Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Министерства просвещения,
науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
от 21 февраля 2020 г. N 22-01-05/2011
Положение
о предметных комиссиях Кабардино-Балкарской Республики для проверки развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году (далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования"; приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", методическими рекомендациями по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (письмо Рособрнадзора от 29.12.2018 N 10-987).
1.2. Предметные комиссии Кабардино-Балкарской Республики (далее - ПК) создаются Министерством просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минпросвещения КБР) по каждому учебному предмету в целях проверки заданий с развернутым ответом (в том числе устных ответов) участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
1.3. Кандидатуры председателей ПК представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК не позднее чем за месяц до начала проведения ГИА.
1.4. Формирование составов ПК организуется председателем ГЭК по представлению председателей ПК.
1.5. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минпросвещения России, Рособрнадзора, Минпросвещения КБР, в том числе настоящим Положением.
1.6. ПК прекращает свою деятельность с момента утверждения Минпросвещения КБР председателей ПК для проведения ГИА в Кабардино-Балкарской Республике в следующем году.
1.7. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
Состав предметной комиссии по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям: наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
наличие результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном Минпросвещения КБР.
Специалист, не прошедший квалификационные испытания в 2020 году, не допускается к включению в состав ПК, а также не может принимать участие в проверке развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников ГИА в 2020 году.
1.8. Минпросвещения КБР и ГЭК обеспечивают ПК помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к региональному центру обработки информации (далее - РЦОИ) или в РЦОИ с соблюдением всех требований информационной безопасности.
1.9. В помещениях, где находятся предметные комиссии, могут присутствовать:
члены ГЭК (по решению председателя ГЭК);
общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке (по желанию);
должностные лица Рособрнадзора, а также управления по надзору и контролю в сфере образования Минпросвещения КБР.
1.10. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.
1.11. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, решение принимает председатель ПК и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.
1.12. В период организации и проведения ГИА ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников ЕГЭ, выполненных на бланках ответов N 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов N 2), развернутых письменных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ, выполненных на бланках ответов (в том числе на дополнительных бланках ответов); устных ответов участников экзаменов в форме ЕГЭ по иностранным языкам; устных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ.
1.13. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
1.14. Экзаменационные работы участников экзаменов проходят следующие виды проверок:
проверку двумя экспертами ПК (далее - первая и вторая проверки);
в случаях, установленных Порядком:
проверку третьим экспертом ПК (далее - третья проверка);
межрегиональную перекрестную проверку;
перепроверку;
межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
1.15. Обработка бланков ЕГЭ и ГВЭ, включая проверку ПК ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, ответов на задания текстов, тем, заданий, билетов ГВЭ, должны завершиться в следующие сроки:
по русскому языку - не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;
по математике (профильный уровень), ГВЭ по математике - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
по учебным предметам по выбору - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по экзаменам, проведенным в досрочный и дополнительный периоды, в резервные сроки каждого из периодов проведения экзаменов, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
1.18. Ответственный за организацию работы ПК, назначенный приказом Минпросвещения КБР, обеспечивает учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов.
1.19. Минпросвещения КБР обеспечивает организацию видеонаблюдения, в том числе видеозаписи в помещениях ПК.
2. Порядок формирования предметных комиссий
2.1. Численный состав ПК
2.1.1. Численный состав ПК для проверки развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников ГИА в 2020 в Кабардино-Балкарской Республике определяется исходя из количества участников ГИА по данному учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков обработки экзаменационных работ ГИА.
2.2. Статусы экспертов
2.2.1. По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту ПК может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК.
2.2.2. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА;
требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;
требованиям к результатам квалификационного испытания;
требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
2.3. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА на федеральном и региональном уровнях
2.3.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
На федеральном уровне система включает следующие мероприятия для экспертов, имеющих статус ведущих экспертов:
в рамках очных мероприятий с участием председателей, заместителей председателей, экспертов-консультантов ПК по разработке КИМ обсуждение и выработку подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при оценивании;
оценивание образцов экзаменационных работ в удаленном режиме; анализ результатов оценивания.
