Глава Администрации края |
А.Б.Карлин |
г. Барнаул
6 июля 2006 года
N 58-ЗС
Краевая целевая программа
"Развитие промышленного производства
в Алтайском крае" на 2006-2008 годы
Паспорт
краевой целевой программы "Развитие промышленного производства
в Алтайском крае" на 2006-2008 годы
Наименование краевая целевая программа "Развитие промышленного
Программы производства в Алтайском крае" на 2006-2008 годы
(далее - Программа)
Основание для постановление Администрации Алтайского края от 30
разработки Программы января 2004 года N 47 "О стратегии социально-
экономического развития Алтайского края на период
до 2010 года";
постановление Администрации Алтайского края от 2
марта 2006 года N 85 "О приоритетных направлениях
социально-экономического развития Алтайского края
на 2006 - 2008 годы"
Заказчик Программы Администрация Алтайского края
Основной разработчик Алтайский научно-технологический центр "Институт
Программы проблем промышленного развития" АлтГТУ им. И.И.
Ползунова, научный руководитель разработки
Программы - д.э.н., профессор Бородин В.А. (по
согласованию)
Цель Программы стабилизация промышленного производства и переход
к качественным преобразованиям в промышленности
Алтайского края
Исполнители основных промышленные предприятия (по согласованию),
мероприятий администрации муниципальных образований (по
Программы согласованию), органы исполнительной власти
Алтайского края
Основные задачи восстановление конкурентоспособности промышленных
Программы предприятий, находящихся в состоянии
экономического кризиса;
реализация организационно - технических
мероприятий и инновационных проектов,
направленных на стабилизацию промышленного
производства и создание условий для его развития
на качественно новом уровне;
реализация инновационных проектов по созданию
конкурентоспособных промышленных производств
Целевые индикаторы и индикаторы:
показатели Программы доля промышленности в структуре валового
регионального продукта Алтайского края;
доля налоговых поступлений от промышленного
производства в краевой и местные бюджеты;
динамика численности работающих в
промышленности;
динамика соотношения средней заработной
платы в промышленности и средней заработной платы
по краю;
динамика структурных изменений в
промышленном производстве;
показатели:
объем отгруженных товаров собственного
производства промышленных предприятий Алтайского
края в сопоставимых ценах;
число убыточных промышленных предприятий в
Алтайском крае;
издержки производства на один рубль
реализованной продукции;
загрузка мощностей;
коэффициент износа основных фондов;
выпуск инновационной продукции в объеме продаж
Сроки реализации 2006-2008 годы
Программы
Ресурсное обеспечение источниками финансирования Программы
Программы являются средства краевого бюджета и собственные
средства промышленных предприятий Алтайского
края.
Объем финансирования Программы из краевого
бюджета составляет 788630 тыс. рублей, в том
числе:
2006 год - 200400 тыс. рублей;
2007 год - 281660 тыс. рублей;
2008 год - 306570 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы подлежит
ежегодному уточнению при формировании краевого
бюджета на очередной финансовый год.
Кадровое обеспечение Программы
осуществляется за счет создания в Алтайском крае
адаптивной системы подготовки и переподготовки
кадров.
Ожидаемые результаты рост промышленного производства в Алтайском
реализации Программы крае к 2008 году на 17,5 млрд. руб., создание
и показатели 8400 новых рабочих мест, увеличение налоговых
социально- поступлений в бюджеты всех уровней на 511,9 млн.
экономической руб., получение дополнительной прибыли в объеме
эффективности 1,7 млрд. руб. при достижении средней
рентабельности промышленного производства - 10
процентов
Контроль за Администрация Алтайского края
реализацией Программы
1. Характеристика состояния промышленного производства Алтайского края
Вклад промышленности в экономику и социальное развитие Алтайского края характеризуется следующими показателями:
доля промышленной продукции и услуг в валовом региональном продукте составляет 22,1 процента;
промышленное производство определяет занятость населения, особенно в городах Алтайского края;
финансовые результаты работы промышленности предопределяют наполняемость краевого и местных бюджетов.
Промышленное производство остается отраслью экономики, определяющей научно-технический, производственный и кадровый потенциал Алтайского края. Вместе с тем нарастающие негативные тенденции в работе предприятий привели к сокращению в 2,5 раза объема промышленного производства в 2004 году по сравнению с уровнем 1990 года в сопоставимых ценах. По ряду отраслей, имевших наиболее высокий удельный вес в объеме промышленного производства Алтайского края в 1990 году, произошло более глубокое, чем в целом по Российской Федерации, падение объемов производства (машиностроение - в 5 раз, легкая промышленность - почти в 10 раз, химическая и нефтехимическая промышленность - в 2 раза). За период с 1999 по 2004 годы произошло снижение доли налоговых поступлений в краевой бюджет от промышленных предприятий (25,8 процента в 2004 году по сравнению с 45,7 процента в 1999 году). Задолженность промышленных предприятий Алтайского края в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней в структуре кредиторской задолженности составляет 25,8 процента.
