Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Росрыболовства
от 26 июля 2018 г. N 507
Программа
профилактики нарушений обязательных требований в области безопасности торгового мореплавания в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, осуществляемая Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными управлениями при исполнении государственной функции по осуществлению государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства на 2018 - 2020 годы
1. Постановка проблем, на решение которых направлена программа
1.1. Общие положения
Программа профилактики нарушений обязательных требований в области безопасности торгового мореплавания в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, осуществляемая Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными управлениями при исполнении функций государственного надзора, на 2018 - 2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктом 5.5.27(1) Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444, Стандартом комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 12.09.2017 N 61(11).
Программа представляет собой увязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также на создание и развитие системы профилактики в 2018 - 2020 гг.
В программе используются следующие основные понятия:
профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое центральным аппаратом и территориальными органами Росрыболовства в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами (и (или) неопределенным кругом лиц) обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающее следующим признакам:
- реализация центральным аппаратом и территориальными органами (территориальные управления) Росрыболовства мероприятий в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
- отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
- отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
- направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
- отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями;
обязательные требования - требования к деятельности хозяйствующих субъектов, используемым ими производственным объектам (суда рыбопромыслового флота), к их персоналу (экипаж), имеющие обязательный характер и установленные международными договорами Российской Федерации, актами органов Евразийского экономического союза, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами и нормативными документами органов государственной власти СССР и РСФСР, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также иными нормативными документами в области безопасности торгового мореплавания в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;
охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, их имущество;
подконтрольная сфера - безопасность торгового мореплавания в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;
подконтрольные объекты - суда рыбопромыслового флота, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности и (или) совершении действий;
подконтрольные субъекты - юридические лица, индивидуальные предприниматели, в отношении которых предусмотрено осуществление государственного надзора.
1.2. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды
Осуществление рыболовства с использованием судов рыбопромыслового флота является сложным процессом, связанным с добычей водных биоресурсов разнообразными видами орудий лова в тяжелых гидрометеорологических условиях в самых отдаленных районах Мирового океана. Специфика работы рыбопромыслового флота предусматривает близкое нахождение судов в штормовых условиях, работу при сложной ледовой обстановке и в условиях плохой видимости.
В период добычи основных видов водных биоресурсов на промысле находится до 450 - 500 судов рыбопромыслового флота и не менее 45 тысяч человек. Самыми крупными бассейнами по добыче водных биоресурсов в России являются Дальневосточный и Северный, где проходят путины промысловых видов водных биоресурсов (минтай, сельдь, лосось, скумбрия, сайра, сардина-иваси).
В последнее время участились аварийные случаи с судами рыбопромыслового флота, сопряженные с гибелью людей. Многие из них произошли при рыбопромысловых операциях по причине несоблюдения техники безопасности выполнения этих видов работ и недостаточной специальной подготовки членов палубной команды судов.
Также необходимо отметить рост числа аварий с судами рыбопромыслового флота по техническим причинам. Более половины из них связаны с выходом из строя судовых технических средств и конструкций по причинам неудовлетворительного технического обслуживания и снабжения судов, недостаточного уровня специальной подготовки личного состава экипажей судов, несоблюдения правил пожаробезопасности и недостатков в деятельности береговых служб судовладельцев. При этом в 65 процентах случаев аварии по техническим причинам произошли с судами, возраст которых превышает 30 лет (24 аварии).
Анализ заключений по результатам расследований причин и обстоятельств аварийных случаев показывает, что аварийные ситуации стали возможными вследствие несоблюдения капитанами судов рыбопромыслового флота в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований.
Кроме этого, имеет место недостаточный контроль со стороны судовладельцев за подготовкой персонала рыбопромысловых судов, в частности, судоводительского состава и отдельно капитанов в части соблюдения обязательных требований.
Относительно причин аварийности судов рыбопромыслового флота можно выделить основные из них:
- человеческий фактор (несоблюдение капитанами судов рыбопромыслового флота обязательных требований; недостаточный контроль со стороны судовладельцев за подготовкой персонала рыбопромысловых судов и т.д.);
- значительный износ судов рыбопромыслового флота.
