Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 5 июля 2005 г. N 394 настоящее постановление снято с контроля
Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28 февраля 2005 г. N 63 срок контроля за исполнением настоящего постановления продлен до 1 июля 2005 г.
Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 5 июля 2004 г. N 202 срок контроля за исполнением настоящего постановления продлен до 1 декабря 2004 г.
Заслушав информацию председателя комитета краевого Совета народных депутатов по правовой политике и местному самоуправлению Землюкова С.В. о ходе выполнения закона Алтайского края "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края", краевой Совет народных депутатов отмечает, что проводимая администрацией края, органами внутренних дел и органами местного самоуправления работа позволила более активно привлекать население к охране общественного порядка на территориях городов и районов края.
В настоящее время на территории края осуществляют свою деятельность 925 общественных правоохранительных формирований, в которых состоит 8019 участников. Двенадцать общественных формирований, уставной деятельностью которых является охрана общественного порядка, согласно Федеральному закону "Об общественных объединениях", зарегистрированы в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю, они являются юридическими лицами и осуществляют свою работу в городах Барнауле, Бийске, Новоалтайске.
Основной формой оказания содействия органам внутренних дел в борьбе с преступностью со стороны общественности по-прежнему остаются проведение совместных с сотрудниками милиции рейдов, патрулирование, оказание помощи в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий на территориях городов и районов края.
Значительную помощь в поддержании общественного порядка оказывают 9 казачьих объединений, насчитывающих в своих рядах 374 человека. Под охраной казачества находятся садоводства, школы, больницы, лесные массивы и другие объекты.
За первый квартал 2003 года с участием общественности предотвращено 30 преступлений, что на 42,8 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Членами общественных формирований выявлено 3099 административных правонарушений.
Важная роль в вопросах укрепления правопорядка и законности принадлежит внештатным сотрудникам милиции, которых только в службе участковых уполномоченных милиции насчитывается 925 человек. Ими в течение 4-х месяцев 2003 года выявлено 1465 административных правонарушений, при их непосредственном участии раскрыто 172 преступления.
Анализ деятельности добровольных дружин в крае показал, что организация дружин по охране общественного порядка зависит от взаимодействия органов местного самоуправления с населением, от их заинтересованности в охране общественного порядка.
В ряде районов и городов края (Бийский, Благовещенский, Петропавловский, Поспелихинский, Ребрихинский, Солонешенский районы, города Барнаул, Бийск) деятельность общественных правоохранительных формирований организована на достаточно высоком уровне.
Так, администрацией города Бийска были выделены средства на помещение для добровольной народной дружины, установку телефона, страхование дружинников. Администрацией села Поспелиха совместно с администрацией Поспелихинского района создано пять административных участков, на территории которых действуют телефонизированные опорные пункты.
Администрациями органов местного самоуправления уделяется значительное внимание участию населения в охране общественного порядка. Указанные вопросы неоднократно рассматривались на Совете при главах администраций Бийского, Петропавловского, Поспелихинского, Советского районов, а также города Бийска. Материал по итогам рассмотрения вопросов направляется в сельские советы.
Эффективность деятельности добровольных народных дружин зависит также и от наличия заинтересованности органов внутренних дел в оказании населением помощи в охране общественного порядка. В сложившейся ситуации, когда существенно сокращен количественный состав сотрудников патрульно-постовой службы и увеличен состав участковых уполномоченных милиции основная нагрузка по организации деятельности дружин и охране общественного порядка ложится именно на участкового уполномоченного милиции. Положительных результатов в этом направлении добились участковые уполномоченные милиции Зонального, Бийского, Советского районов, а также города Бийска, которые смогли организовать работу населения по охране общественного порядка на улицах, а также в садоводствах.
Вопросы поощрения лиц, участвующих в охране общественного порядка, в различных формах решаются в большинстве районов и городов края. В той или иной форме дружинники поощряются в Косихинском, Зональном, Бийском, Советском, Поспелихинском районах, городе Бийске. Участники добровольных народных дружин награждаются ценными подарками, грамотами, денежными премиями, им выделяются безвозмездно и на льготной основе корма для скота, топливо. В коллективных договорах предприятий и организаций различных форм собственности предусматривается предоставление дополнительного отпуска продолжительностью до 3 дней лицам, активно участвующим в охране общественного порядка.
Администрация Алтайского края во исполнение закона "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края" приняла постановление от 29.12.00 г. N 976 "Об установлении образцов удостоверений и знаков отличия дружинника". Указанным постановлением утвержден единый образец удостоверения, описан и утвержден знак отличия дружинника, определен порядок изготовления бланков удостоверений, знаков отличия.
Органами местного самоуправления, органами внутренних дел, общественными формированиями предприняты меры по изготовлению и выдаче удостоверений дружинников. В настоящее время удостоверения дружинников имеются у дружинников городов Барнаула, Бийска, Поспелихинского, Советского районов. Администрацией города Бийска были выделены средства и на изготовление знаков дружинников.
Несмотря на это работа по привлечению общественности к предупреждению преступлений, охране общественного порядка, а также выявлению и пресечению административных правонарушений недостаточна.
Основными проблемами эффективности деятельности общественных формирований правоохранительной направленности в работе по охране общественного порядка, профилактике и пресечению правонарушений по-прежнему остаются неудовлетворительная организация работы по привлечению населения к охране общественного порядка, слабое взаимодействие органов внутренних дел с общественными формированиями, отсутствие материальной заинтересованности дружинников, невыполнение социальных гарантий, предусмотренных законом Алтайского края "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края".