Негативное влияние на экономику и социальную сферу Алтайского края оказывает сокращение доли налоговых поступлений от промышленного производства в бюджеты всех уровней и снижение занятости населения на промышленных предприятиях. По сравнению с 1990 годом численность работающих в промышленности края сократилась почти вдвое. Если в 1991 году промышленность обеспечивала рабочими местами более 30 процентов занятого в экономике края трудоспособного населения (около 400 тыс. чел.), в 1999 году - 20 процентов (221,8 тыс. чел.), то в 2004 году - 18,3 процента (202,4 тыс. чел.).
Отмечаемая положительная динамика промышленного производства в 1999 -2004 годах объясняется как сохраняющимся внутренним спросом, так и наличием избыточных производственных мощностей. При этом качественных изменений, обеспечивающих постоянный промышленный рост, стабильное финансовое положение и устойчивую конкурентоспособность, на большинстве промышленных предприятий в Алтайском крае в указанный период не произошло. Эффективность используемых основных фондов и технологий остается низкой. Фондоотдача, несмотря на прогрессирующее снижение стоимости основных фондов, остается в целом по промышленности очень низкой (1,07 руб. на 1 рубль основных фондов). Использование среднегодовой мощности основных производственных фондов в производстве значительной части промышленной продукции не превышает 30 процентов.
Не более 45,9 процента рынка потребительских товаров удовлетворяется продукцией, производимой в Алтайском крае, в том числе по продовольственной группе - не более 80 процентов, по непродовольственной - не более 14,7 процента. Недостающая часть покрывается продукцией предприятий других регионов России и импортными поставками. Емкость внутреннего рынка непродовольственных потребительских товаров составляет 34,6 млрд. руб. и стабильно растет, открывая устойчивые рыночные перспективы для алтайской промышленности. Период до 2008 года будет характеризоваться нарастанием остроты конкуренции в продвижении продукции на рынки края и Российской Федерации. Проникновение на алтайский рынок производителей из соседних регионов Сибири, а в отдельных случаях и российских производителей из центральных территорий Российской Федерации обостряет конкурентную борьбу. В этой ситуации негативное влияние на конкурентоспособность промышленных предприятий края оказывает низкий уровень патентной защищенности продукции и используемых технологий.
Действующие технологии и технологическое оборудование на предприятиях Алтайского края физически и морально устарели и не удовлетворяют условиям, предъявляемым рынком; систем управления издержками на предприятиях практически нет. Коэффициент обновления основных производственных фондов промышленных предприятий Алтайского края, по данным Алтайкрайстата, в 4-5 раз ниже нормативного уровня.
Отрицательно сказывается на решении предприятиями проблем повышения эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции нехватка высококвалифицированных специалистов, высокая текучесть и старение персонала, низкий уровень оплаты труда рабочих и специалистов.
Продолжается процесс дифференциации крупных и средних предприятий по уровню финансовой устойчивости. Комплексная оценка промышленных предприятий позволила дифференцировать их по следующим группам:
I группа - развивающиеся предприятия (40,8 процента от общего объема промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края);
II группа - предприятия с устойчивым финансовым состоянием и положением на рынке (11,4 процента от общего объема промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края):
III группа - предприятия с неустойчивым финансовым состоянием и положительной динамикой основных показателей (21,4 процента от общего объема промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края);
IV группа - предприятия с неустойчивым финансовым состоянием и отрицательной динамикой основных показателей (4,4 процента от общего объема промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края);
V группа - предприятия, находящиеся в кризисном состоянии (2,1 процента от общего объема промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края).
Таким образом, 52 процента промышленной продукции производится на крупных и средних предприятиях, которые имеют устойчивое финансовое положение (I и II группы). Доля объемов производства малых предприятий в общем объеме производства промышленной продукции выросла с 5,4 до 7,4 процента (без учета деятельности индивидуальных предпринимателей); при этом темпы роста промышленного производства на малых предприятиях стабильно превышают рост производства на крупных и средних предприятиях. Средняя рентабельность малых промышленных предприятий низкая (около 3,0 процентов), образуемая у них прибыль не может служить источником капитальных вложений в основные фонды и расширенное воспроизводство продукции.
2. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы
Цель реализации Программы - стабилизация промышленного производства и переход к качественным преобразованиям в промышленности Алтайского края.
К приоритетным отраслям следует отнести:
пищевую промышленность (включая мукомольно-крупяную);
производство фармацевтической, витаминной продукции и лекарственных препаратов преимущественно на основе местного сырья;
производство тракторной и сельскохозяйственной техники для удовлетворения потребностей агропромышленного комплекса;
энергетическое машиностроение и производство транспортных средств;
дизелестроение;
производство химической продукции;
производство строительных материалов;
легкую промышленность;
лесную, деревообрабатывающую промышленность;
горно-добывающую# промышленность.
Задачи Программы:
восстановление конкурентоспособности убыточных предприятий;
реализация сформированных совместно с промышленными предприятиями и администрациями муниципальных образований организационно-технических мероприятий и инновационных проектов, направленных на стабилизацию промышленного производства и создание условий для качественного развития;
реализация инновационных проектов по созданию новых конкурентоспособных промышленных производств, а также расширению предпринимательства в сфере промышленного производства в городах и сельских населенных пунктах;
внедрение организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности и безопасности энергосистемы Алтайского края;
создание инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей ее эффективность, возможность использования промышленными предприятиями современных технологий в области патентных, маркетинговых исследований;
обеспечение методического сопровождения процессов реструктуризации и реформирования промышленных предприятий;
разработка инструментов и механизмов регулирования деятельности промышленных предприятий на территории Алтайского края и оказания им целевой инвестиционной поддержки.
Приоритетные направления реализации Программы:
повышение уровня конкурентоспособности промышленных предприятий, в первую очередь градообразующих и находящихся в кризисном состоянии;
диверсификация и стимулирование качественных преобразований промышленного производства, достижение на этой основе роста объемов продукции, повышения финансовой результативности и занятости населения на промышленных предприятиях в Алтайском крае;
оказание инвестиционной финансовой поддержки предприятиям приоритетных отраслей промышленности Алтайского края.
Реализация инвестиционных проектов направлена на создание в Алтайском крае интегрированных научно-производственных комплексов (промышленных кластеров) по производству конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции. Образование интегрированных промышленных комплексов (кластеров) является эффективным направлением промышленной политики в Алтайском крае, обеспечивающим поддержку создания и производства конкурентоспособной продукции, имеющей устойчивый рыночный спрос. К задачам, стоящим перед такими комплексами, следует отнести:
объединение и концентрацию ресурсов предприятий и научных организаций для создания и совместного производства конкурентоспособной продукции;
расширение рынков сбыта и увеличение объемов продаж путем разработки и реализации совместных маркетинговых программ;
сокращение издержек производства и повышение финансовых результатов;
проведение единой ценовой, а также инновационной и научно-технической политики;
координацию действий в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и привлечение инвестиций.
Механизмом реализации процесса организации интегрированных комплексов является на настоящем этапе заключение договоров о совместной деятельности предприятий и организаций-участников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанная форма организации интегрированных производств позволит решить стоящие перед ними задачи.
В Программе предусмотрены организационные меры по восстановлению конкурентоспособности предприятий, отнесенных к предприятиям с неустойчивым финансовым и рыночным положением и предприятиям, находящимся в кризисном состоянии.
3. Ресурсное обеспечение Программы
3.1. Объемы и источники финансирования мероприятий Программы (приведены в Таблице).
Источники финансирования:
собственные средства промышленных предприятий (по согласованию);
банковские кредиты;
средства, предусмотренные в краевом бюджете на соответствующий финансовый год на субсидирование части банковской процентной ставки, лизинг оборудования и субсидирование налога на имущество.
Расчет необходимых объемов финансирования Программы за счет средств краевого бюджета выполнен исходя из форм поддержки, указанных в представленных предприятиями проектах. При дальнейшей работе по реализации Программы предполагается выбор наиболее рациональных форм бюджетной поддержки мероприятий, включенных в Программу, в части кредитования, страхования, залога, налогообложения и других форм.
Объемы и источники финансирования Программы ежегодно уточняются на основании закона Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
3.2. Кадровое обеспечение.
