Постановление Правительства Республики Тыва от 3 июня 2020 г. N 259
"О Концепции экологической безопасности Республики Тыва до 2030 года"
Правительство Республики Тыва, постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию экологической безопасности Республики Тыва до 2030 года.
2. Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (по согласованию) разработать план мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Республики Тыва до 2030 года и утвердить в установленном порядке.
3. Органам исполнительной власти Республики Тыва при принятии решений в сфере своей деятельности учитывать положения настоящей Концепции.
4. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва |
А. Брокерт |
Концепция
экологической безопасности Республики Тыва до 2030 года
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 3 июня 2020 г. N 259)
1. Общие положения
Разработка настоящей Концепции экологической безопасности Республики Тыва (далее - Концепция) обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности в условиях современного высокого уровня антропогенного воздействия на природную среду и значительных экологических последствий прошлой экономической деятельности, а также модернизации экономики и инновационного развития Республики Тыва.
Настоящая Концепция определяет цели, принципы и задачи органов государственной власти Республики Тыва для обеспечения благоприятной окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, устойчивого развития Республики Тыва, охраны здоровья, сохранения благополучия жителей Республики Тыва, обеспечения экологической безопасности населения и механизмы их реализации на период до 2030 года.
Устойчивое развитие Республики Тыва, высокое качество жизни и здоровья населения Республики Тыва могут быть обеспечены при поддержании соответствующего состояния окружающей среды. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как один из ценнейших компонентов национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития Республики Тыва и государственной политики Республики Тыва в области экологической безопасности и охраны окружающей среды (далее - экологическая политика) должны быть взаимосвязаны, поскольку здоровье, социальное благополучие и экологическая безопасность населения находятся в неразрывном единстве.
Концепция базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., Конституции Республики Тыва, законах и иных нормативных правовых актах Республики Тыва, документах долгосрочного стратегического планирования Российской Федерации и Республики Тыва.
Основные положения Концепции разработаны с учетом социально-экономических особенностей, природно-климатической уникальности региона. Формирование и реализация экологической политики невозможны без непосредственного участия в этом процессе институтов гражданского общества. Исходя из современного состояния окружающей среды и экологической безопасности определены механизмы и инструменты решения задач с перечнем базовых индикаторов и показателей по различным направлениям государственной политики в области экологического развития.
2. Цели, принципы и задачи государственной политики в области экологической безопасности Республики Тыва
2.1. Современная состояние окружающей среды и экологической безопасности на территории Республики Тыва.
В республике огромный биосферный (средостабилизирующий, ландшафто-формирующий) потенциал лесопромышленных ресурсов за счет высокой лесистости территории - 62,5 процента, из которых 47 процентов занимает лиственница сибирская, 45 - сосна сибирская (кедр) и 8 процентов - другие породы (сосна, ель, пихта, береза, тополь, осина, ивовые), которые остаются маловостребованными.
В гидрогеологическом отношении территория республики относится к крупнейшим артезианским бассейнам и областям Сибири (на территории республики насчитывается 15329 рек и ручьев общей протяженностью 72247 км, около 6720 озер общей площадью зеркала 1084 кв. км).
Республика Тыва имеет развитую сеть особо охраняемых природных территорий, площадь которых составляет 2007998,0 га или 12 процентов площади республики (2 заповедника - 657082,4 га, 15 заказников - 689778,11 га, 15 памятников природы - 47297,34 га, 1 природный парк с 4 кластерными участками - 613840,07 га).
Животный мир Тувы представлен 89 видами млекопитающих, около 378 видами и подвидами птиц, 9 видами рептилий и амфибий, около 40 видами и подвидами рыб. Из всех позвоночных животных Тувы более 132 видов относятся к редким и исчезающим видам животных, многие виды являются эндемиками Тувы. Количество видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Республики Тыва, - 306, в том числе растений - 174, животных - 132. В Красную книгу Российской Федерации занесены 5 видов зверей и 30 видов птиц, обитающих на территории республики.
Недра республики содержат ряд месторождений и рудопроявлений, в числе которых рудное и россыпное золото, минерализации никель-кобальта и хризотил-асбеста, свинцово-цинковые и медные руды, редкие металлы и земли, радиоактивные элементы, ртуть, железо, алюминий, молибден, флюорит, каменный уголь и поваренная соль, известняк, пресные подземные и минеральные воды, некоторые по своему хозяйственному значению могут служить основой для формирования крупных отраслевых производственных комплексов республиканского значения.
В крупных населенных пунктах республики наблюдается низкий уровень экологической озабоченности и образованности жителей. Гнездовой характер расселения населения Республики Тыва и высокая концентрация размещения техногенных и природно-антропогенных комплексов (около половины населения республики (51,4 процента) и 51 процент выбросов в атмосферу приходятся на г. Кызыл и пгт. Каа-Хем), что обуславливает эпицентрическое распространение вредных выбросов.
Проблема загрязнения воздушного бассейна г. Кызыла остается весьма острой, особенно в зимний период. Так, в 2019 году средняя концентрация бенз(а)пирена превысила гигиенический норматив и составила 18 ПДК с.с. (2018 г. - 24,9). За год в атмосфере города было зафиксировано 5 случаев "высокого" загрязнения бенз(а)пиреном (2018 г. - 7), наибольшая из средних за месяц концентрация бенз(а)пирена наблюдалась в январе - 51,3 ПДК с.с. Уровень загрязнения атмосферного воздуха города характеризовался как "очень высокий" (ИЗА514). Основной вклад в уровень загрязнения атмосферы города внесли такие загрязняющие вещества как бенз(а)пирен, оксид углерода, диоксид азота, формальдегид, взвешенные вещества. По сравнению с 2018 годом уровень загрязнения не атмосферного воздуха не изменился - "очень высокий".
На настоящий момент у предприятий и организаций отраслей топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства республики более 80 процентов оборудования морально и физически изношены, не осуществляется их модернизация. Общий объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в 2019 году составил 26,1 тыс. тонн (2018 г. - 20,4 тыс. тонн).
В настоящее время отсутствует практика установления санитарно-защитных зон предприятий и объектов, в том числе для промышленных узлов, органами местного самоуправления Республики Тыва, внесение соответствующих линий градостроительного регулирования и введение ограничений на использование земель законодательно. Установление для предприятия временно согласованных нормативов выбросов, а не нормативов предельно допустимых выбросов, изначально означает, что при этом на соответствующей территории не обеспечивается соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха.
Доля населения Республики Тыва, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляет 24,5 процента. Доля городского населения Республики Тыва, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляет 39,8 процента. На территории республики функционируют 7 объектов с центральной системой водоотведения (канализации). Протяженность централизованной системы водоотведения в республике составляет 172,5 км. Жилые площади, оборудованные системой канализации, составляют 36,8 процента от общей площади жилого фонда республики. При этом 84 процента канализационных сетей нуждается в замене, изношенность очистных сооружений - 95-98 процентов.
