Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Администрации города
от 3 июня 2020 г. N 3638
Раздел I. Общие положения
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут", на основании паспорта муниципальной программы "Развитие образования города Сургута на период до 2030 года", утвержденного распоряжением Администрации города от 22.08.2013 N 2984 "О разработке муниципальной программы "Развитие образования города Сургута на период до 2030 года", содержащего перечень правовых оснований для ее формирования.
С 1 января 2020 года в состав муниципальной программы входят семь основных мероприятий и четыре подпрограммы:
- "Дошкольное образование в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования";
- "Общее и дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях";
- "Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования";
- "Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей".
Муниципальная программа направлена на решение задач, определенных Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года по направлению "Социальная среда" вектор "Образование, воспитание, молодежная политика".
Структурным подразделением Администрации города Сургута, осуществляющим управление муниципальной системой образования на территории города, является департамент образования Администрации города (далее - департамент образования).
Деятельность департамента образования и находящихся в его ведении муниципальных бюджетных, автономных, казенных учреждений направлена на реализацию полномочий по решению вопросов местного значения (части вопросов местного значения) и переданных в установленном порядке отдельных государственных полномочий, в том числе:
1. Вопросов местного значения:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
2) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
2. Части вопросов местного значения:
1) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры);
2) осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
3) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью;
4) оказание поддержки добровольчеству (волонтерству).
3. Переданных в установленном порядке отдельных государственных полномочий по:
1) социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных семей, детей из малоимущих семей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, не относящихся к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети-инвалиды), получающих образование в муниципальных общеобразовательных организациях и частных общеобразовательных организациях, в виде предоставления двухразового питания в учебное время по месту нахождения общеобразовательной организации и денежной компенсации за двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы, обучение которых организовано общеобразовательными организациями на дому;
2) предоставлению компенсации родителям части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, и частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования;
3) организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, имеющих место жительства на территориях муниципальных образований автономного округа:
- предоставление детям в возрасте от 6 до 17 лет (включительно) путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе в этнической среде, приобретаемых за счет средств бюджета автономного округа (за исключением детей, относящихся к категориям, указанным в подпункте 8 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре");
- обеспечение оплаты стоимости услуг лиц, сопровождающих детей до места нахождения организаций отдыха детей и их оздоровления и обратно;
- страхование от несчастных случаев и болезней детей на период их следования к месту отдыха и оздоровления и обратно и на период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;
4) предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в общеобразовательных организациях (за исключением находящихся в организациях автономного округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обучающихся в профессиональных образовательных организациях автономного округа или образовательных организациях высшего образования автономного округа), путевок в организации отдыха детей и их оздоровления или санаторно-курортные организации (при наличии медицинских показаний) и по оплате проезда к месту лечения (отдыха) и обратно;
5) финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на оплату труда работников, осуществляющих деятельность, связанную с содержанием зданий и оказанием коммунальных услуг);
6) финансовому обеспечению получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, в том числе лицензионного программного обеспечения и (или) лицензии на программное обеспечение, расходных материалов, игр, игрушек, услуг связи в части предоставления доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг);
7) финансовому обеспечению проведения государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования.
Целью муниципальной программы является создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан, обеспечение доступного и качественного непрерывного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики города, современным потребностям общества, формирование открытой, саморазвивающейся, информационно и технически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума.
Муниципальная программа включает в себя сферы ответственности департамента образования Администрации города перед населением за объемы, доступность, качество предоставляемых муниципальных услуг.
Для достижения поставленной цели в рамках муниципальной программы реализуются мероприятия, направленные на создание современных условий для организации образовательного процесса, обновление содержания и технологий образовательного процесса, повышение его качества, обеспечение устойчивого функционирования образовательных учреждений. Ежегодно проводится модернизация инфраструктуры образовательных учреждений города, реализуются мероприятия по обновлению материально-технической базы существующих объектов образования и мероприятия по проведению текущего и капитального ремонтов зданий образовательных учреждений.
Для каждого уровня образования определены ключевые задачи и направления развития.
