Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Новокузнецка
от 23.03.2020 N 68
Приложение
к постановлению
администрации города Новокузнецка
от 09.12.2014 N 180
Муниципальная программа
Новокузнецкого городского округа "Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прав недееспособных граждан"
Паспорт
муниципальной программы Новокузнецкого городского округа "Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прав недееспособных граждан"
1 |
Наименование программы |
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прав недееспособных граждан (далее - программа) |
|
2 |
Наименование государственной программы |
Государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"; Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014-2025 годы |
|
3 |
Реквизиты распоряжения администрации города Новокузнецка об утверждении перечня программ |
Распоряжение администрации города Новокузнецка от 20.09.2018 N 1341 "Об утверждении перечня действующих муниципальных программ Новокузнецкого городского округа и муниципальных программ Новокузнецкого городского округа, планируемых к реализации с начала очередного финансового года или в плановом периоде" |
|
4 |
Директор программы |
Заместитель Главы города по социальным вопросам |
|
5 |
Разработчик программы |
Управление опеки и попечительства администрации города Новокузнецка далее - Управление) |
|
6 |
Цель и задачи программы |
Цель: Снижение социально-экономических проблем в городе Новокузнецке путем развития преимущественно форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение качества жизни недееспособных граждан. Задачи: 1. Увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях. 2. Снижение социального сиротства, устройство недееспособных граждан под опеку родственников |
|
7 |
Срок реализации программы |
2015-2022 гг. |
|
8 |
Целевые индикаторы программы |
1. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях, к общему количеству детей-сирот. 2. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к общему количеству несовершеннолетних граждан. 3. Доля недееспособных граждан, находящихся под опекой родственников, от общего количества недееспособных граждан, проживающих в Новокузнецком городском округе |
|
9 |
Перечень основных мероприятий программы |
Основное мероприятие 1: "Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Основное мероприятие 2: "Организация работы с недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами" Основное мероприятие 3: "Обеспечение деятельности Управления по реализации программы" |
|
10 |
Исполнитель программы |
Управление |
|
11 |
Участник программы |
х |
|
12 |
Объемы и источники финансирования программы, тыс. рублей |
План |
Согласованное финансирование |
12.1 |
Всего по источникам |
х |
х |
|
2015-2022 гг. |
2 079 553,9 |
2 316 599,5 |
|
2015-2018 гг. |
821 461 |
1 082 786 |
|
2019 г. |
309 646,9 |
297 941,3 |
|
2020 г. |
315 482 |
311 739,3 |
|
2021 г. |
316 482 |
311 839,3 |
|
2022 г. |
316 482 |
312 293,6 |
12.2 |
Федеральный бюджет |
x |
x |
|
2015-2022 гг. |
97 337 |
70 745 |
|
2015-2018 гг. |
47 537 |
35 195,5 |
|
2019 г. |
11 800 |
8 195,2 |
|
2020 г. |
12 000 |
8 900 |
|
2021 г. |
13 000 |
9 000 |
|
2022 г. |
13 000 |
9 454,3 |
12.3 |
Областной бюджет |
x |
x |
|
2015-2022 гг. |
1 733 516,9 |
2 003 440 |
|
2015-2018 гг. |
654 768 |
929 917 |
|
2019 г. |
262 748,9 |
259 220,1 |
|
2020 г. |
272 000 |
271 434,3 |
|
2021 г. |
272 000 |
271 434,3 |
|
2022 г. |
272 000 |
271 434,3 |
12.4 |
Местный бюджет |
x |
x |
|
2015-2022 гг. |
248 700 |
242 414,50 |
|
2015-2018 гг. |
119 156 |
117 673,5 |
|
2019 г. |
35 098 |
30 526 |
|
2020 г. |
31 482 |
31 405 |
|
2021 г. |
31 482 |
31 405 |
|
2022 г. |
31 482 |
31 405 |
12.5 |
Иные источники |
x |
x |
|
2015-2022 гг. |
- |
- |
|
2015-2018 гг. |
- |
- |
|
2018 г. |
- |
- |
|
2019 г. |
- |
- |
|
2020 г. |
- |
- |
|
2021 г. |
- |
- |
|
2022 г. |
|
|
13 |
Ожидаемый результат реализации программы |
К концу 2022 года планируется достижение следующих целевых индикаторов: |
|
13.1 |
В соответствии с планом |
- увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях, не менее 23 % к уровню 2014 года; - уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 0,74 % к уровню 2014 года; - увеличение доли недееспособных граждан, находящихся под опекой родственников, на 3,3 % к уровню 2014 года |
|
13.2 |
В соответствии с согласованным финансированием |
- увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях, на 23 % к уровню 2014 года; - уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 0,74 % к уровню 2014 года; - увеличение доли недееспособных граждан, находящихся под опекой родственников, на 3,3 % к уровню 2014 года |
1. Характеристика текущего положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных граждан Новокузнецкого городского округа, основные проблемы, анализ основных показателей
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством. Меры социальной поддержки и условия их предоставления определены законодательством Российской Федерации, законодательством Кемеровской области - Кузбасса, а также регламентируются муниципальными правовыми актами Новокузнецкого городского округа.