Действующие сети водоснабжения работают на пределе ресурсной надежности (введены в эксплуатацию в 60-80 годах прошлого столетия) - необходима их полная модернизация.
В 2019 году в поверхностные водные объекты по Республике Тыва сброшено 13,82 млн. куб. м, что на 1,66 млн. куб. м (+13,65 процента) больше объема сброса в 2018 году - 12,16 млн. куб. м. Увеличение произошло за счет АО "Кызылская ТЭЦ", ООО "УК "Межегейуголь". Объем сточных вод, требующий очистки в 2019 году, составил 13,48 млн. куб. м, что на 1,54 млн. куб. м (+12,9 процента) больше, чем в 2018 году (11,94 млн. куб. м) за счет увеличения объема шахтно-рудничных вод ООО "Угольная компания "Межегейуголь". По данным Среднесибирского УГМС в 2019 году качество воды реки Енисей в створе "7 км ниже г. Кызыл" осталось на прежнем уровне, степень загрязненности воды определяется как "очень загрязненная", 3 класс разряд "б" (2018 г. - "очень загрязненная", 3 класс разряд "б"). Имеющиеся очистные сооружения, в основном, не обеспечивают очистку сточных вод до нормативных уровней, так как морально устарели и изношены, что негативно сказывается на состоянии водных объектов. Необходимо проведение реконструкции или капитального ремонта таких очистных сооружений.
В соответствии с данными формы отчета 2-ТП (отходы), представляемыми в Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Тыва, в 2019 году объем образованных твердых промышленных и бытовых отходов лицами, осуществляющими производственно-хозяйственную деятельность на территории республики, составил 2666,07 тыс. тонн (2018 г. - 3568,23 тыс. тонн). Основными источниками образования отходов производства и потребления на территории республики является деятельность таких предприятий как ООО "Водоканал", АО "Кызылская ТЭЦ", ООО "Угольная компания "Межегейуголь", ООО "Восток", ООО "Горно-обогатительный комбинат "Туваасбест". Основными видами отходов производства и потребления этих предприятий являются вскрышные породы, образующиеся при разработке месторождений, шлак угля, промышленные отходы I - V классов опасности.
По последним данным инвентаризации мест размещения отходов на территории республики 2019 года отходы производства и потребления размещаются в 32 свалках, не имеющих соответствующих разрешительных документов, общей площадью 55,7 га. При значительных объемах образования отходов и отсутствия их переработки площадь отчуждаемых земель под размещение отходов будет продолжать расти. На сегодняшний день в республике действует 1 объект размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), включенный в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), соответствующий требованиям природоохранного законодательства. Также отсутствуют объекты утилизации и обработки ТКО - полигон ТБО г. Кызыла. В настоящее время во всех районах и населенных пунктах республики ТКО размещаются на несанкционированных свалках, большинство из которых эксплуатируется свыше 20 лет и выработали свой ресурс. Низкая степень использования отходов производства и потребления приводит к тому, что в настоящее время городские и сельские свалки являются основными объектами для захоронения твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва. Они имеются во всех районах, при этом большая часть объектов находится на грани заполнения, большинство объектов эксплуатируется свыше 37 лет. Практически все населенные пункты имеют несанкционированные свалки, которые занимают площадь более 55 процентов от всех выявленных мест захоронения и хранения отходов республики.
Из 37 гидротехнических сооружений (далее - ГТС) в республике 22 не оформлены в муниципальную собственность и не признаны в установленном порядке как бесхозяйные объекты (Каа-Хемский кожуун - 4 сооружения, Барун-Хемчикский кожуун - 2, Кызылский кожуун - 9, Дзун-Хемчикский кожуун - 3, г. Кызыл - 3, г. Ак-Довурак - 1 сооружение). 27 процентов ГТС не имеют нормального уровня безопасности. На 32 ГТС водохозяйственного комплекса не выполнен расчет вероятного вреда в результате аварий на них, декларирование ГТС подтверждено не более чем на 5 объектах, на 90 процентов объектов отсутствует паспорт безопасности ГТС.
Общее количество жителей, проживающих на территории Республики Тыва, подверженных негативному воздействию вод, составляет 64834 человека. Ущерб от затопления населенных пунктов при наводнениях достигает десятков миллионов рублей в год. Протяженность рек, нуждающихся в расчистке, составляет 53,77 км. Инженерная защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод является недостаточной.
В 2019 году на территории Республики Тыва зарегистрировано 42 лесных пожара на площади 11045,5 га, в том числе на лесной - 10097,5 га, нелесной - 948,0 га, что ниже на 57 процентов, чем в 2018 году. Из 42 лесных пожаров 11 зарегистрированы в авиазоне или 26 процента от общего количества лесных пожаров. Наибольшая площадь, пройденная огнем, зафиксирована в Тоджинском (5943 га), Тандинском (2271 га) и Туранском (1317 га) лесничествах. Основной причиной возникновения лесных пожаров в 2019 году является антропогенный фактор (человеческий фактор) - 32 (76,2 процента). Неконтролируемые сельхозпалы - 8 (19 процентов) природный фактор (грозовые разряды) - 2 (4,7 процента). В связи со значительным процентом доли лесных пожаров, возникающих по вине человека на территории Республики Тыва, необходимо усилить агитационно-профилактическую работу среди местного населения, а также обеспечить патрулирование лесов на предмет соблюдения лесного законодательства Российской Федерации и пресечения возникновения лесных пожаров.
Лесоустройство на территории Республики Тыва было проведено в 60-70-х годах прошлого века лишь на части лесного фонда. До сих пор из 11 млн. га неустроенными остаются 30 процентов лесов. Отсутствие данных о количественном, качественном и породном составе препятствует передаче в аренду лесных участков, а также реализации инвестиционных проектов на территории республики, кроме того невозможно рассчитать реальный ущерб, причиненный лесному фонду от пожаров.
Отсутствует порядок взаимодействия между участниками экологического мониторинга. Недостаточен перечень контролируемых показателей и постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и водных объектов, плотность стационарной сети наблюдений атмосферного воздуха в Республике Тыва требует расширения. Пространственная структура сети оперативного контроля должна обеспечивать возможность выявления источников выбросов, создающих повышенные концентрации примесей в атмосферном воздухе. Существующая государственная система мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в Республике Тыва такими возможностями не обладает.
Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности стимулируется слабо. Научные исследования являются фрагментарными и касаются, в основном, сохранения биоразнообразия. Комплексные фундаментальные и прикладные исследования в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата для условий Республики Тыва, не имеют поддержки и стимулов.
