Письмо Минфина России от 18 мая 2020 г. N 02-02-05/40453
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу осуществления внутреннего финансового аудита и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство не уполномочено давать разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в письме вопросу.
Пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что внутренний финансовый аудит осуществляется главными администраторами (администраторами) бюджетных средств в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 5 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21 ноября 2019 года N 195н (далее - Стандарт 195н), определено, что руководитель субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита должностное лицо) вправе привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и (или) привлекать экспертов, а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы.
В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н, экспертом является физическое лицо, в том числе являющееся сотрудником экспертной (научной) или иной организации, обладающее специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим исследованию в соответствии с целями и задачами аудиторского мероприятия.
Это означает, что должностные лица структурных подразделений местной администрации, не являющиеся должностными лицами указанного в письме главного администратора бюджетных средств, могут быть привлечены к проведению аудиторского мероприятия в качестве экспертов.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 Стандарта 195н привлеченные к проведению аудиторского мероприятия должностные лица (работники) главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и (или) эксперты наделяются правами и обязанностями должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (за исключением прав и обязанностей руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, а также руководителя аудиторской группы), в том числе обязанностями по соблюдению принципа функциональной независимости при осуществлении внутреннего финансового аудита.
В соответствии с пунктом 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации внутреннего финансового аудита, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 237н, в целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости аудиторские мероприятия организуют и осуществляют должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита, которые:
имеют возможность подготовить заключение, отразив в нем результаты проведения аудиторского мероприятия, которое не зависит от влияния факторов, способных скомпрометировать профессиональное суждение субъекта внутреннего финансового аудита;
имеют возможность беспрепятственного осуществления внутреннего финансового аудита, в том числе невмешательства в осуществление внутреннего финансового аудита третьих лиц;
в течение текущего и отчетного финансового года не принимали участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эту процедуру операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, которые являются объектами внутреннего финансового аудита;
не имеют родства или свойства с субъектами бюджетных процедур;
не имеют конфликта интересов.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, привлечение к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля представляется нецелесообразным в связи с возможностью возникновения у этих лиц конфликта интересов и нарушения принципа функциональной независимости при осуществлении внутреннего финансового аудита.
Заместитель директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Должностные лица структурных подразделений местной администрации, не являющиеся должностными лицами главного администратора бюджетных средств, могут быть привлечены к проведению аудиторского мероприятия в качестве экспертов.
Нецелесообразно привлекать к аудиту должностных лиц органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в связи с возможностью возникновения у этих лиц конфликта интересов и нарушения принципа функциональной независимости при осуществлении внутреннего финансового аудита.
Письмо Минфина России от 18 мая 2020 г. N 02-02-05/40453
Текст письма опубликован не был