Определение Верховного Суда РФ от 26 мая 2020 г. N 305-ЭС20-1800 по делу N А40-46725/2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межотраслевой производственно-коммерческий центр "Тонкомолотые вяжущие материалы" (Москва) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2019 по делу N А40-46725/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Межотраслевой производственно-коммерческий центр "Тонкомолотые вяжущие материалы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании за истцом права на имущественную поддержку как субъекта малого предпринимательства в виде установления на 2017-2019 годы льготной ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м в год в отношении площади 280,1 кв.м нежилого помещения, расположенного по адресу: Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 3, переданного Обществу в аренду по договору от 31.05.2002 N 09-00296/02.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Арбитражный суд города Москвы решением от 27.05.2019 удовлетворил иск.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 13.09.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2019, отменил решение от 27.05.2019 и отказал в иске.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть в кассационном порядке постановления апелляционного и окружного судов.
Дело 26.03.2020 истребовано из Арбитражного суда города Москвы.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 АПК РФ кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Общества вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) 31.05.2002 заключили договор аренды нежилого помещения площадью 299,4 кв.м, расположенного по адресу: Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 3, для использования под административно-хозяйственные цели на срок до 31.12.2006.
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
В пункте 2.3 договора указано, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Согласно особым условиям к договору аренды размер арендной платы подлежит пересмотру в связи с централизованным изменением арендной ставки.
Дополнительным соглашением от 21.12.2011 к указанному договору аренды стороны продлили срок его действия до 30.06.2015.
Стороны на основании частей 9 и 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) 31.08.2015 заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 31.05.2002, которыми продлили срок его действия до 30.06.2020, изменили несколько условий и дополнили договор новыми пунктами.
В пункте 2 дополнительного соглашения с 31.08.2015 установлена ставка арендной платы за 1 кв.м в год, равная 9159 руб. без учета налога на добавленную стоимость, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях аренды.
Согласно пункту 4.1.2 дополнительного соглашения арендодатель вправе ежегодно производить изменение арендной платы в соответствии с распорядительными документами Правительства Москвы, а также вправе проводить корректировку арендной платы в соответствии с величиной коэффициента инфляции, утверждаемого ежегодно, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы.
В случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло (пункт 5.2 дополнительного соглашения).
Соглашение прошло государственную регистрацию.
Общество 23.10.2015 обратилось в адрес арендодателя с заявлением об установлении ему как субъекту малого предпринимательства льготы, предусмотренной постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - Постановление N 800-ПП), на часть помещения площадью 280,1 кв.м (без учета площади 19,3 кв.м, сданной в установленном порядке в субаренду), а затем направило в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы (далее - Межведомственная комиссия) заявление о предоставлении имущественной поддержки по договору аренды.
Департамент 27.11.2015 направил Обществу уведомление о ставке арендной платы за помещение площадью 299,40 кв.м на 2016 год с учетом коэффициента-дефлятора в 2016 году в размере 10 074 руб. 90 коп. за 1 кв.м (рыночная ставка, увеличенная на коэффициент-дефлятор).
Общество, считая данное уведомление незаконным в части установления арендной платы без применения льготной ставки, установленной Постановлением N 800-ПП (в редакции, действовавшей в указанный период) для арендаторов, которым предоставлены в аренду помещения площадью до 300 кв.м, обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании этого уведомления Департамента недействительным в указанной части, признании за ним права на применение льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. на часть помещения площадью 280,1 кв.м, об обязании Департамента осуществить перерасчет арендной платы по договору аренды от 31.05.2002 начиная с 01.09.2015 исходя из ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м в год в отношении площади нежилого помещения 280,1 кв.м.
Арбитражный суд города Москвы решением от 30.11.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.06.2017 по делу N А40-66776/2016, удовлетворил указанные требования Общества.
Департамент 21.12.2016 направил Обществу уведомление о ставке арендной платы за помещение площадью 299,40 кв.м на 2017 год с учетом коэффициента-дефлятора в размере 11 082 руб. 39 коп. за 1 кв.м (рыночная ставка, увеличенная на коэффициент-дефлятор).
Общество, указывая на то, что оно как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, с 01.01.2017 имеет право на ставку арендной платы, установленную пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании за ним на имущественную поддержку в виде установления на 2017-2019 годы льготной ставки арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв.м в год на помещение площадью 280,1 кв.м, без учета части помещения площадью 19,3 кв.м, сданной в установленном порядке в субаренду.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 16, 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" (далее - Закон N 209-ФЗ), Постановлением N 800-ПП, разъяснениям, приведенным в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 73), пункте 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", приняв во внимание обстоятельства, установленные арбитражными судами при рассмотрении дела N А40-66776/2016, пришел к выводу об обоснованности требования Общества и признал за ним право на имущественную поддержку в виде льготной ставки арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв.м в год на период с 2017 года по 2019 год на помещение площадью 280,1 кв.м.