На региональном уровне система включает следующие мероприятия:
внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус "ведущий эксперт", и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов предыдущих лет;
обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
2.3.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на федеральном уровне организуются ФИПИ.
2.3.3. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ ГИА на региональном уровне организуются Минпросвещения КБР. Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на сайте ФИПИ (www.fipi.ru), а также образцов развернутых ответов участников ГИА прошлых лет, предоставленных РЦОИ.
2.3.4. При подготовке экспертов на региональном уровне может быть использована Интернет-система дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и размещенные в ней материалы.
2.4. Квалификационные требования для присвоения статусов экспертам
2.4.1. Допуск к прохождению квалификационного испытания получают педагогические работники, представленные муниципальными органами управления образования, вузами или рекомендованные председателями ПК, удовлетворяющие требованиям к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях, установленных Порядком проведения ГИА, и прошедшие соответствующее обучение в текущем учебном году (по решению председателя ПК).
2.4.2. Статусы "ведущий", "старший" или "основной" присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта. Председателю ПК присваивается статус "ведущий" без участия в квалификационных испытаниях.
Для присвоения эксперту того или иного статуса устанавливаются следующие квалификационные требования: наличие высшего образования;
соответствие квалификационных требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее 3 лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.
2.4.3. Для присвоения статуса "ведущий" необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек. Статус "ведущий" может быть присвоен только председателю или заместителю председателя ПК. Экспертам, не назначенным заместителем председателя или председателем ПК и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий", присваивается статус "старший".
2.4.4. Статусы "ведущий" и "старший" могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ГИА. Для присвоения статуса "ведущий" опыт оценивания должен составлять не менее 3 лет.
2.4.5. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать следующим значениям, определенным Минпросвещения КБР для присвоения экспертам каждого из статусов.
Показатель: процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Значения показателя для присвоения статуса экспертам
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт ПК |
Старший эксперт ПК |
Основной эксперт ПК |
|
Русский язык |
10% |
15% |
25% |
Иностранные языки | |||
Обществознание | |||
Литература | |||
Биология |
10% |
15% |
20% |
История | |||
Физика |
5% |
7% |
10% |
Химия | |||
Информатика и ИКТ | |||
География | |||
Математика (профильный уровень) |
1% |
5% |
7% |
Показатель: доля позиций оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.
Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам ПК
Статус эксперта ПК |
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт ПК |
0 |
Старший эксперт ПК |
0 |
2.5. Организация квалификационного испытания
2.5.1. Присвоение статусов экспертам осуществляется по результатам квалификационных испытаний.
2.5.2. Экспертам предлагаются для оценивания работы из межрегионального банка (от 5 до 10 работ по литературе, русскому языку и иностранным языкам, истории и обществознанию; по остальным предметам - не менее 10 работ).
Значения показателей согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения (для присвоения статусов), занесенные в протокол проведения квалификационного испытания, являются основанием для присвоения статусов.
По результатам квалификационных испытаний председатель ПК по каждому учебному предмету создает протокол квалификационных испытаний, в котором указывает для каждого кандидата в члены ПК достигнутые значения показателей согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения и рекомендуемый статус.
2.5.3. Квалификационное испытание для присвоения того или иного статуса проводится ежегодно.
2.5.4. Квалификационное испытание может проводиться с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ".
2.5.5. Квалификационное испытание может проводиться председателем ПК с использованием учебно-методических материалов для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ГИА.
2.5.6. Квалификационное испытание проводится в форме зачета по самостоятельному оцениванию экспертом специально подобранных заданий из межрегионального банка экзаменационных работ.
2.5.7. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статусе вносится в РИС.
2.6. Порядок привлечения экспертов к работе предметных комиссий
2.6.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.
2.6.2. Председатель ПК назначается Минпросвещения КБР по согласованию с Рособрнадзором. Председателю ПК присваивается статус "ведущий" без участия в квалификационном испытании.