В дошкольном образовании приоритетными являются следующие направления:
- обеспечение доступности дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для всех категорий граждан независимо от социального и имущественного статуса и состояния здоровья;
- дальнейшее сохранение 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- продолжение обеспечения местами в дошкольных образовательных организациях детей в возрасте до 3 лет;
- реализация программ дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В общем образовании приоритетными являются следующие направления:
- обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования;
- сохранение качества общего образования за счет обновления образовательных программ и методов работы школы, обеспечения развития способностей каждого ученика школы, доступности для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам;
- создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях для обеспечения односменного режима обучения;
- обеспечение условий обучения в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС);
- создание условий для выявления и развития талантливых детей независимо от места жительства и социально-имущественного положения их семей;
- реализация права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне общего образования (права на инклюзивное образование);
- формирование системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия;
- реализация целостной программы взаимосвязанных изменений системы педагогического образования, повышения квалификации работающих педагогов, условий оплаты труда, базирующихся на содержании и требованиях профессионального стандарта педагога.
Расширение потенциала системы дополнительного образования детей реализуется в рамках следующих приоритетных направлений:
- разработка, реализация программ (проектов) развития дополнительного образования детей, обеспечивающих их социализацию, занятость и оздоровление;
- развитие сетевых моделей реализации программ дополнительного образования образовательными организациями общего и дополнительного образования детей;
- развитие программ дополнительного образования, реализуемых на базе организаций общего образования;
- внедрение эффективных организационно-финансовых механизмов, развитие инфраструктуры дополнительного образования детей;
- реализация проектов по созданию детских технопарков в рамках инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей";
- повышение качества, доступности и конкурентоспособности дополнительного образования путем расширения спектра дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ различных направленностей.
За счет реализуемых мероприятий, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, будет обеспечено повышение удельного веса численности детей, охваченных дополнительным образованием, в том числе увеличение доли детей, посещающих программы технической направленности.
Учитывая, что организация отдыха и оздоровления детей рассматривается как одна из приоритетных составляющих государственной социальной политики в отношении семьи и детей, в рамках муниципальной программы ежегодно реализуется комплекс мер по эффективному использованию потенциала каникулярного времени для образования, восстановления здоровья и развития творческого потенциала детей и подростков, совершенствования их личностных возможностей, приобщения к культурным и образовательным ценностям, вхождения в систему новых социальных связей и воплощения ребенком собственных индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Организация отдыха и оздоровления детей осуществляется на территории города, на территории Югры, а также в организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных в климатически благоприятных регионах России.
Организация качественного, безопасного, доступного и вариативного отдыха детей - это, прежде всего, социальная защита детей и подростков, сокращение времени пребывания в каникулярное время без надзора со стороны взрослых, проведение мероприятий по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Одна из наиболее распространенных форм отдыха детей на территории города - лагерь с дневным пребыванием детей, в основе которой лежит вариативно-программный подход к организации отдыха детей и подростков, обеспечивающий предоставление выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации ребенка.
Ежегодно в соответствии с запросом потребителей разрабатываются и реализуются новые профильные и многопрофильные программы в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, на создание условий для свободного выбора каждым ребенком многообразия видов деятельности в соответствии с его интересами, способствующих укреплению мотивации личности к познанию и творчеству, самоопределению и самореализации. Для развития навыков правильного, безопасного поведения в техногенной, криминогенной и природной средах, учитывая подверженность детей различным опасностям, в лагерях с дневным пребыванием детей проводится обучение безопасному образу жизни.
В сфере образования поэтапно решаются следующие задачи:
В дошкольном, общем и дополнительном образовании:
- осуществляется развитие сети образовательных учреждений различных типов, видов и форм;
- обеспечивается комплексная безопасность образовательной среды, включая антитеррористическую, пожарную, техническую, экологическую и другие виды безопасности;
- обновляется содержание, повышается качество и доступность образования;
- обновляются содержание и технологии образования, развивается вариативность образовательных программ;
- разрабатываются системы мер, направленные на формирование высококвалифицированных педагогических кадров;
- создаются системы ранней диагностики и обеспечивается непрерывное сопровождение детей с учетом их особенностей, индивидуальных потребностей и способностей;
- создаются условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитанников, воспитания здорового образа жизни;
- создаются системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей дошкольного, школьного возрастов;
- создаются условия для формирования духовно-нравственной, социально-активной и успешной личности с высоким уровнем гражданских компетентностей;
- развивается информационная образовательная среда образовательных учреждений, широко внедряются программы дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения.
В сфере управления образовательной системой:
- развиваются новые организационно-экономические механизмы, повышающие экономическую и социальную эффективность образовательных учреждений;
- обеспечивается участие в мероприятиях по отработке механизмов оценки качества общего образования;
- внедряются информационно-коммуникационные технологии в управление образованием;
- развиваются институты общественного участия в образовательной деятельности.