Формирование экологической культуры, развитие экологического образования, просвещения и воспитания в республике проводится в недостаточной степени, в основном благодаря деятельности особо охраняемых природных территорий и общественных экологических организаций.
В области развитости институтов гражданского общества и их участия в охране окружающей среды и экологической политике важнейшими из проблем являются несовершенство нормативно-правового регулирования (прежде всего вопросов общественного экологического контроля), системы управления, нечеткость разграничения полномочий различных уровней государственной власти и местного самоуправления, а также отсутствие развитых сетей экологического мониторинга, отсутствие единого банка данных экологической информации для повышения эффективной деятельности общественных организаций экологической направленности.
Переход к устойчивому природопользованию, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, биологических, минеральных и других ресурсов, на территории Республики Тыва осуществляется в недостаточной мере. Недостаточно научных исследований и практики внедрения инновационных, ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий в систему природопользования. Экологически ориентированная модель развития экономики Республики Тыва декларируется, но конкретные мероприятия в этом направлении единичны.
Система управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности требует совершенствования, прежде всего, в сфере координации действий органов государственной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления Республики Тыва:
а) восстановление общественной экологической экспертизы для проектов экологически опасных объектов и усиление ее роли на региональном уровне;
б) осуществление территориального планирования на основе региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования с обязательным учетом загрязнения атмосферного воздуха и других природных сред;
в) совершенствование системы финансирования природоохранных проектов.
Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использование природных ресурсов, соответствующее демократическому устройству и рыночной экономике, а также четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Тыва в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды.
Природоохранная деятельность на территории Тувы реализуется в рамках государственных программ Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов, "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Тыва на 2018 - 2026 годы", "Обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод на территории Республики Тыва на 2014 - 2025 годы", "Развитие лесного хозяйства Республики Тыва на 2017 - 2020 годы" и "Охрана и воспроизводство объектов животного мира в Республике Тыва на 2017 - 2021 годы".
Изначальное установление финансирования целевых программ в недостаточном объеме, расчет потребностей в финансировании целевых программ исходя из практики предыдущих лет, а не реальной потребности не обеспечивают эффективность бюджетного процесса в решении важнейших экологических проблем.
Необходимо создание республиканского экологического фонда, средства которого формируются за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду и служат дополнительным источником финансового обеспечения экологических программ и природоохранных мероприятий. Таким образом, решение проблемы повышения эффективности платы за негативное воздействие на окружающую среду как экономического стимула одновременно позволит улучшить условия финансирования природоохранной деятельности.
Природоохранная деятельность на соответствующей территории осуществляется различными министерствами, федеральными службами и агентствами, выполняющими, как правило, одновременно функции природопользования и охраны окружающей среды. Множественность уполномоченных субъектов, осуществляющих охрану окружающей среды на соответствующей территории, обусловливает объективную необходимость координации, направленной на согласование природоохранной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, граждан и их объединений.
Таким образом, современная экологическая обстановка в республике, формируемая под воздействием природных и антропогенных факторов, характеризуется проявлением совокупности острых экологических проблем, их накоплением. Стратегией социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года предусмотрено, что в случае ее реализации будет обеспечено существенное наращивание экономического потенциала республики - рост валового регионального продукта в 2,3 раза, дальнейшее увеличение добычи полезных ископаемых и связанных с этим производств по обогащению и первичной переработке руд, расширение использования лесных ресурсов. Особое внимание отводится строительству железной дороги "Элегест - Кызыл - Курагино" и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва. По предварительной оценке рост промышленного производства в результате реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года приведет к увеличению воздействий на окружающую среду на 20-70 процентов, что в значительной мере будет определяться соответствием технологий производства и добычи полезных ископаемых современным требованиям.
Назрела необходимость системного решения экологических проблем в Республике Тыва.
Все вышеназванные факторы техногенного воздействия на окружающую среду обостряют обстановку в сфере безопасности населения и уменьшения экологического риска и охраны окружающей среды.
В условиях становления новых социально-экономических отношений и незавершенности индустриального развития республики получили новое развитие технократические модели развития и антиэкологическое мышление в восприятии действительности. В этих рамках значимость возникающих дисгармоний, кризисных явлений в отношении общества к природе в полной мере не осознается и, как правило, замалчивается или преуменьшается.
2.2. Цели, задачи и принципы экологической политики Республики Тыва.
Целями экологической политики Республики Тыва являются:
а) обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения; охрана природных ресурсов и обеспечение рационального их использования;
б) сохранение природных систем для устойчивого развития общества, обеспечения экологической безопасности населения Республики Тыва.
Основными принципами осуществления экологической политики Республики Тыва являются:
а) соблюдение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду;
б) единство экономического, социального и экологического развития, направленное на повышение качества жизни нынешнего и будущих поколений (принцип устойчивого развития);
в) научная обоснованность, системность и комплексность решения задач в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
г) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
д) приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
е) ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ж) презумпция экологической опасности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду, и здоровье населения планируемой хозяйственной и иной деятельности;
з) запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и человека, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
и) обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
к) соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и негативном воздействии на здоровье населения;
л) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
м) ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;
н) полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;
о) приоритет рыночных механизмов перед административным регулированием природопользования.
Достижение целей экологической политики Республики Тыва обеспечивается комплексным, системным и целенаправленным решением следующих основных задач:
а) совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
б) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду, и здоровье населения;
в) восстановление нарушенных естественных экологических систем;
г) сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;
д) совершенствование системы государственного экологического мониторинга;
е) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;
ж) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;
з) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;
и) обеспечение устойчивого природопользования;
к) развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
л) совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;
м) развитие международного и межрегионального сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
3. Основные механизмы, инструменты реализации экологической политики и стратегических задач
3.1. Совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
При решении задачи совершенствования системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности используются следующие механизмы:
а) снижение темпов роста неблагоприятного воздействия на окружающую среду;
б) совершенствование разграничения полномочий и координации действий органов государственной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления Республики Тыва в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
в) совершенствование оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Тыва в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
г) повышение эффективности регионального государственного экологического надзора;
д) восстановление общественной экологической экспертизы для проектов экологически опасных объектов и усиление ее роли на региональном (республиканском) уровне;
е) обеспечение осуществления территориального планирования на основе региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования с обязательным учетом существующего состояния всех компонентов природной среды и прогнозов их изменения;
ж) обеспечение своевременного информирования населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления о состоянии окружающей среды и прогнозах ее изменения;
з) учет вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в программных документах регионального уровня.
Индикатором является повышение эффективности системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Республики Тыва.