Деятельность Управления направлена на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. Одним из направлений деятельности Управления является обеспечение реализации мер социальной поддержки приемных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Новокузнецком городском округе на 01.01.2020, по данным Отдела государственной статистики в городе Новокузнецк территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, проживает 114 212 несовершеннолетних от 0 до 18 лет, из них 2 637 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,26 % от общего количества детского населения. В замещающих семьях на 01.01.2020 воспитывалось 2 333 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 88,4 % от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На 01.01.2015 общее количество детского населения от 0 до 18 лет составляло 113 445, из них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 3 063, что составляло 2,69 % от общего количества детского населения, в замещающих семьях воспитывалось 2 426 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляло 79,2 % от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Большая часть от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так называемые социальные сироты - дети, родители которых уклоняются от воспитания и содержания своих детей и ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, хоть и уменьшилось, но остается высоким. Количество лиц, лишенных родительских прав, в целом за последние три года также снизилось, но в целом остается достаточно высоким (Таблица 1).
Таблица 1
Годы |
Наименование показателя |
||
|
Численность выявленных детей, оставшихся без попечения родителей |
Численность родителей, лишенных родительских прав |
Численность детей, родители которых лишены родительских прав |
2014 |
442 |
268 |
294 |
2015 |
394 |
181 |
200 |
2016 |
420 |
179 |
183 |
2017 |
314 |
208 |
224 |
2018 |
343 |
170 |
207 |
2019 |
328 |
154 |
191 |
В последние годы семье уделяется повышенное внимание, как на государственном уровне, так и региональном. В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства 2018-2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства согласно Указу Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства". Приоритетной задачей Управления является поддержка материнства и детства, реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку. Необходимо обеспечить адресную поддержку нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости должны приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Обозначены основные задачи государственной политики в интересах детей, одной из которых является реформирование сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствование системы стимулирования граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сформированная ранее система государственного воспитания детей, пришедшая из времени, когда коллективные методы воспитания являлись приоритетными, не может в должной мере осуществлять функции воспитания ребенка, и передача ребенка на воспитание в замещающую семью является лучшим средством его социализации.
До недавнего времени чаще всего детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устраивали в учреждения для детей-сирот. В последние годы ситуация изменилась: за 2014-2019 гг. в городе Новокузнецке наметилась тенденция по превалированию семейного устройства (Таблица 2).
Таблица 2
Сведения
о распределении детей-сирот между учреждениями для детей-сирот и семейными формами устройства по городу Новокузнецку за период 2014-2019 гг.
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Всего детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чел. |
3 137 |
3 063 |
2 977 |
2 722 |
2 681 |
2 637 |
Из них: |
|
|
|
|
|
|
Находятся на воспитании в семьях |
2 282 |
2 426 |
2 371 |
2 291 |
2 305 |
2 233 |
Находятся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
855 |
561 |
522 |
391 |
376 |
368 |
Обучаются в учреждениях профессионального образования на полном государственном обеспечении |
48 |
61 |
55 |
25 |
14 |
23 |
Сохранение и упрочение данной тенденции, пропагандирование семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитация биологической семьи позволяет уменьшить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличить количество детей, проживающих в семьях, и улучшить социально-экономическую обстановку в городе Новокузнецке.
