Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г
Учет влияния вибрации на расчетные характеристики подстилающих дорожную одежду грунтов
Данные методические рекомендации основываются на применении, для решения задач проектирования дорожных одежд, основных положений ОДН 218.2.068-2016 "Рекомендации по учету динамического воздействия от современных транспортных средств при расчетах прочности, устойчивости и деформативности земляного полотна" [13].
При проектировании конструкций дорожных одежд необходимо в максимальной степени обеспечить высокий уровень их надежности по прочности под действием всех возможных внешних и внутренних нагрузок и воздействий. Одним из воздействий, которое необходимо учитывать, является вибрация (колебания с частотой, измеряемой тысячами Гц), обусловленная динамическим характером подвижной транспортной нагрузки. Вибрация, в той или иной мере, проявляет себя во всех конструктивных слоях дорожной одежды и в слоях земляного полотна. При этом ее негативное влияние на дорожную конструкцию выражается, в частности, в том, что вибрационное воздействие может приводить к значительному снижению расчетных прочностных и деформативных характеристик, прежде всего, подстилающих грунтов.
Влияния вибрации на дорожную конструкцию постепенно затухает по глубине, но, тем не менее, может распространяться на глубину до 3 м от поверхности дорожной одежды [14]. Т.е. вибрационное воздействие, как правило, захватывает подстилающие дорожную одежду грунты земляного полотна в пределах рабочего слоя и глубже. В общем случае, распространение колебаний в дорожной одежде и в теле земляного полотна (а также за его пределами) происходит одновременно в вертикальном и горизонтальном направлениях. Однако, для случая проектирования дорожной одежды, можно ограничиться учетом только расчетных амплитуд вертикальных колебаний в пределах ширины дорожной одежды.
Для грунтов земляного полотна под дорожной одеждой вибрационное воздействие можно оценивать расчетной амплитудой результирующих колебаний, возникающих при движении транспортных средств с высокой скоростью. Расчетную амплитуду колебаний
на поверхности грунта рабочего слоя земляного полотна допускается определять по зависимости:
, (Г.1)
где - расчетная амплитуда колебаний грунтов земляного полотна в пределах ширины дорожной одежды, мкм;
- нормативное значение модуля упругости грунта при расчетной влажности
(
и
принимаются по ПНСТ 265-2018 или на основании иных источников информации), МПа;
Q - нормативная статическая нагрузка на ось, кН; - сумма приведенных толщин слоев дорожной одежды, м.
Приведенная толщина слоя дорожной одежды вычисляется по зависимости [14]:
, (Г.2)
где - проектная толщина слоя, м;
- нормативное значение кратковременного модуля упругости материала слоя, принимаемое по ПНСТ 265-2018 или на основании иных источников информации для условий расчета дорожной одежды по критерию упругого прогиба (при температуре +10°С), МПа;
- нормативное значение кратковременного модуля упругости материала слоя, принимаемое по ПНСТ 265-2018 или на основании иных источников информации для расчета дорожной одежды в условиях приведения, МПа. Условиями приведения являются: расчетные температуры для асфальтобетонных слоев, отличающиеся от +10°С (например, +50°С), влажность грунта, отличающаяся от расчетной, а также действие других факторов, приводящее к увеличению модуля упругости слоя (например, армирование).
Расчетные параметры, характеризующие сопротивление сдвигу, а также деформативные свойства грунтов при вибрационном воздействии, в зависимости от расчетной амплитуды колебаний, определяются соотношениями:
(Г.3)
(Г.4)
(Г.5)
где
- максимальное относительное снижение удельного сцепления грунта при вибрационном воздействии;
- максимальное относительное снижение угла внутреннего трения грунта при вибрационном воздействии;
- максимальное относительное снижение модуля упругости грунта при вибрационном воздействии;
,
,
- нормативные (расчетные) значения удельного сцепления, угла внутреннего трения и модуля упругости материала с учетом числа приложения расчетных нагрузок (принимаются по справочной базе данных ПНСТ 265-2018);
,
,
- расчетные значения удельного сцепления, угла внутреннего трения и модуля упругости материала с учетом вибрационного воздействия;
- амплитуда колебаний (мкм), определяемая по формуле (Г.1);
K, К'- соответственно, коэффициенты виброразрушения и вибродеформирования материалов, при отсутствии экспериментально определенных значений могут приниматься в соответствии с таблицами Г.1 и Г.2.
Таблица Г.1 - Коэффициенты виброразрушения и вибродеформирования глинистых грунтов
Показатели |
Наименование и относительная влажность грунта |
|||||||
Супеси |
Суглинки |
Глины |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
K |
0,006 |
0,025 |
0,006 |
0,011 |
0,02 |
0,005 |
0,010 |
0,015 |
K' |
0,007 |
0,02 |
0,008 |
0,012 |
0,015 |
0,010 |
0,012 |
0,018 |
Таблица Г.2 - Коэффициенты виброразрушения и вибродеформирования песчаных грунтов
Показатели |
Наименование материала |
||
Пески гравелистые, крупные, средней крупности |
Пески мелкие |
Пески пылеватые |
|
K |
0,006 |
0,012 |
0,019 |
K' |
0,005 |
0,013 |
0,022 |
Основными показателями, определяющими чувствительность механических свойств материалов дорожных одежд и грунтов земляного полотна к вибрационному воздействию, являются:
- максимальное относительное снижение удельного сцепления материала при действии транспортной динамической нагрузки, ;
- максимальное относительное снижение угла внутреннего трения материала при действии транспортной динамической нагрузки, ;
- максимальное относительное снижение модуля упругости материала при действии транспортной динамической нагрузки, .
Эти показатели следует, как правило, определять по результатам непосредственных испытаний материалов в лабораторных условиях. Допускается для предварительных расчетов, а также при отсутствии или недостаточности опытных данных, использовать показатели ,
,
и
, приведенные в таблицах Г.3 и Г.4.
Таблица Г.3 - Показатели чувствительности механических свойств связных (глинистых) грунтов к вибрационному воздействию
Показатели |
Наименование и относительная влажность грунта |
|||||||
Супеси |
Суглинки |
Глины |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,10 |
0,60 |
0,20 |
0,50 |
0,15 |
0,15 |
0,55 |
0,13 |
|
0,07 |
0,40 |
0,10 |
0,40 |
0,08 |
0,09 |
0,45 |
0,10 |
|
0,15 |
0,35 |
0,15 |
0,25 |
0,20 |
0,12 |
0,24 |
0,18 |
Таблица Г.4 - Показатели чувствительности механических свойств не связных (песчаных) грунтов к вибрационному воздействию
Показатели |
Наименование материала |
||
Пески гравелистые, крупные, средней крупности |
Пески мелкие |
Пески пылеватые |
|
|
0,10 |
0,20 |
0,30 |
|
0,15 |
0,18 |
0,20 |
|
0,10 |
0,18 |
0,25 |
Применение данной методики учета вибрационного воздействия на грунты земляного полотна позволяет получить более точную оценку прочности дорожных одежд автомобильных дорог. С этой целью, вместо предусмотренных справочной базой ПНСТ 265-2018 стандартных расчетных характеристик грунтов ,
,
, рекомендуется использовать при всех видах прочностных расчетов дорожных одежд, в условиях динамического нагружения, откорректированные с учетом вибрационного воздействия значения
,
,
. Примеры применения методики представлены ниже
Пример 1. Определить уточненные, с учетом вибрационного воздействия, расчетные характеристики грунта для провероч
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.