Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Амурской области
от 08.06.2020 N 371
Изменения,
вносимые в постановление Правительства Амурской области от 27.08.2012 N 457 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
1. В преамбуле постановления слова "частью 4" заменить словами "частью 6".
2. В Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:
1) раздел I дополнить пунктом 1.3 следующего содержания:
"1.3. Дополнительные вариативные модули подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особыми потребностями в семейном устройстве (дети с ментальными нарушениями, подростки, дети, имеющие родных братьев, сестер (далее - сиблинги)), не являются обязательными и адресованы для изучения кандидатам в приемные родители, приемным родителям по их личному запросу, а также по рекомендации специалистов органов опеки и попечительства и специалистов службы сопровождения с учетом особенностей детей.
Указанные дополнительные вариативные модули изучаются на выбор с учетом интересов и потребностей кандидатов в приемные родители, приемных родителей в форме индивидуальных или групповых консультаций (семинаров, практикумов). Объем дополнительных вариативных модулей установлен в академических часах.";
2) дополнить разделом VI следующего содержания:
"VI. Дополнительные вариативные модули подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особыми потребностями в семейном устройстве (дети с ментальными нарушениями, сиблинги, подростки)
6.1. Дополнительный вариативный модуль подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с ментальными нарушениями (далее - модуль 1).
6.1.1. Структура модуля 1.
Форма контроля для всех тем - индивидуальное собеседование.
6.1.2. Содержание тем модуля 1.
N п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
Всего |
в том числе: |
||||
лекции |
семинары, тренинги |
индивидуальное консультирование |
|||
1 |
Возрастные и психолого-педагогические особенности развития детей с ментальными нарушениями: умственная отсталость, расстройство аутистического спектра, задержка психического развития, гиперактивность, алалия и др. |
7 |
4 |
3 |
|
2 |
Семейное устройство детей с ментальными нарушениями |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Особенности социализации и процесса адаптации лиц с психическими и умственными недостатками |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Проблемы поведения у детей с ментальными нарушениями |
3 |
1 |
2 |
|
5 |
Реализация права детей с ментальными нарушениями на образование |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
Психологическая помощь семьям с детьми с ментальными нарушениями |
2 |
|
2 |
|
7 |
Консультация по запросу |
2 |
|
|
2 |
8 |
Всего часов |
20 |
8 |
10 |
2 |
6.1.2.1. Раздел 1. Возрастные и психолого-педагогические особенности развития детей с ментальными нарушениями: умственная отсталость, расстройство аутистического спектра, задержка психического развития, гиперактивность, алалия и др.:
1) общая характеристика нарушений психофизического развития детей. Возрастные и психолого-педагогические особенности развития детей с ментальными нарушениями. Компенсаторные возможности;
2) специфические особенности: отставание сроков и темпа развития; инертность, пассивность, отмечаемые во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенное недоразвитие моторных и речевых функций; несформированность когнитивной деятельности; примитивность интересов, потребностей, мотивов; снижение познавательного интереса; нарушение эмоционально-волевой сферы;
3) особенности содержания детей в учреждениях для детей-инвалидов и влияние этого периода на развитие и поведение детей.
6.1.2.2. Раздел 2. Семейное устройство детей с ментальными нарушениями:
1) роль семьи в развитии и реабилитации. Интеграция в семью. Динамика развития детей после устройства в семью. Изменения, происходящие в семье, в связи с приемом ребенка с особыми потребностями: распорядок жизни в семье, семейные роли и правила;
2) адаптация ребенка в семье. Обустройство жизни ребенка в быту и в социуме;
3) ресурсы (внутренние и внешние), необходимые семье, принявшей ребенка: близкие родственники, друзья, социальное окружение, общественные организации, специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинскую, педагогическую, юридическую, психологическую, социальную; в организации реабилитации, отдыха).
6.1.2.3. Раздел 3. Особенности социализации и процесса адаптации лиц с психическими и умственными недостатками:
1) особенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка с ментальными нарушениями. Слабая психологическая защищенность, сниженные адаптивные возможности, повышенная психологическая ранимость. Несбалансированность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностных характеристик;
2) перспективы: социализация, образование, профессиональная деятельность, включенность в жизнь семьи, медицинская, социальная, юридическая помощь. Позитивные моменты в воспитании ребенка с ментальными нарушениями.