Средства реализации (инструменты):
а) разработка, принятие и реализация программ природоохранного назначения;
б) внесение дополнений (изменений) в нормативные документы регионального уровня, регламентирующие вопросы полномочий органов государственной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления Республики Тыва в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
в) совершенствование работы координационных советов, комиссий, общественных советов и других совещательных органов при органах государственной власти и органах местного самоуправления Республики Тыва;
г) внесение дополнений в региональный перечень показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Тыва, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды;
д) создание и развитие автоматизированной системы регионального государственного экологического надзора;
е) организация необходимого технического оснащения и непрерывного аналитического сопровождения мероприятий, направленных на осуществление регионального государственного экологического надзора, повышение его мобильности, оперативности реагирования;
д) повышение эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального уровня;
е) законодательная инициатива по восстановлению общественной экологической экспертизы для проектов экологически опасных объектов и усиление ее роли на региональном уровне;
ж) организация разработки региональных нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимой антропогенной нагрузки, в том числе норм допустимого воздействия на водные объекты;
з) использование данных республиканских государственных информационно-аналитических систем в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности;
и) внесение дополнений в нормативные документы, регламентирующие вопросы разработки программных документов регионального уровня.
Целевыми показателями являются:
а) наличие региональных нормативов качества окружающей среды и допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
б) экологические рейтинги оценки эффективности системы управления в области охраны окружающей среды и оценок устойчивого эколого-социально-экономического развития.
3.2. Предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду, и здоровье населения.
При решении задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения используются следующие механизмы:
1) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на атмосферный воздух:
- регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
- нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе сводных томов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) для крупных населенных пунктов Республики Тыва;
- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников за счет технического перевооружения, реконструкции и модернизации производства;
- снижение загрязнения атмосферного воздуха от автотранспорта за счет развития общественного электротранспорта, градостроительного регулирования, совершенствования организации дорожного движения и усиления государственного контроля за выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта;
- повышение эффективности государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха.
Индикатором является снижение негативного воздействия на атмосферный воздух.
Средства реализации (инструменты):
а) разработка нормативных правовых актов Республики Тыва и организация работ по вопросам регулирования выбросов, в том числе в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
б) организация разработки сводных томов ПДВ для крупных населенных пунктов Республики Тыва;
в) разработка нормативных правовых актов Республики Тыва, регулирующих использование сводных томов ПДВ при согласовании и утверждении нормативов ПДВ предприятиям;
г) внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, использование высокоэффективных систем пылегазоочистки;
д) закрытие малых отопительных котельных, котельных производственных предприятий;
е) замена в отдаленных поселениях республики дизель-генераторных установок на газогенераторные станции;
ж) переход в процессе эксплуатации автомобильного транспорта на мировые экологические стандарты Евро-5 и Евро-6 и альтернативные виды топлива;
з) развитие общественного транспорта, в том числе его электрических видов;
и) использование природного газа в качестве топлива для муниципального транспорта в городах Республики Тыва;
к) совершенствование организации дорожного движения и методов градостроительного регулирования;
л) усиление надзора за охраной атмосферного воздуха в части соблюдения нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах автотранспорта;
м) подключение к централизованному теплоснабжению хозяйствующих субъектов, имеющих стационарные источники на территории крупных населенных пунктов республики;
н) создание сети городских зеленых зон, непрерывной транспортной инфраструктуры и других условий для развития экологичных безмоторных видов транспорта в городах Республики Тыва.
Целевыми показателями являются:
а) снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников и зарегистрированного автомобильного транспорта;
б) количество населенных пунктов, имеющих действующие сводные тома: в 2021 году - 1 (г. Кызыл), в 2022 году - 1 (пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна), в 2023 году - 3 (гг. Шагонар, Ак-Довурак, Чадан, Туран);
в) доля установленных санитарно-защитных зон - не менее 60 процентов от общего количества объектов, нуждающихся в разработке проектов санитарно-защитных зон, и наличие нормативных правовых актов в области установления единых санитарно-защитных зон;
г) доля общественного транспорта, работающего на топливе экологического класса Евро-5 и Евро-6: в 2020 году - 0 процентов, в 2021 году - 0, в 2030 году - 100 процентов;
д) доля электрических видов от всего общественного транспорта;
е) доля общественного транспорта от всех видов автомобильного транспорта;
2) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на водные объекты.
Средства реализации (инструменты):
а) строительство и реконструкция очистных сооружений на основе современных технологий и оборудования, в первую очередь, в системе жилищно-коммунального хозяйства, внедрение при необходимости децентрализованной очистки сточных вод;
б) строительство централизованных ливневых систем водоотведения, оборудованных очистными сооружениями;
в) строительство централизованных систем питьевого водоснабжения в населенных пунктах, где население использует воду открытых водоемов и нецентрализованных источников;
г) гарантированное обеспечение водными ресурсами на основе схем комплексного использования и охраны водных объектов, разработанных по основным бассейнам рек Республики Тыва;
д) совершенствование нормирования воздействия на водные объекты, установление норм допустимого воздействия на водные объекты;
е) совершенствование химико-аналитического контроля качества воды в целях осуществления государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
ж) разработка и реализация государственных программ по улучшению водоснабжения населенных мест, организации водоподготовки, обеззараживанию воды источников питьевого водоснабжения перед подачей в распределительные сети;
з) внедрение водосберегающих технологий, расширение использования замкнутых систем водоснабжения на промышленных предприятиях;
и) реализация мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации малых рек Республики Тыва;
к) проведение инвентаризации существующих водоохранных зон и усиление мер по их охране.
