Ассоциация российских банков обращается в связи с запросами банков - членов АРБ, касающимися порядка обложения налогом на добавленную стоимость операций по продаже банками залогового имущества.
В настоящее время реализация банками имущества, принятого на баланс в погашение обеспеченного залогом обязательства (в том числе имущества, не реализованного на торгах), за исключением жилых домов, квартир, земельных участков, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
При этом у банков-кредиторов возникают серьезные проблемы в части определения налогооблагаемой базы и возможного получения налоговых вычетов по НДС при реализации указанного залогового имущества, что обусловлено как спецификой взаимоотношений кредиторов и заемщиков в процессе взыскания просроченной задолженности, так и особенностями правового статуса различных категорий заемщиков (физические и юридические лица).
Практика предыдущих экономических кризисов показала, что во время кризиса и в посткризисный период объем получаемого банками в счет погашения кредитов имущества заемщиков значительно увеличивается при одновременном снижении рынка продаж.
НДС является косвенным налогом (налогом на потребление) и представляет собой изъятие в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. При этом цена (тариф) товаров (работ, услуг) включает сумму налога, и, соответственно, бремя его уплаты лежит на приобретателе, который, в свою очередь, вправе уменьшить в дальнейшем собственное налоговое обязательство на величину налоговых вычетов в размере суммы налога, которую продавец предъявил приобретателю при реализации ему товаров (работ, услуг). Уплате в бюджет по итогам налогового периода подлежит отрицательная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленного налогоплательщиком по операциям, признаваемым объектом налогообложения. Что касается положительной разницы, то она возмещается из бюджета налогоплательщику.
В целях обеспечения надлежащего порядка применения налоговых вычетов Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) предусматривает в качестве основания принятия налогоплательщиком к вычету суммы налога по конкретной операции специальный документ - счет-фактуру, выставляемый продавцом. Этот документ должен отвечать требованиям, установленным ст. 169 НК РФ, и если выставленный счет-фактура не содержит однозначных сведений, предусмотренных законом, то он не может быть основанием для принятия к вычету или возмещению сумм налога, начисленных продавцом товаров (работ, услуг).
Обязанность предъявить покупателю сумму НДС согласно ст. 168 НК РФ распространяется на всех плательщиков НДС как безусловное требование, а выделение суммы налога в счете-фактуре образует необходимое условие и формальное основание, с которыми закон связывает, в том числе, право налогоплательщика на получение налогового вычета.
В то же время в условиях принудительной реализации, при обращении взыскания на имущество должника в целях погашения кредита, получить счет-фактуру от должника является практически невозможным, так как в указанных обстоятельствах взаимоотношения кредитора и должника выходят за границы обычных деловых взаимоотношений при реализации имущества. Следовательно, при последующей реализации принятого в погашение долга залогового имущества, полученного от должника, являющегося плательщиком НДС, банк фактически несет бремя уплаты налога на добавленную стоимость (поскольку не может воспользоваться вычетом, предусмотренным в таких случаях по общему правилу), что ведет к двойному налогообложению, а значит, к нарушению принципов равенства и экономической обоснованности налогообложения - вопреки положениям статей 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Однако заемщиками по кредитным договорам могут быть также физические лица, индивидуальные предприниматели, предприятия МСП, которые согласно НК РФ не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. При реализации полученного в счет погашения кредита имущества физических лиц и субъектов МСП, не являющихся плательщиками НДС, налогооблагаемой базой для исчисления налога является полная стоимость имущества, так как отсутствует входящий НДС. В указанных условиях для сохранения безубыточности реализации полученного имущества банки вынуждены увеличивать стоимость имущества на сумму НДС.
В условиях ликвидационной продажи имущества, когда банк не является классическим продавцом, осуществляющим торговую деятельность, и основной целью реализации выступает возврат денежных средств в размере погашенного за счет имущества кредита, увеличение стоимости продажи значительно увеличивает срок продажи и влечет необходимость создания банком дополнительных резервов.
В том случае же, если банк для ускорения продажи реализует имущество по полученной стоимости, банк несет убытки на сумму уплаченного НДС, так как при принятии на баланс имущества обязательства заемщика по возврату кредита погашаются в размере стоимости имущества, принятого на баланс.
С учетом изложенного просим рассмотреть вопрос о внесении в НК РФ нижеследующих изменений в порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации кредитными организациями залогового имущества:
1) при реализации кредитными организациями залогового имущества, полученного от физических или юридических лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, - налогооблагаемую базу по НДС определять как разницу между ценой реализуемого имущества и первоначальной стоимостью, по которой имущество было получено кредитной организацией;
2) при реализации кредитными организациями залогового имущества, полученного от лиц, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, в результате обращения взыскания на заложенное имущество должника и (или) залогодателя и оставления кредитными организациями предмета залога за собой в случае признания повторных торгов несостоявшимися на основании постановления судебного пристава-исполнителя о передаче не реализованного в принудительном порядке имущества должника взыскателю, - налогооблагаемую базу по НДС определять без наличия счета-фактуры.
Ассоциация надеется, что предложенные инициативы банковского сообщества будут учтены Правительством Российской Федерации при рассмотрении вопроса о внесении в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений в порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации кредитными организациями залогового имущества.
Ассоциация российских банков выражает уверенность в дальнейшем эффективном сотрудничестве с Правительством Российской Федерации по вопросам совершенствования действующего законодательства.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 26 мая 2020 г. N А-01/1Т-239 "Предложения об изменении порядка определения налогооблагаемой базы по НДС при реализации банками залогового имущества"
Текст письма опубликован не был