Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением администрации
Кичменгско-Городецкого муниципального района
от 11.09.2019 года N 755
Положение
об организации предоставления дополнительного образования детей в образовательных организациях Кичменгско-Городецкого муниципального района
18 октября 2019 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации предоставления дополнительного образования детей в образовательных организациях Кичменгско-Городецкого муниципального района (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 года N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"и иными нормативными правовыми актами.
1.2. Организацию предоставления дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным программам (далее - дополнительное образование) в муниципальных образовательных организациях и обеспечение соблюдения требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к предоставлению дополнительного образования, осуществляет администрация Кичменгско-Городецкого муниципального района в лице управления образования администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района (далее - управление образования).
1.3. Дополнительное образование предоставляется дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями, организациями дополнительного образования, имеющими лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее - образовательные организации).
2. Цели и задачи
2.1. Целями организации предоставления дополнительного образования детей в образовательных организациях являются:
- создание условий для функционирования и развития системы дополнительного образования детей в Кичменгско-Городецком муниципальном районе.
2.2. Основными задачами организации предоставления дополнительного образования детей в образовательных организациях являются:
- сохранение сети образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования и развития детей;
- развитие и совершенствование направленности реализуемых программ дополнительного образования и развития детей;
- увеличение доли обучающихся, занятых в системе дополнительного образования;
- совершенствование системы управления дополнительным образованием.
3. Система дополнительного образования детей на территории Кичменгско-Городецкого муниципального района
3.1. Система дополнительного образования детей является частью системы образования Кичменгско-Городецкого муниципального района и включает совокупность:
- образовательных организаций;
- дополнительных общеобразовательных программ;
- педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
3.2. Система дополнительного образования детей организуется:
- образовательными организациями дополнительного образования;
- образовательными организациями общего и дошкольного образования, реализующими программы дополнительного образования детей за пределами определяющих их статус основных образовательных программ.
3.2.1. Реализация дополнительных общеобразовательных программ осуществляется образовательными организациями на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам.
3.2.2. Образовательные организации, предоставляющие услуги дополнительного образования детей, создают необходимые условия для образовательного процесса, которые должны соответствовать требованиям действующего законодательства.
3.2.3. Образовательные организации дополнительного образования могут оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций:
- в реализации дополнительных общеобразовательных программ,
- в организации досуговой и внеучебной деятельности обучающихся,
- в организации внеурочной деятельности обучающихся,
- молодежным и детским общественным объединениям и организациям.
3.2.4. Образовательная организация может создавать объединения в других образовательных организациях. Отношения между ними определяются договором.
3.2.5. Образовательные организации дополнительного образования организуют и проводят районные массовые мероприятия, создают необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).
3.3. Дополнительные общеобразовательные программы.
3.3.1. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.
Подпункт 3.3.2 изменен. - Постановление Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области от 18 октября 2019 г. N 853
3.3.2. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового и физического воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
3.3.3. Содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией.
3.3.4. Образовательные организации, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
3.3.5. При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.
3.3.6. При реализации дополнительных общеобразовательных программ образовательной организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
Пункт 3.4 изменен. - Постановление Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области от 18 октября 2019 г. N 853
3.4. Участниками образовательного процесса в образовательных организациях являются:
- обучающиеся;
- педагогические работники и их представители;
- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
- образовательная организация.
3.4.1. Отношения между образовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся регулируются договором, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
4. Порядок предоставления дополнительного образования образовательными организациями
4.1. Образовательные организации самостоятельно разрабатывают основную дополнительную общеобразовательную программу с учетом запросов и потребностей социума, особенностей социально-экономического развития района, национально-культурных традиций.
Основной дополнительной общеобразовательной программой определяются содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательным программам.
4.2. Образовательные организации могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
4.3. Для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей образовательные организации, с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм, составляют учебный календарный график, учебный план и расписание занятий объединений.
4.4. Образовательные организации организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально.
4.5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
4.6. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, по представлению педагогических работников, с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
4.7. Охват количества обучающихся при формировании муниципального задания определяется управлением образования с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
4.8. Наполняемость групп определяется на основе дополнительных общеобразовательных программ и их направленностей, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, и определяются локальным нормативным актом образовательной организации.
4.9. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях по интересам, менять их. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав, при наличии условий и согласия руководителя объединения.
4.10. Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).
Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Кратность занятий в неделю и их продолжительность в учреждениях дополнительного образования должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Занятия в организациях дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16 - 18 лет допускается окончание занятий в 21.00 час.
Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день.
После 30 - 45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин.
4.11. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются образовательной организацией самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
4.12. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
4.13. Образовательные организации самостоятельно определяют и регламентируют локальным нормативным актом порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
4.14. Прием детей в образовательные организации регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации.
Зачисление детей в образовательные организации для обучения по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется приказом руководителя образовательной организации на основании заявления родителей (законных представителей).
Зачисление детей в образовательные организации для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.