Целевыми показателями являются:
а) поэтапное снижение объемов сброса загрязненных сточных вод и массы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты на территории Республики Тыва;
б) повышение эффективности использования и охраны водных объектов;
в) доля населения обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения на территории Республики Тыва;
3) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления:
- предупреждение и сокращение объемов образования промышленных отходов, вовлечение их в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, снижение уровня опасности отходов;
- совершенствование системы сбора и экологически безопасно удаления, размещения ТБО с территорий муниципальных образований;
- создание инфраструктуры сортировки и переработки ТБО и промышленных отходов на принципе государственно-частного партнерства с формированием инновационных кластеров по сортировке, переработке отходов;
- поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья;
- развитие системы сбора, обезвреживания и утилизации опасных отходов, в том числе ртутьсодержащих, биологических, медицинских, на удаленных от городов территориях;
- утверждение и реализация генеральных схем очистки населенных пунктов, согласованных органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- совершенствование региональной системы учета в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Средства реализации (инструменты):
а) внедрение технологий по сокращению объемов отходов в источнике их образования и использованию образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга, внедрение на предприятиях малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
б) строительство межмуниципальных и межпоселенческих полигонов ТБО;
в) оптимизация тарифной политики в сфере сбора и удаления ТБО с территорий муниципальных образований;
г) внедрение раздельного сбора ТБО и промышленных отходов; обустройство мест раздельного сбора отходов в местах их временного хранения (накопления) как в жилищном фонде, так и на промпредприятиях;
д) формирование системы (инфраструктуры) раздельного сбора бытовых отходов в местах образования;
е) привлечение инвестиций для создания объектов сортировки и переработки ТБО и изготовления продукции из вторичного сырья;
ж) принятие нормативных актов, предусматривающих запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, и программ, способствующих их реализации; учет необходимости селективного сбора и временного хранения (накопления) отходов для их дальнейшего использования при разработке и согласовании нормативно-разрешительной документации в области обращения с отходами;
з) организация удобной для населения системы сбора ртутьсодержащих и других особо опасных отходов, обеспечивающей их стопроцентные сбор и утилизацию;
и) создание и развитие региональной информационной системы в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Целевыми показателями являются:
а) снижение объемов захороненных отходов, уменьшения полусанкционированных и несанкционированных свалок;
б) количество новых полигонов, сортировочных и перерабатывающих заводов;
в) увеличение доли населенных пунктов;
г) обеспеченность крупных городов республики мусороперерабатывающими и мусоросортировочными комплексами, мусоросжигательными заводами; приведение в соответствие с гигиеническими требованиями полигонов для складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов;
4) предотвращение негативного воздействия вод:
- развитие системы подготовки к паводковой ситуации на водных объектах для своевременного принятия обоснованных решений по предупреждению и минимизации негативных последствий наводнения;
- осуществление зонирования на паводкоопасных территориях;
- сокращение бесхозяйных ГТС;
- перевод ГТС из опасного и неудовлетворительного уровня безопасности в безопасное техническое состояние;
- развитие системы инженерной защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия поверхностных вод.
Индикаторами являются:
а) доля населения, защищенного от чрезвычайных паводковых ситуаций;
б) доля населения и объектов экономики, защищенных в результате повышения безопасности ГТС.
Средства реализации (инструменты):
а) выявление участков подтопления населенных пунктов в результате разрушения плотин водохранилищ и размыва защитных дамб;
б) разработка правил эксплуатации водохранилищ в условиях чрезвычайных ситуаций;
в) обследование паводкоопасных территорий;
г) разработка и реализация мероприятий по переводу ГТС из опасного и неудовлетворительного уровня безопасности в безопасное техническое состояние;
д) разработка и реализация мероприятий по ликвидации бесхозяйных ГТС, использование которых в хозяйственных целях невозможно;
е) разработка мероприятий по инженерной защите населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
Целевыми показателями являются:
а) численность населения, проживающего на территории республики, подверженного негативному воздействию вод и защищенного в результате проведенных мероприятий;
б) протяженность участков рек, нуждающихся в расчистке, спрямлении, дноуглублении и берегоукреплении;
в) количество ликвидированных бесхозяйных ГТС;
г) нормативно-правовой документ по ограничению хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях Республики Тыва;
5) сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира.
При решении задачи сохранения природной среды используются следующие механизмы:
а) развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
б) обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
в) совершенствование мониторинга, охраны и содействие восстановлению популяций животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Республики Тыва;
г) формирование эффективной системы охраны и использования охотничьих ресурсов с применением биотехнических методов и разведение охотничьих животных;
д) повышение эффективности охраны и использования водных биологических ресурсов, создание условий для повышения объемов их искусственного воспроизводства; создание условий для рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, развития озерного и промышленного рыбоводства в районах Республики Тыва;
е) повышение эффективности охраны, использования и защиты лесов, создание условий для повышения объемов искусственного лесовосстановления, лесоразведения;
ж) внедрение дистанционных технологий и методов слежения при проведении мероприятий по учету и мониторингу естественных экологических систем и объектов животного и растительного мира;
з) снижение экологического ущерба от заготовительной деятельности хозяйствующих субъектов и физических лиц, лесных пожаров и иных природных катаклизмов;
и) утверждение такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам животного и растительного мира, занесенным в Красную книгу животных, растений и грибов Республики Тыва, но не относящимся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания.
Индикаторами являются:
а) совершенствование сети и увеличение площади особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
б) восстановление популяций редких, находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Республики Тыва;
в) увеличение лимитов добычи основных охотничьих ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения республики;
г) повышение доли хозяйственного освоения выделяемых промышленных и иных квот на вылов водных биологических ресурсов;
д) создание успешно развивающихся хозяйств, занятых товарным озерным и промышленным рыбоводством;
е) увеличение площади лесовосстановления;
ж) снижение площади земель лесного фонда с экологическим ущербом от заготовительной деятельности хозяйствующих субъектов и физических лиц, лесных пожаров и иных природных катаклизмов.
Средства реализации (инструменты):
а) инвентаризация действующей системы особо охраняемых природных территорий и развитие схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Республике Тыва на период до 2030 года с учетом задач устойчивого экономического развития муниципальных районов;
б) проведение лесоустройства лесного фонда Республики Тыва с включением работ по выделению и картографированию особо защитных участков в границах особо охраняемых природных территорий в перечень лесоустроительных работ первого этапа;
в) развитие рекреационного и познавательного туризма с использованием особо охраняемых природных территорий регионального значения в сочетании с задачами сохранения биологического разнообразия и природного наследия;
г) внедрение в практику государственного экологического контроля современных технических средств, в том числе:
- методов дистанционного зондирования при мониторинге состояния лесов и результатов лесовосстановления, а также при мониторинге территориального размещения и миграций охотничьих ресурсов;
- камер слежения для документирования размещения редких, находящихся под угрозой исчезновения животных, а также незаконного использования биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях;
д) ведение Красной книги животных, растений и грибов Республики Тыва и содействие восстановлению редких, находящихся под угрозой исчезновения, видов животных и растений на особо охраняемых природных территориях;
е) реализация схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий Республики Тыва в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
ж) организация комплекса мер по регулированию численности животных, наносящих ущерб хозяйственной деятельности с участием заинтересованных организаций;
з) содействие росту эффективности мероприятий по восстановлению водных биологических ресурсов за счет средств, поступающих в виде компенсаций ущерба, нанесенного в результате хозяйственной деятельности организаций всех форм собственности.
Целевыми показателями являются:
а) развитие сети особо охраняемых природных территорий Республики Тыва с увеличением с 8,0 процентов в 2020 году до 10 процентов в 2030 году общей площади Республики Тыва;
б) доля лесовосстановления от годовой расчетной лесосеки лесного фонда, вовлеченной в лесозаготовку;
в) доля перестойного, больного и горелого леса от общей площади лесных участков;
г) доля отходов лесного комплекса, горелого и больного леса для использования биомассы в качестве сырья для экологического биотоплива;
д) организация поэтапной передачи охотничьих угодий в пользование с заключением охотхозяйственных соглашений;
е) технологическое перевооружение в Республике Тыва пушного промысла с реализацией запрета на использование удерживающих капканов со стальными дугами;
ж) расширение внедрения в охотхозяйственную практику биотехнических мероприятий, дичеразведения и иных и интенсивных форм ведения хозяйства;
з) завершение распределения между пользователями рыбопромысловых участков, предназначенных для промышленного и традиционного рыболовства;
и) создание товарных рыбоводных хозяйств на озерах Республики Тыва;
6) совершенствование системы государственного экологического мониторинга.
