Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
комитета образования, науки
и молодежной политики
Волгоградской области
от 01.06.2020 N 54
"Утвержден
приказом
комитета образования,
науки и молодежной политики
Волгоградской области
от 28 марта 2018 г. N 36
Порядок
формирования и работы региональных предметных комиссий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуры формирования и работы региональной предметной комиссии государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области по каждому учебному предмету (далее именуются - предметные комиссии) в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 г. N 190/1512 (далее именуется - Порядок проведения ГИА).
1.2. Составы предметных комиссий утверждаются приказом комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области.
Проверка развернутых ответов участников экзаменов (в том числе устных ответов) осуществляется предметными комиссиями по следующим учебным предметам: русскому языку, математике (профильный уровень), физике, химии, информатике и ИКТ, биологии, истории, географии, обществознанию, литературе, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский).
1.3. Формирование составов предметных комиссий организуется председателем государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области (далее именуется - председатель ГЭК) не позднее чем за один месяц до начала проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее именуется - ГИА).
1.4. Кандидатуры председателей предметных комиссий представляются комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее именуется - Рособрнадзор) и после согласования утверждаются приказом комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется - Комитет).
1.5. Предметная комиссия осуществляет свою работу в текущем году в период проведения ГИА.
1.6. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет председатель предметной комиссии. В случае временного отсутствия председателя предметной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя предметной комиссии.
1.7. Информационное и технологическое обеспечение деятельности предметных комиссий осуществляет региональный центр обработки информации (далее именуется - РЦОИ).
1.8. Предметная комиссия размещается в непосредственной близости к РЦОИ в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.
1.9. В помещениях, где находится предметная комиссия, обеспечивается размещение специальных рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для предоставления возможности уточнения изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.д.). При необходимости на указанные рабочие места допускается заблаговременная установка программного обеспечения в соответствии с установленным по представлению председателя предметной комиссии Комитетом перечнем дополнительных средств и материалов, допустимых для использования экспертами в помещениях для работы предметных комиссий во время оценивания работ.
1.10. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Порядком, решение принимает председатель предметной комиссии и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием государственной экзаменационной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области (далее именуется - ГЭК).
1.11. Предметная комиссия при необходимости:
запрашивает в рамках своей компетенции информацию и разъяснения в РЦОИ, а также при необходимости в предметных комиссиях, создаваемых Рособрнадзором, федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральный центр тестирования" (далее именуется - ФЦТ), федеральном государственном бюджетном научном учреждении "Федеральный институт педагогических измерений" (далее именуется - ФИПИ);
готовит и передает в ГЭК для направления в организацию, осуществляющую подготовку контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ в текущем году, свои рекомендации по содержанию заданий с развернутым ответом, требованиям и критериям оценивания ответов;
готовит и передает в ГЭК для направления в Комитет информацию о типичных ошибках в ответах выпускников и рекомендуемых мерах по совершенствованию подготовки обучающихся по данному общеобразовательному предмету.
1.12. При работе предметных комиссий допускается присутствие:
членов ГЭК - по решению председателя ГЭК;
общественных наблюдателей, аккредитованных в установленном порядке;
должностных лиц Рособрнадзора и Комитета - по решению указанных органов.
1.13. На протяжении периода работы предметной комиссии (с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА) все помещения, в которых работает предметная комиссия, обеспечиваются системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
1.14. Экзаменационные работы участников экзаменов проходят следующие виды проверок:
проверку двумя экспертами предметной комиссии (далее именуются - первая и вторая проверки);
в случаях, установленных Порядком Проведения ГИА:
проверку третьим экспертом предметной комиссии (далее именуется - третья проверка);
межрегиональную перекрестную проверку;
перепроверку;
межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
2. Формирование состава предметных комиссий
2.1. В состав предметной комиссии входят председатель предметной комиссии, заместитель председателя предметной комиссии, члены предметной комиссии (далее именуются - эксперты).
2.2. Количественный состав предметной комиссии определяется исходя из числа участников ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки ответов на задания с развернутым ответом по данному общеобразовательному предмету.
2.3. Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
наличие положительных результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном на региональном уровне.
2.4. По результатам успешно пройденного квалификационного испытания эксперту присваивается один из статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Для присвоения эксперту статуса устанавливается соответствие его квалификации:
требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА;
требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;
требованиям к результатам квалификационного испытания;
требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций (кроме экспертов предметной комиссии, включаемых в предметную комиссию в первый раз).
2.4.1. Ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и, по усмотрению председателя (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю(-ям) председателя предметной комиссии, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя предметной комиссии), консультировать экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзамена (по поручению председателя предметной комиссии), осуществлять первую, вторую, третью проверки и перепроверку развернутых ответов участников экзамена в составе предметной комиссии, осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами, осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходимо:
наличие опыта организационной работы в предметной комиссии или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав предметной комиссии входит менее 10 человек;
наличие опыта оценивания развернутых ответов участников экзамена не менее трех лет. Отсутствие опыта проверки допускается только во вновь организуемых предметных комиссиях по иностранным языкам;
согласование с Рособрнадзором кандидатур, претендующих на позиции председателей предметных комиссий;
согласование на региональном уровне (успешное прохождение квалификационного испытания).