Перевод обучающегося из одного объединения в другое по выбору обучающегося осуществляется приказом руководителя образовательной организации на основании заявления родителей (законных представителей).
5. Сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования
5.1. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
5.2. Организации дополнительного образования детей могут оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций:
- в реализации дополнительных общеобразовательных программ,
- в организации досуговой деятельности детей,
- в организации внеурочной деятельности детей в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее ФГОС ОО).
Организации дополнительного образования детей могут оказывать помощь молодежным и детским общественным объединениям и организациям.
Взаимодействие образовательных организаций общего и дополнительного образования осуществляется на договорной основе.
5.3. При организации внеурочной деятельности общеобразовательная организация может засчитывать результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ организаций дополнительного образования, что должно быть регламентировано локальным актом общеобразовательной организации о порядке зачёта результатов освоения обучающимися дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам.
5.3.1. Подлежат зачету дополнительные образовательные программы при наличии следующих условий:
- соответствие программы направленности внеурочной деятельности;
- наличие подтверждающих документов об освоении и результатах обучения по дополнительной общеобразовательной программе.
5.3.2. Для получения зачета результатов освоения обучающимися дополнительных образовательных программ обучающийся или родитель (законный представитель) несовершеннолетнего обучающегося представляют в образовательную организацию следующие документы:
- заявление о зачете программы;
- справку об обучении обучающегося в организации дополнительного образования, имеющего лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе соответствующей направленности.
5.3.3. Общеобразовательная организация вправе запросить у обучающегося или его родителей (законных представителей) дополнительные документы и сведения об обучении в другом учреждении, осуществляющем образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
5.4. Часы внеурочной деятельности учебного плана общеобразовательной организации могут проводиться на базе организаций дополнительного образования педагогами дополнительного образования при условии наличия необходимой курсовой подготовки.
В данной модели при проведении часов внеурочной деятельности используются ресурсы организации дополнительного образования. Между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования заключается договор о совместной деятельности в сетевом взаимодействии образовательных организаций.
5.5. Часы внеурочной деятельности учебного плана общеобразовательного учреждения могут проводиться педагогами дополнительного образования на базе самого общеобразовательного учреждения при условии наличия необходимой материально-технической и учебно-методической базы, наличия курсовой подготовки педагогов.
6. Условия предоставления дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам
6.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов образовательная организация организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
6.2. Образовательные организации должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами.
6.3. Сроки обучения по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации - для обучающихся детей-инвалидов.
6.4. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
6.5. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в учреждении, осуществляющем образовательную деятельность, так и по месту жительства.
6.6. Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по месту жительства по индивидуальному учебному плану осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей).
6.7. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
6.8. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература.
6.9. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.
7. Функции управления образования по организации предоставления дополнительного образования детей
К полномочиям управления образования относятся:
- создание на территории района вариативной сети образовательных учреждений, предоставляющих услуги дополнительного образования различного уровня и направленности;
- обеспечение соблюдения законодательства в области организации предоставления дополнительного образования и контроля за выполнением образовательных программ;
- осуществление поддержки и регулирования инновационной деятельности организаций дополнительного образования в Кичменгско-Городецком муниципальном районе;
- формирование и утверждение на каждый календарный год образовательной организацией муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) по предоставлению дополнительного образования и осуществляет контроль их выполнения;
- согласование программы развития образовательных организаций;
- обеспечение содержание зданий и сооружений образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий путем разработки и реализации муниципальных программ и принятием мер в пределах своей компетенции по организации безопасного функционирования образовательных организаций в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, государственного пожарного надзора, инспекции по охране труда и технике безопасности;
- иные функции, связанные с организацией предоставления дополнительного образования.
8. Компетенция образовательной организации дополнительного образования
8.1. Образовательная организация дополнительного образования детей:
- реализует дополнительные образовательные программы;
- оказывает образовательные услуги, предусмотренные уставом организации, в интересах личности, общества, государства;
- создает и обеспечивает необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей.
8.2. Образовательная организация несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, реализацию не в полном объеме дополнительных образовательных программ, за качество образования и сохранность контингента объединений дополнительного образования детей, жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод детей и работников учреждения, иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
8.3. По инициативе обучающихся в организациях дополнительного образования могут создаваться детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация образовательной организации оказывает содействие в работе таких объединений и организаций.
9. Финансовое обеспечение
9.1. Финансовое обеспечение деятельности образовательной организации осуществляется на основе муниципального задания, сформированного и утвержденного управлением образования в порядке, определенном администрацией Кичменгско-Городецкого муниципального района. Образовательная организация не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
9.2. Финансовое обеспечение образовательных организаций детей осуществляется за счет:
- средств бюджета Кичменгско-Городецкого муниципального района;
- добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;
- дополнительных финансовых средств, полученных за предоставленные платные дополнительные образовательные услуги, предусмотренные уставом образовательной организации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области от 11 сентября 2019 г. N 755... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.