Постановление Правительства РФ от 23 мая 2020 г. N 741
"Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобусов"
15 сентября 2020 г., 9 марта 2022 г., 9 декабря 2023 г.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения технического осмотра автобусов.
Пункт 2 изменен с 1 сентября 2022 г. - Постановление Правительства России от 9 марта 2022 г. N 306
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и действует до 1 марта 2027 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 мая 2020 г. N 741
Правила
организации и проведения технического осмотра автобусов
15 сентября 2020 г., 9 марта 2022 г., 9 декабря 2023 г.
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения технического осмотра автобусов.
2. В настоящих Правилах под автобусами понимаются транспортные средства категорий М 2 и М 3, подлежащие государственной регистрации в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
3. Настоящие Правила не применяются к отношениям, связанным с проведением технического осмотра автобусов органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, имеющих особенности конструкции и (или) специально оборудованных для решения задач оперативно-разыскной деятельности.
Пункт 4 изменен с 1 октября 2020 г. - Постановление Правительства России от 15 сентября 2020 г. N 1434
4. Технический осмотр автобусов проводится в порядке, предусмотренном Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1434 "Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила проведения технического осмотра), с учетом требований настоящих Правил.
5. Технический осмотр автобусов, в том числе повторный, проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств М 2 и М 3 (далее - оператор технического осмотра), с участием сотрудника подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которого возложены обязанности по участию в проведении технического осмотра автобусов (далее - уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов), в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником, участвующим в проведении технического осмотра автобусов, в свободном формате в режиме реального времени на официальном сайте оператора технического осмотра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на основании заявок, представляемых владельцами автобусов (далее соответственно - график, заявка).
6. Владелец автобуса посредством телефонной связи и (или) по электронной почте обращается к любому оператору технического осмотра в любой пункт технического осмотра вне зависимости от места государственной регистрации автобуса и представляет заявку, содержащую информацию о желаемой дате прохождения технического осмотра, сведения о марке, модели, идентификационном номере (номере кузова или шасси - в случае отсутствия идентификационного номера) и государственном регистрационном номере (при наличии) автобуса, а также сведения о номерах телефонов и (или) адресах электронной почты для информирования владельца автобуса о принятом в отношении заявки решении (далее - заявитель).
7. Решение о включении заявки в график или о невозможности ее включения в график и информирование заявителя о принятом в отношении заявки решении осуществляется оператором технического осмотра в течение 1 рабочего дня со дня поступления заявки к оператору технического осмотра.
Решение о невозможности включения заявки в график принимается в случае непредставления заявителем в полном объеме сведений, указанных в пункте 6 настоящих Правил, и (или) отсутствия в графике свободного времени для прохождения технического осмотра в желаемую дату, указанную в заявке.
Правила дополнены пунктом 7 1 с 20 декабря 2023 г. - Постановление Правительства России от 9 декабря 2023 г. N 2092
7 1. В случае невозможности представления для проведения технического осмотра включенного в график автобуса допускается его замена на иной автобус на основании заявки, представленной его владельцем.
Пункт 8 изменен с 20 декабря 2023 г. - Постановление Правительства России от 9 декабря 2023 г. N 2092
8. Проведение технического осмотра автобусов осуществляется не ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления к оператору технического осмотра заявки, в отношении которой принято решение о ее включении в график, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 1 настоящих Правил и абзацем вторым настоящего пункта.
Проведение повторного технического осмотра автобуса может осуществляться ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления к оператору технического осмотра заявки, в том числе в день ее подачи заявителем, при условии наличия в графике свободного времени для прохождения технического осмотра в желаемую дату, указанную в заявке.
9. Уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов, осуществляет предусмотренные настоящими Правилами действия в пунктах технического осмотра (на передвижных диагностических линиях), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором проходит службу, в день, предусмотренный графиком, и в пределах продолжительности его рабочего времени.
10. Оператор технического осмотра обеспечивает доступ уполномоченного сотрудника, участвующего в проведении технического осмотра автобусов, в пункт технического осмотра (на передвижную диагностическую линию), а также к показаниям средств технического диагностирования линии технического осмотра (передвижной диагностической линии) оператора технического осмотра.
11. При проведении технического осмотра автобусов техническим экспертом оператора технического осмотра в присутствии уполномоченного сотрудника, участвующего в проведении технического осмотра автобусов, проводится техническое диагностирование с использованием средств технического диагностирования утвержденного типа, внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений и прошедших поверку в установленном порядке.
Результаты технического диагностирования технический эксперт вносит в сформированную им в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту согласно приложению.