Экспертам, не назначенным председателем или заместителем председателя предметной комиссии и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий эксперт", присваивается статус "старший эксперт".
2.4.2. Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую, вторую и третью проверки и перепроверку развернутых ответов в составе предметной комиссии, консультировать экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзамена (по назначению председателя предметной комиссии), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя предметной комиссии), участвовать в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Для присвоения статуса "старший эксперт" необходимо:
наличие опыта оценивания развернутых ответов участников экзамена не менее трех лет. Отсутствие опыта проверки допускается только во вновь организуемых предметных комиссиях по иностранным языкам;
согласование на региональном уровне (успешное прохождение квалификационного испытания).
2.4.3. Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку, перепроверку развернутых ответов в составе предметной комиссии, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, осуществляя первую и вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов, осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
Для присвоения статуса "основной эксперт" необходимо:
наличие опыта оценивания развернутых ответов участников экзамена. Отсутствие опыта оценивания развернутых ответов участников экзамена допускается в отношении вновь назначенных в текущем году экспертов;
согласование на региональном уровне (успешное прохождение квалификационного испытания).
2.5. Подготовка экспертов проводится в соответствии с образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru), и образцов развернутых ответов участников экзаменов прошлых лет, предоставленных РЦОИ.
2.6. Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету проводятся с использованием интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" ФИПИ.
2.7. В целях обеспечения согласованной работы экспертов при оценивании экзаменационных работ участников экзамена для формирования состава предметных комиссий Комитет ежегодно организует проведение единого тестирования лиц, прошедших соответствующее обучение и квалификационные испытания, с использованием материалов, размещенных на официальном сайте ФИПИ (далее именуется - единое тестирование).
Единое тестирование организуется на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" с привлечением председателей предметных комиссий по соответствующему учебному предмету.
2.8. В состав предметных комиссий включаются эксперты, прошедшие квалификационные испытания и показавшие низкий процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
2.9. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав предметной комиссии и не принимают участия в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.
2.10. Квалификационное испытание проводится ежегодно.
2.11. Показатели согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний для присвоения экспертам каждого из статусов, и их значения приведены в приложении 1 к настоящему Порядку.
2.12. Из числа ведущих и старших экспертов определяется состав экспертной группы, участвующей в третьей проверке ответов участников на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и централизованной проверке экзаменационных работ по общеобразовательным предметам, проверках в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами.
2.13. Формирование составов предметных комиссий организуется в соответствии с планом-графиком проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию предметных комиссий согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
3. Порядок привлечения экспертов к работе в предметных комиссиях
3.1. Председателю предметной комиссии присваивается статус "ведущий эксперт" без участия в квалификационном испытании.
3.2. Заместителем председателя предметной комиссии назначается эксперт, имеющий статус "ведущий эксперт".
3.3. Для проведения третьей проверки назначаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой - второй проверки в текущем году, а также председатель предметной комиссии.
3.4. Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутых ответов участника экзамена привлекаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой - второй и третьей проверки в текущем году, ранее не проверявшие данную экзаменационную работу.
3.5. Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзамена, инициированной Комитетом, привлекаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой - второй и третьей проверки в текущем году, ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, а также эксперты предметной комиссии, которым присвоен статус "основной эксперт предметной комиссии", имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы.
3.6. Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзамена, инициированной Рособрнадзором, привлекаются эксперты, которые являются членами предметной комиссии, создаваемой Рособрнадзором.
3.7. Для проведения межрегиональной перекрестной перепроверки в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами привлекаются только эксперты предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт".
4. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников экзамена
4.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА реализуется система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
4.2. Председатели предметных комиссий и заместители председателей предметных комиссий принимают участие в мероприятиях по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзамена на федеральном уровне, в том числе в обсуждении и выработке подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов предметной комиссии при проверке и оценивании, проверке и оценивании образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализе результатов проверки и оценивания.
4.3. Согласование на региональном уровне обеспечивается применением согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов. Подготовка экспертов осуществляется под руководством специалистов, имеющих статус "ведущий эксперт", и включает практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА предыдущих лет.
Согласование на региональном уровне осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ.
Оперативное согласование подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами предметной комиссии проводится непосредственно перед проверкой работ, в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
4.4. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзамена на федеральном уровне организуются ФИПИ, на региональном уровне организуются Комитетом и государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования".
4.5. При подготовке экспертов на региональном уровне допускается использование интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и размещенных в ней материалов.
5. Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы
5.1. В рамках осуществления проверки развернутых ответов на задания экзаменационной работы предметная комиссия:
принимает к рассмотрению копии бланков ответов, на которых оформлены ответы участников экзамена на задания экзаменационной работы с развернутым ответом;
осуществляет проверку развернутых ответов участников экзамена и оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующим предметам в соответствии с установленными требованиями и инструкциями.
5.2. Ответы участников ГИА проверяются двумя экспертами.
По результатам первой и второй проверок эксперты, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы государственного выпускного экзамена (далее именуется - ГВЭ). Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки экспертом развернутых ответов участников экзамена.
Протоколы проверки экзаменационных работ после заполнения передаются в РЦОИ.
В случае установления существенного расхождения между баллами, выставленными двумя экспертами предметной комиссии, работа направляется на третью проверку.
5.3. Распределение работ участников ЕГЭ между экспертами предметной комиссии, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизированно, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ и ФЦТ.
5.4. Расчет окончательной отметки за работу ГВЭ осуществляется председателем предметной комиссии в соответствии с критериями оценивания ответов на задания ГВЭ по соответствующему учебному предмету и фиксируется в протоколе, который затем передается в РЦОИ для дальнейшей обработки.
5.5. Существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, определено в критериях оценивания по каждому учебному предмету, опубликовано в спецификациях и демонстрационных вариантах контрольно-измерительных материалов (далее именуются - КИМ) по каждому учебному предмету на официальном сайте ФИПИ и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки.
5.6. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизированно с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ) из числа экспертов, которым присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
5.7. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника экзамена.
5.8. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены автоматизированно при распечатке бланка-протокола.
5.9. Председатель предметной комиссии заблаговременно направляет в Комитет информацию о необходимости принятия локальных актов, содержащих перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.
6. Порядок проведения проверки развернутых ответов участников ЕГЭ
6.1. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки экзаменационных материалов председатель предметной комиссии и руководитель РЦОИ согласуют график работы предметной комиссии в период проведения обработки экзаменационных материалов по соответствующему учебному предмету, исходя из действующих требований к срокам проведения обработки экзаменационных материалов.
6.2. Не позднее чем за один месяц до начала проведения экзаменов председатель предметной комиссии передает руководителю РЦОИ списочный состав предметной комиссии и расписание работы экспертов предметной комиссии для назначения в региональную информационную систему (далее именуется - РИС) экспертов на проверку работ.
6.3. Списочный состав предметной комиссии, направляемый в РЦОИ для внесения в РИС, в обязательном порядке соответствует списочному составу предметной комиссии, утвержденному Комитетом, и содержит информацию о статусе каждого члена предметной комиссии ("основной эксперт", "старший эксперт", "ведущий эксперт") для корректного назначения экспертов на первую - вторую проверку экзаменационных работ, третью проверку экзаменационных работ, перепроверку и проверку апелляционных работ. Председатель предметной комиссии согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов предметной комиссии, проводящих проверку изображений предположительно не заполненных участниками ЕГЭ бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
6.4. К проверке принимаются письменные развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные на бланках ответов N 2 и дополнительных бланках ответов N 2 установленной Рособрнадзором формы и заполненные в соответствии с "Правилами заполнения бланков ЕГЭ".
6.5. В рамках проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ экспертами предметной комиссии могут быть выявлены экзаменационные работы, в которых:
бланк ответов N 2 (лист 1) и бланк ответов N 2 (лист 2) содержат знаки "Z";
развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и/или лист 2) и/или на дополнительных бланках ответов N 2, расположены на фоне проставленного знака "Z";
пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).
Во всех описанных выше случаях (а также при выявлении подобных случаев) эксперту предметной комиссии необходимо произвести оценивание работы по критериям оценивания в полном объеме.
При выявлении случаев, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 6.5 настоящего Порядка, а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка проведения ГИА, эксперт предметной комиссии информирует председателя предметной комиссии. Председатель предметной комиссии информирует председателя ГЭК о выявленной экзаменационной работе с указанием всей необходимой информации об указанной экзаменационной работе. Председатель ГЭК рассматривает информацию, полученную от председателя предметной комиссии. ГЭК проводит служебную проверку по указанному выше факту в целях исключения факта выполнения участником экзамена экзаменационной работы несамостоятельно, с помощью посторонних лиц.
6.6. Председатель предметной комиссии до начала работы предметной комиссии получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена, и проводит оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии. При необходимости председатель предметной комиссии проводит повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию.
6.7. В целях обеспечения наиболее согласованной работы экспертов председатель предметной комиссии назначает из числа экспертов, имеющих статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", консультантов, к которым обращаются эксперты при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников экзамена. Рабочие места консультирующих экспертов организуются в помещениях, где работает предметная комиссия, таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.