Основным условием обеспечения высокого качества образования является развитие кадрового потенциала. В целях обеспечения профессионального роста педагогических кадров в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагогическим работникам образовательных учреждений обеспечивается дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
В общем комплексе приоритетных задач важное место занимает задача формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, включая создание:
- прозрачной, открытой системы информирования сургутян об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
- объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся - как основы перехода к следующему уровню образования;
- механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
С целью реализации данной задачи в системе образования города Сургута проводится комплекс мероприятий по созданию условий для организации доступа к образовательной информации учащихся, родителей, педагогов и администраторов. На официальном интернет-сайте каждого образовательного учреждения обеспечена возможность учащихся и родителей задать вопрос руководителю, внести пожелания и предложения по совершенствованию работы.
Родители обучающихся участвуют в работе управляющих и попечительских советов образовательных учреждений, наблюдении за процедурами проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11-х классов. Участники образовательных отношений имеют возможность получения своевременной, достоверной и полной информации о состоянии и перспективах развития образования, обеспечивающей возможности эффективного управления системой образования.
Во всех образовательных учреждениях функционируют центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, психолого-медико-педагогические консилиумы, службы медиации (примирения). Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, своем развитии и адаптации, осуществляется педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами путем консультирования обучающихся и их родителей (законных представителей), проведением коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, оказанием логопедической помощи, проведением профориентационных и социально-адаптационных занятий.
С целью определения степени соответствия муниципальной системы образования современным требованиям в Сургуте проводятся различные мониторинговые исследования, результаты которых анализируются департаментом образования и образовательными учреждениями.
Муниципальная система мониторинга качества образования (критерии и способы оценки, организация системы отслеживания результативности достижений учащихся, получение объективных данных и их обработка) является необходимым и значимым управленческим механизмом развития образования в городе.
Работа по формированию независимой оценки качества образовательных услуг, обеспечению открытости системы образования будет продолжена департаментом образования и образовательными учреждениями. Для ее проведения будут привлекаться органы государственно-общественного управления, общественность.
В рамках реализации муниципальной программы решается еще одна из важнейших задач государственной политики в области образования, демографического и социально-экономического развития Российской Федерации - обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование.
Для обеспечения равного доступа к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов образовательная организация создает необходимые условия для получения качественного образования вне зависимости от места жительства или материального положения семьи.
В образовательном процессе учитываются индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида. Приоритетным направлением этой деятельности является организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить необходимую коррекцию развития ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме, в рамках специального (коррекционного) или инклюзивного образования. Образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов организован с учетом особенностей их психофизического развития, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации.
Для оказания всесторонней помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в целях обеспечения единства семейного и общественного воспитания, формирования родительской компетентности, равных стартовых возможностей при поступлении ребенка в школу, на базе всех муниципальных образовательных учреждений города, реализующих образовательную программу дошкольного образования, с сентября 2013 года открыты консультационные центры (далее - центры).
Центры оказывают семьям методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь по вопросам воспитания, обучения и развития, содействию в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих муниципальные образовательные учреждения, необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка (при наличии соответствующих условий). Специалистами муниципальных образовательных учреждений: учителями-логопедами, педагогами-психологами, обеспечивающими деятельность центров, проводятся индивидуальные и групповые развивающие занятия с детьми в присутствии родителей.
Одним из основных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в социальное и образовательное пространство является создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить им полноценную интеграцию в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.
Для обеспечения оптимальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее). Создание подобных условий необходимо обеспечивать в обязательном порядке как при строительстве новых образовательных учреждений, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих образовательных учреждений.
Решение данной проблемы возможно за счет проведения комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации объектов посредством сооружения (как внутри зданий, так и снаружи) пандусов, поручней, входных групп, лифтов, обустройства территорий, подъездных путей, санитарных узлов, установки специализированного оборудования, вспомогательных средств и приспособлений для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата.
Ежегодно в рамках муниципальной программы реализуются мероприятия, направленные на формирование законопослушного поведения участников дорожного движения, профилактику безопасности дорожного движения среди обучающихся.
С целью профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних во всех общеобразовательных учреждениях утверждены паспорта дорожной безопасности, все общеобразовательные учреждения оснащены комплектами специализированного оборудования для обучения детей безопасному поведению на дорогах, деятельность по профилактике дорожно-транспортных происшествий регламентируется приказами департамента образования, ежегодно утверждаются комплексные межведомственные планы по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием детей совместно с отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сургуту. Ежегодно учащиеся общеобразовательных учреждений становятся участниками акций, инициированных отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сургуту, городских проектов, слета юных инспекторов дорожного движения, конкурса агитбригад по профилактике дорожного движения. Целью проводимых мероприятий является формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах, осознанного отношения к ношению светоотражающих элементов на верхней одежде и школьных аксессуарах; повышение ответственности родительской общественности за обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах города.