Управление создано как единый орган опеки и попечительства, деятельность которого направлена также на выявление, учет, устройство и защиту прав и интересов недееспособных граждан Новокузнецкого городского округа. Самостоятельная реализация и защита имущественных и личных прав самими недееспособными весьма затруднительна, что делает их одной из наиболее уязвимых категорий населения. Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" определены задачи органов опеки и попечительства:
- защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
- контроль сохранности имущества и управление имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в медицинские организации.
По состоянию на 01.01.2020 на учете в органах опеки и попечительства города Новокузнецка состоит 1 500 граждан, признанных судом недееспособными. В основном причинами признания их недееспособными являются: старческая деменция, психические заболевания, травмы, инсульты и т.д. Из общего количества граждан, признанных недееспособными, 96 % имеют группу инвалидности, 49 % от общего количества граждан, признанных недееспособными, - это граждане в возрасте до 55 лет. Для защиты личных и имущественных прав недееспособных граждан над ними устанавливается опека. Опекун действует от имени признанного недееспособным гражданина, является его законным представителем и может совершать от его имени и в его интересах все необходимые сделки. Назначение опекуна из числа родственников является наиболее комфортным для недееспособного человека. Только семья сможет обеспечить необходимый уровень проживания и ухода за недееспособным гражданином. Правильное осуществление опеки может в значительной степени ускорить реабилитацию, а также улучшить качество жизни данной категории граждан. По состоянию на 01.01.2020 под опекой родственников находятся 93,1 % всех недееспособных граждан, проживающих на территории Новокузнецкого городского округа. Задачей Управления является подбор опекунов для недееспособных граждан преимущественно из числа родственников.
Необходимость решения перечисленных вопросов программно-целевым методом обуславливается их комплексностью и взаимосвязанностью, требует скоординированного выполнения различных мероприятий правового, организационного и финансового характера. Принятие и реализация программы позволит обеспечить преемственность в реализации ранее проводимой политики в области комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных граждан, проживающих на территории Новокузнецкого городского округа.
2. Нормативно-правовое обеспечение программы
Реализация мероприятий настоящей программы осуществляется на основании следующих нормативных актов:
1) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
2) постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан";
3) постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.09.2013 N 367 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014-2025 годы";
4) Устав Новокузнецкого городского округа, принятый постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 N 11/117 "О принятии Устава города Новокузнецка в новой редакции";
5) решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 02.04.2015 N 3/36 "Об утверждении Положения об Управлении опеки и попечительства администрации города Новокузнецка".
Сведения о мероприятиях, реализация которых сопряжена с участием Новокузнецкого городского округа в государственных программах Российской Федерации и Кемеровской области, приведены ниже.
N |
Наименование мероприятия муниципальной программы |
Наименование, номер и дата документа |
|
Государственная программа Российской Федерации |
Государственная программа Кемеровской области-Кузбасса |
||
1 |
Основное мероприятие 1 "Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
постановление Администрации Кемеровской области от 04.09.2013 N 367 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014-2025 годы |
2 |
Основное мероприятие 3 "Обеспечение деятельности Управления по реализации программы" |
|
постановление Администрации Кемеровской области от 04.09.2013 N 367 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014-2025 годы |
3. Характеристика основных мероприятий программы
Для достижения заявленной цели и решения поставленных задач в программе предусмотрена реализация основных мероприятий:
Мероприятие 1 "Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
Мероприятие включает в себя оказание замещающим семьям мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации. Статья 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет органам местного самоуправления устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета муниципального образования вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 14.09.2016 N 12/172 "О дополнительных мерах социальной поддержки усыновителей, приемных семей, семей опекунов (попечителей), взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены с 01.01.2017 следующие меры социальной поддержки, финансируемые из местного бюджета:
- единовременное пособие при передаче на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет;
- ежемесячное пособие на каждого приемного ребенка, являющегося инвалидом, переданного на воспитание в семью опекуна (попечителя);
- ежемесячное денежное пособие на каждого ребенка, переданного в приемную семью;
- ежемесячное денежное пособие на каждого ребенка, являющегося инвалидом, переданного в приемную семью.