6.8. В целях обеспечения наиболее объективного оценивания развернутых ответов участников экзамена председатель предметной комиссии или назначенный им эксперт при необходимости использует специально оборудованное в помещениях предметной комиссии рабочее место с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников экзамена фактов (например, сверка информации с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).
6.9. Проверку развернутых ответов участников экзаменов осуществляют эксперты предметной комиссии, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в предметной комиссии подходами к оцениванию развернутых ответов.
6.10. Развернутые ответы участников экзаменов оцениваются двумя экспертами предметной комиссии независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
6.11. С учетом графика работы каждому эксперту предоставляется (распечатывается) рабочий комплект эксперта, который содержит:
обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ "Бланк-копия") с изображениями развернутых ответов участников (далее именуется - бланк-копия) - не более 10 штук в одном рабочем комплекте;
бланк-протокол (форма 3-РЦОИ "Бланк-протокол проверки экспертом заданий с развернутым ответом") проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее именуется - бланк-протокол);
при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного программного обеспечения, и бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У "Бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом").
Бланк-копия является изображением бланка ответов N 2 участника ЕГЭ и дополнительных бланков ответов N 2, если они заполнялись участником ЕГЭ, в регистрационной части которого указаны:
код бланка-копии;
информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
номер варианта КИМ;
номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов N 2, включая дополнительный бланк ответов N 2;
код региона;
баллы, выставленные двумя экспертами, ранее проверявшими данную работу (в случае, когда работа направлена на третью проверку).
Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола;
код региона.
Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
6.12. Эксперты проводят проверку экзаменационных работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
6.13. При возникновении у эксперта затруднения в оценивании работы эксперт обращается за консультацией к председателю предметной комиссии или консультирующему эксперту, назначенному председателем предметной комиссии.
6.14. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт выписывает и передает председателю предметной комиссии.
6.15. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта передаются экспертами председателю предметной комиссии (заместителю председателя предметной комиссии), который незамедлительно передает их в РЦОИ для дальнейшей обработки. Передача из предметной комиссии в РЦОИ заполненных бланков-протоколов и обработка их в РЦОИ проводится регулярно по мере заполнения экспертами предметной комиссии бланков-протоколов, не реже 3-4 раз в день.
6.16. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ программное обеспечение РЦОИ в автоматическом режиме проводит анализ полученных результатов проверки работ экспертами. В результате этого анализа определяются работы, требующие дополнительной третьей проверки. В случае существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника ЕГЭ двумя разными экспертами работы направляются на третью проверку.
6.17. На бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены автоматизированно.
6.18. На протяжении периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии и (или) заместитель председателя предметной комиссии фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов предметной комиссии при оценивании (на основании экзаменационных работ, проверенных собственноручно и (или) экзаменационных работ, номера которых фиксировали эксперты предметной комиссии в процессе оценивания). Информация о номерах таких экзаменационных работ передается в ФИПИ после получения соответствующего запроса. Данные экзаменационные работы анализируются и используются ФИПИ для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов предметной комиссии и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ.
6.19. На протяжении периода работы предметной комиссии руководитель РЦОИ предоставляет председателю предметной комиссии (не реже 2-3 раз в день) статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю предметной комиссии предоставляется оперативная информация о количестве проверенных на текущий момент времени экзаменационных работ, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, о количестве и доле работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель предметной комиссии использует для оптимизации организации работы предметной комиссии.
6.20. При необходимости председатель предметной комиссии дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы предметной комиссии.
6.21. Председатель предметной комиссии направляет в ГЭК информацию о случаях нарушения экспертом предметной комиссии требований Порядка проведения ГИА, а именно о недобросовестном выполнении возложенных на него обязанностей, использовании статуса эксперта предметной комиссии в личных целях, а также игнорировании согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическом допущении ошибок в оценивании экзаменационных работ или нарушении процедуры проведения проверки. В указанных случаях председатель предметной комиссии имеет право отстранить эксперта предметной комиссии от работы в предметной комиссии. Окончательное решение по вопросу исключения эксперта предметной комиссии из состава предметной комиссии принимает Комитет после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.
6.22. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения работ участников ЕГЭ, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами предметной комиссии в общей очереди работ участников ЕГЭ. При этом экспертам предметной комиссии не предоставляется информация о том, экзаменационные работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены на проверку экспертам предметной комиссии. Также экспертам предметной комиссии не предоставляется информация о том, включены ли в рабочий комплект, назначенный эксперту предметной комиссии на проверку, экзаменационные работы, полученные в рамках межрегиональной перекрестной проверки.
6.23. При выявлении экспертом случаев, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении участником ГИА - автором проверяемой экспертом экзаменационной работы установленного Порядка проведения ГИА (при обнаружении факта несамостоятельного выполнения экзаменационной работы предположительно разными почерками, решены задания разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах и т.п.), а также случаев, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 6.5 настоящего Порядка, эксперт уведомляет об обнаруженном факте председателя предметной комиссии. Эксперт совместно с председателем предметной комиссии (при необходимости, с другими экспертами, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов. Председатель предметной комиссии направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт, обнаруживший подобный факт, оценивает работу в соответствии с критериями оценивания развернутых (устных) ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых (устных) ответов и памятках экспертов.