Основываясь на результатах анализа заключений Ространснадзора по расследованиям аварийных случаев судов рыбопромыслового флота, полагаем, что обеспечить высокий уровень безопасности мореплавания невозможно без обновления флота.
В настоящее время Росрыболовством разработана и успешно реализовывается программа инвестиционных квот, позволяющая обновить мощности рыбопромыслового флота на 40%. Безусловно, программа является эффективным отраслевым механизмом, существенно влияющим на безопасность мореплавания (Снижение количества аварийных случаев в целом, смертельных случаев и случаев травматизма, а также снижение материального ущерба).
Безопасность мореплавания определена безусловным приоритетом для государства и предприятий рыбохозяйственной отрасли, при этом особое внимание занимает вопрос совершенствования механизмов надзора за судами рыбопромыслового флота в районах промысла.
В целях реализации задачи повышения уровня организации обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства с одновременным снижением административной нагрузки на субъекты контроля (надзора) Росрыболовством разработан ряд нормативных правовых актов, позволяющих наиболее эффективно осуществлять государственный надзор, не оказывая отрицательного влияния на деятельность рыболовной отрасли, при этом позволит достигнуть необходимого общего превентивного эффекта в отношении потенциальных (и фактических) нарушителей обязательных требований и одновременно позволит снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
В 2017 году общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, которая подлежит государственному надзору, составляет 1375 ед.
Количество объектов надзора - судов рыбопромыслового флота, составляет 2350.
В соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с учетом моратория, установленного на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, в 2017 году территориальными органами Росрыболовства планировалось и было проведено 42 проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих рыболовство с использованием судов.
Основными показателями, характеризующими уровень безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, являются:
- количество аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота;
- количество смертельных случаев, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судов рыбопромыслового флота в районах промысла (аварийный случай);
- количество травмированных людей, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судов рыбопромыслового флота в районах промысла (аварийный случай).
1.3. Статистические показатели состояния поднадзорной среды
Анализ аварийных случаев за 2015 - 2018 годы по бассейнам
БАССЕЙНЫ |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Дальневосточный |
39 |
43 |
49 |
20 |
Северный |
21 |
21 |
30 |
7 |
Западный |
4 |
2 |
2 |
1 |
Азово-Черноморский |
0 |
1 |
5 |
1 |
Аварийные случаи с судами рыбопромыслового флота в 2015-2018 годах
АВАРИЙНЫЕ СЛУЧАИ |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Намотка на винто-рулевую группу |
13 |
13 |
15 |
6 |
Поломка главного двигателя, механизмов и агрегатов судна |
14 |
13 |
24 |
5 |
Навал на судно, берег, конструкции |
1 |
1 |
1 |
1 |
Посадка на мель |
6 |
4 |
2 |
0 |
Пожар, задымление на борту судна |
12 |
3 |
15 |
6 |
Поступление забортной воды внутрь корпуса судна |
0 |
2 |
1 |
1 |
Загрязнение окружающей среды |
0 |
1 |
0 |
0 |
Столкновение судов |
0 |
0 |
3 |
1 |
Гибель судна |
3 |
3 |
2 |
1 |
Тяжкий вред, причиненный здоровью человека в прямой связи с эксплуатацией судна |
3 |
7 |
7 |
3 |
Гибель человека, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна |
67 |
13 |
17 |
3 |
Потеря человека с судна |
17 |
11 |
8 |
20 |
ИТОГО аварийные случаи/тяжкие (вред и гибель) |
64/87 |
67/31 |
86/32 |
27/26 |
Аварийные случаи с судами и рыбопромыслового флота в 2015 - 2018 годах
1.4. Анализ текущего состояния (уровня) профилактической работы
Центральным аппаратом Росрыболовства в 2017 году был проведен ряд профилактических мероприятий:
- организация работы официального сайта Росрыболовства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- публикация на официальном сайте Росрыболовства, в средствах массовой информации (печатных периодических изданиях, на телевидении, сайтах) для неограниченного круга лиц информации о деятельности Росрыболовства и его территориальных органов, их полномочиях, показателях контрольно-надзорной деятельности, нормативных правовых актах, регулирующих отношения в подконтрольной сфере;
- организация тематических форумов, конференций, совещаний с привлечением судовладельцев, отраслевых союзов, объединений предпринимателей и общественных организаций в т.ч. освещаемых СМИ;
- направление писем подконтрольным субъектам о недопустимости нарушения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов и ответственности за нарушения, если возможность такого нарушения была выявлена при рассмотрении поступающей в Росрыболовство документации;
- подготовка и опубликование Бюллетеня "Безопасность мореплавания и ведения промысла".
