Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части права заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств при осуществлении закупки в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, если контрактом не предусмотрена выплата аванса и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент полагает необходимым отметить, что частью 64 статьи 112 Закона N 44-ФЗ установлено право заказчика до 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 Закона N 44-ФЗ не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
При этом положениями статьи 30 Закона N 44-ФЗ урегулирован только вопрос осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНКО) путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО.
Закупки, осуществляемые с учетом положения части 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, осуществляются в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, без предъявления предусмотренных статьей 30 Закона N 44-ФЗ требований. Такие закупки подлежат исключительно учету при определении объема закупок, осуществленных у субъектов СМП и СОНКО.
На основании изложенного, положения части 64 статьи 112 Закона N 44-ФЗ не распространяются на закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляемые с учетом положений части 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
Дополнительно Департамент обращает внимание, что Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" внесены, в том числе изменения в статью 96 Закона N 44-ФЗ, предусматривающие право заказчика устанавливать в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Указанные изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.
Директор Департамента |
Т.П. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин подготовил разъяснения по вопросу о праве заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств по контракту, к исполнению которого привлекаются субподрядчики, соисполнители из числа субъектов малого бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций, если контрактом не предусмотрена выплата аванса.
Также Минфин обращает внимание на изменения в 44-ФЗ относительно требований к обеспечению гарантийных обязательств, которые вступают в силу с 1 июля 2020 г.
Письмо Минфина России от 30 апреля 2020 г. N 24-03-07/35664 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был