Заместителем председателя ПК может быть назначен только эксперт, имеющий статус "ведущий".
2.6.3. Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий" или "старший", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой-второй проверки в текущем году.
2.6.4. К рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ГИА могут привлекаться только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий" или "старший", имеющие опыт первой-второй проверки в текущем году, ранее не проверявшие работу участника, подавшего апелляцию.
2.6.5. К проведению региональной перепроверки экзаменационных работ участников ГИА могут привлекаться только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий" или "старший".
3. Организация проверки развернутых ответов
3.1. Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы
3.1.1. Развернутые ответы участников ЕГЭ оцениваются двумя экспертами.
3.1.2. По результатам первой и второй проверок эксперты, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, разработанным ФИПИ и предоставленным ФЦТ. Результаты каждого оценивания экзаменационных работ вносятся в протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА. Протоколы проверки после заполнения передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
3.1.3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается третья проверка председателем ПК (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизировано (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ).
3.1.4. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
3.1.5. Третий эксперт назначается автоматизировано из числа экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий" или "старший", ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
3.1.6. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ГИА.
3.1.7. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены знаком "X" (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ).
3.1.8. Распределение работ участников ЕГЭ и ГВЭ между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизировано, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ.
3.1.9. Расчет окончательной отметки за экзаменационную работу ГВЭ осуществляется экспертом в соответствии с критериями оценивания ответов на задания ГВЭ по соответствующему предмету и фиксируется в протоколе, который затем передается в РЦОИ для дальнейшей обработки.
3.1.10. Окончательные баллы за развернутые ответы определяются исходя из следующих положений:
если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная третья проверка.
3.1.11. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.
3.2. Порядок проведения проверки развернутых ответов участников ЕГЭ
3.2.1. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки ЭМ председатель ПК и руководитель РЦОИ согласуют график работы ПК в период проведения обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету, исходя из действующих требований к срокам проведения обработки ЭМ.
3.2.2. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения экзаменов, председатель ПК передает руководителю РЦОИ списочный состав ПК и расписание работы экспертов ПК для назначения в РИС экспертов на проверку работ.
3.2.3. Списочный состав ПК, передаваемый руководителю РЦОИ, должен в обязательном порядке содержать информацию о статусе каждого члена ПК ("основной", "старший", "ведущий") для обеспечения возможности автоматизированого назначения экзаменационных работ на третью проверку, перепроверку и проверку апелляционных работ экспертам. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК, проводящих проверку изображений предположительно незаполненных участниками ЕГЭ бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
3.2.4. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на бланках ответов N 2 и дополнительных бланках ответов N 2 установленной Рособрнадзором формы и заполненные в соответствии с Правилами заполнения бланков ЕГЭ.
3.2.5. Часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ЕГЭ страницы на бланках ЕГЭ, к оцениванию не допускается (выполнение заданий, ответы на которые размещены на этой части экзаменационной работы, оцениваются как задания, к ответу на которые участник ЕГЭ не приступал - знаком "X").
3.2.6. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена, и проводит в течение не менее чем 60 минут оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии.
3.2.7. В целях обеспечения наиболее согласованной работы экспертов председатель ПК может назначить из числа экспертов, имеющих статус "ведущий" или "старший", консультантов, к которым могут обращаться эксперты ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях, где работает ПК, таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.
3.2.8. В целях обеспечения наиболее объективного оценивания развернутых ответов участников ГИА председатель ПК или назначенный им эксперт может использовать специально оборудованное в помещениях ПК рабочее место с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).
3.2.9. Проверку развернутых ответов участников ГИА осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.
3.2.10. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
3.2.11. Эксперту, который оценивает развернутые ответы участников ЕГЭ, предоставляется рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:
обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников ЕГЭ (далее - бланк-копия) - не более 20 штук в одном рабочем комплекте;
бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее - бланк-протокол);
при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством
специализированного ПО и бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У).