Территориальными управлениями Росрыболовства также проведена следующая профилактическая работа в рамках обеспечения безопасности мореплавания:
Проведены открытые публичные мероприятия:
- совещания с представителями рыбопромысловых компаний, осуществляющих свою деятельность в соответствующих бассейнах, а также с представителями ассоциаций рыбопромышленников по темам "Анализ факторов и причин, повлекших аварийные случаи в местах промысла с участием судов рыбопромыслового флота, а также правоприменительной практики в сфере безопасности мореплавания", "Обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в осенне-зимний период, в том числе при осуществлении рыболовства в сложных гидрометеорологических условиях";
- совещания с судовладельцами регионов по принятию мер, направленных на снижение количества аварийных случаев и повышение уровня безопасности мореплавания на судах рыбопромыслового флота, выполнение мер пожарной безопасности;
- мероприятия при участии представителей научных учреждений, ассоциации рыбохозяйственных предприятий, судовладельцев и представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по вопросам правоприменительной практики осуществления государственного надзора в области безопасности мореплавания, на которых рекомендовано судовладельцам и судоводителям, осуществляющим рыболовство на маломерных судах, принять все необходимые меры по соблюдению законодательства в области безопасной эксплуатации маломерного рыболовного флота.
Проведены совещания по вопросам безопасности мореплавания и освидетельствования маломерных судов на соответствие Международному кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ).
Проведены открытые публичные мероприятия - круглые столы, на которых до заинтересованных юридических и физических лиц была доведена информация по правоприменительной практике, обсуждались вопросы соблюдения обязательных требований в части государственного надзора за торговым мореплаванием, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства.
Организация оповещения при возникновении аварийной ситуации или несчастном случае.
Организация и проведение учений (тренировок) с участием рыбопромысловых компаний.
Проведение инструктивно-методических занятий с руководством и членами созданных Штабов Оперативного Руководства (ШОР) рыбодобывающих организаций по регламенту действий в случае аварии с маломерными рыбопромысловыми судами.
Совместно с судовладельцами проведены внеочердные учения по выполнению практических действий в аварийной обстановке:
- учебная общесудовая тревога;
- учебная тревога по борьбе с пожарами;
- учебная тревога по борьбе с водой;
- учебная тревога по оставлению судна;
- учебная тревога человек за бортом;
- учебная тревога по подъему людей из воды;
- учебная тренировка на умение пользоваться средствами индивидуальной защиты (гидрокостюмами и спасательными плотами);
- проверено наличие и состояние околочного инструмента при борьбе с обледенением.
Направлены информационные письма о необходимости проведения внеочередных учений на судах по выполнению практических действий в аварийной обстановке.
Подготовлены, направлены (в адрес рыбопромысловых компаний, имеющих свой флот) и опубликованы на сайтах территориальных управлений Росрыболовства информационные письма по вопросам обеспечения безопасности мореплавания:
- о проведении внеочердных учений по отработке навыков членов экипажей действовать при аварийных ситуациях;
- о безопасности мореплавания в осенне-зимний период;
- по обеспечению безопасности плавания судов рыбопромыслового флота;
- о проведении внеплановых учебных тревог на рыбопромысловых судах.