Суд исходил из следующего: в соответствии с Законом N 209-ФЗ органами государственной власти и местного самоуправления субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается имущественная поддержка в виде передачи во владение государственного и муниципального имущества на льготных условиях, которые определяются уполномоченными органами; Правительство Москвы Постановлением N 800-ПП определило основания предоставления указанным субъектам имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы; согласно условиям заключенного сторонами договора аренды величина арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативных правовых актов; пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП с 01.01.2017 субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, установлена ставка арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв.м в год; поскольку действующая редакция Постановления N 800-ПП не содержит требования в целях получения указанной льготы представления в Межведомственную комиссию заключения о наличии оснований для предоставления субъекту, арендующему нежилой фонд площадью до 300 кв.м, имущественной поддержки, а также принятии комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления данной ставки арендной платы, последняя должна применяться арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы) автоматически; Департамент не представил доказательств, подтверждающих, что арендатор с 01.01.2017 перестал отвечать критериям, которые установлены для применения льготной ставки (утратил статус субъекта малого предпринимательства либо превысил лимит площади арендуемого объекта.
Суд апелляционной инстанции, посчитав, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, отменил решение от 27.05.2019 и отказал Обществу в иске.
Апелляционный суд исходил из того, что определенная с 01.01.2017 пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП ставка арендной платы в размере 4500 руб. может быть установлена при подписании дополнительного соглашения к ранее заключенному без проведения торгов договору аренды; поскольку Общество при заключении дополнительного соглашения от 31.08.2015 не урегулировало, в том числе в судебном порядке, вопрос о применении минимальной ставки арендной платы в соответствии с пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП и арендная плата была установлена на основании отчета независимого оценщика (рыночная ставка), арендатор вправе претендовать только на применение льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м, предусмотренной пунктом 1(1) Постановления N 800-ПП, которая предоставляется по решению Межведомственной комиссией на основании заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы; при наличии действующего дополнительного соглашения об установлении рыночной ставки арендной платы признание права на применение льготной ставки арендной платы является ненадлежащим способом защиты права.
Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на то, что суды апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела неправильно применили нормы материального и процессуального права, просит отменить постановления апелляционного и окружного судов и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В числе прочих доводов Общество указывает на следующее.
Апелляционный и окружной суд пришли к неправильному выводу о том, что вопрос о применении льготной ставки арендной платы, предусмотренной пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, подлежал урегулированию сторонами исключительно при подписании дополнительного соглашения от 31.08.2015, заключенному в порядке части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
По правилам части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона при условии определения размера арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости объекта и не менее чем на три года.
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 4.2 и 4.3 постановления Пленума ВАС РФ N 73 для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора о сроке и арендной плате с соблюдением положений части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, при наличии разногласий по таким условиям преддоговорный спор по требованию любой из сторон может быть передан на рассмотрение суда; условие об арендной плате устанавливается судом на основании данных о размере такой платы, определенных на момент истечения срока предыдущего договора аренды.
Во всех судебных инстанциях Общество поясняло, что не оспаривает арендную плату, установленную дополнительным соглашением от 31.08.2015, заключенным на основании частей 9 и 10 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, определенную по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда, и согласно с ее размером. В данном случае у Общества не имелось оснований для обращения в суд за урегулированием разногласий.
Арендная плата по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда, определенная в дополнительном соглашении от 31.08.2015, будет взиматься по истечении срока действия нормативного правового акта, предоставляющего преференцию, а также в случае, если Общество перестанет соответствовать, установленным законодательством критериям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Заключение сторонами дополнительного соглашения не препятствует применению льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в Постановлении N 800-ПП.
В соответствии с пунктом 1.1 этого постановления субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов с 01.01.2017 установлена арендная плата в размере 4500 руб. за 1 кв.м в год.
При этом Постановлением N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" не предусмотрена необходимость обращения субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, в Межведомственную комиссию для подтверждения арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв.м.
Пункты 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП регламентируют порядок обращения в Межведомственную комиссию арендаторов (субъектов малого и среднего предпринимательства, рассчитывающих на получение льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м в год.
Однако Общество на данную ставку не претендует и просит предоставить ему имущественную поддержку в виде установления на 2017-2019 годы льготной ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м, предусмотренной пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП.
Суды апелляционной и кассационной инстанции не учли преюдициальный вывод арбитражных судов, сделанный при рассмотрении дела N А40-66776/2016 по спору между Обществом и Департаментом по тому же договору аренды в редакции дополнительного соглашения от 31.08.2015, о том, что заключение данного соглашения не препятствует получению Обществом права имущественной поддержки в соответствии с Постановлением N 800-ПП в виде льготной ставки арендной платы, начиная с 01.09.2015.
Приведенные в жалобе Общества доводы о существенном нарушении судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межотраслевой производственно-коммерческий центр "Тонкомолотые вяжущие материалы" передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 16 июня 2020 года на 10 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 26 мая 2020 г. N 305-ЭС20-1800 по делу N А40-46725/2019
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19036/19
20.05.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18072/2021
28.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19036/19
13.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41566/19
27.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-46725/19