Бланк-копия является изображением бланка ответов N 2 участника ЕГЭ и дополнительных бланков ответов N 2, если они заполнялись участником ЕГЭ, в регистрационной части которого указаны: код бланка-копии;
информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта); наименование учебного предмета; дата проведения экзамена;
номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
номер варианта КИМ;
номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов N 2, включая дополнительный бланк ответов N 2; код региона;
баллы, выставленные двумя экспертами, ранее проверявшими данную работу (в случае, когда работа направлена на третью проверку).
Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола;
код региона.
3.2.12. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
3.2.13. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы ПК.
3.2.14. Председатель ПК (или его заместитель - для больших ПК, размещенных в нескольких помещениях) получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.
3.2.15. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
3.2.16. В случае возникновения у эксперта затруднения в оценивании работы эксперт может получить консультацию у председателя ПК или консультирующего эксперта, назначенного председателем ПК.
3.2.17. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт выписывает для передачи председателю ПК.
3.2.18. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель ПК (или его заместитель - для больших ПК) передают в РЦОИ для дальнейшей обработки. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ могут быть выявлены работы, требующие третьей проверки.
3.2.19. Работа направляется на третью проверку в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами:
существенное расхождение в баллах по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки;
проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, которому в текущем году присвоен статус "ведущий" или "старший", ранее не проверявший данную экзаменационную работу;
на бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены символами "X".
3.2.20. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов при оценивании (на основании работ, проверенных собственноручно и/или работ, номера которых выписывали эксперты в процессе оценивания). Информацию о номерах таких работ необходимо будет передать в ФИПИ после получения соответствующего запроса. Эти работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов ПК и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ.
3.2.21. На протяжении периода работы ПК председатель ПК запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю ПК предоставляется оперативная информация о количестве проверенных на текущий момент времени работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, а также о количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку.
Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.
При необходимости председатель ПК дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы ПК. Председатель ПК вправе отстранить от работы экспертов, нарушающих требования Положения, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки.
3.2.22. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения работ участников ЕГЭ, полученные из другого субъекта РФ, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников ЕГЭ. При этом членам ПК не предоставляется информация о том, работы из какого субъекта РФ были назначены на проверку экспертам ПК.
3.2.23. На протяжении периода работы ПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ЕГЭ все помещения, в которых работает ПК, обеспечиваются системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
3.2.24. На время выхода из помещений ПК каждый член ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному Минпросвещения КБР.
3.2.25. Организация видеонаблюдения в помещениях ПК обеспечивается Минпросвещения КБР совместно с Кабардино-Балкарским филиалом ПАО "Ростелеком".
3.2.26. Проверка развернутых ответов участников ЕГЭ считается завершенной, когда все работы проверены экспертами необходимое количество раз (определяется ПО РЦОИ), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы ПО РЦОИ.
3.2.27. По завершении работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, ответственному за организацию работы ПК.
3.3. Порядок проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ
3.3.1. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена.
3.3.2. Проверку развернутых ответов участников ГВЭ осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов.
3.3.3. Развернутые ответы участников ГВЭ оцениваются двумя экспертами ПК. Оба эксперта, проверяющих одну работу, независимо выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
3.3.4. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки.
3.3.5. На третью проверку направляются работы в случае существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника ГВЭ двумя разными экспертами.
Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания.
3.3.6. Проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, по статусу являющийся ведущим экспертом или старшим экспертом, ранее не проверявший данную экзаменационную работу.
3.3.7. При проверке ответов участников по экзаменам в устной форме экспертам предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов. Результаты проверки работ вносятся экспертами в стандартизированные формы проверки работ. Стандартизированные формы проверки работ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке.
3.3.8. Эксперты осуществляют перевод первичных баллов участников в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола, при этом отметки "0" и "1" не используются и не обрабатываются.
3.3.9. После заполнения бланки протоколов экспертов обрабатываются в стандартном режиме по аналогии с обработкой бланков.