Организованы межведомственные совещания с представителями органов власти субъектов Российской Федерации и представителями правоохранительных органов для обсуждения вопросов, связанных с изменениями в законодательстве в области безопасности мореплавания.
Подготовлены и размещены ежеквартальные доклады по результатам правоприменительной практики, типовым и массовым нарушениям обязательных требований.
На сайтах размещена необходимая информации, в т.ч. ответы/разъяснения по часто задаваемым вопросам в указанной сфере.
Разработаны, утверждены и размещены на официальных сайтах программы профилактики нарушений обязательных требований.
Текущий уровень профилактических мероприятий оценивается как удовлетворительный.
1.5. Описание ключевых наиболее значимых рисков, а также текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние поднадзорной среды
Ключевым, наиболее значимым риском для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, является риск причинения ущерба охраняемым законом ценностям в результате нарушения обязательных требований. Основными причинами аварийных случаев (инцидентов 1, аварий 2, очень серьезных аварий 3) являются:
- нарушение Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ;
- поломка главного двигателя;
- намотка на винто-рулевую группу посторонних предметов;
- нарушение хорошей морской практики, несоблюдение общепринятых практических приемов и способов управления судном;
- нарушение правил по предупреждению аварий и борьбе за живучесть;
- ошибки в счислении места судна;
- неиспользование лота, эхолота;
- нарушение рекомендаций лоции;
- превышение скорости, в результате чего судно не в состоянии предпринять надлежащее и эффективное действие для предупреждения столкновения и своевременно остановиться;
- неправильное управление судном при следовании в узкости;
- неисправность навигационного оборудования и неточность карт;
- неосторожное приближение к берегу во время сильного прижимного ветра;
- нарушение требований правил охраны труда;
- нарушение техники безопасности;
- нарушение правил пожарной безопасности;
- нарушение правил технической эксплуатации судна;
- ошибка судового персонала при приемке\выдаче топлива, балластировке судна;
- нарушение Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота рыбной промышленности СССР;
- нарушение правил маневрирования.
В связи с тем, что основные причины аварийных случаев выражаются в серьезном нарушении судовладельцами и экипажами судов в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований, что указывает на необходимость принятия мер, направленных на усиление интенсивности проведения профилактических мероприятий в зависимости от особенностей поднадзорных субъектов (объектов) и их деятельности, что в свою очередь позволит повысить уровень безопасной эксплуатации судов, не допустить гибель судов и членов их экипажей.
С учетом результатов проведенного анализа поднадзорной среды, приоритетом при проведении профилактических мероприятий на период с 2018 - 2020 г.г. являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу (вылов) водных биологических ресурсов с использованием судов в Дальневосточном и Северном бассейнах, что обусловлено высокой интенсивностью промысла и сложными метеоусловиями в данных районах.
Приоритет при проведении профилактических мероприятий с учетом количества российских судов рыбопромыслового флота на промысле в ИЭЗ и континентальном шельфе Российской Федерации
В зоне особого риска находятся маломерные суда рыбопромыслового флота (Азово-Черноморский бассейн, Волжско-Каспийский бассейн), требующие особого внимания при осуществлении профилактических мероприятий.
Текущими и ожидаемыми тенденциями, которые могут оказать влияние на состояние подконтрольной сферы, являются совершенствование обязательных требований, увеличение доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности, мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов, работа по выявлению причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения, разработка механизмов эффективного, законопослушного поведения подконтрольных субъектов и повышение уровня их правовой грамотности.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение поднадзорными субъектами обязательных требований, на побуждение поднадзорных субъектов к добросовестности, должно способствовать улучшению в целом ситуации, снижению количества выявляемых нарушений обязательных требований в рассматриваемой сфере.
Следует отметить, что Росрыболовством ежегодно осуществлялось информирование хозяйствующих субъектов, населения о своей деятельности в сфере государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, ее результатах, а также доводилась информация о недопустимости нарушений обязательных требований, о мерах ответственности за допущенные нарушения.
