Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Е
Рекомендации по обоснованию отнесения маршрутов по видам регулярных перевозок пассажиров (по регулируемым тарифам и нерегулируемым тарифам)
При решении вопроса о выборе вида перевозок при установлении нового маршрута, включаемого в маршрутную сеть муниципального образования, региона, а также об изменении вида перевозок по действующему маршруту, целесообразно исходить из необходимости решения следующих задач:
- обеспечения максимально высокого качества и безопасности перевозок;
- обеспечения максимальной доступности перевозок для всех групп населения;
- обеспечения допустимых расходов бюджета на перевозки по регулируемым тарифам;
- преемственность по отношению к ранее сформировавшейся маршрутной сети и поэтапное ее изменение в целях приведения в соответствие с Социальными стандартами и (или) другими нормативными правовыми актами исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования;
- рациональное сочетание различных видов городского пассажирского транспорта общего пользования (автомобильного и городского наземного электрического), видов регулярных перевозок пассажиров, а также используемых для перевозок пассажиров транспортных средств различной вместимости;
- недопущения снижения устойчивости перевозок по маршрутам, имеющим совпадающие с новым маршрутом остановочные пункты.
Подразделение маршрутов на маршруты, работающие по регулируемым тарифам и нерегулируемым тарифам, рекомендуется основывать на следующих принципах:
1. Принцип транспортной устойчивости - маршруты с регулируемыми тарифами должны образовывать "каркас" транспортной системы, обеспечивающий наиболее устойчивые транспортные связи (транспортные корреспонденции) с предоставлением социальных и тарифных гарантий всему населению. Маршруты с нерегулируемыми тарифами должны выполнять функцию дополнительной транспортной системы (по отношению к маршрутам с регулируемыми тарифами), обеспечивающей более детальную транспортную доступность, в том числе с повышенным качеством обслуживания пассажиров.
2. Принцип социальной значимости - маршруты с регулируемыми тарифами должны соединять объекты, потенциально значимые для пассажиров-инвалидов и других маломобильных граждан (культурно-зрелищные и досуговые центры, учреждения социальной защиты, медицинские учреждения и другие места) с местами постоянного проживания большинства людей, местами компактного проживания инвалидов (дома престарелых и проч.). Также должны планироваться специальные маршруты и транспортные услуги (социальное такси), предназначенные для целевого использования инвалидами. Таким образом, будет обеспечена возможность для инвалидов осуществлять большинство необходимых им передвижений с использованием транспорта общего пользования.
3. Принцип возможного - маршруты с регулируемыми тарифами должны быть в комплексе сформированы таким образом, чтобы для их финансирования хватило средств соответствующего бюджета, участвующего в финансировании этих маршрутов. Таким образом, этот принцип обеспечивает финансовую возможность устойчивой эксплуатации маршрутов с регулируемыми тарифами.
4. Принцип транспортной связности территории - маршруты с регулируемыми тарифами в совокупности должны обеспечить возможность совершения поездок между любыми микрорайонами, в том числе, с пересадками (под микрорайоном в данном случае понимается территория, в пределах которой возможно воспользоваться хотя бы одним остановочным пунктом хотя бы одного из маршрутов с регулируемым тарифом за проезд).
5. Принцип разделения пассажиропотоков - маршруты с нерегулируемыми тарифами должны минимально влиять на объём перевозок пассажиров, оплачивающих свой проезд, на маршрутах с регулируемыми тарифами. Это существенно снизит потребность в бюджетном финансировании на маршрутах с регулируемыми тарифами. Исключение может составлять ситуация, когда на маршруте с регулируемыми тарифами интервалы отправления транспортных средств особо большой вместимости составляют менее 5 минут. В этом случае часть рейсов, следующих с частотой свыше 12 единиц в час, можно передать на работу по нерегулируемым тарифам без ухудшения соотношения выручки и расходов и без уменьшения уровня сервиса для пассажиров, пользующихся маршрутами по регулируемым тарифам и льготами по оплате проезда.
6. Принцип целевой социальной поддержки - при дефиците средств местного бюджета, в случае, если анализ соотношения величин групп граждан по целям поездок показывает отсутствие целесообразности социальной поддержки, перевозки по регулируемым тарифам целесообразно организовывать только в случаях превышения доходов от продажи проездных билетов над расходами.
При выборе вида перевозок необходимо оптимизировать сопутствующие риски, связанные с преимуществами и недостатками разных видов перевозок.