3.4. Организация работы ПК при перепроверке результатов ЕГЭ
3.4.1. До 1 марта следующего года по поручению Рособрнадзора или по решению ГЭК ПК могут проводить перепроверку отдельных ЭМ участников ГИА, проходивших ГИА в Кабардино-Балкарской Республике.
3.4.2. Перепроверку проводят эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий" или "старший", ранее не проверявшие данные работы, имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году.
3.4.3. РЦОИ вносит сведения об участниках ГИА, чьи работы отправлены по решению Минпросвещения КБР на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
3.4.4. Комплект документов для перепроверки содержит:
копии бланков ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена ЕГЭ;
критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена.
3.4.5. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ) для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.
3.4.6. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
3.4.7. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения и руководителю РЦОИ (или уполномоченному им сотруднику РЦОИ) для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.
3.4.8. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в ФИС с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.
4. Анализ работы ПК
4.1. По окончании проведения ГИА и проверки ЭМ участников ГИА проводится анализ работы ПК.
4.2. Анализ работы ПК проводится в соответствии с приведенным ниже перечнем направлений для анализа работы ПК.
4.3. Анализ работы ПК проводится на основании информации, предоставленной РЦОИ.
4.4. В целях обеспечения проведения анализа работы ПК группе экспертов, анализирующих работу ПК, предоставляется доступ к КИМ в сроки и порядке, установленном Минпросвещения КБР.
Перечень направлений для анализа работы ПК
Анализ работы ПК проводится в целях оптимизации работы ПК по проверке развернутых ответов участников ГИА, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих субъективность проверяющих экспертов.
При анализе работы ПК необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности ПК:
1. Условия проведения проверки:
нахождение ПК в/вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК;
количество аудиторий при работе ПК;
проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);
работа экспертов-консультантов, назначенных председателем ПК при работе ПК, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении/аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.);
наличие специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов; востребованность этого рабочего места;
прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы ПК).
2. Количество и доля экспертов ПК, имеющих статус "ведущий", "старший", "основной".
3. Квалификация экспертов (соответствие требованиям Порядка, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка, причины включения в ПК таких экспертов).
4. Общее количество проверок, проведенных ПК (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению ГЭК или Минпросвещения КБР).
5. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке работ на разных этапах проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).
6. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке апелляционных работ. Принцип отбора экспертов, привлекаемых к рассмотрению апелляций.
7. Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами за развернутые ответы (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции.
8. Общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку.
9. Доля работ, направленных на третью проверку (средний показатель по всей комиссии).
10. Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов "доля работ, направленных на третью проверку".
11. Максимальное и минимальное количество работ, проверенных одним экспертом.
12. Перечень экспертов, регулярно (более, чем 5% проверяемых работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами:
случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).
Пример 1.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
Эксперт 2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
17 |
В приведенном примере разница между суммами баллов, выставленных экспертами, составляет 17 - 6 = 11 баллов. Ситуация свидетельствует о явном рассогласовании в работе экспертов ПК. Необходимо выявить системность данной ситуации для каждого из экспертов пары, причины;
случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);
Пример 2.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
11 |
Эксперт 3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
11 |
В приведенном примере разницы между суммами баллов, выставленных экспертами, нет: все 3 эксперта выставили суммарно 11 баллов. Тем не менее, ситуация рассогласования в оценивании очевидна: Эксперт 2 выставил баллы, которые по каждой отдельной позиции оценивания отличаются от баллов, выставленных Экспертом 1 (16 баллов) и Экспертом 3 (16 баллов). В отношении результатов оценивания Экспертом 1 и Экспертом 3 можно сказать, что эти результаты отличаются на 1 балл только по двум позициям оценивания из 12, что свидетельствует о поддержке этими экспертами единых подходов к оцениванию работ;
случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);
Пример 3.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Итог |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Эксперт на апелляции |
2 |
3 |
1 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
19 |
В приведенном примере эксперты во время проверки вынесли весьма согласованный результат. Тем не менее, на апелляции балл изменяют на 7 первичных баллов относительного итогового по результатам оценивания двух экспертов. Очевидна либо ситуация несогласованности подходов к оцениванию экспертом, проверявшим работу на апелляции, либо наличие процедурных нарушений или заинтересованности этого эксперта;
другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).