При решении задачи совершенствования системы государственного экологического мониторинга используются следующие механизмы:
а) развитие региональных систем наблюдения за состоянием (загрязнением) окружающей среды, обеспечение их деятельности современными средствами наблюдения и анализа;
б) использование расчетных методов для оценки состояния атмосферного воздуха;
в) создание и развитие единой региональной информационной системы экологического мониторинга, обеспечивающей сбор, обмен, обработку, анализ, предоставление и распространение данных о состоянии окружающей среды и функционирующей на базе регионального информационно-аналитического центра;
г) внедрение методов учета и оценки воздействия объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду с использованием инструментальных (автоматизированных) систем;
д) обязательное использование результатов экологического мониторинга при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и иной деятельности, осуществлении государственного экологического надзора (контроля), при составлении прогнозов социально-экономического развития Республики Тыва.
Индикатором является достоверная и своевременная информация о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды Республики Тыва.
Средства реализации (инструменты):
а) дооснащение современной измерительной техникой и информационными средствами действующих и создание новых постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха;
б) осуществление расчетного мониторинга загрязнения атмосферы посредством разработки и регулярной актуализации сводных томов ПДВ для городов Республики Тыва;
в) оснащение регионального информационно-аналитического центра экологического мониторинга современной вычислительной техникой и программно-математическим обеспечением;
г) объединение на информационном уровне данных наблюдений за состоянием (загрязнением) окружающей среды на территории Республики Тыва, полученных федеральными, региональными уполномоченными органами, хозяйствующими субъектами;
д) внедрение на объектах хозяйственной деятельности, автоматических средств измерения и учета объемов (масс) выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ, а также технических средств передачи полученной информации в региональный информационно-аналитический центр.
Целевыми показателями являются:
а) количество установленных постов наблюдений и их доля относительно действующих постов и их лабораторное обеспечение;
б) действующий региональный информационно-аналитический центр экологического мониторинга;
в) степень автоматизации измерения и учета объемов (масс) выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ;
7) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности.
При решении задачи научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:
а) стимулирование расширения комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата;
б) стимулирование проведения научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды, в том числе в области энерго- и ресурсосберегающих технологий, минимизации воздействия на окружающую среду, сохранения экосистем;
в) совершенствование использования данных региональных информационно-аналитических систем в области охраны окружающей среды, устойчивого природопользования и экологической безопасности;
г) внедрение проведения стратегической экологической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и использование ее результатов при разработке планов развития и проектов строительства;
д) разработка и использование научно обоснованных и объективных показателей оценки антропогенного и, в первую очередь, техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности;
е) ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду.
Индикаторами являются научно обоснованные проектные предложения в части энерго- и ресурсосберегающих технологий, минимизации воздействия на окружающую среду, сохранения экосистем и обеспеченность информацией для принятия управленческих решений, обеспечивающих реализацию экологической политики.
Средства реализации (инструменты):
а) стимулирование и поддержка проведения научно-исследовательских и опытно-промышленных работ по стратегическим экологическим проблемам и потребностям Республики Тыва;
б) доведение имеющихся разработок в области энерго- и ресурсосберегающих технологий, минимизации воздействия на окружающую среду, сохранения экосистем и др. до возможности использования их в производстве и практике охраны окружающей среды, стимулирование новых исследований;
в) создание научно-методического центра с целью сбора, обработки и распространения информации в области охраны окружающей природной среды;
г) разработка и внедрение организационных, институциональных механизмов получения, хранения, использования информации о биоразнообразии региона в целях планирования хозяйственной деятельности и государственного управления;
д) организация проведения стратегической экологической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, в первую очередь, проектов нового строительства промышленных, транспортных и в целом хозяйственных объектов;
е) разработка и внедрение системы показателей антропогенного воздействия на природную среду, изменения ее состояния и оценки допустимости этого воздействия, а также экологической эффективности природоохранных мероприятий и природоохранной деятельности в Республике Тыва в целом;
ж) ведение экологических паспортов территорий муниципальных образований Республики Тыва, регионального кадастра отходов Республики Тыва и других.
Целевыми показателями являются:
а) научно обоснованные проектные предложения в области охраны окружающей среды, сохранения экосистем и информационная обеспеченность принятия управленческих решений по реализации экологической политики;
б) количество и размер грантов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
в) наличие региональной информационно-аналитической системы в области природопользования и охраны окружающей среды, интегрирующей соответствующие информационные ресурсы федеральных, региональных, муниципальных структур, бизнес-сообщества и гражданского общества;
8) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.
При решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания, используются следующие механизмы:
а) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в программные документы регионального уровня;
б) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;
в) использование новых методов информирования и экологического просвещения населения;
г) реализация проектов, направленных на привлечение внимания населения республики к вопросам охраны окружающей среды, обеспечение безопасности жизнедеятельности и здоровья на принципах государственно-частного партнерства;
д) поддержка регионального компонента экологического образования в образовательных стандартах;
е) развитие системы профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
ж) повышение эффективности деятельности учреждений и организаций, осуществляющих мероприятия по экологическому образованию и воспитанию.
Индикаторами являются:
а) повышение уровня культуры и образования населения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
б) повышение информированности населения в вопросах охраны окружающей среды и экологической безопасности;
в) увеличение охвата населения мероприятиями в области охраны окружающей среды;
г) увеличение числа детей и подростков, охваченных мероприятиями в области экологической проблематики.
Средства реализации (инструменты):
а) разработка, принятие и реализация государственной программы по экологическому образованию и воспитанию;
б) издание и распространение специализированной литературы по экологической проблематике, распространение сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также вовлечение населения Республики Тыва в решение локальных экологических проблем через активные формы деятельности;
в) создание и поддержание веб-сайтов по актуальным вопросам охраны окружающей среды; транслирование в онлайн-режиме результатов экологического мониторинга; организация работы экологической видеотеки;
г) развитие грантовой поддержки в области формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания;
д) привлечение к сотрудничеству бизнес-структур;
е) возобновление проведения комплекса мероприятий "Дни защиты от экологической опасности";
ж) обеспечение непрерывности экологического образования (от детского сада до высшего образования) за счет использования модульных программ экологической направленности;
з) введение в региональный образовательный стандарт для общеобразовательных организаций предмета "Основы экологических знаний", положения об обязательном преподавании курса "Основы экологии" в образовательных организациях высшего образования независимо от их профиля;
и) интеграция блока по биологическому разнообразию и особо охраняемым природным территориям Республики Тыва в региональный образовательный компонент;
к) координация системы профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, со стороны исполнительного органа государственной власти Республики Тыва, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды;
л) усиление роли специализированных учреждений Республики Тыва в повышении уровня экологического самосознания детей и подростков.
