Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
от 17 декабря 2019 г. N 214/1
Положение
об осуществлении внутреннего финансового контроля в Министерстве инвестиций, промышленности и транспорта Республике Коми
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 N 573 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств республиканского бюджета Республики Коми, главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета Республики Коми, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Коми внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита". Положение устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля, приказом Минфина РК от 11.12.2017 N 247 "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" (вместе с "Перечнем административных правонарушений, отнесенных к компетенции органа внутреннего муниципального финансового контроля (по состоянию на 01.12.2017)") в целях организации внутреннего контроля за соблюдением совершаемых фактов хозяйственной жизни в Министерстве инвестиций, промышленности и транспорта Республике Коми (далее - Министерство).
2. Внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым Министром (заместителями Министра), иными должностными лицами Министерства, организующими и выполняющими, а также обеспечивающими соблюдение внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры), направленным на:
а) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета Управления;
б) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (обеспечение достоверности бюджетной отчетности) Министерства;
в) подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного Министерства средств республиканского бюджета Республики Коми и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми, исполняющих бюджетные полномочия.
4. Должностные лица подразделений Министерства средств республиканского бюджета Республики Коми осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих бюджетных процедур:
а) составление и представление документов в Министерство финансов Республики Коми, необходимых для составления и рассмотрения проекта республиканского бюджета Республики Коми, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
б) составление и представление документов Министерства средств республиканского бюджета Республики Коми, необходимых для составления и рассмотрения проекта республиканского бюджета Республики Коми;
в) составление и представление документов в Министерство финансов Республики Коми, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам республиканского бюджета Республики Коми, расходам республиканского бюджета Республики Коми и источникам финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Коми;
г) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств республиканского бюджета Республики Коми;
д) составление и представление документов в Министерство финансов Республики Коми, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Коми;
е) составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) свода бюджетных смет;
ж) формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений Республики Коми;
з) исполнение бюджетной сметы;
и) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
к) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в республиканский бюджет Республики Коми, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
л) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в республиканский бюджет Республики Коми, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
м) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в республиканский бюджет Республики Коми (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
н) ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
о) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
п) исполнение судебных актов по искам к Республике Коми, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства республиканского бюджета Республики Коми по денежным обязательствам казенных учреждений Республики Коми;
р) распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств республиканского бюджета Республики Коми;
с) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
т) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
у) осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Коми ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Коми, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
5. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
6. К способам осуществления контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой операции;
б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.
7. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности и смежный контроль.
8. Карта внутреннего финансового контроля формируется до начала очередного финансового года по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению и в тот же срок утверждается Министром (заместителем Министра) являющегося главным администратором средств республиканского бюджета Республики Коми.
9. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится по следующим основаниям:
а) принятие решения Министром (заместителем Министра) являющегося главным администратором средств республиканского бюджета Республики Коми о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
б) внесение в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, уточнений (дополнений), требующих изменения осуществления бюджетных процедур.
Актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляется в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня наступления события, являющегося основанием для внесения соответствующих изменений.
Актуализированные карты внутреннего финансового контроля подлежат повторному утверждению не позднее 5 рабочих дней со дня внесения изменений, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта.
10. Формированию карты внутреннего финансового контроля предшествует составление перечня операций (далее - Перечень) рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 1 к настоящему Положению.
11. При составлении Перечня оцениваются бюджетные риски, связанные с проведением указанной в Перечне операции, в целях ее включения в карту внутреннего финансового контроля или исключения из карты внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ней контрольных действий.
12. Порядок составления Перечня, порядок оценки бюджетных рисков устанавливаются главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Коми, главным администратором доходов республиканского бюджета Республики Коми и главным администратором источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Коми.
13. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет Министр (заместитель Министра) являющийся главным администратором средств республиканского бюджета Республики Коми в соответствии с распределением обязанностей.
II. Организация внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль в Министерстве направлен на:
- соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности;
- подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.2 Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях Министерства, исполняющих бюджетные полномочия.
2.3. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно должностными лицами Министерства, организующими и осуществляющими составление и исполнение бюджета, составление бюджетной отчетности определяемыми приказом Министерства.
