Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
о проекте федерального закона N 941887-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 941887-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается новая редакция статьи 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), вносящая изменения в порядок обязательной маркировки алкогольной продукции.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, вносимые изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ направлены на унифицирование обязательной маркировки алкогольной продукции и упущение процедуры их выдачи.
Комитет отмечает, что в соответствии действующими нормами Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками, а то время как алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками (пункт 2 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ).
Законопроектом предлагается алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую в Российскую Федерацию, в том числе из государства - членов ЕАЭС, обязать маркировать федеральными специальными марками, под которыми понимается документ, удостоверяющий законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, а также являющийся носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в указанной системе.
Законопроектом предлагается сократить перечень документов представляемых заявителем для приобретения федеральных специальных марок (сведения представляются путем межведомственного запроса), упростить процедуру их выдачи, сделать процесс принятия решения автоматическим, снизить издержки и сократить сроки получения марок.
Комитет отмечает, что в целях оптимизации затрат федерального бюджета, а также участников алкогольного рынка, законопроектом предлагается перераспределить полномочия между федеральными органами исполнительной власти при контроле оборота алкогольной продукции, обеспечив при этом электронное межведомственное взаимодействие между регулятором рынка - Росалкогольрегулиованием и ФТС России.
Функцией по выдаче организациям федеральных специальных марок и контролю за их использованием наделяется Росалкогольрегуливание, а полномочия по контролю маркировки алкогольной продукции при ее декларировании и совершении иных таможенных процедур закрепляются за таможенными органами.
При этом законопроектом предлагается, что до 31 марта 2021 года включительно выдачу акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, ввозимой в Российскою Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, по заявлениям на выдачу акцизных марок, принятым до 31 декабря 2020 года включительно будут осуществлять таможенные органы. Ввоз в Российскую Федерацию алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, допускается до 31 декабря 2021 года включительно, а реализация алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, допускается до окончания срока годности такой продукции.
Законопроектом также предлагается признать утратившей силу часть 5 статьи 8 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой с 1 июня 2019 года неоснащение железнодорожного подвижного состава, используемого для перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении железнодорожного подвижного состава по территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем его местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции по территории Российской Федерации (далее - технические средства регистрации в автоматическом режиме), является нарушением требований Федерального закона N 171-ФЗ.
Комитет отмечает, что Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона N 953580-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (Постановление Государственной Думы от 22 мая 2020 года 8222-7 ГД), вносящий, в том числе, изменение в абзац четвертый пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 171-ФЗ, в соответствии с которым требования по оснащению транспорта техническими средствами регистрации в автоматическом режиме не распространяются на перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции железнодорожным подвижным составом.
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе принять проект федерального закона N 898566-7 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.