Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Основные приоритетные направления социально-экономического развития Шадринского района на долгосрочную перспективу определены в Стратегии социально-экономического развития Шадринского района Курганской области до 2030 года, которая утверждена Решением Шадринской районной Думы N 13 от 23.08.2018.
Для выполнения намеченного приняты 20 муниципальных программ по всем сферам деятельности органов местного самоуправления, разработан и актуализируется План комплексного развития территории Шадринского района Курганской области на 2020 - 2024 годы.
В основной отрасли района - сельском хозяйстве - реализуется программа Шадринского района "Развитие агропромышленного комплекса в Шадринском районе на 2013 - 2020 годы" (утверждена постановлением Администрации Шадринского района от 1 февраля 2013 года N 137).
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, комплексному развитию сельских территорий требует мер по созданию предпосылок для развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В настоящее время в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации фактора экономического роста.
Шадринский район расположен в северо-западной части Курганской области. Площадь района составляет 4,1 тыс. кв. км. В составе района 34 сельсовета с 92 населенными пунктами. В центре Шадринского района расположен город Шадринск, который административно не входит в состав Шадринского района. Задачу по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства предусматривается решать в рамках как муниципальной программы Шадринского района "Развитие агропромышленного комплекса в Шадринском районе на 2013 - 2020 годы", так и в рамках федеральных и региональных программ, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей и развитие отрасли в целом.
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности сельского хозяйства во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе: более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.
Основными причинами сложившейся в течение нескольких десятилетий неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, дотационность муниципальных бюджетов района и поселений, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
Уровень комфортности проживания в сельской местности остается низким.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. В 2019 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на 1 работника по району составила 23399 руб., (73,4% к номинальной начисленной среднемесячной заработной плате на 1 работника по Курганской области).
Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 3 - 5 раз ниже городского населения.
Не могут быть признанными удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В настоящее время село характеризуется специфическими условиями производства и образа жизни, которые воздействуют на его культурные традиции, физическое воспитание.
На 1 января 2018 года в Шадринском районе насчитывается 155 спортивных сооружений: 31 спортзал, 10 тренажерных залов, 12 хоккейных кортов, 4 лыжные базы, 2 тира, 69 плоскостных спортивных сооружений, 17 футбольных полей, 10 стадионов с трибунами.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. За последние три года в районе наблюдается снижение численности населения, как и в целом по области. За 2018 год миграционная убыль населения составила 328 человек, по итогам 2019 года в районе наблюдался миграционный прирост 101 чел.
Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, изменение сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки.
Показателем результативности использования программно-целевого подхода являются позитивные изменения в развитии сельских территорий в ходе реализации муниципальных программ Шадринского района: "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - программа Устойчивое развитие села), утвержденной постановлением Администрации Шадринского района от 04.04.2013 N 474, целевой программы Шадринского района "Развитие агропромышленного комплекса в Шадринском районе на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации Шадринского района от 1 февраля 2013 года N 137, которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий.
Реализация Программы устойчивого развития села осуществлялась поэтапно: I этап - 2014 - 2017 годы, II этап - 2018 - 2019 годы.
В 2014 - 2019 годах на реализацию программных мероприятий было привлечено всего 388 млн рублей, в том числе 195,5 млн руб. - федерального бюджета, 157,8 млн рублей из областного бюджета, а также 2,1 млн рублей местных бюджетов и 32,7 млн рублей средств внебюджетных источников.
За счет всех источников финансирования по итогам реализации данной Программы жилищные условия улучшили 52 сельские семьи, в том числе 31 молодых семей и молодых специалистов.
В результате реализации программных мероприятий настоящей Программы значительно улучшится инженерное обустройство жилищного фонда: уровень газификации увеличился до 49,4%, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 64,2%.
Эффективность комплексного подхода к формированию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий во взаимосвязи с развитием агропромышленного производства наглядно проиллюстрирована результатами реализации Пилотного проекта комплексной компактной жилищной застройки села Мальцево Шадринского района Курганской области.
В 2009 - 2010 годах в селе Чистопрудное создана необходимая социальная и инженерная инфраструктура на площадках строительства индивидуальных жилых домов для 21 специалиста агропромышленного комплекса и социальной сферы.
В пригородных сельсоветах активно ведется жилищное строительство.
Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности в районе являются: газификация, строительство и создание объектов инфраструктуры, то есть сфер, влияющих на качество жизни населения.
В 2019 году инвестиции в основной капитал составили более 880 млн рублей, по сравнению с уровнем 2018 года объем инвестиций увеличился на 7,9%.
Эти составляющие позволяют сделать благоприятный прогноз на среднесрочный период до 2024 года, в том числе по численности и занятости населения.
Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации Программы устойчивого развития села, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
Целесообразность использования программно-целевого метода для решений задачи по комплексному развитию сельских территорий подкреплена:
взаимосвязью целевых установок комплексного развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития Шадринского района в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;
долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующих системного подхода к их решению;
высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующих привлечения средств государственной поддержки.
В связи с этим комплексное развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.