Мероприятие предусматривает осуществление переданных отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства, установленных Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Законом Кемеровской области от 14.12.2010 N 124-ОЗ "О некоторых вопросах в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних", Законом Кемеровской области от 13.03.2008 N 5-ОЗ "О предоставлении меры социальной поддержки гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Кемеровской области от 10.12.2004 N 103-ОЗ "О мерах по обеспечению гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя", и финансируется в виде субвенций из федерального и областного бюджетов:
- субвенция на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью (федеральный бюджет);
- субвенция на предоставление мер социальной поддержки гражданам при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью (областной бюджет).
Мероприятие 2 "Организация работы с недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами":
Мероприятие предусматривает реализацию полномочий в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных граждан:
- выявление и учет граждан, которые нуждаются в установлении опеки (попечительства);
- установление опеки (попечительства);
- защита прав и законных интересов граждан, над которыми устанавливается опека (попечительство);
- подбор граждан, которые могут быть опекунами недееспособных граждан, преимущественно из числа родственников;
- надзор за деятельностью опекунов, а также организаций, в которые помещены недееспособные или ограниченно дееспособные граждане;
- контроль сохранности имущества и управление имуществом граждан, находящихся под опекой либо помещенных под надзор в медицинские организации.
Мероприятие 3 "Обеспечение деятельности Управления по реализации программы":
Мероприятие предусматривает кадровое, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Управления.
План программных мероприятий по годам реализации программы представлен в форме N 3 приложения N 3 к программе.
В форме N 6 приложения N 5 к программе указываются сведения по мероприятиям программы за период, предшествующий текущему финансовому году, выполненным в полном объеме (100 %) и не подлежащим дальнейшей реализации, а также по мероприятиям, реализация которых в дальнейшем не предусмотрена.
4. Обоснование финансового обеспечения реализации программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется из федерального, областного и местного бюджетов. Общий объем финансирования для реализации мероприятий программы на 2015-2022 гг. составляет 2 079 553,9 тыс. рублей, в том числе:
- федеральный бюджет - 97 337 тыс. рублей
- областной бюджет - 1 733 516,9 тыс.
- местный бюджет - 248 700 тыс. рублей
Планирование финансовой потребности осуществляется исходя из прогнозируемого значения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на очередной финансовый год.
Распределение планируемых расходов по мероприятиям с учетом решения о бюджете приведено в форме N 4 приложения N 4 к программе.
5. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация программы будет способствовать активизации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданию у жителей Новокузнецкого городского округа позитивного отношения к приему в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию финансовой поддержки и помощи опекунским, приемным семьям, усыновителям. Кроме того, дополнительные меры социальной поддержки могут вызвать у граждан интерес к усыновлению более одного ребенка, в том числе братьев и сестер, детей старшего возраста (от 7 лет и старше), приему в замещающую семью детей-инвалидов, несовершеннолетних старше 14 лет.
Результатом реализации программы станет достижение запланированных значений целевых индикаторов реализации программы к концу 2022 года:
- уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 0,74 % к уровню 2014 года;
- увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях граждан, на 23 % к уровню 2014 года;
- увеличение доли недееспособных граждан, находящихся под опекой родственников, на 3,3 % к уровню 2014 года.
6. Система управления программой
Реализацию программы осуществляет исполнитель - Управление. Общий контроль исполнения программы осуществляет директор программы - заместитель Главы города по социальным вопросам.
Процесс текущего контроля и мониторинга реализации программы осуществляют специалисты Управления, обеспечивая постоянное движение в сторону достижения показателей реализации программы.
Для обеспечения контроля за ходом реализации мероприятий программы начальник отдела по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних Управления организует полугодовое ведение отчетности.
Отчеты за полугодие о реализации программы начальник отдела по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних Управления представляет в отдел экономики управления экономического развития и инвестиций администрации города Новокузнецка в срок до 1 августа текущего финансового года. На основании отчета за полугодие начальником отдела по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних Управления, при необходимости, вносится на рассмотрение директору программы предложение о внесении изменений в действующую программу.
Годовой отчет о реализации программы начальник отдела по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних Управления представляет директору программы и в отдел экономики управления экономического развития и инвестиций администрации города Новокузнецка ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным годом.
Директор программы несет ответс
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Новокузнецка Кемеровской области от 23 марта 2020 г. N 68 "О внесении изменения в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.