Несмотря на то, что на протяжении последних лет осуществлялось последовательное решение задач устойчивого функционирования и повышения эффективности управленческой деятельности в системе образования, существуют следующие проблемы.
Для обеспечения доступности качественного непрерывного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики города, современным потребностям общества необходимо:
- расширять действующую сеть муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования, развивать сектор частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации программ дошкольного образования;
- создавать безбарьерную среду, необходимую для обеспечения полноценной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которым показана такая возможность, в образовательный процесс, разрабатывать и внедрять адаптированные дополнительные общеобразовательные программы, способствующие социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей;
- модернизировать и развивать инфраструктуру дошкольного, общего и дополнительного образования в соответствии с современными требованиями к организации учебного процесса за счет строительства новых объектов, продолжить работу по поэтапному проведению капитального ремонта зданий образовательных учреждений, так как темпы износа зданий существенно опережают темпы их капитального ремонта и реконструкции;
- использовать в образовательном процессе инновационные методы и программы, обеспечивать поддержку талантливых и одаренных детей, рост доли обучающихся, охваченных научно-исследовательской деятельностью;
- совершенствовать систему развития педагогических кадров;
- расширять спектр дополнительных общеобразовательных программ, их методическое сопровождение.
Для обеспечения безопасности участников образовательного процесса в рамках муниципальной программы ежегодно реализуются мероприятия по оснащению, дооснащению инженерно-техническими средствами защиты объектов (территорий) муниципальных образовательных учреждений и приведению их в соответствие с требованиями к пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий) муниципальных образовательных учреждений. В целях доведения до 100% числа зданий (территорий) муниципальных образовательных учреждений, в которых реализованы меры, направленные на обеспечение безопасности с целью предотвращения совершения террористического акта и (или) минимизацию его последствий, в городе Сургуте разработан план мероприятий по приведению в нормативное состояние антитеррористической защищенности объектов (территорий) муниципальных образовательных учреждений (приложение 7 к муниципальной программе).
Для проведения поэтапной модернизации инфраструктуры общего образования в 2020 году проведена инвентаризация зданий, сооружений, инженерных систем зданий муниципальных общеобразовательных учреждений города Сургута. План мероприятий по проведению капитальных ремонтов зданий муниципальных общеобразовательных учреждений представлен в приложении 8 к муниципальной программе.
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020 учащиеся начальных классов с 1 по 4 классы муниципальных общеобразовательных учреждений, частных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, которым не оказывается социальная поддержка в виде предоставления двухразового бесплатного питания, будут обеспечены с 01.09.2020 бесплатным горячим питанием.
Для организации горячего питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, иными требованиями, установленными Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в 2020 году проведена инвентаризация пищеблоков и разработан план мероприятий по оснащению (дооснащению) пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений современным оборудованием, посудой и приборами для организации питания обучающихся (приложение 9 к муниципальной программе).
Основные инвестиционные приоритеты развития сферы образования связаны с реализацией значительного числа проектов строительства и реконструкции объектов дошкольного, общего и дополнительного образования, с развитием сети детских технопарков на территории города.
Важнейшей проблемой остаётся невозможность организации односменного режима работы всех общеобразовательных учреждений. Обучение в две смены не позволяет усовершенствовать условия и организацию обучения в общеобразовательных учреждениях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, ФГОС общего образования, тем самым снижая доступность качественного образования, возможность организации внеурочных видов деятельности учащихся и качественного предоставления услуг дополнительного образования детей.
Организация односменного режима обучения в 1 - 11 (12)-х классах общеобразовательных учреждений, позволит существенно повысить качество общего образования, создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, реализации программ дополнительного образования, внеурочной деятельности, обеспечить безопасность и комфортность условий осуществления всех видов учебной деятельности, сохранения здоровья обучающихся.
Город испытывает недостаток школ, что обусловлено интенсивным строительством новых жилых микрорайонов, не обеспеченных школьными зданиями, снижением мощности имеющихся учреждений в связи с изменениями требований к оснащению и организации учебного процесса.