Перевозки по регулируемым тарифам:
Преимущества |
Недостатки |
Применение социально-ориентированных, максимально низких и доступных для всех групп населения тарифов, как правило, ниже экономически обоснованного уровня. |
Убыточность перевозок, необходимость дополнительного финансирования из бюджета муниципального образования, субъекта, что в связи с текущим дефицитом местных бюджетов часто обуславливает недофинансирование, отрицательную рентабельность перевозок |
Применение единых для городского поселения тарифов и единой для региона сетки тарифов, системы скидок - единое тарифное предложение "меню". |
Зависимость финансового состояния перевозчика от своевременного поступления средств из бюджета, влекущая зависимость от состояния бюджета, установленной приоритетности платежей, возможную необходимость получения дополнительных кредитов, что способствует усугублению финансового состояния перевозчика. |
Возможность приобретения единых для муниципального образования, региона проездных билетов, электронных платежных средств на установленное количество поездок, период. |
Невозможность оперативного изменения параметров перевозок, связанных с увеличением расходов бюджета. |
Развитая система продажи билетов, пополнения электронных средств платежа. |
Невозможность изменения параметров перевозок, влекущих изменение расходов оплаты транспортной работы более чем на 10%. |
Установление единых для региона требований к перевозкам, включающих требования к транспортным средствам, их оборудованию и оформлению, требования к поведению и форме водителей, требований к организации сбора и отработки жалоб и предложений по перевозкам; установление требуемого заказчиком расписания движения, включая время начала и окончания работы, интервалы движения по часам суток, реализуемых на этапе подготовки условий контракта необходимых для заказчика. |
Необходимость содержания многочисленного аппарата для контроля выполнения транспортной работы, соблюдения требований к перевозкам, обеспечения взаиморасчетов, исключения злоупотреблений. |
Организация дополнительной системы контроля за перевозками, предусмотренную контрактом. |
Необходимость содержания многочисленного аппарата для контроля выполнения транспортной работы, соблюдения требований к перевозкам, обеспечения взаиморасчетов, исключения злоупотреблений. |
Перевозки по нерегулируемым тарифам:
Преимущества |
Недостатки |
Отсутствие затрат средств бюджета на выполнение перевозок. |
Как правило, более высокие тарифы на перевозку, чем при перевозках по регулируемым тарифам, ограниченные экономическими предпосылками. |
Дополнительные налоговые поступления от перевозок. |
При неэластичном спросе на услугу (недостаточном уровне конкуренции) рост тарифов, том числе при росте затрат перевозчика (ГСМ, запасные части и т.д.). |
Оперативная корректировка параметров перевозок, включая класс транспортных средств, расписание, стимулируемая экономическими предпосылками. |
Отсутствие единого для региона тарифного предложения "меню", часто отсутствие системы скидок, безналичной системы оплаты проезда, долгосрочных проездных билетов. |
При наличии конкуренции максимальный учет интересов пассажиров по основным параметрам качества (время ожидания посадки, перевозка сидя, в отдельных случаях остановка по требованию в месте удобном для пассажира). |
Нарушение расписания движения, обусловленное стремлением к повышению эффективности перевозок, длительные стоянки на остановках в ожидании пассажиров. |
|
Проявление действий, угрожающих безопасности перевозок при конкуренции за пассажира, выражающихся в стремлении прибыть на остановку с ожидающими пассажирами раньше транспортного средства конкурента. |
Также возможно проявление других недостатков, которые присущи перевозкам по нерегулируемым тарифам, обусловленные несовершенством организации перевозок. Это связано с отсутствием развитой системы предварительной оплаты проезда, безналичных систем оплаты, проблемами системы контроля, системы ответственности перевозчика, системы взаимодействия с ним.
Данные недостатки устраняются при решении перечисленных проблем.
Учет перечисленных преимуществ и недостатков, характерных для каждого вида перевозок, оценка их значимости осуществляется в зависимости от вида сообщения.
Для перевозок в городском сообщении, которые осуществляются в пределах поселения, т.е. единой компактной территории с большими пассажиропотоками, с большим количеством социальных, культурных объектов, зон работы и отдыха граждан, наиболее значимыми становятся факторы, связанные со стоимостью проезда, удобства расчетов, доступностью услуг по перевозке, времени ожидания посадки.
При выборе в этих случаях перевозок по регулируемому тарифу необходимо соотнести возможности бюджета с достижением необходимого качества перевозки.
Для оценки потенциальных затрат бюджета на первом этапе необходимо оценить текущие и перспективные пассажиропотоки в годовом исчислении, в том числе с учетом работы других маршрутов, имеющих два и более совпадающих остановочных пункта, доходы от приобретения проездных билетов с учетом их сезонного изменения, изменения по дням недели, изменения стоимости поездки.