Целевыми показателями являются:
а) количество специалистов, получивших дополнительное профессиональное образование в природоохранной сфере, ед. в год;
б) количество подготовленных научных кадров в области экологии, ед. в год;
в) количество природоохранных мероприятий с участием населения;
г) снижение количества несанкционированных свалок, лиц, привлеченных за экологические нарушения, незаконную вырубку леса, браконьеров и т.д.;
9) обеспечение эффективного участия граждан в решении вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
При решении задачи обеспечения эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, используются следующие механизмы:
а) привлечение бизнес-сообщества, научных и образовательных организаций, общественных объединений и некоммерческих организаций к участию в разработке, обсуждении и принятии решений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
б) участие заинтересованных сторон в процедуре оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке и утверждении проектов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду и здоровье населения;
в) обеспечение открытости и доступности информации о состоянии природных ресурсов, окружающей среды и мерах по их охране, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и принимаемых ими решениях в области охраны окружающей среды;
г) обеспечение публичности информации, содержащейся в декларациях и оценках воздействия на окружающую среду, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
д) поддержка развития на территории Республики Тыва общественного экологического контроля с созданием ресурсно-методического центра для некоммерческих и других организаций; формирование информационного пространства, способствующего развитию гражданских инициатив;
е) поддержка в форме грантов деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций, ведущих активную работу в экологическом направлении, осуществляющих эколого-просветительскую работу с населением и (или) реализующих с бизнес-сообществом совместные экологические проекты.
Индикаторами являются:
а) увеличение процента участия общественности в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;
б) снижение социальной напряженности, связанной с загрязнением окружающей среды в Республике Тыва.
Средства реализации (инструменты):
а) принятие нормативных правовых актов Республики Тыва по вопросам участия граждан и общества в решении вопросов охраны окружающей среды и устойчивого природопользования;
б) законодательное закрепление за общественными организациями права инициировать общественные слушания по вопросам размещения на территории муниципальных образований объектов, деятельность которых может причинить вред окружающей среде или экологической безопасности населения;
в) создание системы прямого транслирования заседаний руководящих и представительных органов власти региона по вопросам обеспечения экологической безопасности населения и охраны окружающей среды;
г) создание системы автоматизированного отображения в информационных ресурсах реального состояния окружающей среды;
д) создание системы информирования населения о перспективных решениях и планах размещения опасных объектов на территории Республики Тыва;
е) публикация на официальном сайте Республики Тыва информации, содержащейся в декларациях и оценках воздействия на окружающую среду инвестиционных проектов;
ж) создание ресурсно-методического центра для некоммерческих и других организаций, занимающихся вопросами сохранения и восстановления окружающей природной среды и экологической безопасности республики;
з) развитие общедоступной информационной системы по вопросам природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности;
и) формирование информационного пространства, способствующего развитию гражданских инициатив;
к) организационная и материальная поддержка некоммерческих организаций, занимающихся вопросами сохранения и восстановления окружающей природной среды и общественным экологическим контролем.
Целевыми показателями являются:
а) доля рассмотренных проектов решений в области охраны окружающей среды и экологической безопасности с привлечением общественности;
б) рост количества участников общественных слушаний по вопросам размещения на территории Республики Тыва экологически опасных объектов хозяйственной деятельности;
в) рост количества проведенных общественных экологических экспертиз, волонтерских экологических мероприятий, общественных нормотворческих инициатив;
г) рост количества проведенных природоохранных мероприятий действующими общественными объединениями, участвующими в решении вопросов охраны природы и обеспечения экологической безопасности населения;
д) рост количества региональных и муниципальных грантов и сумм их бюджетов, полученных общественными объединениями, некоммерческими организациями, ведущими активную работу в экологическом направлении, осуществляющими эколого-просветительскую работу с населением и (или) реализующими с бизнес-сообществом совместные экологические проекты;
е) количество реализованных мероприятий и совместных экологических проектов;
10) развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды.
При решении задач развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности используются следующие механизмы:
а) стимулирование предприятий, внедряющих наилучшие доступные технологии (далее - НДТ) в области охраны окружающей среды;
б) обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;
в) стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий;
г) стимулирование экологической и социальной ответственности бизнеса, работающего на территории Республики Тыва, посредством создания условий для более эффективного добровольного вклада компаний в социальную и экологическую сферы, в устойчивое развитие Республики Тыва;
д) поддержка технологической модернизации производств, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;
е) стимулирование деятельности по раздельному сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей;
ж) поддержка развития рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, включая внедрение на предприятиях системы экологического менеджмента, менеджмента качества продукции, развитие на территории Республики Тыва добровольного экологического аудита, экологического страхования;
з) поддержка формирования рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, природоохранных услуг;
и) обеспечение преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям;
к) обеспечение необходимого финансирования мероприятий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с государственной программой охраны окружающей среды и природопользования;
л) использование интегральных показателей для оценки состояния регионального развития;
м) нормирование негативного воздействия на окружающую среду на основе региональных нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимой антропогенной нагрузки и технологических нормативов.
Индикатором является повышение экономической заинтересованности субъектов хозяйственной и иной деятельности в осуществлении мер по охране окружающей среды и экологической безопасности.
Средства реализации (инструменты):
а) снижение (корректировка) размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду предприятий, внедряющих наилучшие доступные технологии в области охраны окружающей среды;
б) принятие правовых актов республики по вопросам использования НДТ;
в) экономическое стимулирование внедрения НДТ (установление льгот по региональным налогам, компенсация процентных ставок по кредитам и др.);
г) обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;
д) финансовая поддержка проектов, разработанных на принципах социальной ответственности и в соответствии с практическими методами управления окружающей средой;
е) экономическое стимулирование применения природного газа (с 2021 года) и других альтернативных источников энергоресурсов посредством тарифного регулирования цен на природный газ и электроэнергию;
ж) стимулирование деятельности по раздельному сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей;
з) стимулирование и поддержка хозяйствующих субъектов, внедряющих и поддерживающих на предприятии систему экологического менеджмента и систему качества продукции согласно действующим международным стандартам;
и) разработка и реализация государственной программы поддержки и продвижения на рынок производителей экологически чистой продукции; повышение числа предприятий, внедряющих систему экологического менеджмента, компаний, осуществляющих экологический аудит;
к) создание внебюджетного экологического фонда Республики Тыва (законодательная инициатива);
л) разработка интегральных показателей (индексов) для оценки и сравнения достижений в социальном, экономическом развитии при соблюдении экологических ограничений;
м) разработка и создание индекса регионального развития Республики Тыва в качестве агрегированного индикатора социально-эколого-экономического развития Республики Тыва;
н) разработка механизмов оценки целевых показателей.
