Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования
и науки Алтайского края
от 26.05.2020 N 22-П
II. Учебно-тематический план
N п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
практические занятия: лекции, дискуссии, игры, тренинги |
самостоятельная работа |
||||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители |
3 |
2 |
1 |
структурированное интервью, анкетирование |
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей |
4 |
4 |
|
эссе |
3 |
Этапы развития ребенка |
6 |
5 |
1 |
решение ситуационных задач |
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
6 |
4 |
2 |
контрольная работа |
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
6 |
4 |
2 |
контрольная работа |
6 |
Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи |
6 |
4 |
2 |
контрольная работа |
7 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
5 |
3 |
2 |
решение ситуационных задач |
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
4 |
2 |
2 |
решение ситуационных задач |
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
3 |
1 |
2 |
решение ситуационных задач |
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
4 |
3 |
1 |
творческая работа |
11 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
5 |
4 |
1 |
контрольная работа |
12 |
Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
2 |
2 |
|
|
13 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители |
2 |
2 |
|
тестирование |
Итого |
56 |
40 |
16 |
|
Учебно-тематический план по очно-заочной форме составляется самостоятельно органом местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, или образовательной и медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой переданы по договору полномочия по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами, с учетом требований к общей трудоемкости программы подготовки для очно-заочной формы.
III. Содержание программы по разделам
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители
Теоретические вопросы:
Содержание, цели и этапы проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Задачи подготовки замещающих родителей, а также формирования их воспитательных компетенций и родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Охрана прав и здоровья детей, создание безопасной среды для их успешной социализации, образования и развития.
Эмоциональный комфорт и настроение всех членов семьи в процессе ожидания приемного ребенка.
Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной замещающей семьей.
Формы профессиональной помощи замещающим семьям в Алтайском крае, их поддержки и сопровождения.
Практические вопросы:
Индивидуальное собеседование. Структурированное интервью. Выяснение ожиданий, мотивов, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью лиц, выразивших желание стать опекунами. Выявление ресурсов и ограничений семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).
Мозговой штурм "Как изменится жизнь семьи с приходом приемного ребенка?".
Обязанности замещающих родителей по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.
Дискуссия "Влияние прошлого опыта ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение" (депривации, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка, разлука с биологической семьей).
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей
Практические вопросы:
Мотивационный тренинг:
Упражнения на знакомство и презентация каждого участника. Групповое обсуждение по теме "Основные потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация)".
Социальные нормы и правила поведения приемных детей и замещающих родителей. Социальные роли в замещающей семье. Общение приемного ребенка со сверстниками и взрослыми.
Особенности формирования навыков самообслуживания, санитарно-гигиенических и бытовых навыков.
Анализ родительских компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможностей компенсации недостающих компетенций.
Эссе на тему "Что для меня материнство (отцовство)".
Раздел 3. Этапы развития ребенка
Теоретические вопросы:
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка на основе периодизации психического развития Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Особенности развития детей дошкольного и школьного возраста. Комплексная диагностика и оценка резервов потенциальных возможностей детей. Системный анализ личностных особенностей ребенка, определение динамики его индивидуального развития.
Особенности развития познавательной сферы дошкольников и младших школьников (восприятие, внимание, память, мышление, речь).
Формирование готовности к обучению в школе. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации.
Речь как важнейшая социальная функция. Особенности развития речи детей на разных возрастных этапах. Основные правила речевого поведения родителей.
Практические вопросы:
Групповое обсуждение "Портрет приемного ребенка".
Дискуссия по теме "Ведущая деятельность и развитие ребенка".
Работа в группах "Сравнительная характеристика основных периодов развития ребенка".
Самостоятельная работа:
Систематизация интернет-ресурсов по теме.
Подбор упражнений для развития познавательных процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
Теоретические вопросы:
Проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению.
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Семья как основной источник психологического благополучия ребенка. Оценка гражданином своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение. Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка.
Современные подходы к организации системы коррекционно-развивающего обучения. Значение своевременной коррекционной работы.
Система коррекционно-развивающего обучения, направленная на компенсацию недостатков детского развития.
Особенности развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Практические вопросы:
Общая характеристика детей, имеющих различные отклонения в психическом или физическом развитии.
Групповая дискуссия по теме "Семья как социальный институт, организующий реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья".
Обсуждение по теме "Особенности обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития".
Групповая работа по разработке памятки для замещающего родителя, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическая поддержка ребенка, имеющего травматический опыт.
Решение ситуационных задач.
Самостоятельная работа:
Изучение информационно-методических ресурсов по вопросам отбора детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Заполнение таблицы "Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья".
Составление карты помощи ребенку, принятому на воспитание в семью, с учетом инфраструктуры местожительства семьи.
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
Теоретические вопросы:
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка. Преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места.
Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).
Последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка.
Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка. Взаимодействие замещающей семьи с кровными родственниками.
Практические вопросы:
Групповая работа по теме "Типы "нарушенной привязанности" по классификации Мэри Эйнсворт (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности")".
Групповая дискуссия по теме "Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей".
Самостоятельная работа:
Анализ интернет-ресурсов по теме.
Раздел 6. Адаптация ребенка и замещающей семьи
Теоретические вопросы:
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают замещающие родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
Особенности ожиданий семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
Стрессогенные факторы в адаптационный период и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.
Тайна усыновления. Как относиться к прошлому ребенка? Как сказать ребенку, что он приемный?
Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации ребенка в замещающей семье.
Практические вопросы:
Групповое обсуждение по теме "Семейная система после появления ребенка в семье".