Для оценки соотношения доходов и затрат на перевозки необходимо определиться с классом автобусов, их количеством, требованиям к их оборудованию, пробегом. Определение количества автобусов, количества рейсов, выполняемых за смену, год, также с учетом сезона и дня недели осуществляется в зависимости от данных о пассажиропотоке и допустимых условиях перевозки пассажиров. В этой связи целесообразно установление в Социальном стандарте или других нормативных правовых актах исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающими требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению, ограничивающего (предельного) показателя минимально допустимой комфортности поездки в ограниченные интервалы времени максимального пассажиропотока на маршруте (это особенно актуально для регулярных маршрутов в городском сообщении).
Для обозначенной цели такой стандарт или другой аналогичный нормативный правовой акт должен включать следующие показатели:
- допустимую наполняемость (количество единовременно находящихся в транспортном средстве пассажиров) транспортного средства (автобуса, трамвая, троллейбуса, электробуса). Оценочно, такая величина для маршрутов в городском сообщении не должна превышать 80% от предельной вместимости транспортного средства. Для транспортных средств, предназначенных для перевозки только сидячих пассажиров - 100%.
- допустимый временной период, в который транспортное средство может иметь наполненность, не выше установленной. К примеру: для маршрутов в городском сообщении в период утреннего и вечернего времени максимального пассажиропотока с 7:00 до 9:00 и с 17: до 19:00.
- предельно допустимое время поездки пассажира стоя. Оценочно, для маршрутов в городском сообщении эта величина не должна превышать 30 минут.
Для оценки затрат на перевозки наличие данных о количестве автобусов, количестве рейсов и соответственно о пробеге позволяет применить Порядок определения начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, цены государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования и наземным городским электрическим транспортом на регулярных маршрутах по регулярным тарифам, утвержденный приказом Минтранса России от 30.05.2019 N 158 (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный N 55085).
При наличии более чем двух предприятий, потенциально имеющих возможность принять участие в процедуре допуска на выполнение таких перевозок (расположенных не далее 30 км от начального (конечного) пункта маршрута), допускается при расчетах из перечня затрат исключить расходы, не связанные, непосредственно с приобретением и эксплуатацией дополнительных автобусов (непрямые расходы).
В случае, если расчет показал неприемлемые дополнительные расходы бюджета на оплату перевозок с учетом доходов от оказания услуг по перевозке, целесообразно принять решение об организации перевозок по нерегулируемым тарифам или организовать дополнительно перевозки по нерегулируемым тарифам с параметрами, обеспечивающими соблюдение Социального стандарта или других нормативных правовых актов исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающих требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению.
Кроме того, при принятии решения по виду перевозок в пригородном сообщении целесообразно оценить соотношение количества граждан, имеющих значимые для выбора вида перевозок цели поездок (к объектам социального обеспечения, на работу и т.д.), исходя из возможной необходимости дополнительных затрат бюджета на перевозки льготных категорий граждан. Во многих случаях перевозки на расстояние до 20 км от границы городского поселения, прежде всего для городов с населением более 100 тыс. человек, имеют ту же структуру пассажиропотока, что и перевозки в городском сообщении. В этих случаях возможно использование того же регламента и обоснование принятия решения по выбору вида перевозок, что и для перевозок в городском сообщении.
Для пригородных перевозок, так же, как и для перевозок в городском сообщении, целесообразно установить показатели Социального стандарта или других нормативных правовых актов исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающих требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению, которые должны учитывать большую среднюю продолжительность поездки пассажира. Учитывая, что для перевозок в пригородном сообщении целесообразно использовать транспортные средства с большим количеством мест для сидения, чем для перевозок в городском сообщении, допустимую (по показателям комфортности поездки) наполненность транспортного средства целесообразно устанавливать для соотношения допустимого и предельного количества мест в автобусе для перевозки стоя. В большинстве случае такая величина не должна превышать 60%.
Также, для перевозок в пригородном сообщении при установлении допустимого временного периода, в который транспортное средство может иметь наполняемость не выше установленной, необходимо учесть, что в большинстве случаев период утреннего времени максимального пассажиропотока наступает раньше, чем для перевозок в городском сообщении (например, с 6:00 до 8:30), вечерний - аналогичен или незначительно позднее периоду для перевозок в городском сообщении.
Предельно допустимое время поездки пассажира стоя может быть установлено на том же уровне, что и для перевозок в городском сообщении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.