Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19 мая 2020 г. N 301-ЭС19-24611 по делу N А39-5947/2018
Резолютивная часть определения объявлена 15 мая 2020 года.
Полный текст определения изготовлен 19 мая 2020 года.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Завьяловой Т.В.,
судей Прониной М.В., Тютина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном онлайн-заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.01.2019 по делу N А39-5947/2018, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.09.2019 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент" (далее - общество "Мордовия девелопмент") к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия (далее - управление) о признании частично недействительным предписания от 27.06.2018 N 2/1/1,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Мадагаскарпарк Саранск" (далее - общество "Мадагаскарпарк Саранск"), общества с ограниченной ответственностью "Ананас" (далее - общество "Ананас").
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент" - Ефимов А.А., Пониматкина Е.Н.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия, общество с ограниченной ответственностью "Мадагаскарпарк Саранск" и общество с ограниченной ответственностью "Ананас", надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Прониной М.В., выслушав представителей общества по доводам кассационной жалобы, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
здание пятиэтажного торгово-развлекательного центра "Сити Парк" (далее - торгово-развлекательный центр), принадлежащее обществу "Мордовия девелопмент", проектировалось как общественное и по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф3.1 - объект торговли, а также включает в себя помещения различных классов функциональной пожарной опасности: Ф2.1 - кинотеатры, Ф3.2 - общественное питание, Ф5.2 - стоянка автомобилей.
Здание введено в эксплуатацию на основании разрешения от 15.09.2015 N 13-ru13301000-166-2015. Строительство осуществлялось по проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 30.11.2012 N 13-1-4-0812-12, подготовленное государственным автономным учреждением "Управление Государственной экспертизы Республики Мордовия".
Планировочными решениями здания торгово-развлекательного центра предусматривалось размещение на пятом этаже 9 кинотеатров на 1445 посадочных мест, обеденной зоны фудкорта, разгрузочных помещений, служебных помещений, технических помещений, санузлов, лестничных клеток, эскалаторов, лифтов, мола, коридоров, тамбуров.
По договору аренды от 26.10.2015 общество "Мордовия девелопмент" передало обществу "Ананас" расположенные на пятом этаже здания торгово-развлекательного центра помещения площадью 1553,2 кв.м для организации ресторана и 2631,4 кв.м для организации развлекательного парка.
В свою очередь общество "Ананас" по договору субаренды от 26.10.2015 передало обществу "Мадагаскарпарк Саранск" во временное пользование и владение помещение пятого этажа общей площадью 2631,4 кв.м для организации развлекательного центра.
Управлением в период с 09.06.2018 по 27.06.2018 в отношении общества "Мордовия девелопмент" проведена внеплановая проверка.
При проведении проверки управлением установлено, что в процессе эксплуатации здания торгово-развлекательного центра была произведена перепланировка части пятого этажа, в ходе которой вместо всей зоны фудкорта размещен детский развлекательный парк площадью 2631,4 кв.м, тем самым изменены объемно-планировочные решения и функциональное назначение части пятого этажа.
По результатам проверки составлен акт от 27.06.2018 N 2 и выдано предписание от 27.06.2018 N 2/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Согласно пункту 7 оспариваемого предписания, на пятом этаже торгово-развлекательного центра в отступление от проектных решений устроены детские игровые зоны с массовым пребыванием детей (развлекательный парк "Мадагаскар"), без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации, что является нарушением подпункта "о" пункта 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима), статьи 78, части 3 статьи 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон о требованиях пожарной безопасности), пункта 5.42 Свода правил 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 "Детские игровые зоны" (далее - СП 118.13330.2012).
Общество "Мордовия девелопмент", полагая, что пункт 7 полностью, а также пункты 9, 10, 11, 16, 17 указанного предписания в части установленных в них сроков исполнения, не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.01.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.09.2019, решение суда первой инстанции от 10.01.2019 отменено в части признания недействительными сроков устранения нарушений, установленных в пунктах 9, 10, 11, 16, 17 предписания. В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказано. В части признании недействительным пункта 7 оспоренного предписания, решение оставлено без изменения.
Признавая недействительным пункт 7 предписания, суды исходили из того, что вменяя в вину обществу нарушение подпункта "о" пункта 23 Правил противопожарного режима, введенных в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 N 947, то есть после строительства и ввода в эксплуатацию торгово-развлекательного центра, а также произведенной для размещения развлекательного парка "Мадагаскар" перепланировки, управление обязано было представить доказательства изменения класса функциональной пожарной опасности, проведения капитального ремонта или реконструкции принадлежащего обществу объекта защиты после введения нового правового регулирования. Таких доказательств управлением не представлено.