6.1.2.4. Раздел 4. Проблемы поведения у детей с ментальными нарушениями:
1) снижение волевых процессов, повышение внушаемости. Затруднение усвоения системы морально-нравственных запретов и нормы социального поведения;
2) трудности во взаимоотношении с окружающими людьми;
3) агрессия, формы проявления агрессивности у старших подростков с ментальными нарушениями. Раздражительность, жестокость, неадекватность реакций.
6.1.2.5. Раздел 5. Реализация права детей с ментальными нарушениями на образование:
1) определение образовательного маршрута (заключение психолого-медико-педагогической комиссии - ПМПК). Специальная система образования (специальные коррекционные учреждения). Интеграция. Инклюзия;
2) реализация образовательных программ с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий (совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность).
6.1.2.6. Раздел 6. Психологическая помощь семьям с детьми с ментальными нарушениями:
1) психолого-педагогическая коррекция ментальных нарушений у детей. Помощь специалистов, междисциплинарный подход (дефектолог, психолог, логопед, невролог), поддержка сопровождающих служб;
2) ведущая роль семьи, родителей в предупреждении и коррекции агрессивности детей старшего подросткового возраста с ментальными нарушениями. Формирование навыков совместной работы.
6.2. Дополнительный вариативный модуль подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью сиблингов, оставшихся без попечения родителей (далее - модуль 2).
6.2.1. Структура дополнительного вариативного модуля 2.
Форма контроля для всех тем - индивидуальное собеседование.
6.2.2. Содержание тем модуля 2.
N п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||
Всего |
в том числе: |
|||||
лекции |
семинары, тренинги |
индивидуальное консультирование (по запросу) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Воспитание сиблингов. Значение сиблинговых отношений. Сиблинговые конфликты: норма и патология. Ревность сиблингов |
5 |
2 |
3 |
|
|
2 |
Сиблинговые позиции. Влияние гендера сиблингов на социализацию. Динамика сиблинговых отношений на протяжении жизни. Риск инцестуальных отношений между сиблингами |
5 |
2 |
3 |
|
|
3 |
Влияние институциональных условий и семейного неблагополучия на сиблинговые отношения. Ролевые позиции сиблингов |
3 |
1 |
2 |
|
|
4 |
Плюсы совместного помещения сиблингов в приемную семью. Отличия в поведении сиблингов в приемной семье. Трудности интеграции сиблингов в приемной семье |
2 |
1 |
1 |
|
|
5 |
Отношение сиблингов к совместному помещению в приемную семью. Факторы, влияющие на адаптацию сиблингов в новой семье |
2 |
1 |
1 |
|
|
6 |
Ресурсные семьи для приема сиблингов. Специальные компетенции приемных родителей |
1 |
1 |
|
|
|
7 |
Консультация по запросу |
2 |
|
|
2 |
|
8 |
Всего часов |
20 |
8 |
10 |
2 |
6.2.2.1. Раздел 1. Воспитание сиблингов. Значение сиблинговых отношений. Сиблинговые конфликты: норма и патология. Ревность сиблингов:
1) стереотипы взаимодействий: ведение переговоров, сотрудничество и соперничество. Осознание принадлежности к группе, а также возможностей индивидуального выбора и наличия альтернатив в рамках системы;
2) способность сиблинга устанавливать партнерские (горизонтальные) отношения с другими людьми в настоящем и будущем, формирование принадлежности к семейной группе (семейная идентичность);
3) сиблинговые конфликты: норма и патология (сиблицид). Ревность сиблингов: недоверчивость, стремление навредить сопернику, чрезмерная придирчивость, самоуничижение, чрезвычайное упрямство.
6.2.2.2. Раздел 2. Сиблинговые позиции. Влияние гендера сиблингов на социализацию. Динамика сиблинговых отношений на протяжении жизни. Риск инцестуальных отношений между сиблингами:
1) конфликтное, доминирующее поведение старших детей в отношении сиблинга. Эмоциональная привязанность младших детей к своему сиблингу, потребность в его поддержке и одобрении. Влияние личностных особенностей старшего ребенка на характер сиблинговых отношений;
2) однополые и разнополые сиблинги. Влияние гендера сиблингов на социализацию. Риск инцестуальных отношений между сиблингами. Группа особого риска - агрессивные, гиперактивные, имеющие нарушение интеллекта подростки. Дополнительные факторы: алкоголизм, асоциальный образ жизни родителей, насилие в семье, совместное проживание разнополых подростков в одной комнате, совместный сон.