Подавляющее большинство представительных органов местного самоуправления практически не уделяет внимания рассмотрению вопросов о ходе выполнения закона Алтайского края "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края". В основном на сессиях представительных органов местного самоуправления вопросы участия населения в охране общественного порядка рассматриваются в рамках вопросов о ходе выполнения программ по борьбе с преступностью в районе (городе) либо при заслушивании отчетов начальников районных (городских) отделов внутренних дел о состоянии преступности на территории района (города). Деятельность добровольных народных дружин при рассмотрении указанных вопросов надлежащей оценки со стороны депутатов не получает.
Органы местного самоуправления при утверждении местных бюджетов не предусматривают расходы на материальные поощрения членов добровольных народных дружин, что часто ведет к самоликвидации либо формальному существованию общественных объединений. Так, в 2002 году из-за отсутствия материальной и моральной заинтересованности граждан в Новичихинском районе через два месяца после создания и регистрации самоликвидировались оперативные отряды дружинников сел Солоновка, Долгово, Лобаниха. Формальное существование дружин отмечено в некоторых сельских советах Косихинского, Смоленского, Советского, Троицкого, Шипуновского районов.
Кроме того, не уделяется внимания вопросам страхования жизни и здоровья дружинников. В городе Бийске первоначально было организовано личное страхование дружинников, однако впоследствии финансирование было прекращено. В настоящее время Бийская городская дружина находится на самофинансировании и страхование жизни и здоровья дружинников осуществляет самостоятельно.
В целях укрепления общественного порядка, расширения участия населения в борьбе с правонарушениями на улицах, в жилых микрорайонах и сельских населенных пунктах, повышения роли общественных объединений в защите прав и личной безопасности граждан краевой Совет народных депутатов постановляет:
1. Информацию председателя комитета краевого Совета народных депутатов по правовой политике и местному самоуправлению Землюкова С.В. о ходе выполнения закона Алтайского края "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края" принять к сведению.
2. Отметить, что органами местного самоуправления и органами внутренних дел не в полной мере осуществляется выполнение закона Алтайского края "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края".
3. Рекомендовать органам местного самоуправления:
1) рассмотреть на сессиях представительных органов местного самоуправления вопрос о ходе выполнения закона Алтайского края "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края" и настоящее постановление;
2) провести совещания с руководителями организаций, общественных правоохранительных объединений, уличных и домовых комитетов о возобновлении деятельности добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка;
3) создать районные и поселковые общественные пункты охраны правопорядка либо возобновить их работу;
4) рассмотреть возможность возложения на одного из сотрудников администраций районов (городов) должностных обязанностей по вопросам координации деятельности общественных правоохранительных объединений;
5) предусмотреть совместно с районными (городскими) органами внутренних дел возможность морального и материального поощрения граждан, активно участвующих в охране общественного порядка;
6) выделять средства для изготовления служебных удостоверений и нагрудных знаков народных дружинников.
4. Предложить руководству Главного управления внутренних дел:
1) совместно с органами местного самоуправления скоординировать деятельность органов внутренних дел районов (городов) по созданию, расширению сети добровольных народных дружин и активизации населения в охране общественного порядка;
2) оказывать методическую помощь добровольным народным дружинам, общественным пунктам охраны порядка в организации работы, реализации полномочий по защите прав и законных интересов граждан, осуществлять информирование членов добровольных народных дружин о состоянии криминогенной обстановки на подведомственной территории;
3) систематически планировать и проводить с участием общественных правоохранительных объединений совместные мероприятия по охране правопорядка, предупреждению нарушений правил дорожного движения, защите зеленых насаждений, предупреждению детской беспризорности и безнадзорности, осуществлению индивидуально - воспитательной работы с неблагополучными семьями, лицами, злоупотребляющими спиртными напитками и наркотиками;
4) организовать в районных (городских) отделах внутренних дел обучение членов общественных объединений основам правовых знаний, формам и методам работы по охране порядка и пресечению правонарушений;
5) информировать население и органы власти о работе общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка.
5. Предложить администрации края:
1) разработать положение о формах взаимодействия добровольных народных дружин с органами внутренних дел;
2) с целью общей координации деятельности общественных правоохранительных формирований в Алтайском крае разработать положение о краевом штабе добровольных народных дружин, в состав которого включить представителей администрации края, Главного управления внутренних дел Алтайского края и краевого Совета народных депутатов;
3) разработать краевую целевую программу развития добровольных народных дружин в Алтайском крае на 2004 - 2006 годы.
6. Комитету краевого Совета народных депутатов по правовой политике и местному самоуправлению:
1) совместно с Главным управлением внутренних дел изучить практику участия населения в охране общественного порядка в субъектах Российской Федерации, а также деятельности добровольных народных дружин в крае, распространить положительный опыт работы по организации деятельности добровольных народных дружин в городе Бийске, Бийском, Поспелихинском районах;
2) внести изменения и дополнения в закон Алтайского края "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края" в части полномочий органов государственной власти края и органов местного самоуправления;
3) подготовить и организовать издание Сборника методических рекомендаций по вопросам участия населения в охране общественного порядка.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет краевого Совета народных депутатов по правовой политике и местному самоуправлению.
8. Рассмотреть ход выполнения постановления в декабре 2003 года и в июне 2004 года.
9. Опубликовать настоящее постановление в газете "Алтайская правда".
Председатель Алтайского краевого
Совета народных депутатов |
А.Г.Назарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 7 июля 2003 г. N 240 "О ходе выполнения закона Алтайского края "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 16 июля 2003 г. N 187, Сборнике законодательства Алтайского края, июль 2003 г. N 87, ч.1, с.348
Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28 февраля 2005 г. N 63 срок контроля за исполнением настоящего постановления продлен до 1 июля 2005 г.
Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 5 июля 2004 г. N 202 срок контроля за исполнением настоящего постановления продлен до 1 декабря 2004 г.
Настоящий документ снят с контроля