Указанная работа проводилась путем публикаций в СМИ (газеты, журналы), сети Интернет на сайтах Росрыболовства и его территориальных управлений, иных интернет-ресурсах, выступлений на радио и телевидении. Кроме того, представители Росрыболовства принимали участие в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых СМИ.
Признавая необходимость обеспечения высокого уровня безопасности в области морской деятельности надо отметить, что начатая работа должна продолжаться в направлении совершенствования осуществления функции государственного надзора путем внедрения актуальных механизмов ее максимальной реализации в рамках профилактической работы.
2. Цели и задачи, а также целевые индикаторы и показатели проведения профилактической работы
2.1. Цели и задачи проведения профилактической работы
В соответствии с требованиями Паспорта реализации проекта "Совершенствование функции государственного надзора Федерального агентства по рыболовству в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 13 февраля 2018 г. N 1, целями проведения профилактической работы на 2018 - 2020 годы являются:
- снижение количества смертельных случаев, числа пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков (при аварийных случаях) не менее чем на 15% от уровня 2015 года к концу 2018 года и далее не менее чем на 50% к концу 2025 года.
- увеличение доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере и предотвращение риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- повышение прозрачности государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;
- снижение административных и финансовых издержек как Росрыболовства, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
- управление рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Показатели проекта и их значения по годам
Показатель |
Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня) |
Базовое значение |
Период, год |
||
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Количество смертельных случаев по контролируемым видам рисков (чел.) в части государственного надзора за торговым мореплаванием судов |
Основной |
84 |
|
|
|
Количество травмированных по контролируемым видам рисков (чел.) в части государственного надзора за торговым мореплаванием |
Основной |
3 |
|
|
|
Снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям по контролируемым видам рисков (млн. руб.), к уровню цен 2016 года в части государственного надзора за торговым мореплаванием |
Аналитический |
- |
|
|
|
Доля охвата дифференцированных подконтрольных субъектов (объектов) профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов (объектов) (процент) |
Аналитический |
- |
|
|
|
Доля реализованных мероприятий от количества мероприятий, включенных в планы оптимизации обязательных требований и дорожные карты и предусматривающих реализацию в текущем году (процент) |
Аналитический |
н/д |
100 |
100 |
100 |
Доля инспекторского состава, подключенного к "Личному кабинету" должностного лица ВИС КНО (процент) |
Аналитический |
0 |
15 |
30 |
50 |
Доля государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, прошедших ежегодную оценку профессиональной служебной деятельности и личностных качеств (процент) |
Аналитический |
н/д |
30 |
50 |
70 |
Уровень административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность (процент) |
Аналитический |
100 |
90 |
80 |
70 |
Индекс качества администрирования контрольно-надзорных функций (процент) |
Аналитический |
- |
- |
- |
- |
Задачами проведения профилактической работы в рамках государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства в 2018 - 2020 годах являются:
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- разъяснение поднадзорным субъектам обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности торгового мореплавания в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;
- оценка состояния подконтрольной среды и особенностей подконтрольных субъектов (объектов), установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности);
- проведение профилактических мероприятий с учетом факторов риска;
- определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
- создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- разработка механизмов (образцов) эффективного, законопослушного поведения подконтрольных субъектов и повышение уровня их правовой грамотности;
- снижение административных и финансовых издержек подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
- мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов;
- формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценки состояния подконтрольной сферы;
- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов).
2.2. Целевые и индикативные показатели результативности мероприятий Программы
Целевыми показателями результативности Программы являются:
- результативность профилактических мероприятий , определяемая как отношение числа проведенных профилактических мероприятий
к числу нарушений
в подконтрольной сфере по соответствующему виду подконтрольных субъектов:
;
- сравнение показателей результативности с прошлым годом;
- удовлетворенность подконтрольных субъектов качеством профилактических мероприятий , определяемая как отношение числа лиц, удовлетворенных проведенными профилактическими мероприятиями
, к общему числу опрошенных лиц
, в подконтрольной сфере по соответствующему виду подконтрольных субъектов:
.