Обеспечение промышленного производства Алтайского края трудовыми ресурсами будет осуществляться за счет:
формирования краевого государственного заказа на подготовку специалистов учреждениями профессионального образования всех уровней, основанного на среднесрочном прогнозе изменения ситуации в отраслях экономики, муниципальных образованиях края, прогнозе потребности в специалистах определенной квалификации на среднесрочную перспективу;
создания адаптивной системы образования, оперативно реагирующей на запросы рынка труда, обеспечивающей подготовку (переподготовку) рабочих, специалистов, руководителей, способных эффективно работать в сложившихся экономических условиях;
создания механизма взаимодействия учреждений профессионального образования всех уровней и промышленных предприятии в процессе обучения специалистов для удовлетворения требований предприятий к качеству подготовки и сокращения времени на адаптацию выпускников учебных заведений;
разработки и внедрения на предприятиях экономических механизмов, обеспечивающих закрепление молодых специалистов.
4. Ожидаемые результаты выполнения Программы
Увеличение промышленного производства к 2008 году ожидается на 17,5 млрд. руб. (среднегодовой темп роста объемов - около 6 процентов), увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней - на 511,9 млн. руб., создание 8400 новых рабочих мест, получение дополнительной прибыли в объеме 1,7 млрд. руб. (таблица) при достижении средней рентабельности промышленного производства - 10 процентов. Соотношение средств краевого бюджета, направляемых на субсидирование части банковской процентной ставки, и ожидаемого роста отчислений в бюджеты составляет 1:3.
Оценка результатов реализации Программы выполнена с учетом прогноза состояния рынков промышленной продукции.
5. Механизм реализации Программы
Для реализации Программы и оказания организационно-методической и консультативной помощи исполнителям мероприятий Программы при управлении Алтайского края по промышленности и энергетике создается рабочая группа.
Отраслевые органы исполнительной власти Алтайского края ежегодно до 1 августа осуществляют сбор заявок от промышленных предприятий на реализацию инвестиционных проектов с участием краевого бюджета, с учетом приоритетных направлений развития края формируют реестр инвестиционных и инновационных проектов и направляют его в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края и в рабочую группу. Рабочая группа после рассмотрения поступивших проектов дает рекомендации и заключение о целесообразности их финансирования.
Финансирование проектов осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края по решению краевой инвестиционной комиссии и Наблюдательного Совета краевого лизингового фонда. По результатам конкурсного отбора принимаются нормативные правовые акты Администрации Алтайского края о выделении средств краевого бюджета.
Управление Алтайского края по промышленности и энергетике совместно с другими органами исполнительной власти Алтайского края в рамках своих полномочий:
проводит анализ показателей настоящей Программы, при необходимости предлагает меры по ее корректировке и представляет в Администрацию Алтайского края и Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края ежеквартальные и годовые отчеты;
организует и оказывает методическую помощь предприятиям по разработке бизнес-планов с привлечением инжиниринговых и консалтинговых фирм;
организует и проводит информационное освещение хода, а также результатов реализации настоящей Программы в средствах массовой информации, на конференциях, семинарах, "круглых столах".
Мониторинг хода реализации Программы осуществляется по основным показателям Программы.
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края:
формирует сводный перечень организаций и проектов, претендующих на государственную поддержку, проводит экспертизу проектов для последующего вынесения их на рассмотрение краевой инвестиционной комиссии или Наблюдательного Совета краевого лизингового фонда;
подготавливает и представляет в Администрацию Алтайского края в установленном порядке бюджетную заявку на государственную поддержку на следующий финансовый год;
с участием органов исполнительной власти Алтайского края до 1 марта подготавливает главе Администрации Алтайского края информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования бюджетных средств.
Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике осуществляет финансирование мероприятий Программы в рамках исполнения краевого бюджета.
Выделение средств краевого бюджета на научное сопровождение Программы осуществляется в рамках финансирования плана научных исследований и инновационных проектов на очередной финансовый год через краевое государственное научно-исследовательское учреждение "Алтайский научно-образовательный комплекс".
Правовые условия реализации Программы обеспечиваются законом Алтайского края "О промышленной политике", законом Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае".
Мероприятия Программы указаны в Таблице.