Начиная с 2016 года в рамках муниципальной программы реализуется первый этап комплекса мероприятий, направленных на решение стратегической задачи по переходу всех школ города на односменный режим работы в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, включающий также анализ фактической загруженности общеобразовательных организаций, демографический прогноз численности учащихся в муниципальных образовательных учреждениях до 2030 года (далее - Комплекс мероприятий).
В соответствии с Комплексом мероприятий, создание новых мест в общеобразовательных учреждениях города будет реализовано за счет модернизации существующей инфраструктуры общего образования путем строительства новых школ, приобретения зданий и помещений, увеличения учебных площадей путем проведения капитального ремонта и реконструкции зданий, оптимизации загруженности школ (эффективного использования имеющихся помещений).
Особая роль при реализации данного Комплекса мероприятий отводится созданию объектов для размещения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций муниципальной собственности на условиях муниципально-частного партнерства и концессионных соглашений.
В результате реализации данного Комплекса мероприятий к 2021 году обучающиеся 1 - 4-х классов и 10 - 11 (12)-х классов в общеобразовательных организациях перейдут на обучение в одну смену, к 2030 году - 100% обучающихся будут заниматься в одну смену.
Комплекс мероприятий по переходу на односменный режим обучения в муниципальных общеобразовательных учреждениях до 2030 года представлен в приложении 1 к муниципальной программе.
Решение существующих проблем в сфере образования, удержание и развитие перспективных функций позволит городу Сургуту стать научно-образовательным центром округа, осуществлять воспитание детей в инновационной среде, иметь возможности формирования и реализации человеком собственной стратегии развития, стать городом с качественной и комфортной городской средой, городом, в котором высоко ценится институт семьи.
В целях содействия развитию конкуренции на рынке услуг дошкольного, общего и дополнительного образования, организации летнего отдыха к решению задачи по повышению охвата детей привлекаются негосударственные (немуниципальные) организации (коммерческие и некоммерческие).
Для повышения доступности услуги присмотра и ухода за детьми в частных организациях, реализующих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, с 2016 года внедрен новый финансово-экономический механизм "Сертификат дошкольного образования". Сертификат дошкольного образования - это документ, удостоверяющий право на персонифицированное финансовое обеспечение получения общедоступного бесплатного дошкольного образования и доступной услуги по присмотру и уходу за детьми в частных детских садах. Реализация проекта позволяет снизить размер родительской платы в частных организациях, реализующих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, что способствует повышению конкурентоспособности частного сектора в сфере оказания социальных услуг и повышению спроса на получение услуги среди родителей детей дошкольного возраста.
В целях решения задачи по обеспечению шаговой доступности для получения населением услуг дошкольного образования в городе Сургуте реализуется проект дошкольного образования "Билдинг-сад" (далее - проект), направленный на создание системы инновационных дошкольных образовательных организаций путем проектирования и строительства на первых этажах многоквартирных жилых домов отдельных нежилых помещений для размещения дошкольных образовательных организаций, частично, кроме того, решая проблему, связанную с точечной застройкой города и невозможностью строительства зданий типовых детских садов.
Из числа организаций негосударственного сектора, расположенных на территории города Сургута, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, и имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, образовательную программу дошкольного образования реализуют: общество с ограниченной ответственностью "Негосударственное дошкольное учреждение - центр развития ребенка "ГУЛЛИВЕР", некоммерческое партнерство "Центр временного пребывания детей", общество с ограниченной ответственностью Малое инновационное предприятие "Центр развития талантов ребенка", общество с ограниченной ответственностью "Счастливое детство", общество с ограниченной ответственностью "Наш Малыш", общество с ограниченной ответственностью Центр развития "Золотой ключик".
Программу общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта на территории города реализует частное общеобразовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца.
В целях расширения доступа организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих программ, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, к предоставлению услуг в социальной сфере в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей включены 11 негосударственных организаций.
Для расширения вариативности и повышения доступности дополнительного образования, а также содействия в развитии негосударственного сектора с 2015 года ежегодно организуется выставка возможностей негосударственных учреждений и индивидуальных предпринимателей в организации дополнительного образования, досуга и отдыха детей "Сургут - детям". В выставке принимают участие от 20 до 30 негосударственных организаций.
В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления и бизнес-сообщества по вопросам отдыха и оздоровления детей на базе частных организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, в каникулярный период ежегодно с 2016 года организовано функционирование лагерей с дневным пребыванием детей.
В качестве финансовой поддержки частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, ежегодно предоставляются субсидии за счет средств субвенции, субсидий из бюджета автономного округа, за счет средств местного бюджета.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 июня 2020 г. N 3638 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.