6.24. На время выхода из помещений предметной комиссии каждый эксперт предметной комиссии сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, назначенному Комитетом и обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов.
6.27. В случае невозможности экспертом оценить развернутые ответы участника экзамена по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и др.), эксперт уведомляет об этом председателя предметной комиссии. Совместно с председателем предметной комиссии эксперт составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием проблемы. Председатель предметной комиссии направляет служебную записку с приложением указанного акта руководителю РЦОИ для устранения причин, не позволяющих оценить экзаменационную работу. В случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить, председатель предметной комиссии совместно с руководителем РЦОИ составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов, который незамедлительно направляется председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения.
6.26. Проверка развернутых ответов участников экзамена считается завершенной, когда все работы проверены экспертами в количестве раз, определяемом программным обеспечением РЦОИ, а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ.
6.25. По завершении работы каждый эксперт сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, назначенному Комитетом и обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов.
7. Особенности проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ
7.1. Каждая работа участников ГВЭ проверяется двумя экспертами. При проверке ответов участников экзаменов в устной форме экспертам предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов. Результаты проверки работ вносятся экспертами в стандартизированные формы проверки работ (форма "Развернутая форма проверки выполнения заданий ГВЭ"). Стандартизированные формы проверки работ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке.
7.2. Эксперты осуществляют перевод первичных баллов участников в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола в соответствии с Правилами заполнения протоколов экспертов предметной комиссии ГВЭ, установленными в Методических рекомендациях Рособрнадзора по автоматизированной процедуре проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования, при этом отметки "0" и "1" не используются и не обрабатываются.
7.3. После заполнения бланки протоколов экспертов обрабатываются в стандартном режиме по аналогии с обработкой бланков.
7.4. Окончательная итоговая отметка определяется как среднее арифметическое двух отметок, выставленных проверявшими работу экспертами.
7.5. Результаты проверки работ участников автоматизированно сохраняются в РИС.
7.6. Окончательные баллы за развернутые ответы определяются исходя из следующих положений:
если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается третья проверка. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными по тем позициям оценивания, которые направлялись на третью проверку.
8. Сроки обработки экзаменационных материалов
8.1. Обработка экзаменационных материалов, включая проверку предметной комиссией ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, ответов на задания текстов, тем, заданий, билетов ГВЭ, завершается в сроки, определенные на федеральном уровне:
по русскому языку - не позднее шести календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по математике (профильный уровень), ГВЭ по математике - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
по учебным предметам по выбору - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по экзаменам, которые проводятся в досрочный и дополнительный периоды, в резервные сроки каждого из периодов проведения экзаменов, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
9. Организация работы предметной комиссии при перепроверках результатов ЕГЭ
9.1. До 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по поручению Рособрнадзора федеральные предметные комиссии проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ ЕГЭ на территории Российской Федерации или за ее пределами.
До 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по решению Комитета или ГЭК предметные комиссии проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ ЕГЭ.
9.2. Перепроверку проводят эксперты предметных комиссий, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данные работы, имеющие опыт первой - второй и третьей проверки в текущем году.
9.3. РЦОИ вносит сведения об участниках ЕГЭ, чьи работы отправлены на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
Комплект документов для перепроверки содержит:
копии бланков ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена ЕГЭ;
критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена.
9.4. Председатель предметной комиссии получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.
9.5. Эксперты предметной комиссии осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
9.6. Оформленные протоколы перепроверки председатель предметной комиссии передает в ГЭК для утверждения и руководителю РЦОИ для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.
9.7. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в ФИС с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.
10. Анализ работы предметной комиссии
10.1. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников экзамена проводится анализ работы предметной комиссии по каждому общеобразовательному предмету.
10.2. Анализ работы предметных комиссий проводится в соответствии с Перечнем направлений для анализа работы предметной комиссии, приведенным в приложении 3 к настоящему Порядку.
10.3. Анализ работы предметных комиссий проводится председателем предметной комиссии на основании информации, предоставленной РЦОИ, а также Рособрнадзором, ФИПИ и ФЦТ.
10.4. Руководитель РЦОИ представляет председателю предметной комиссии по каждому учебному предмету всю необходимую информацию для проведения анализа работы предметной комиссии.