Индикативные показатели эффективности профилактических мероприятий:
- количество проведенных профилактических мероприятий, ед.;
- количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.;
- доля субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов), %;
- количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов, ед.
Ожидаемый результат: снижение количества выявленных в 2018 - 2020 гг. нарушений обязательных требований при увеличении количества и качества проводимых профилактических мероприятий.
3. Перечень профилактических мероприятий, осуществляемых для достижения целей и выполнения задач Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Участвующие структурные подразделения Росрыболоства# |
1 |
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, разъяснения административных процедур |
Центральный аппарат Росрыболовства, территориальные управления Росрыболовства |
2 |
Подготовка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований с описанием способов их недопущения (листовки, методические рекомендации, тематические рекомендации, плакаты, видеоролики и другие материалы) |
Центральный аппарат Росрыболовства, территориальные управления Росрыболовства |
3 |
Размещение руководств по соблюдению обязательных требований с описанием способов их недопущения (на официальном сайте в сети Интернет, в помещениях ТУ). |
Территориальные управления Росрыболовства |
4 |
Информирование подконтрольных субъектов о рисках и (или) фактах причинения вреда охраняемым законом ценностям в случаях нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований. |
Территориальные управления Росрыболовства |
5 |
Подготовка перечней обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора |
Центральный аппарат Росрыболовства |
6 |
Размещение перечней обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора. |
территориальные управления Росрыболовства |
7 |
Подготовка и размещение разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов в случае изменений обязательных требований (в сети Интернет, выступлений в средствах массовой информации, докладов и выступлений в рамках проведения различных мероприятий с организациями и предпринимателями, информационных писем в адрес заинтересованных организаций и предпринимателей) |
Центральный аппарат Росрыболовства, территориальные управления Росрыболовства |
8 |
Проведение консультаций с подконтрольными субъектами с разъяснением обязательных требований, разъяснения административных процедур, проводимых не одновременно с контрольно-надзорными мероприятиями в режиме "онлайн" (в ходе приемов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по вопросам, полученным по телефону "горячей линии", и т.п.) или в очном режиме (заседания рабочих групп, ответы на вопросы в письменном виде, ответы на вопросы, содержащиеся в почтовых отправлениях или полученных по сети Интернет) |
Территориальные управления Росрыболовства |
9 |
Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований посредством выступления на телевидении, выступление на радио, публикации в печатных СМИ, размещение информационного материала на Интернет ресурсах и т.п. |
Центральный аппарат Росрыболовства, территориальные управления Росрыболовства |
10 |
Обобщение результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности: подготовка доклада по результатам правоприменительной практики органа надзорной деятельности, подготовка доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, подготовка и проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности |
Центральный аппарат Росрыболовства, территориальные управления Росрыболовства |
11 |
Проведение профилактических мероприятий одновременно с контрольно-надзорными мероприятиями на поднадзорных объектах |
Территориальные управления Росрыболовства |
12 |
Организация и проведение массовых профилактических мероприятий |
Центральный аппарат Росрыболовства, территориальные управления Росрыболовства |
13 |
Проведение практических учений (тренировок) по безопасности мореплавания |
ТУ, ФГБУ ЭО АСР Дальневосточный, Северный |
14 |
Публикация на официальном сайте в сети Интернет статистики количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общего числа фактов привлечения к ответственности с указанием основных правонарушений по видам |
Центральный аппарат Росрыболовства, территориальные управления Росрыболовства |
15 |
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований |
Территориальные управления Росрыболовства |
16 |
Публикация на официальном сайте в сети Интернет статистики количества аварийных случаев инцидентов, аварий, очень серьезных аварий |
Центральный аппарат Росрыболовства, территориальные управления Росрыболовства |
План-график профилактических мероприятий Программы приведен ниже по тексту и содержит для каждого вида профилактических мероприятий:
- наименование профилактического мероприятия;
- краткое описание формы выбранного мероприятия;
- периодичность проведения;
- адресат мероприятия (подконтрольные субъекты по видам и (или) объекты);
- ожидаемые результаты проведенного мероприятия и ответственных исполнителей.