Таблица
Мероприятия краевой целевой программы "Развитие промышленного
производства в Алтайском крае" на 2006-2008 годы
N п/п |
Наименование мероприятий | Средства краевого бюджета на субсидирование части банковской процентной ставки, млн. руб. |
Средства краевого бюджета на лизинг промышленного оборудования, млн. руб. |
Средства краевого бюджета на субсидирование налога на имущество, млн. руб. |
Средства краевого бюджета на субсидирование банковской процентной ставки участникам лизинговой деятельности, млн. руб. |
Средства краевого бюджета на субсидирование налога на прибыль, млн. руб. |
Исполнители | |||||||||||||||
всего |
в том числе |
всего |
в том числе |
всего |
в том числе |
всего |
в том числе |
всего |
в том числе | |||||||||||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||||||
1 | Реструктуризация, реконструкция, техническое перевооружение и расширение действующих предприятий и отдельных производств |
239,82 | 63,54 | 91,29 | 84,99 | 40,00 | 0 | 20,00 | 20,00 | 45,00 | 15,00 | 15,00 | 15,00 | 58,00 | 20,00 | 18,00 | 20,00 | 50,00 | 0 | 20,00 | 30,00 | промышленные предприятия (по согласованию) |
2 | Создание новых конкурентоспособных производств |
59,66 | 11,36 | 23,88 | 24,42 | 99,00 | 42,00 | 26,00 | 31,00 | 22,00 | 5,00 | 7,00 | 10,00 | 39,00 | 12,0 | 12,00 | 15,00 | 30,00 | 0 | 10,00 | 20,00 | промышленные предприятия (по согласованию) |
3 | Развитие малого предпринимательства в сфере промышленного производства в муниципальных образованиях, в том числе |
45,51 | 12,62 | 14,41 | 18,48 | 26,00 | 8,00 | 9,00 | 9,00 | 23,00 | 8,00 | 10,00 | 5,00 | предприятия малого бизнеса в сфере промышленного производства (по согласованию), администрации муниципальных образований (по согласова- нию) |
||||||||
малых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности |
15,51 | 7,62 | 4,41 | 3,48 | ||||||||||||||||||
4 | Повышение эффективности и безопасности энергосистемы региона |
11,64 | 2,88 | 5,08 | 3,68 | промышленные предприятия (по согласованию) |
||||||||||||||||
5 | Научно-методическое сопровождение Программы: |
|||||||||||||||||||||
5.1 | методическое обеспечение процесса комплексной реструктуризации и реформирования промышленных предприятий с целью достижения ими конкурентоспособного уровня |
ГОУ ВПО АлтГТУ им. И.И. Ползунова (по согласованию) |
||||||||||||||||||||
5.2 | маркетинговые исследования отраслей и рынков промышленной продукции крупных и средних промышленных предприятий края |
ГОУ ВПО АлтГТУ им. И.И. Ползунова (по согласованию) |
||||||||||||||||||||
6 | Создание инфраструктуры инновационной деятельности: |
|||||||||||||||||||||
6.1 | создание центра промышленной субконтрактации и партнерства крупного и малого бизнеса |
управление Алтайского края по развитию предприниматель- ства и рыночной инфраструктуры, управление Алтайского края по промышленности и энергетике |
||||||||||||||||||||
6.2 | организация постоянно действующего выставочного комплекса изобретений и усовершенствований продукции, технологий |
Алтайская краевая общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (по согласованию) |
||||||||||||||||||||
6.3 | разработка и внедрение схемы коммерциализации результатов научно-исследовательских работ и инновационной деятельности на основе использования научно-технического портала |
Автономная некоммерческая организация "Институт проблем промышленного развития" (по согласованию) |
||||||||||||||||||||
Итого | 356,63 | 90,40 | 134,66 | 131,57 | 165, 00 |
50,00 | 55,00 | 60,00 | 67,00 | 20,00 | 22,00 | 25,00 | 120,00 | 40,00 | 40,00 | 40,00 | 80,00 | 0 | 30,00 | 50,00 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях стабилизации промышленного производства и перехода к качественным преобразованиям в данной сфере в крае утверждена Программа на 2006 - 2008 гг., задачи которой заключаются в поддержке предприятий, находящихся в состоянии экономического кризиса; реализации организационно-технических мероприятий и инновационных проектов, направленных на стабилизацию промышленного производства и создание условий для его развития на качественно новом уровне; реализации инновационных проектов по созданию конкурентоспособных промышленных предприятий. Финансирование Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета и собственных средств промышленных предприятий.
В ходе выполнения программных мероприятий планируется рост промышленного производства в Алтайском крае к 2008 г. на 17,5 млрд. руб., создание 8400 новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на 511,9 млн. руб., получение дополнительной прибыли в объеме 1,7 млрд. руб. при достижении средней рентабельности промышленного производства - 10 процентов.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Закон Алтайского края от 6 июля 2006 г. N 58-ЗС "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2006-2008 годы"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Алтайская правда" от 15 июля 2006 г. N 216-217, Сборнике законодательства Алтайского края, июль 2006 г. N 123, ч.1, с.93