11. Правила для председателя предметной комиссии
11.1. На этапе подготовки к проведению ГИА председатель предметной комиссии:
участвует в ежегодных мероприятиях федерального уровня по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, организуемых ФИПИ;
обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию) экспертов предметной комиссии с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов предметной комиссии и статистики удовлетворенных апелляций и перепроверок федерального и регионального уровней в предыдущие годы;
заблаговременно направляет в Комитет информацию о перечне дополнительных средств и материалов (например, программное обеспечение рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", а также средства обучения и воспитания, используемые участниками экзаменами во время выполнениями ими экзаменационной работы, в соответствии с нормативным правовым актом Минпросвещения России и Рособрнадзора, устанавливающим сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету, а также требования к средствам обучения и воспитания, используемых при проведении экзаменов), допустимых к использованию экспертами предметной комиссии в помещениях работы предметной комиссии во время проверки экзаменационных работ;
заблаговременно согласует с руководителем РЦОИ перечень и формы отчетных материалов о ходе работы предметной комиссии в период проведения проверки экзаменационных работ, а также перечень и формы представления статистической информации о работе предметной комиссии по итогам проведения проверки;
не позднее чем за 14 дней до начала обработки экзаменационных материалов по соответствующему учебному предмету формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов предметной комиссии для планирования назначения экспертов предметной комиссии на проверку экзаменационных работ;
согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов предметной комиссии, осуществляющих проверку бланков, распознанных как пустые;
согласует с руководителем РЦОИ форму и состав данных, получаемых из РЦОИ в период проведения проверки, а также после завершения проверки развернутых ответов участников экзаменов.
11.2. На этапе проверки развернутых ответов участников экзамена председатель предметной комиссии:
получает у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, знакомится с полученными критериями, готовится к семинару-согласованию подходов к оцениванию выполнения каждого задания;
обеспечивает присутствие в помещениях предметной комиссии только допущенных лиц. Помимо экспертов и председателя предметной комиссии (заместителя председателя предметной комиссии) в аудитории допускается присутствие членов ГЭК (по решению председателя ГЭК), руководителя РЦОИ, должностных лиц Рособрнадзора и/или Комитета (по решению соответствующих органов), общественных наблюдателей, аккредитованных в установленном порядке;
проводит оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее 60 минут), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне, при необходимости проводит повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию;
получает у руководителя РЦОИ необходимое количество комплектов критериев для экспертов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке устных ответов по иностранным языкам;
обеспечивает получение необходимого для проверки экспертами количества рабочих комплектов по мере проведения обработки и проверки развернутых ответов в РЦОИ;
распределяет экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях;
осуществляет консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;
выдает каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
обеспечивает комфортную рабочую атмосферу и соблюдение Порядка проведения ГИА при работе предметной комиссии;
контролирует качество работы экспертов предметной комиссии, направляет председателю ГЭК информацию о случаях нарушения экспертом требований Порядка проведения ГИА, а именно недобросовестном выполнении возложенных на него обязанностей, использовании статуса эксперта ПК в личных целях, а также игнорировании согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическом допущении ошибок в оценивании экзаменационных работ и (или) нарушении процедуры проведения проверки;
информирует председателя ГЭК при выявлении случаев, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 6.5 настоящего Порядка, а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка проведения ГИА;
в рамках своей компетенции решает вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решает вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывает свои решения с руководителем РЦОИ;
информирует руководителя РЦОИ о невозможности оценить экспертом развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), а в случае если проблемы технического характера не удалось решить совместно с руководителем РЦОИ, информирует об указанном случае председателя ГЭК;
распределяет между экспертами экзаменационные работы участников ГВЭ;
определяет необходимость направления работ участников ГВЭ на третью проверку;
производит расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ;
контролирует качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передает бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ;
оперативно устраняет возникающие у экспертов затруднения;
сообщает руководителю РЦОИ и передает ему комплект с протоколом проверки, если установлено, что данный рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью;
бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, передает руководителю РЦОИ для переназначения другим экспертам.
11.3. По завершении работы предметной комиссии председатель предметной комиссии:
сдает руководителю РЦОИ все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
получает от руководителя РЦОИ пакет документов о результатах работы предметной комиссии:
а) количество работ, проверенных каждым экспертом;
б) количество работ, отправленных на третью проверку;
в) информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;
г) другую необходимую информацию, связанную с деятельностью предметной комиссии.
