социальных сетей (том 1, л.д. 116-119), заключением специалиста от 19.04.2018 по результатам обследования территории возгорания (том 1, л.д. 122-124), объяснениями президента организации Харченко Д.А. (том 1, л.д. 125) и иными представленными в материалы дела доказательствами, которым при рассмотрении дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы предупрежденный об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний в соответствии со статьей 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Ч. являющийся сотрудником охраны радиопередающей станции, расположенной на вершине горы Бештау, дал объяснения, в соответствии с которыми в 11 часов 30 минут 02.04.2018 при обходе территории станции им была замечена группа людей в количестве 1516 человек, направлявшаяся к восточной стороне горы Бештау. В дальнейшем Ч. стал очевидцем того, что данная группа лиц произвела запуск ракетницы, упавшей на естественную растительность на вершине горы, что повлекло ее возгорание. На обращение Ч. к старшим группы был получен ответ о том, что они являются командой по спортивному ориентированию из города Воронежа (том 1, л.д. 28-30).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что организация имела возможность обеспечить выполнение установленных законодательных требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Тот факт, что согласно представленной заявителем жалобы копии письма Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю в результате проведенной по возгоранию проверки виновное лицо установлено не было не влечет неправильность выводов судебных инстанций по настоящему делу, сделанных на основе полного и всестороннего исследования и оценки совокупности фактических и правовых оснований. Событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, организация обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения организации к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено организации в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.39 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации для юридических лиц.
Доводы, имеющие правовое значение, в том числе о недоказанности совершения вменяемого организации деяния участниками соревнований, были проверены в ходе производства по делу и не нашли своего подтверждения. Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от 30.05.2018, решение судьи Ставропольского краевого суда от 05.09.2018 N 7А-392/2018 и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 19.02.2019, состоявшиеся в отношении организации по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя региональной физкультурно-спортивной общественной организации "Федерация спортивного ориентирования Ставропольского края" - президента Харченко Д.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 10 марта 2020 г. N 19-АД20-3
Текст постановления опубликован не был