13. Плановое количество экспертов ПК в следующем году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам ПК при проведении квалификационных испытаний.
14. Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов, формировании ПК, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.
15. Основные выводы.
5. Правила для председателя и членов предметной комиссии
Правила для председателя ПК
Подготовительные мероприятия
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1. Подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов ПК проводятся в соответствии с установленным порядком проведения ГИА, методическими материалами ФИПИ и Рособрнадзора, настоящим Положением.
2. Председатель ПК в период подготовки и проведения ГИА имеет право участвовать в ежегодных семинарах по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, организуемых ФИПИ.
3. Председатель ПК в период подготовки и проведения ГИА осуществляет организацию ежегодного обучения (обучающих семинаров) специалистов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций.
4. Не позднее чем за 14 дней до начала обработки материалов ГИА по соответствующему учебному предмету председатель ПК формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов на проверку работ; в этом же документе председатель ПК указывает статус каждого эксперта ПК.
5. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих проверку пустых бланков.
На этапе проверки развернутых ответов участников ГИА председатель ПК должен:
получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, ознакомиться с полученными критериями, подготовиться к семинару-согласованию подходов к оцениванию;
обеспечить присутствие в помещениях ПК только допущенных лиц. Помимо экспертов и председателя ПК (его помощника - для больших ПК) в аудитории могут находиться члены ГЭК (по решению председателя ГЭК), должностные лица Рособрнадзора, управления по надзору в сфере образования Минпросвещения КБР, общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке;
провести оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее 60 минут), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне (рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию);
получить необходимое количество комплектов критериев для экспертов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам;
распределить экспертов по рабочим местам в помещениях, выделенных для работы ПК;
выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
осуществлять консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;
обеспечить рабочую атмосферу в ПК;
решать вопросы, возникающие у экспертов, в рамках своей компетенции; контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и осуществлять оперативный обмен бланками-протоколами и бланками-копиями с РЦОИ;
организовать взаимодействие с руководителем РЦОИ (уполномоченным им сотрудником РЦОИ) в случае, если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, и передать в РЦОИ данный комплект с протоколом проверки;
передать руководителю РЦОИ (уполномоченному им сотруднику РЦОИ) бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, для переназначения другим экспертам;
контролировать качество работы экспертов ПК, направлять председателю ГЭК и в Минпросвещения КБР представление об отстранении от работы в ПК экспертов, нарушающих требования Порядка, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки.
По завершении работы ПК председатель должен:
сдать руководителю РЦОИ или ответственному, назначенному Минпросвещения КБР, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
по завершении проверки получить от руководителя РЦОИ (уполномоченного им сотрудника РЦОИ) пакет документов о результатах работы ПК:
количество работ, проверенных каждым экспертом; количество работ, отправленных на третью проверку;
информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;
другую информацию, связанную с деятельностью ПК, при необходимости.
При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА:
получить от председателя КК апелляционный комплект участника ГИА до заседания КК;
получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ГИА, подавший апелляцию, до заседания КК организовать работу экспертов ПК по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом;
назначить на рассмотрение апелляции экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющих опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, и передать им вышеуказанные материалы;
узнать у ответственного секретаря КК дату, место и время заседания КК, а также о присутствии на заседании КК по рассмотрению апелляций апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
направить экспертов ПК, назначенных на рассмотрение апелляции и принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания развернутых и (или) устных ответов и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым и (или) устным ответом апеллянтов, в КК на заседание КК в указанное время (в случае присутствия на заседании КК апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
передать председателю КК апелляционные комплекты документов и заключения экспертов ПК после проведения экспертами ПК соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы в тот же день;
оперативно передавать в ФИПИ информацию об обнаруженных некорректных (по мнению председателя ПК) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, проводится перерасчет баллов в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.