11.4. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами (далее именуется - апелляция по результатам) председатель предметной комиссии:
получает от председателя конфликтной комиссии или ответственного секретаря конфликтной комиссии апелляционный комплект участника экзамена. В случае если работа апеллянта была направлена на межрегиональную перекрестную проверку, в составе апелляционного комплекта отсутствуют протоколы проверки развернутых ответов и протоколы оценивания устных ответов, а также результаты их распознавания;
получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник экзамена, подавший апелляцию, перечень допустимых символов для записи ответов на задания с кратким ответом, КИМ, выполнявшийся участником экзамена, уведомление по итогам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами по результатам ГИА;
до заседания конфликтной комиссии организует работу экспертов по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом;
назначает на рассмотрение апелляции экспертов, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявших данную работу, имеющих опыт первой - второй и третьей проверки в текущем году, и передает им вышеуказанные материалы (информацию об экспертах, проверявших ранее эту работу, предоставляет РЦОИ);
передает председателю конфликтной комиссии в день проведения экспертами предметной комиссии после проведения экспертами предметной комиссии соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы апелляционные комплекты документов и заключения экспертов предметной комиссии;
получает у ответственного секретаря региональной конфликтной комиссии информацию о дате и времени рассмотрения апелляции, а также о присутствии при рассмотрении апелляций апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
направляет экспертов, принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом апеллянтов, на заседание конфликтной комиссии в указанное время (в случае присутствия на заседании конфликтной комиссии апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
оперативно передает в РЦОИ для Рособрнадзора, ФИПИ информацию о возможной некорректности заданий с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзамена, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам экзамена, которые выполняли данное задание, баллы пересчитываются в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.
12. Правила для экспертов предметной комиссии
12.1. На подготовительном этапе эксперты:
проходят обучение и подтверждают квалификацию в соответствии с требованиями установленного Порядка проведения ГИА, настоящего Порядка;
заблаговременно проходят инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем предметной комиссии;
непосредственно перед проверкой работ участвуют в проводимом председателем предметной комиссии оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.
Эксперты, не подтвердившие квалификацию и (или) не прошедшие инструктаж, и (или) не принявшие участие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.
12.2. Во время проверки развернутых ответов эксперты:
по указанию председателя предметной комиссии занимают рабочие места в предоставленных аудиториях;
получают рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания;
соблюдают дисциплину во время работы;
обращаются к председателю предметной комиссии или лицу, назначенному председателем предметной комиссии консультантом, в случае возникновения проблем при оценивании развернутых ответов;
начинают проверку развернутых ответов, руководствуясь следующими правилами:
а) заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
б) использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного недопустимо;
в) внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие записи делаются внизу в бланке-протоколе);
г) в полном объеме оцениваются по критериям оценивания экзаменационные работы, в которых бланк ответов N 2 (лист 1) и бланк ответов N 2 (лист 2) содержат знаки "Z"; развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2, расположены на фоне проставленного знака "Z"; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным), а также другие подобные работы;
д) при выявлении экзаменационных работ, в которых развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2 расположены на фоне проставленного знака "Z"; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным), а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка проведения ГИА, эксперт предметной комиссии незамедлительно информирует председателя предметной комиссии. Также необходимо информировать председателя предметной комиссии о невозможности оценить развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.);
е) если участник ЕГЭ не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, ставится метка "Х";
ж) если участник экзамена приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола проставляется соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
з) если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола проставляется номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания;
и) после завершения заполнения бланка-протокола ставятся дата, подпись в соответствующих полях бланка-протокола, и рабочий комплект передается председателю предметной комиссии для передачи на обработку.
12.3. При проверке пустых бланков ответов N 2 эксперты:
получают инструктаж от руководителя РЦОИ и председателя ПК о выполнении проверки предположительно пустых бланков ответов N 2;
просматривают с экрана изображения предположительно пустых бланков ответов N 2;
удостоверяются (отмечают в программном обеспечении), что изображение заполнено, при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые расцениваются как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить;
удостоверяются (отмечают в программном обеспечении), что изображение не заполнено, при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания.
Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, отправляются на проверку в предметную комиссию.
Изображения, определенные двумя проверяющими экспертами как незаполненные, относятся к ответам на задания, к которым участник ЕГЭ не приступал. В этом случае автоматизированно посредством РИС ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.
12.4. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА эксперты:
получают от председателя предметной комиссии апелляционный комплект участника экзамена, подавшего апелляцию, а также изображения экзаменационной работы, бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У "Бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом"), копии протоколов проверки экзаменационной работы участника ГВЭ и критерии оценивания данной работы;
до заседания конфликтной комиссии рассматривают работы апеллянта, а также анализируют предыдущее оценивание работы;
дают письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом с обязательной содержательной аргументацией и указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл;
узнают у председателя предметной комиссии дату, место и время рассмотрения апелляции и прибывают в указанное время в конфликтную комиссию;
в случае возникновения у апеллянта или у конфликтной комиссии претензий к оцениванию развернутых ответов дают соответствующие разъяснения. Время на разъяснения по оцениванию развернутых и/или устных ответов одного апеллянта - не более 20 минут;
сообщают председателю предметной комиссии об обнаружении ошибок или некорректных заданий в КИМ с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания. Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов в случае признания задания некорректным принимается Рособрнадзором.
12.5. Эксперту во время работы комиссии запрещается:
самостоятельно изменять рабочие места;
копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;
иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
без уважительной причины покидать аудиторию;
переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя предметной комиссии или у эксперта, назначенного по решению председателя предметной комиссии консультантом.
