Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2.7. Особенности развития системы обращения с отходами в Омской области
Одним из основных факторов воздействия на окружающую среду являются отходы производства и потребления. Проблема отходов является комплексной, охватывает все области экономики и жизнедеятельности населения Омской области. Для решения данной проблемы необходимы единый организационно-технологический подход, научно-обоснованные программно-целевые методы решения и координация действий всех уровней власти - федеральных, областных и муниципальных, а также бизнеса, общественных организаций и населения.
Важнейшим условием обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, исключения вредного воздействия техногенных и антропогенных факторов на окружающую среду и человека является формирование инновационной и эффективной областной комплексной системы обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами, безопасное и рациональное размещение основных объектов системы на территории Омской области.
Эффективность комплексной системы обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Омской области в полной мере зависит от схемы размещения основных объектов. Указанная комплексная система должна обеспечивать научно-технологическое и организационно-управленческое решение первоочередных экологических задач и способствовать устойчивому развитию региона в перспективе.
Существующая в настоящее время в Омской области система обращения с отходами основана преимущественно на их захоронении.
На сегодняшний день основными характеристиками существующей системы обращения с ТКО региона являются:
- несовершенство систем учета и контроля образования ТКО и вторичных материальных ресурсов (далее - ВМР);
- неполный охват населения услугами по планово-регулярной очистке;
- неразвитость производственной базы по механизированной сортировке ТКО и переработке ВМР в товарную продукцию;
- неразвитость рынка вторичного сырья и продукции, произведенной на его основе.
Основными проблемами, препятствующими увеличению использования вторичных ресурсов в экономике региона, являются:
- отсутствие единой информационной среды, обеспечивающей участников рынка достоверной информацией об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных способах их переработки, утилизации;
- отсутствие системного подхода к организации схем потоков отходов, направленного на извлечение вторичных ресурсов и оптимизацию транспортных потоков движения отходов;
- неразвитость мощностей по первичной обработке (сортировке) отходов и отсутствие возможности стабильных крупнотоннажных поставок вторсырья на переработку.
Сложившаяся в области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. В этой связи на обращение с вторичными ресурсами распространяются требования нормативных правовых документов, регламентирующих обращение с отходами в целом. В результате преимущественно реализуется одно направление в системе обращения с отходами - захоронение на объектах размещения отходов.
Таким образом, на сегодняшний день в области правовое регулирование обращения с отходами, как с вторичными материальными ресурсами, развито очень слабо. Сформировавшаяся на муниципальном и региональном уровнях система управления отходами ориентирована, главным образом, на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами, что дает большие полномочия контролирующим органам, но не содержит стимулов для сокращения объемов их размещения в природной среде.
Сократить поток отходов на объекты их захоронения можно только одним способом - масштабным и своевременным выделением из ТКО ресурсов, пригодных для вторичного использования. При такой постановке задачи одним из важнейших элементов территориальной схемы является организация системы сбора и извлечения утильных фракций отходов при обработке (сортировке).
Исходя из вышеизложенных концептуальных подходов, территориальная схема обращения с отходами должна строиться на основе следующих принципов:
1) максимальное использование ресурсного потенциала отходов. Данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет современных систем сортировки отходов, внедрения в перспективе раздельного накопления (сбора), создания производств по переработке вторсырья;
2) минимизация количества отходов, направляемых на захоронение. Реализация данного принципа осуществляется с целью снижения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья, применения современных технологий обезвреживания и утилизации;
3) укрупнение объектов утилизации отходов с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду на стадии утилизации отходов. Данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов по переработке отходов;
4) максимальное вовлечение частных инвесторов в систему обращения с отходами. Внедрение современных технологий переработки отходов потребует значительных инвестиций. В соответствии с принятой в Российской Федерации концепцией развития ЖКХ основой развития отрасли должно стать максимальное привлечение частных инвестиций и обеспечение функционирования отрасли за счет рыночных механизмов.
Масштабность и сложность задачи, наличие в ней значительного межотраслевого, и межмуниципального аспектов, необходимость комплексного подхода и организации взаимодействия органов власти всех уровней, хозяйствующих субъектов и населения, обуславливает ее решение системно-целевыми методами с использованием инструментария и детальной дорожной карты - территориальной схемы. Только такой подход позволяет сконцентрировать для решения этой задачи необходимые финансовые, организационные, технические и научные ресурсы, привлечь значительные объемы внебюджетных инвестиций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.