4. Ресурсно-финансовое обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности Росрыболовства.
По информации территориальных управлений Росрыболовства в настоящее время в проведении профилактической работы в рамках государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, в 2018 - 2020 годах задействовано 29 штатных сотрудников.
Кадровое обеспечение Программы определяется общими трудозатратами должностных лиц Росрыболовства на проведение профилактических мероприятий Программы.
Трудозатраты должностных лиц Росрыболовства на проведение профилактических мероприятий Программы определяются исходя из численности должностных лиц Росрыболовства, осуществляющих выполнение профилактических мероприятий, эффективного годового фонда рабочего времени должностного лица, а также числового значения показателя, определяющего долю профилактической работы в деятельности должностных лиц надзорных органов Росрыболовства.
5. Порядок управления Программой
Уполномоченные лица, ответственные за организацию и проведение профилактических мероприятий в центральном аппарате Росрыболовства:
заместитель руководителя Росрыболовства П.С. Савчук (контактный телефон +7 (495) 987-05-29);
начальник Управления флота, портов и мониторинга А.Е. Дубник (контактный телефон +7 (495) 987-06-67);
заместитель начальника Управления флота, портов и мониторинга СВ. Пухов (контактный телефон +7 (495) 987-05-60);
начальник отдела флота и безопасности мореплавания Управления флота, портов и мониторинга А.А. Воробьев (контактный телефон +7 (495) 987-06-13).
Информация об уполномоченных лицах, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий в территориальных управлениях Росрыболовства, размещается на Интернет-сайтах территориальных управлений Росрыболовства.
6. Заключительное положение по эффективности Программы
6.1. Ожидаемый социальный и экономический эффект от реализованных мероприятий Программы
Ожидаемый социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований может быть достигнут только в условиях исключения избыточного административного давления на подконтрольные субъекты и конструктивного сотрудничества с подконтрольными субъектами в постоянном режиме по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления государственного надзора.
Экономический эффект от реализованных мероприятий:
1) минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления;
2) снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;
3) увеличение числа подконтрольных субъектов, вовлеченных в регулярное взаимодействие с Росрыболовством, в рамках профилактической работы;
4) повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Росрыболовству.
Реализация настоящей Программы будет способствовать достижению следующих конечных результатов:
- повышению эффективности обеспечения соблюдения обязательных требований;
- повышению эффективности государственного надзора за счет внедрения инновационных принципов, форм и методов.
В целях достижения поставленных Программой ориентиров возможно вовлечение в решение проблемных вопросов ресурсов подведомственных Росрыболовству учреждений и институтов.
При достижении основной цели Программы - обеспечении реализации приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора Федерального агентства по рыболовству в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" будет обеспечено к концу 2025 года снижение ущерба охраняемым законом ценностям на 50% посредством повышения эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности с одновременным снижением административной нагрузки на субъекты контроля не менее чем на 15% к концу 2018 года по сравнению с 2015 годом и на 50% к концу 2025 года при оптимизации расходов на осуществление мероприятий контрольно-надзорной деятельности на 15% к 2018 году от уровня 2015 года и на 50% к концу 2025 года.
6.2. Основные результаты выполнения Программы
Подготовлена и внедрена Программа профилактики нарушений обязательных требований в области безопасности торгового мореплавания в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, осуществляемая Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными управлениями при исполнении функций государственного надзора.