По завершении проверки использованные экспертами предметной комиссии материалы (за исключением бланков-протоколов) уничтожаются лицами, определенными руководителем РЦОИ.
Начальник отдела государственной итоговой аттестации и оценки качества общего образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
М.С. Бейтуганова |
Приложение 1
к Порядку
формирования и работы
региональных предметных
комиссий государственной
итоговой аттестации
по образовательным программам
среднего общего образования
в Волгоградской области
Показатели
согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний для присвоения Экспертам каждого из статусов, и их значения
Показатель 1:
Доля заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
|
Русский язык |
10% |
15% |
25% |
Иностранные языки | |||
Обществознание | |||
Литература | |||
Биология |
10% |
15% |
20% |
История | |||
Физика |
5% |
7% |
10% |
Химия | |||
Информатика и ИКТ | |||
География | |||
Математика (профильный уровень) |
1% |
5% |
7% |
Показатель 2:
Доля позиций оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.
Статус эксперта |
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт |
0 |
Старший эксперт |
0 |
Начальник отдела государственной итоговой аттестации и оценки качества общего образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
М.С. Бейтуганова |
Приложение 2
к Порядку
формирования и работы
региональных предметных
комиссий государственной
итоговой аттестации
по образовательным программам
среднего общего образования
в Волгоградской области
План-график
проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию предметных комиссий
Начальник отдела государственной итоговой аттестации и оценки качества общего образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
М.С. Бейтуганова |
Приложение 3
к Порядку
формирования и работы
региональных предметных
комиссий государственной
итоговой аттестации
по образовательным программам
среднего общего образования
в Волгоградской области
Перечень
направлений для анализа работы предметной комиссии
1. Условия для работы предметной комиссии:
нахождение предметной комиссии (далее именуется - ПК) в/вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК;
количество аудиторий при работе ПК;
проведение оперативного семинара-согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);
работа экспертов-консультантов, назначенных председателем предметной комиссии, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении/аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.), выполнение экспертами-консультантами ПК других работ в рамках задач, возложенных на ПК;
наличие специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников экзамена фактов; востребованность этого рабочего места;
прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы ПК).
2. Количество и доля экспертов ПК, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта, принцип присвоения статуса экспертов ПК и планирование изменения этих принципов в перспективе.
3. Квалификация экспертов (соответствие требованиям Порядка, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка, причины включения в ПК таких экспертов).
4. Общее количество проверок, проведенных ПК (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению Комитета).
5. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке работ в разные периоды проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).
6. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке апелляционных работ. Принцип отбора экспертов, привлекаемых к рассмотрению апелляций.
7. Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции).
8. Общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку.
9. Доля работ, направленных на третью проверку без учета пустых экзаменационных работ (средний показатель по всей комиссии).
10. Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов "доля работ, направленных на третью проверку, от общего количества проверенных экспертом ПК работ".
11. Максимальное и минимальное количество работ, проверенных одним экспертом.
12. Перечень экспертов, регулярно (более чем 5% проверяемых работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами:
случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).
Пример 1.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
Эксперт 2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
17 |
В приведенном примере разница между суммами баллов, выставленных экспертами, составляет 17 - 6 = 11 баллов. Ситуация свидетельствует о явном рассогласовании в работе экспертов ПК. Необходимо выявить системность данной ситуации для каждого из экспертов пары, причины;
случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).
Пример 2.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
11 |
Эксперт 3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
11 |
В приведенном примере разницы между суммами баллов, выставленных экспертами, нет: все 3 эксперта выставили суммарно 11 баллов. Тем не менее, ситуация рассогласования в оценивании очевидна: Эксперт 2 выставил баллы, которые по каждой отдельной позиции оценивания отличаются от баллов, выставленных Экспертом 1 (16 баллов) и Экспертом 3 (16 баллов). В отношении результатов оценивания Экспертом 1 и Экспертом 3 можно сказать, что эти результаты отличаются на 1 балл только по двум позициям оценивания из 12, что свидетельствует о поддержке этими экспертами единых подходов к оцениванию работ;
случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).
Пример 3.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Итог |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Эксперт на апелляции |
2 |
3 |
1 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
19 |
В приведенном примере эксперты во время проверки вынесли весьма согласованный результат. Тем не менее, на апелляции балл изменяют на 7 первичных баллов относительного итогового по результатам оценивания двух экспертов. Очевидна либо ситуация несогласованности подходов к оцениванию экспертом, проверявшим работу на апелляции, либо наличие процедурных нарушений или заинтересованности этого эксперта;
другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).
13. Результаты выборочной экспертизы председателем результатов оценивания развернутых ответов экспертами, показавшими рассогласованную работу при проведении оценивания.
14. Плановое количество экспертов ПК в следующем году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам ПК при проведении квалификационных испытаний.
15. Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов, формировании ПК, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.
16. Основные выводы.
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 1 июня 2020 г. N 54 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.