6.2.2.3. Раздел 3. Влияние институциональных условий и семейного неблагополучия на сиблинговые отношения. Ролевые позиции сиблингов:
1) трансформация и разрушение социальной ситуации развития, связанные с утратой привычных семейных связей, в том числе и внутри сиблинговой системы. Функции сиблинговых связей в условиях неблагополучной семьи и институционального воспитания;
2) сохранение сиблинговой системы - условие, снижающее риск воспроизведения социального сиротства;
3) ролевые позиции сиблингов: родитель - ребенок; утешитель в сложных ситуациях; "опекун"; конкурент; союзник.
6.22.4. Раздел 4. Плюсы совместного помещения сиблингов в приемную семью. Отличия в поведении сиблингов в приемной семье. Трудности интеграции сиблингов в приемной семье:
1) сиблинги друг для друга как незаменимый источник формирования идентичности. Присутствие сиблингов как условие минимизации последствий травмы сепарации от родителей. Эмоциональная поддержка сиблингов - возможность чувствовать себя более комфортно и безопасно в новой семье;
2) отличия в поведении сиблингов в приемной семье:
а) большая вербальная и физическая агрессия по сравнению с другими приемными детьми;
б) более агрессивны как друг с другом, так и с другими членами семьи;
в) более высокий уровень конкуренции, ревности и борьбы за внимание родителей, чем для приемных детей, не связанных родственными узами;
г) легко объединяются для достижения одной цели. Чаще взаимодействуют и контактируют друг с другом как позитивно, так и негативно;
3) трудности интеграции сиблингов в приемной семье:
а) зависимость друг от друга и нежелание взаимодействовать с другими членами семьи;
б) ощущение себя "семьей в чужой семье". Старший ребенок продолжает оставаться функциональным родителем для младших сиблингов, не позволяет приемным родителям "лишить его родительских прав";
в) в результате сиблинги либо оседают в неинтегрированной подсистеме, либо дезинтегрируются из приемной семьи всей подсистемой либо частично.
6.2.2.5. Раздел 5. Отношение сиблингов к совместному помещению в приемную семью. Факторы, влияющие на адаптацию сиблингов в новой семье:
1) усталость старших сиблингов от своей родительской роли, желание отделиться, понимание, что помещение их в семью вместе с сиблингами затрудняет интеграцию в новой семье. Дошкольники и младшие школьники наоборот хотят жить в семье вместе со старшими сиблингами;
2) факторы, влияющие на адаптацию сиблингов в новой семье:
а) условия воспитания;
б) вид биологической семьи;
в) характер сложившихся отношений между сиблингами до помещения в приемную семью, ролевая структура в подсистеме, сиблинговые позиции;
г) помещение в приемную семью группой (воспроизведение порядка рождения детей при помещении в новую семью, не устраивая переезд всем детям одновременно).
6.2.2.6. Раздел 6. Ресурсные семьи для приема сиблингов. Специальные компетенции приемных родителей:
1) ресурсы семьи:
а) успешный опыт воспитания в семье сиблингов;
б) наличие в личном опыте родителей (особенно матери) многодетных или расширенных семей;
в) возможность выделить собственное пространство каждому сиблингу в семье;
г) четкая ролевая структура семьи;
д) открытость границ семьи для включения группы;
е) достаточный уровень стрессоустойчивости семьи, способность семьи как системы адаптивно и адекватно реагировать на изменения требований жизни. Успешный опыт преодоления кризисов;
2) специальные компетенции приемных родителей:
а) знание особенностей развития семьи, воспитывающей сиблингов, в том числе приемных сиблингов;
б) способность и готовность учитывать опыт сиблинговых отношений, ролевую структуру сиблинговой подсистемы, травматический опыт и т.д. сиблингов в воспитании;
в) способность и готовность поддерживать сиблинговые отношения, а также интеграцию сиблинговой группы в общую детскую подсистему;
г) способность и готовность оказывать помощь сиблингам при разрешении сложных межличностных ситуаций: ревность, конкуренция, конфликты с вербальной и физической агрессией;
д) способность и готовность к обучению сиблингов безопасному разрешению конфликтов;
е) способность и готовность к созданию безопасной среды для каждого ребенка в семье.