Правила для экспертов
Экспертам ПК запрещается:
иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
копировать и выносить из помещений, в которых работает ПК, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ;
разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.
По завершении проверки использованные экспертами ПК материалы (за исключением бланков-протоколов) уничтожаются лицами, определенными руководителем РЦОИ.
Также запрещается:
без уважительной причины покидать аудиторию;
переговариваться с другими экспертами ПК, если речь не идет о консультировании с председателем ПК или с экспертом ПК, назначенным по решению председателя ПК, консультантом.
Эксперты ПК должны:
на подготовительном этапе:
пройти обучение с использованием учебно-методических материалов уполномоченной Рособрнадзором организации (ФИПИ) и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка, настоящего Положения, а также документами Минпросвещения КБР;
заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем ПК;
непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем ПК оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.
Эксперты, не подтвердившие квалификацию и (или) не прошедшие инструктаж, и (или) не участвующие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.
Во время проверки развернутых ответов:
по указанию председателя ПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
получить рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания;
соблюдать дисциплину во время работы;
обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом, если возникли вопросы или проблемы при оценивании экзаменационных работ;
оформлять бланки-протоколы в соответствии со следующими правилами:
заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
не использовать для заполнения бланка-протокола карандаш (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного (наличие грифеля или корректирующей жидкости на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
исключить внесение исправлений в бланки-протоколы, при необходимости внесения изменений председатель ПК составляет акт о факте порчи протокола и направляет руководителю РЦОИ служебную записку о необходимости уничтожения испорченного протокола и распечатки нового;
оценивать работы по критериям оценивания в полном объеме в случае выявления экзаменационных работ, в которых: бланк ответов N 2 (лист 1) и бланк ответов N 2 (лист 2) содержат знаки "Z"; развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2 расположены на фоне проставленного знака "Z"; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи);
при выявлении экзаменационных работ, в которых развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2 расположены на фоне проставленного знака "Z"; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи), а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка, эксперту ПК необходимо незамедлительно проинформировать об установленных фактах председателя ПК;
информировать председателя ПК о невозможности оценить развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.);
поставить знак "X" в полях бланка-протокола, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник экзамена не внес в бланк ответов N 2 (дополнительный бланк ответов N 2);
проставить в соответствующее поле (поля) бланка-протокола соответствующий критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, если участник экзамена приступал к выполнению задания;
проставить в соответствующее поле бланка-протокола номер выбранного участником экзамена (ЕГЭ) альтернативного задания, если участник экзамена (ЕГЭ) выполнял альтернативное задание;
поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку после завершения заполнения бланка-протокола.
При проверке предположительно пустых бланков ответов N 2:
получить инструктаж руководителя РЦОИ (назначенного им сотрудника РЦОИ) и председателя ПК о выполнении проверки предположительно пустых бланков ответов N 2;
просматривать с экрана изображения предположительно пустых бланков ответов N 2;
при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник экзамена приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, удостоверить (отметить в ПО), что изображение заполнено;
при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в ПО), что изображение не заполнено.
Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов ПК как заполненные, направляются на проверку в ПК.
Задания с развернутыми ответами, засчитываются заданиями, к выполнению которых не приступал участник экзамена, в случае, если изображения бланков ответов N 2 этого участника экзамена определены двумя проверяющими экспертами ПК как незаполненные. В этом случае автоматизировано (посредством РИС) ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.
При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами:
получить от председателя ПК комплект апелляционных документов участника экзамена, подавшего апелляцию и критерии оценивания данной работы;
до заседания КК рассмотреть экзаменационную работу апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание данной экзаменационной работы;
дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом с обязательной содержательной аргументацией и указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый им балл;
узнать у председателя ПК дату, место и время заседания КК и прибыть в указанное время в КК;
в случае возникновения у апеллянта или у КК вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по вопросам оценивания развернутых ответов одного апеллянта - не более 20 минут;
в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов в случае признания задания некорректным принимается Рособрнадзором.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 21 февраля 2020 г. N 22-01-05/2011... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.