Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к письму
Комитета по образованию
от 20 мая 2020 г. N 03-28-4174/20-0-0
Инструктивно-методическое письмо
"О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, на 2020/2021 учебный год"
1. Общие положения
1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебные планы образовательных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ) (далее - ОВЗ, образовательные учреждения), формируются в соответствии с требованиями:
Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (далее - ФБУП-2004);
Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (далее - ФКГОС) (для X-XI (XII) классов);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2009 N 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 (далее - ФГОС основного общего образования) (для V-VIII классов образовательных учреждений и IX-X классов образовательных учреждений);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 (далее - ФГОС среднего общего образования) (для X классов, для XI - XII классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС среднего общего образования в 2020/2021 учебном году);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598 (далее - ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ);
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1599 (далее - ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015;
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 N 345;
Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 N 699;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15);
Примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования глухих обучающихся, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, слепых обучающихся, слабовидящих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся с задержкой психического развития, обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. N 4/15);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. N 4/15);
распоряжения Комитета по образованию от 16.04.2020 N 988-р "О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году";
распоряжения Комитета по образованию от 21.04.2020 N 1011-р "О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год".
1.3. Учебный план является частью образовательной программы образовательного учреждения. Образовательные учреждения разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС начального общего образования, ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, ФГОС основного общего образования, ФГОС среднего общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего образования, среднего общего образования, в соответствии с ФКГОС и ФБУП-2004.
В переходный период до введения примерных адаптированных образовательных программ основного общего образования для обучающихся с ОВЗ, учитывая психофизические особенности обучающихся с ОВЗ, возможно использование федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии" (далее - ФБУП-2002), в части, не противоречащей действующему законодательству.
При формировании учебных планов для обучающихся с ОВЗ со сложной структурой дефекта рекомендовано учитывать нарушения, входящие в структуру дефекта (например, для глухих обучающихся с умственной отсталостью, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития и другие).
Примерный учебный план образовательных учреждений на 2020/2021 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.3286-15.
Нормативный срок освоения образовательных программ общего образования каждого уровня может быть увеличен в образовательных учреждениях, реализующих основные адаптированные общеобразовательные программы.
1.4. Учебный год в образовательных учреждениях начинается 01.09.2020.
Начало учебного года может переноситься образовательным учреждением при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.3286-15.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели.
Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 30 минут за исключением категории обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития, обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития (СИПР).
Общий объем аудиторной недельной нагрузки в течение дня не должен превышать:
для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков;
для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков;
для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.
Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40 минут.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во II-III классах - 1,5 ч., в IV-V классах - 2 ч., в VI-VIII классах - 2,5 ч., в IX-XI классах - до 3,5 ч.
1.5. Обучение в первых и первых дополнительных классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока в день по 40 минут каждый);
рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей.
1.6. Обучающиеся на уровне начального общего образования по ФГОС НОО ОВЗ (3 и 4 вариант обучения), имеющие сложный дефект, при переходе в основную школу продолжат обучение по ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1599 (далее - ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
1.7. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов при проведении занятий по учебным предметам, а также для организации профильного обучения в X-XI (XII) классах, в том числе изучения элективных учебных предметов.
По согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается деление класса на группы при проведении занятий по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей.
Рекомендуется деление IX (X) классов на группы при организации предпрофильной подготовки.
При составлении учебного плана образовательной организации индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.3286-15.
1.8. При организации обучения в очно-заочной и (или) заочной формах учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС основного общего, ФГОС среднего общего образования или ФБУП-2004. Уменьшать количество обязательных учебных предметов запрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется образовательным учреждением самостоятельно.
Если учебный предмет изучается в рамках самостоятельной работы обучающихся, в годовом учебном плане образовательной организации должны быть предусмотрены часы для проведения промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся.
1.9. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся с ОВЗ, и в сумме составляет 10 часов в неделю на класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.
Программа коррекционной работы разрабатывается образовательным учреждением в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ, установленной СанПиН 2.4.2.3286-15.
1.10. Образовательные учреждения для использования при реализации образовательных программ выбирают:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 N 345);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 N 345).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.
Библиотечный фонд образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы основного общего образования должен быть укомплектован печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами, дополнительной литературой.
1.11. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательного учреждения. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Часы коррекционно-развивающих занятий, определенные образовательной программой образовательного учреждения, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, также подлежат тарификации.
1.12. Особенности учебных планов для различных нозологических категорий обучающихся с ОВЗ отражены в приложении 2 к настоящему письму.
2. Реализация адаптированных основных образовательных программ начального общего образования
2.1. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.
2.2. Примерный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
2.3. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
2.4. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации.
Учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе изучения родного языка должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).
В рамках обязательной части учебного плана при реализации предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" учитывается, что учебный предмет предусматривает изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации. Количество часов по классам (годам) обучения на изучение учебных предметов определяет образовательное учреждение в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы.
Изучение предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" возможно в рамках отдельных учебных предметов "Родной язык" и "Литературное чтение на родном языке", а также интегрировано в учебные предметы "Русский язык", "Литературное чтение" в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и литературного чтения в соответствии с ФГОС начального общего образования.
2.5. В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся.
На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся нескольких образовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия.
2.6. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. План внеурочной деятельности реализуется с учетом психофизических особенностей, обучающихся с ОВЗ и программами коррекционной работы.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) не входит в максимально допустимую аудиторную недельную нагрузку (в академических часах).
3. Основное общее образование
3.1. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательного учреждения через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.
3.2. Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, может предусматривать (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования):
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
3.3. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
3.4. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации.
Учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе изучения родного языка должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).
В рамках обязательной части учебного плана при реализации предметной области "Родной язык и родная литература" учитывается, что учебный предмет предусматривает изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации. Количество часов по классам (годам) обучения на изучение учебных предметов определяет образовательное учреждение в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы.
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" возможно в рамках отдельных учебных предметов "Родной язык" и "Родная литература", а также интегрировано в учебные предметы "Русский язык", "Литература" в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и родной литературы в соответствии с ФГОС основного общего образования.
3.5. Учитывая сложившиеся традиции петербургского образования, рекомендуется в V-IX(X) классах использовать учебные часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, для изучения истории и культуры Санкт-Петербурга. Также рекомендуется изучение в V-VII, IX(X) классах основ безопасности жизнедеятельности в целях формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности и убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни.
Изучение учебных курсов "История и культура Санкт-Петербурга" в V-IX(X) классах и "Основы безопасности жизнедеятельности" в V-VII, IX(X) классах возможно в рамках отдельных учебных предметов учебного плана, модулей различных учебных предметов или занятий внеурочной деятельности образовательной программы образовательного учреждения.
3.6. Изучение учебного предмета "История России. Всеобщая история" в V-IX(X) классах осуществляется по линейной модели исторического образования (изуче
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.