Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 29 мая 2020 г. N 3.4-05/704
по проекту федерального закона N 943970-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Камбоджа о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Камбоджа о взаимной правовой помощи по уголовным делам" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 27 мая 2020 года.
Договором, подписанным 26 сентября 2019 года в городе Пномпене, устанавливаются международно-правовые основы российско-камбоджийского сотрудничества по вопросам оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Российская Федерация и Королевство Камбоджа (далее - Стороны) в соответствии с настоящим Договором оказывают друг другом всестороннюю правовую помощь. В соответствии с Договором под правовой помощью понимается любая помощь, предоставленная запрашиваемой Стороной в отношении расследований и судебных разбирательств, подпадающих под юрисдикцию запрашивающей Стороны по уголовному делу, независимо от того, запрашивается или предоставляется эта помощь судом или другим компетентным органом. Объем правовой помощи включает такие действия, как вручение документов; получение показаний и заявлений лиц; установление местонахождения и идентификация лиц, а также предметов; проведение обыска и выемки; вызов свидетелей, потерпевших и экспертов; передача на время лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, и ряд других (статья 1, статья 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 правовая помощь оказывается Сторонами в случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос о правовой помощи (далее - запрос), является уголовно наказуемым согласно законодательству каждой из Сторон. При этом запрашиваемая Сторона может по своему усмотрению оказать правовую помощь в случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является уголовно наказуемым по ее законодательству.
Договором среди прочего определены форма и содержание запроса (статья 4); основания отказа и отсрочки в исполнении запроса (статья 6); вопросы конфиденциальности и ограничения в использовании информации (статья 8); порядок исполнения запросов (статья 9); порядок получения доказательств в запрашиваемой Стороне (статья 11); положения об обмене информацией о судимостях и обвинительных приговорах (статья 18).
В целях обеспечения надлежащего сотрудничества Сторон в рамках Договора назначаются центральные органы Сторон (статья 3). От Российской Федерации центральными органами являются - Министерство юстиции Российской Федерации (вопросы, связанные с деятельностью судов Российской Федерации) и Генеральная прокуратура Российской Федерации (иные вопросы оказания правовой помощи), от Королевства Камбоджа - Министерство юстиции Королевства Камбоджа.
В статье 5 Договора предусмотрено, что запрос, прилагаемые к нему документы и дополнительная информация, направляемые в соответствии с Договором, сопровождаются переводом на язык запрашиваемой Стороны либо на английский язык. Аналогичный порядок применяется к ответу на запрос.
Договором также урегулированы вопросы, касающиеся вызова свидетелей, потерпевших и экспертов на территорию запрашивающей Стороны (статья 15), и передачи запрашивающей Стороне лиц, содержащихся под стражей, в том числе отбывающих наказание в виде лишения свободы (статья 17).
Договор вступает в силу (статья 24) по истечении 90 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления Сторон о выполнении ими внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Договор прекращает свое действие по истечении 180 дней с даты получения по дипломатическим каналам одной Стороной письменного уведомления другой Стороны о ее намерении прекратить его действие.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация Договора не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.
Договор подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части возможного отказа Стороны в оказании правовой помощи, если это может нанести ущерб ее суверенитету и безопасности, содержит правила иные, чем предусмотренные российским уголовно-процессуальным законодательством, а также поскольку предметом Договора являются права человека и гражданина.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует одобрить Федеральный закон.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Камбоджа о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.