Суды сделали вывод о том, что СП 118.133330.12 "Общественные здания и сооружения" распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, в том числе при изменении их функционального назначения, с подземными этажами глубиной не более 15 метров от уровня земли, а также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям.
По мнению судов, функциональное назначение здания торгово-развлекательного центра с момента ввода в эксплуатацию в 2015 году не изменилось, капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение не производились; проектная документация торгового центра, прошедшая государственную экспертизу, предусматривает размещение на пятом этаже зоны фудкорта общей площадью 1606 квадратных метров, а также детской игровой зоны площадью 325,3 квадратных метра; согласно пункту 4.2.5. заключения государственной экспертизы проектные решения обеспечивают пожарную безопасность здания.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии у общества обязанности по разработке проектной документации в отношении помещения развлекательного парка "Мадагаскар", находящегося на пятом этаже торгово-развлекательного центра, и проведении ее экспертизы в соответствии с Градостроительном кодексом Российской Федерации.
Управление в кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, просит отменить принятые судебные акты в части пункта 7 предписания от 27.06.2018 N 2/1/1, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Судебная коллегия считает, что кассационная жалоба управления подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Федеральный закон от 30.12.2009 3 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) принят, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды.
В силу пункта 2 части 3 статьи 6 Закона N 384-ФЗ он устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования пожарной безопасности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 2 части 6 статьи 3 ФЗ от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ
Согласно части 4 статьи 8 Закона N 384-ФЗ одним из требований пожарной безопасности является эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 4 части 1 статьи 8 ФЗ от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ
Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям и аварийным выходам предусмотрены также Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Частью 2 статьи 89 названного Закона установлено, что размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения и применение противопожарных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 384-ФЗ.
Федеральный закон N 384-ФЗ определяет, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечиваются посредством соблюдения требований названного закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного закона перечни или требований специальных технических условий (часть 2 статьи 5).
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ, утверждает Правительство Российской Федерации (часть 1 статьи 6).
Свод правил "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" СП 118.13330.2012 утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/10.
Пунктом 5.42 названного Свода правил (в редакции от 07.08.2014) предусмотрено, что детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 м от эвакуационного выхода. Данный пункт Свода правил вступил в силу с 01.07.2015, то есть до момента принятия решения о перепланировке части пятого этажа торгового центра (договор субаренды от 26.10.2015). Содержание пункта 5.42 сохранено и в редакции приказа Минстроя России от 03.12.2016 N 876/пр.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 был утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ. В частности, в названном Перечне указан пункт 5.42 Свода правил 118.13330.2012.
Таким образом, требование пункта 5.42 Свода правил 118.13330.2012 о запрете размещения в торгово-развлекательных комплексах детских игровых зон выше второго этажа является обязательным.
Названное положение Свода правил направлено на обеспечение безопасного нахождения в здании или сооружении детей, в том числе безопасности их жизни и здоровья, что, в свою очередь обеспечивает возможность своевременной эвакуации детей в случае возникновения пожара, задымления, иной ситуации, угрожающей их жизни и здоровью.
Таким образом, основания для признания недействительным пункта 7 предписания управления от 27.06.2018 N 2/1/1 у судов отсутствовали.
В соответствии с частью 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене в части признания недействительным пункта 7 предписания управления от 27.06.2018 N 2/1/1, как принятые с существенным нарушением норм материального права. В остальной части постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.01.2019 по делу N А39-5947/2018, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.09.2019 по тому же делу в части признания недействительным пункта 7 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия от 27.06.2018 N 2/1/1 отменить. В указанной части в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент" отказать.
В остальной части постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.09.2019 оставить без изменения.
Председательствующий судья |
Т.В. Завьялова |
Судья |
М.В. Пронина |
Судья |
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Управление МЧС по региону обнаружило, что на пятом этаже ТЦ после перепланировки вся обеденная зона стала детским развлекательным парком. Чиновники предписали вслед за изменением назначения этажа привести в порядок и его противопожарную безопасность. Суды встали на сторону владельца здания, исходя из того, что новая редакция Свода правил (СП) "Общественные здания и сооружения" введена в действие после перепланировки и распространяется только на последующие реконструкции. Верховный Суд РФ отменил судебные акты и оставил предписание МЧС в силе.
Новая редакция СП запрещает размещать детские зоны выше второго этажа. Она вступила в силу до момента принятия решения о перепланировке.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19 мая 2020 г. N 301-ЭС19-24611 по делу N А39-5947/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2020 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 231-ПЭК20
24.09.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4383/19
14.06.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2049/19
11.03.2019 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2049/19
10.01.2019 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-5947/18