6.3. Дополнительный вариативный модуль подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью подростка, оставшегося без попечения родителей (далее - модуль 3).
6.3.1. Структура модуля 3.
Форма контроля для всех тем - индивидуальное собеседование.
6.3.2. Содержание тем модуля 3.
6.3.2.1. Раздел 1. Общая характеристика подросткового возраста:
1) возрастная психология: ведущая деятельность, ведущая социальная (влияющая) среда, специфика межличностных отношений подростка со взрослыми и сверстниками;
2) кризис подросткового возраста - кризис идентичности и социальной принадлежности;
3) основные новообразования возраста: формирование мировоззрения, "чувство взрослости" как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Роль психологических потребностей в развитии: безопасность, семейная принадлежность;
4) история ребенка и её влияние на развитие. Диспропорции и искажения развития ребенка: дисперсия психофизиологического возраста, мозаичное развитие.
N п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
Всего |
в том числе: |
||||
лекции |
семинары, тренинги |
индивидуальное консультирование |
|||
1 |
Общая характеристика подросткового возраста |
5 |
2 |
3 |
|
2 |
Особенности развития подростков, передаваемых в семьи из интернатных организаций |
4 |
2 |
2 |
|
3 |
Необходимые ресурсы семьи для успешного воспитания подростков |
3 |
1 |
2 |
|
4 |
Особенности процесса адаптации подростков в семье |
3 |
2 |
1 |
|
5 |
"Трудное" поведение приемного подростка |
1 |
1 |
|
|
6 |
Юридическое понятие "попечительство", его отличие от опеки. Права и обязанности попечителя |
2 |
|
2 |
|
7 |
Консультация по запросу |
2 |
|
|
2 |
8 |
Всего часов |
20 |
8 |
10 |
2 |
6.3.2.2. Раздел 2. Особенности развития подростков, передаваемых в семьи из интернатных организаций:
1) влияние депривации и непрожитых возрастных кризисов сепарации на формирование психотипа подростка, его физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития, формирование личной и семейной идентичности. Педагогическая запущенность;
2) специфическая травматизация как следствие жестокого обращения и посттравматический синдром. Множественные утраты привязанности, в том числе возвраты из принимающих семей; психологическое, физическое, сексуальное насилие в семье и учреждении; эксплуатация, искажение потребностей в социальном взаимодействии при групповом интернатном воспитании и т.д.;
3) особенности сепарации и проживания горя в подростковом возрасте. Причины задержки усвоения этических ценностей и общественных норм;
4) особенности полового развития и идентичности приемного ребенка. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития подростка, разница в проявлениях нормальной сексуальности и сексуализированного поведения; полоролевая ориентация и формирование культуры сексуального поведения.
6.3.2.3. Раздел 3. Необходимые ресурсы семьи для успешного воспитания подростков:
1) важные характеристики принимающей семьи (семейной системы), усложняющие и упрощающие адаптацию подростка, его воспитание и социализацию. Необходимые ресурсы семьи для успешного воспитания подростков.
Взаимный подбор семьи и ребенка, что требуется учесть, риски:
а) изучение истории ребенка, его состояния развития, здоровье и учет при подборе семьи на совместимость, особенно при наличии в семье несовершеннолетних кровных или других приемных детей;
б) разбор типичных ошибок принимающих семей, усиливающих вероятность отказа от воспитания и нарушения социализации ребенка;
в) процедура первого знакомства, посещение, процесс установления доверительных отношений. Оценка мотивации подростка идти в конкретную семью;
2) подготовка семьи к принятию подростка на воспитание. Временное принятие в семью ребенка на каникулы, выходные и праздничные дни - цели, специфика отношений членов семьи в этот период, права, обязанности. Особенности поведения детей в этот период. Разъяснение порядка получения заключения на временный прием ребенка в семью.
6.3.2.4. Раздел 4. Особенности процесса адаптации подростков в семье:
динамика в зависимости от травматизации и личного опыта ребенка.