2.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении внутренних бюджетных процедур, указанных в пункте 4 раздела 1 в соответствии с утвержденным перечнем операций.
2.5. Субъектами внутреннего финансового контроля являются:
- Министр, заместитель Министра;
- иные должностные лица уполномоченных подразделений Министерства, уполномоченные на осуществление операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
2.6. Субъекты внутреннего финансового контроля осуществляют следующие контрольные действия:
- проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) правовых актов Министерства;
подтверждение (согласование) операций, подтверждающее правомочность их совершения, например, визирование документа вышестоящим должностным лицом;
сверка данных, т.е. сравнение данных из разных источников информации (например, сверка остатков по счетам бюджетного учета с данными первичных документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками);
сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур;
иные контрольные действия.
Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.7. К методам проведения контрольных действий относятся:
- самоконтроль;
- контроль по уровню подчиненности (подведомственности).
2.8. К способам проведения контрольных действий относятся:
- сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
- выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
2.9. Перед составлением карты внутреннего финансового контроля Министерства, ответственными за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, формируется перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
2.10. Министерство осуществляет внутренний финансовый контроль с соблюдением периодичности осуществления контрольных действий, способов и методов контроля в соответствии с картой внутреннего финансового контроля на соответствующий год.
2.11. Рекомендуемый образец карты внутреннего финансового контроля приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.
Утверждение карт внутреннего контроля осуществляется в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому.
Утверждение и актуализация карт внутреннего контроля осуществляется приказом Министерства.
2.12. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы внутреннего финансового контроля - самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль.
2.13. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностными лицами путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов Министерства, а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции.
2.14. Контроль по уровню подчиненности осуществляется Министром, заместителем Министра путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным способом или путем проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом.
2.15. Результаты контроля по уровню подчиненности и самоконтролем оформляются:
- внутренним согласованием (визированием документов);
- санкционированием (авторизацией) операций.
2.16. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанная информация представляется должностными лицами ответственными за внутренние бюджетные процедуры в течение 2 рабочих дней в форме служебной записки на имя Министра с отражением сведений о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению.
2.17. По итогам рассмотрения информации о результатах внутреннего финансового контроля Министром принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
- устранение выявленных недостатков и (или) нарушений при исполнении внутренних бюджетных процедур;
- изменение карт внутреннего контроля;
- уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
- устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
- проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам.
2.18. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет Министр или заместитель Министра в соответствии с распределением обязанностей.
2.19. Организация внутреннего финансового контроля предполагает формирование и утверждение порядка осуществления внутреннего финансового контроля, предусматривающего положения, регулирующие:
- формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля;
- ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;
- составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
III. Ведение журнала внутреннего финансового контроля
3.1. Учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется в финансового-эконмическом отделе.
3.2. Журналы учета результатов внутреннего финансового контроля формируются и брошюруются в хронологическом порядке.
3.3. Записи в журналах учета результатов внутреннего финансового контроля производятся по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.
3.4. Хранение журналов учета результатов внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов. Соблюдение требований к хранению регистров (журналов) учета результатов внутреннего финансового контроля осуществляется лицом, ответственным за их ведение и учет, до момента их сдачи в архив.
IV. Формирование и направление информации о результатах внутреннего финансового контроля
4.1. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения Министерства, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, ежеквартально готовят информацию о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Информация).
4.2. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков отражаются в журналах учета результатов внутреннего финансового контроля.
4.3. Рекомендуемый образец журнала учета результатов внутреннего финансового контроля приведен в приложении N 3 и N 4 к настоящему Положению.
4.4. Информация формируется на основе данных журналов учета результатов внутреннего финансового контроля, подписывается начальником структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, и до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и представляется:
Министру (заместителю Министра), ответственными за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
4.5. Министр (заместитель Министра), по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимает решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
а) обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков, используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
в) актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий Министерства;
г) уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) изменение внутренних стандартов и процедур;
е) устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
ж) проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
з) ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства.
V. Заключительные положении
5.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются Министром (заместитель Министра).
5.2. Если в результате изменения действующего законодательства Российской Федерации отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.