Пункт 12 изменен с 20 декабря 2023 г. - Постановление Правительства России от 9 декабря 2023 г. N 2092
12. В ходе проведения технического осмотра автобусов уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра, проверяет с обязательным применением видеозаписи, осуществляемой цифровой аппаратурой (в том числе носимыми видеорегистраторами, видеокамерами, фотоаппаратами с функцией видеозаписи):
а) соответствие результатов технического диагностирования требованиям к транспортным средствам категории М 2 или М 3, указанным в приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра;
б) соответствие автобуса данным, указанным в свидетельстве о регистрации транспортного средства или паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства), а также в государственном реестре транспортных средств.
13. После осуществления действий, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящих Правил, уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра, вносит в сформированную техническим экспертом оператора технического осмотра в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении) и удостоверяет запись усиленной квалифицированной электронной подписью.
14. Автобус, в отношении которого оформлена диагностическая карта, содержащая заключение о несоответствии его обязательным требованиям безопасности транспортных средств (не подтверждающая допуск к участию в дорожном движении), подлежит повторному техническому осмотру, проводимому в порядке, предусмотренном Правилами проведения технического осмотра, с учетом требований настоящих Правил, а также с учетом особенностей, установленных статьей 18 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приложение изменено с 1 сентября 2022 г. - Постановление Правительства России от 9 марта 2022 г. N 306
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам организации и проведения
технического осмотра автобусов
(с изменениями от 15 сентября 2020 г.,
9 марта 2022 г.)
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Certificate of periodic technical inspection
Регистрационный номер |
Срок действия до |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оператор технического осмотра: |
|
|||||||
Пункт технического осмотра (передвижная диагностическая линия): | ||||||||
Первичная проверка |
|
|
Повторная проверка |
|
|
|||
Регистрационный номер ТС: |
|
Марка, модель ТС: |
|
|||||
VIN |
|
Категория ТС: |
|
|||||
Номер рамы |
|
Год выпуска ТС: |
|
|||||
Номер кузова |
|
|
|
|||||
СРТС или ПТС (ЭПТС) (серия, номер, выдан (оформлен) кем, когда): |
|
|||||||
Тахограф или контрольное устройство (тахограф) (марка, модель, серийный номер): |
|
N 1 |
Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра |
|
N 1 |
Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра |
|
N 1 |
Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра |
|
I. Тормозные системы |
19 |
Наличие и расположение внешних световых приборов в местах, предусмотренных конструкцией |
|
38 |
Отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя. Соответствие полосы пленки в верхней части ветрового стекла установленным требованиям |
|
||
1 |
Соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения |
|
20 |
Соответствие источника света в фарах, формы, цвета и размера фар и их расположения. Наличие светоотражающей контурной маркировки, отсутствие ее повреждения и отслоения |
|
43 |
Отсутствие продольного люфта в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача |
|
2 |
Соответствие разности тормозных сил установленным требованиям |
|
IV. Стеклоочистители и стеклоомыватели |
44 |
Оснащение транспортных средств исправными ремнями безопасности |
|
||
3 |
Работоспособность рабочей тормозной системы автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения |
|
21 |
Наличие и работоспособность предусмотренных изготовителем транспортного средства стеклоочистителей и стеклоомывателей |
|
45 |
Надежное крепление поручней, запасного колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинской аптечки в автобусах |
|
4 |
Отсутствие утечек сжатого воздуха из колесных тормозных камер |
|
V. Шины и колеса |
46 |
Работоспособность механизмов регулировки сидений |
|
||
5 |
Отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе |
|
22 |
Соответствие высоты рисунка протектора шин установленным требованиям |
|
49 |
Работоспособность держателя запасного колеса, лебедки и механизма подъема-опускания запасного колеса |
|
6 |
Отсутствие трещин или остаточной деформации деталей тормозного привода |
|
23 |
Отсутствие признаков непригодности шин к эксплуатации |
|
51 |
Работоспособность устройства или системы вызова экстренных оперативных служб |
|
7 |
Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем. Работоспособность устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы, манометров пневматического и пневмогидравлического тормозного привода |
|
24 |
Наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес |
|
52 |
Отсутствие изменений в конструкции транспортного средства, внесенных в нарушение установленных требований |
|
25 |
Отсутствие трещин на дисках и ободьях колес, а также видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес |
|
53 |
Соответствие транспортных средств категорий М2 и М3 установленным дополнительным требованиям |
|
|||
8 |
Отсутствие набухания тормозных шлангов под давлением, трещин и видимых мест перетирания |
|
26 |
Установка шин на транспортное средство в соответствии с требованиями |
|
54 |
Соответствие специальных и специализированных транспортных средств дополнительным требованиям |
|
9 |
Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов |
|
VI. Двигатель и его системы |
55 |
Наличие работоспособного тахографа или работоспособного контрольного устройства (тахографа) |
|
||
II. Рулевое управление |
27 |
Соответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств установленным требованиям |
|
|
|
|
||
10 |
Работоспособность усилителя рулевого управления. Плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса |
|
28 |
Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания, а также подсоса воздуха и (или) утечки отработавших газов, минуя систему выпуска |
|
|||
11 |
Отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе |
|
29 |
Работоспособность запорных устройств и устройств перекрытия топлива |
|
|||
12 |
Отсутствие превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении |
|
30 |
Соответствие системы питания газобаллонных транспортных средств, ее размещения и установки установленным требованиям |
|
|||
13 |
Отсутствие повреждения и полная комплектность деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма |
|
VII. Прочие элементы конструкции |
|||||
14 |
Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления. |
|
31 |
Наличие зеркал заднего вида в соответствии с требованиями |
|
|
|
|
32 |
Соответствие нормам светопропускания ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя |
|
||||||
15 |
Отсутствие не предусмотренных конструкцией устройств, ограничивающих поворот рулевого колеса |
|
33 |
Отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки водительского стеклоочистителя |
|
|||
III. Внешние световые приборы |
34 |
Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла |
|
|
|
|
||
16 |
Соответствие устройств освещения и световой сигнализации установленным требованиям |
|
36 |
Работоспособность аварийного выключателя дверей, аварийных выходов и устройств приведения их в действие. Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам |
|
|
|
|
17 |
Работоспособность и режим работы сигналов торможения |
|
37 |
Наличие работоспособного звукового сигнального прибора |
|
|
|
|
18 |
Соответствие углов регулировки и силы света фар установленным требованиям |
|
Результаты диагностирования | |||||
Требования, по которым установлено несоответствие |
Пункт диагностической карты |
||||
Нижняя граница |
Результат проверки |
Верхняя граница |
Наименование требования |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Невыполненные требования |
|
||||
Предмет проверки (узел, деталь, агрегат) |
Содержание невыполненного требования (с указанием нормативного источника) |
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
Примечания: | |||||
|
Данные транспортного средства | |||||||
Масса без нагрузки: |
|
Разрешенная максимальная масса: |
|||||
Тип топлива: |
|
Пробег ТС: |
|
||||
Тип тормозной системы: |
|
Марка шин: |
|
||||
Сведения о газовом баллоне (газовых баллонах) (год выпуска, серийный номер, даты последнего и очередного освидетельствования каждого газового баллона):
|
Сведения по газобаллонному оборудованию (номер свидетельства о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования и дата его очередного освидетельствования):
|
||||||
Заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении) |
|
|
|
||||
|
Соответствует Passed |
Не соответствует Failed |
|||||
Results of the roadworthiness inspection |
|
|
|
Пункты диагностической карты, требующие повторной проверки: |
|
|
|
|
|
|
|
Дата: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Повторный технический осмотр провести до: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
Ф.И.О. технического эксперта | ||||||||||||||||||||
Подпись Signature |
Печать 2 Stamp |
|||||||||||||||||||
Ф.И.О. сотрудника Госавтоинспекции | ||||||||||||||||||||
Подпись Signature |
------------------------------
1 Нумерация строк соответствует нумерации обязательных требований безопасности, предъявляемых к транспортным средствам при проведении технического осмотра отдельных категорий, указанных в приложении к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1434 "Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
2 Печать оператора технического осмотра проставляется в случае выдачи диагностической карты на бумажном носителе.
------------------------------
Правительство определило порядок организации и проведения техосмотра автобусов.
Техосмотр проводится аккредитованным оператором с участием сотрудника ГИБДД в соответствии с графиком предварительной записи. Владелец автобуса подает заявку на техосмотр любому оператору в любой пункт ТО независимо от места регистрации автобуса. Заявка подается по телефону или электронной почте. Определен перечень действий оператора ТО и сотрудника ГИБДД.
По результатам ТО в ЕАИС ТО формируется диагностическая карта, куда сотрудник ГИБДД вносит заключение о соответствии/несоответствии автобуса требованиям безопасности.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2021 г.
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2020 г. N 741 "Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобусов"
Вступает в силу с 1 марта 2021 г. и действует до 1 марта 2027 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 мая 2020 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 июня 2020 г. N 22 ст. 3508
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2023 г. N 2092
Изменения вступают в силу с 20 декабря 2023 г.
Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. N 306
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2022 г.
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1434
Изменения вступают в силу с 1 октября 2020 г.