Мозговой штурм "Распределение ролей в замещающей семье".
Самодиагностика "Ресурсы семьи".
Дискуссия "Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции".
Групповая работа по определению стратегии детско-родительского взаимодействия в период адаптации.
Анализ режима учебной нагрузки.
Самостоятельная работа:
Ответы на вопросы:
Какие подарки могут сделать родители при первой встрече с ребенком? Какие подарки могут нарушать эмоциональное самочувствие ребенка? С чем это может быть связано?
Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка
Теоретические вопросы:
Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, переданного в замещающую семью на воспитание. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.
Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание замещающими родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с дезадаптивными формами поведения, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем поведения могут помочь специалисты.
Экономическое воспитание детей. Формирование ответственного финансового поведения подопечных.
Разрешение конфликтов и преодоление "трудного" поведения детей. Формирование моральных норм у ребенка.
Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное и аддиктивное поведение детей. Их причины и способы работы с ними.
Практические вопросы:
Практикум "Техники эмоциональной саморегуляции".
Дискуссия "Методы воспитания ребенка".
Мозговой штурм "Эффективность и приемлемость поощрения и наказания ребенка". Групповая работа по отбору методов воспитания и критериев оценки воспитанности ребенка.
Структура "Я-высказывания".
Тренинг формирования и развития родительских компетенций.
Решение ситуационных задач.
Самостоятельная работа:
Ответы на вопросы:
Каковы причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм? Каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы?
Разработка памятки "Способы выражения ребенку похвалы".
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Теоретические вопросы:
Обеспечение безопасной среды для ребенка. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество). Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, на улице и в общественных местах. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания. Естественный и приобретенный иммунитет. Индивидуальный график профилактических прививок. Противопоказания для вакцинации.
Сохранение психологического здоровья членов замещающей семьи и приемных детей (с целью профилактики эмоционального выгорания замещающих родителей; формирования и развития эмоциональной устойчивости у детей; снижения числа детско-родительских конфликтов в семьях).
Практические вопросы:
Групповая работа по планированию деятельности ребенка с учетом уровня его психофизического развития.
Практикум "Режим дня ребенка с учетом его возрастных особенностей".
Мозговой штурм "Организация безопасного пространства ребенка".
Практикум "Профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей".
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Теоретические вопросы:
Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Основы полового воспитания мальчиков и девочек в замещающей семье. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Формирование половой идентичности у ребенка.
Методы и приемы полового воспитания в семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.
Практические вопросы:
Практикум "Организация взаимодействия с ребенком подросткового возраста".
Дискуссия "Как организовать половое воспитание детей в семье".
Решение педагогических ситуаций.
Групповое обсуждение по теме "Способы защиты ребенка от сексуального насилия".
Самостоятельная работа:
Разработка памятки замещающему родителю "Воспитываем мальчика. Воспитываем девочку".
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Теоретические вопросы:
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка. Паттерны семейного взаимодействия. Роль семьи в воспитании ребенка. Стили семейного воспитания.
Типы семейных взаимоотношений. Стабильность семейных отношений замещающих родителей и возможность их развития.
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
Личная и семейная ситуация замещающих родителей в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.
Технология "Книга жизни": помощь ребенку в принятии своего прошлого и планировании будущего (лекция с элементами практикума).
Практические вопросы:
Групповое обсуждение по теме "Семейная история и взаимодействие членов замещающей семьи в процессе воспитания ребенка".
Мозговой штурм "Способы детско-родительского взаимодействия (игры, театрализации, праздники, совместное чтение, прогулки)".
Самостоятельная работа:
Построение семейной генограммы.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Теоретические вопросы:
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
Основы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители; порядок представления кандидатами в замещающие родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления кандидатам в замещающие родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, федеральным и региональными операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации, возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Алтайского края. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень соответствующих документов.
Порядок оформления документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства): личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье.
Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управления таким имуществом.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, замещающей семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Практические вопросы:
Дискуссия на тему "Права и обязанности несовершеннолетних".
Мозговой штурм "Обязанности и права замещающих родителей".
Групповое обсуждение на тему "Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства".
Работа в группах по разработке конституции семьи.
Дискуссия на тему "Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка".
Самостоятельная работа:
Заполнение таблицы "Особенности разных форм замещающего семейного устройства".
Разработка памятки "Как рассказать ребенку, что он приемный?".
Ответы на вопросы:
Какими законодательными документами нужно руководствоваться при принятии ребенка в семью? Какие права ребенка закреплены в Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейном кодексе Российской Федерации? Какой правовой статус имеют замещающие родители? Каковы формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей? В чем их отличия? Какие пособия и выплаты имеют замещающие родители при различных формах семейного устройства детей?
Раздел 12. Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Теоретические вопросы:
Родительские и профессиональные функции замещающей семьи.
Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства, сопровождающими организациями, с биологической семьей ребенка.
Организации, оказывающие медико-социальную и психолого-педагогическую помощь детям и замещающим семьям.
Взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Практические вопросы:
Дискуссия по теме "Ожидания замещающих родителей от сопровождающих организаций".
Групповое обсуждение по теме "Виды медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и замещающим семьям".
Самостоятельная работа:
Составление памятки "Инфраструктура социальных услуг для замещающих семей по месту жительства".
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители
Практические вопросы:
Психологическая диагностика.
Обсуждение результатов подготовки.
Групповое обсуждение по теме "Ожидания от подготовки и результаты". Самооценка ресурсных возможностей замещающих родителей и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 26 мая 2020 г. N 22-П "О внесении изменений в приказ Главного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.