Целевыми показателями являются:
а) доля расходов республиканского бюджета на реализацию государственной программы по охране окружающей среды по отношению к объему доходов республиканского бюджета от платы за негативное воздействие на окружающую среду;
б) доля продукции, произведенной с использованием НДТ по отношению к общему объему производства;
11) совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности.
При решении задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:
а) внесение предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и устойчивого природопользования
б) создание нормативной правовой базы по вопросам внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду;
в) законодательная инициатива по вопросам усиления ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления.
Индикатором является наличие эффективного правового механизма обеспечения благоприятной окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, природных ресурсов и укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Средства реализации (инструменты) - организация разработки и утверждения законов и иных нормативных актов в области охраны окружающей среды.
Целевым показателем является доля реализованных предложений по корректировке, дополнению, разработке и утверждению новых нормативных правовых актов относительно предложенных;
12) развитие международного и межрегионального сотрудничества в области охраны окружающей среды.
При решении задачи развития международного и межрегионального сотрудничества в области охраны окружающей среды используются следующие механизмы:
а) развитие международного научно-информационного обмена и сотрудничества органов власти Республики Тыва, бизнес-сообщества, научных и образовательных организаций, общественных объединений по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, участие в международных форумах, конференциях в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
б) развитие межрегионального информационного обмена и сотрудничества в вопросах о трансграничном переносе загрязняющих веществ, реализации межрегиональных инвестиционных проектов;
в) поддержка внедрения международного и межрегионального опыта в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.
Индикатором является повышение роли Республики Тыва в межрегиональных отношениях, связанных с охраной окружающей среды и экологической безопасностью.
Средства реализации (инструменты):
а) организация и проведение тематических конференций по охране и использованию биологических ресурсов в целях обмена опытом и внедрения новейших разработок, в том числе подписание соглашений о сотрудничестве с бизнес-инкубаторами, промпарками и иными технологическими платформами в части реализации межотраслевых экологических проектов;
б) разработка соглашений с субъектами Российской Федерации, граничащими с территорией Республики Тыва, о снижении антропогенной нагрузки и реализации мероприятий по ограничению трансграничного переноса масс загрязняющих веществ;
в) разработка соглашений с субъектами Российской Федерации, граничащими с территорией Республики Тыва, о реализации мероприятий в области охраны окружающей среды на граничащих территориях;
г) разработка соглашений с субъектами Российской Федерации, граничащими с территорией Республики Тыва, о реализации мероприятий в области охраны окружающей среды, в том числе по совместной охране особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на сопредельных территориях.
Целевыми показателями являются:
а) соответствие законодательства Республики Тыва по природопользованию и охране окружающей природной среды международным экологическим нормам, признанным в Российской Федерации;
б) снижение уровня трансрегионального переноса загрязняющих веществ;
в) количество организованных конференций по охране и использованию биологических ресурсов: в 2017 году - 1, в 2021 году - 2, в 2025 году - 2.
4. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В результате решения основных задач, предусмотренных Концепцией, к 2030 году (по сравнению с 2019 годом) будут достигнуты следующие целевые показатели соответственно:
а) снижение суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с 2,61 до 1,7 тыс. тонн;
б) снижение заболеваемости по классу болезней органов дыхания, обусловленной загрязнением атмосферного воздуха, с 76,7 до 30 процентов;
в) снижение доли загрязненных сточных вод с 13,48 до 5,0 млн. куб. м/год;
г) увеличение доли населения Республики Тыва, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, с 24,5 до 60 процентов населения Республики Тыва;
д) увеличение доли использованных и обезвреженных отходов с 0 до 35 процентов от объема образованных отходов;
е) снижение риска негативного воздействия паводковых ситуаций на население и объекты экономики;
ж) снижение площади загрязненных земель несанкционированными свалками отходов и объектами накопленного экологического ущерба;
з) увеличение площади особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значений с 12 до 30 процентов от площади региона;
и) обеспечение сохранения численности охотничьих ресурсов и водных биоресурсов на промысловом уровне.
5. Заключение
Реализация экологической политики Республики Тыва обеспечивается путем учета положений настоящей Концепции:
а) при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов Республики Тыва;
б) при разработке программных документов республиканского уровня (стратегии, концепции, программы и др.);
в) при участии в разработке федеральных программ в области охраны окружающей среды;
г) при планировании и принятии решений об осуществлении на территории Республики Тыва экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду.
Решение задач, предусмотренных настоящей Концепцией, осуществляется путем разработки и выполнения планов мероприятий в рамках механизмов, предусмотренных настоящей Концепцией.
Целевые показатели решения основных задач экологической политики, количественные значения по их достижению определяются в основных направлениях деятельности Правительства Республики Тыва, концепциях социально-экономического развития Республики Тыва на соответствующие периоды, а также в федеральных и республиканских программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Финансирование реализации экологической политики осуществляется за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов в соответствии с бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период соответствующих бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с необходимостью обеспечения экологической безопасности в условиях современного высокого уровня антропогенного воздействия на природную среду и значительных экологических последствий прошлой экономической деятельности, а также модернизации экономики и инновационного развития Республики Тыва правительством региона утверждена Концепции экологической безопасности до 2030 г.
В концепции определены цели, принципы и задачи органов государственной власти для обеспечения благоприятной окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, устойчивого развития, охраны здоровья, сохранения благополучия жителей региона, обеспечения экологической безопасности населения и механизмы их реализации.
В результате решения основных задач, предусмотренных Концепцией, к 2030 году (по сравнению с 2019 годом) планируется достичь:
- снижения суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с 2,61 до 1,7 тыс. тонн;
- снижения заболеваемости по классу болезней органов дыхания, обусловленной загрязнением атмосферного воздуха, с 76,7 до 30 процентов;
- увеличения площади особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значений с 12 до 30 процентов от площади региона.
Финансирование реализации экологической политики осуществляется за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
Постановление Правительства Республики Тыва от 3 июня 2020 г. N 259 "О Концепции экологической безопасности Республики Тыва до 2030 года"
Вступает в силу с 3 июня 2020 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Республики Тыва (GOV.TUVA.RU) 4 июня 2020 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 июня 2020 г. N 1700202006080010
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 27 ноября 2023 г. N 862
Изменения вступают в силу с 27 ноября 2023 г.