Решены задачи, обеспечивающие эффективность и результативность государственного контроля (надзора), то есть поддержание требуемого уровня безопасности охраняемых законом ценностей при минимальных ресурсных затратах всех участников контрольно-надзорной деятельности:
1) снижена административная нагрузка на подконтрольные субъекты;
2) разработаны и реализованы меры, направленные на повышение прозрачности надзорной деятельности Росрыболовства;
3) обеспечено снижение издержек как органов надзорной деятельности, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
4) обеспечено конструктивное сотрудничество Росрыболовства и его территориальных органов с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления контрольно-надзорной деятельности;
5) создаются условия для достижения обоюдной выгоды государства и подконтрольных субъектов, стимулирующие их добровольно принимать на себя исполнение повышенных требований, способствующих минимизации риска причинения вреда охраняемым законом ценностям;
6) механизмы проведения проверок и профилактической работы максимально раскрыты для общества.
6.3. Показатели эффективности Программы
Определены следующие показатели эффективности Программы:
- у подконтрольных субъектов сформировано единое понимание сущности, предмета и особенностей контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой должностными лицами Росрыболовства в целях предупреждения неверного толкования подконтрольными субъектами законодательства;
- формат профилактических мероприятий по разъяснению процедур контроля за соблюдением обязательных требований адаптирован для эффективного непосредственного восприятия подконтрольными субъектами;
- достигнут уровень уяснения подконтрольными субъектами отдельных процедур государственного контроля (надзора), прав и обязанностей подконтрольных субъектов и порядка их реализации при осуществлении в отношении них государственного контроля (надзора);
- подконтрольные субъекты вовлечены во взаимодействие с органом надзорной деятельности;
- формы информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований адаптированы для эффективного восприятия подконтрольными субъектами;
- обеспечена определенная доля охвата дифференцированных подконтрольных субъектов (объектов) профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов (объектов) (процент);
- сформировано понимание обязательных требований у подконтрольных субъектов;
- обеспечена доступность сведений о применении обязательных требований, основных ошибках, способах их предотвращения, образцах эффективного и законопослушного поведения;
- создана система обратной связи с подконтрольными субъектами по вопросам применения обязательных требований, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- осуществлено разъяснение подконтрольным субъектам системы обязательных требований (как превентивная мера);
- сформирована система оказания консультативной помощи подконтрольным субъектам по вопросам применения обязательных требований;
- обеспечено устойчивое диалоговое взаимодействие с подконтрольными субъектами и повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к органу надзорной деятельности;
- осуществлены меры по мотивации подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований;
- обеспечена возможность осуществления общественного контроля за результатами проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении подконтрольных субъектов;
- обеспечено достижение прогнозных значений показателей паспорта реализации проекта "Совершенствование функции государственного надзора в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности":
1) увеличение доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности;
2) увеличение доли организованных и (или) проведенных с участием Росрыболовства практических тренировок (учений).
План-график профилактических мероприятий
Ожидаемый результат: снижение количества выявленных в 2018 - 2020 годах нарушений обязательных требований.
Официальный сайт Росрыболовства в сети Интернет, на котором размещается информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также настоящая Программа: http://www.fish.gov.ru.
------------------------------
1 повреждение судна без потери мореходных качеств; посадка судна на мель и его нахождение на мели 24 часа и менее; смещение перевозимого судном груза, не приведшее к потере мореходных качеств судна; лишение возможности движения судна 24 часа и менее; намотка сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль; вызванное повреждением судна загрязнение окружающей среды.
2 гибель человека, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна; тяжкий вред, причиненный здоровью человека в прямой связи с эксплуатацией судна; потеря человека с судна; повреждение судна (утрата мореходных качеств и/или создание препятствий производственной деятельности в связи с появлением эксплуатационных ограничений); смещение перевозимого судном груза и/или изменение физико-химических свойств перевозимого судном груза, приведшее к утрате мореходных качеств судна; посадка судна на мель и его нахождение на мели более 24 часов; лишение возможности движения судна более 24 часов, за исключением случая намотки на гребной винт или руль; повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства; причинение серьезного ущерба окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде.
3 гибель судна; гибель двух и более человек, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна; гибель буксируемого судна или иного плавучего объекта, буксируемого судном; причинение очень серьезного ущерба окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов от 500 тонн и выше, вызванный повреждением судна или судов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.