Цикличность (повторяемость) процесса адаптации. Стабильные, предсказуемые и надежные отношения как реабилитирующий фактор для подростка, пережившего жестокое обращение.
6.3.2.5. Раздел 5. "Трудное" поведение приемного подростка:
1) "трудное" поведение приемного подростка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Навыки управления "трудным" поведением ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений. Проблемы контроля. Взаимодействие как сотрудничество. Обеспечение безопасности (игромания, гаджетомания, наркомания и др.). Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте;
2) организация социального взаимодействия подростка со сверстниками в группах (коллективах). Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни подростка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Организация общения ребенка с кровными родителями и родственниками;
3) школьное обучение. Виды обучения. Школа, взаимодействие родителей с администрацией и педагогами. Мотивация к обучению. Влияние особенностей подросткового возраста, процесса адаптации на скорость и качество освоения материала, мотивацию. Влияние непроизвольных рецидивирующих воспоминаний на процесс обучения (школа как флэшбэк);
4) навыки самообслуживания (санитарно-гигиенические и бытовые навыки), необходимые компетенции приемного родителя по воспитанию ребенка-подростка. Профориентация подростков. Самостоятельное проживание подопечного старше 16 лет.
6.3.2.6. Раздел 6. Юридическое понятие "попечительство", его отличие от опеки. Права и обязанности попечителя:
1) правовой блок. Юридическое понятие "попечительство", его отличие от опеки. Права и обязанности попечителя. Гражданская и уголовная ответственность попечителя и подопечного. Личные финансовые средства подростка, проблемы самостоятельного распоряжения средствами, выплачиваемыми на содержание ребенка. Отчет опекуна;
2) создание безопасных условий для подростка в приемной семье и в обществе.
6.4. Требования к кандидатам в приемные родители, приемным родителям, завершившим подготовку по дополнительным вариативным модулям подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особыми потребностями в семейном устройстве (дети с ментальными нарушениями, сиблинги, подростки).
Лица, успешно освоившие программу дополнительного вариативного модуля, по завершению специальной подготовки должны:
иметь четкое представление о:
1) своей семье как о системе развивающихся взаимоотношений, изменяющейся с появлением и взрослением детей с особыми потребностями, таких как дети с ментальными нарушениями, сиблинги, подростки;
2) специфике для каждой группы детей с особыми потребностями поведения и особенностях психосексуального развития подростков;
3) влиянии опыта ребенка - депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
4) закономерностях развития ребенка с особыми потребностями в разные возрастные периоды;
5) правилах обеспечения физической и психологической безопасности детей в быту, общественных местах в зависимости от их возраста, особенностей развития, особых потребностей;
знать:
1) об особенностях ухода, развития и воспитания детей с особыми потребностями развития в зависимости от вида нарушений (возраста, количества принимаемых детей);
2) особенности протекания периода адаптации ребенка в принимающей семье в зависимости от вида нарушений (возраста, количества принимаемых детей);
3) способы формирования социально-бытовых умений и навыков самообслуживания ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
4) порядок организации общения ребенка с кровными родителями и родственниками;
понимать и осознавать:
1) ресурсы (внутренние/внешние), необходимые семье, принявшей ребенка;
2) ограничения ребенка, вызванные особенностями его развития или болезнью, и соответствие собственных ожиданий его возможностям;
3) зависимость между потребностями детей с ментальными нарушениями, сиблингов, подростков и возможностями своей семьи;
4) необходимость в подготовке к автономной жизни и развитии навыков самообслуживания;
уметь:
1) анализировать собственные воспитательные компетенции, осознавать и оценивать готовность, ресурсы и ограничения к приему ребенка в свою семью;
2) рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте травматического опыта детей, конкретной семейной и социальной ситуации и выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка;
3) соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
4) ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям с особыми нуждами, оставшимся без попечения родителей, и принимающим родителям;
быть готовыми:
1) стремиться принимать ребенка со всеми его особенностями и ограничениями безотносительно к его учебным, трудовым и иным успехам;
2) оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
3) заботиться о здоровье и развитии ребенка;
4) к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
5) к сотрудничеству с организациями, действующими в сфере опеки и попечительства, и помогающими службами.".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Амурской области от 8 июня 2020 г. N 371 "О внесении изменений в постановление Правительства Амурской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.