Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
инспекции гостехнадзора
Калужской области
от 5 октября 2017 г. N 66
Проверочный лист
(список контрольных вопросов)
при осуществлении инспекцией гостехнадзора Калужской области
государственного надзора за техническим состоянием тракторов,
самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним
(далее - машины) в процессе использования независимо от их принадлежности
(кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации,
а также параметров машин, подконтрольных Госгортехнадзору России и
Главгосэнергонадзору России) по нормативам, обеспечивающим безопасность
для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды
Реквизиты распоряжения о проведении проверки _______________________
Учетный номер проверки _____________________________________________
Дата присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок _
_________________________________________________________________________
Место проведения плановой проверки и (или) указание на используемые
юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем производственные
объекты
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Должность, фамилия и инициалы должностного лица инспекции,
проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист
_________________________________________________________________________
Перечень вопросов |
Реквизиты НПА, которыми установлены обязательные требования |
Наименование ЮЛ, (фамилия, имя, отчество) индивидуального предпринимателя |
Ответы на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Имеются ли в собственности (законном владении) ЮЛ, ИП самоходные машины и прицепы к ним, не зарегистрированные в органах гостехнадзора |
п. 1.5 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним....... (утв. Минсельхозпродом РФ от 16.01.1995 г.) (с изменениями и дополнениями) (далее - Правила регистрации) |
|
|
2. Укажите количество самоходных машин и прицепов к ним от общего количества машин, находящихся в собственности (законном владении), на которые имеются свидетельства о регистрации |
пункт 2.15 Правил регистрации |
|
|
3. Отражены ли изменения регистрационных данных в регистрационных документах, а также паспортах самоходных машин и прицепов к ним |
Пункт 2.20 Правил регистрации |
|
|
4. Во всех ли случаях имеются дубликаты регистрационных документов, паспортов самоходных машин и прицепов к ним (ПСМ) взамен утраченных или не пригодных для использования |
Пункт 2.20 Правил регистрации |
|
|
5. Все ли самоходные машины эксплуатируются с действующим страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда такая обязанность установлена федеральным законом. |
Пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" |
|
|
6. Назначены ли должностные лица, ответственные за соблюдение правил государственной регистрации транспортных средств, в том числе самоходных машин |
ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ |
|
|
7. Издан ли приказ о закреплении техники за ответственными лицами по эксплуатации? |
пункты 3, 7, 34 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) |
|
|
8. Во всех ли случаях на зарегистрированные технически исправные самоходные машины и прицепы к ним имеются свидетельства о прохождении технического осмотра |
Подпункт а) пункта 12 Правил проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием; пункт 2.23 Правил регистрации |
|
|
9. Имеют ли место случаи управления самоходной машиной лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего наличие у него права на управление самоходной машиной |
пункт 3 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) |
|
|
10. Имеются ли в удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста) лиц, допущенных к эксплуатации самоходных машин, ограничительная или разрешительная записи о наличии квалификации и (или) квалификации в соответствии с документами об образовании |
пункт 7 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) |
|
|
11. Все ли лица, допущенные на основании путевых листов к эксплуатации самоходных машин, имеют удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) |
пункт 4 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) |
|
|
12. Имеются ли у лиц, допущенных к эксплуатации самоходных машин, лишения (ограничения) специального права |
Ст. ст. 32.6, 32.7 КоАП РФ, пункт 44 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) |
|
|
13. Привлекаются ли к выполнению работ иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие российских удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) |
пункт 39 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) |
|
|
14. Назначены ли должностные лица, ответственные за выполнение требований "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" |
Приложение N 3 к Правилам дорожного движения Российской Федерации |
|
|
15. Выполняются ли требования безопасности при эксплуатации машин |
Приложение к Правилам проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием |
|
|
16. Соответствуют ли техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выбросы эксплуатируемых самоходных машин |
постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" |
|
|
17. Выполняются ли требования технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 от 18.10.2011 "О безопасности машин и оборудования" в части выполнения дополнительных требований безопасности для определённых категорий машин и оборудования (в отношении машин, произведенных и выпущенных в обращение после 15.03.2015). |
Приложение N 2 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" ТРТС 010/2011 от 18.10.2011 |
|
|
18. Выполняются ли требования технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС 031/2012) при наличии указанных в регламенте машин, произведенных и выпущенных в обращение после 15.02.2015 года) в части требований перечня безопасности |
Приложения N 4 - 6 технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС 031/2012) от 20.07.2012 N 60 |
|
|
19. Выполняются ли требования и (или) меры безопасности при использовании карданных валов и защитных кожухов при эксплуатации тракторов и машин при выполнении сельскохозяйственных работ и лесоводстве |
Межгосударственный стандарт Тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства Валы отбора мощности(BOM), карданные валы и защитные ограждения Требования безопасности ГОСТ EN 12965-2012 |
|
|
20. Выполняются ли требования безопасности труда при эксплуатации тракторов и машин самоходных сельскохозяйственных, а также тракторов промышленных (при их наличии) |
Межгосударственный стандарт "Система стандартов безопасности труда Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные Общие требования безопасности" ГОСТ 12.2.019-2005; Межгосударственный стандарт Система стандартов безопасности труда Тракторы промышленные Общие требования безопасности |
|
|
21. Выполняются ли требования по монтажу устройств освещения и световой сигнализации для проезда по дорогам общего пользования на машинах для сельского и лесного хозяйства |
Межгосударственный стандарт "Машины для сельского хозяйства Монтаж устройств освещения и световой сигнализации для проезда по дорогам общего пользования для проезда по дорогам общего пользования" (ISO 16154:2005) |
|
|
__________ ______________________________________________________________
(подпись) (инициалы, фамилия, должность представителя
проверяемого субъекта)
___ _________20____г.
Предмет плановой проверки ограничивается обязательными
требованиями, установленными следующими нормативными правовыми актами:
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности
дорожного движения";
- Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом
регулировании";
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности машин и
оборудования" (ТР ТС 010/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного
союза от 18.10.2011 N 823;
- Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности
сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР
ТС 031/2012), принятым Решением Совета Евразийской экономической
комиссии от 20.07.2012 N 60;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2013
N 1013 "О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники,
зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за
их техническим состоянием";
- Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных
дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами
государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и
других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора),
утвержденными Министерством сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации 16.01.1995,
- постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 13.12.1993 N 1291 "О государственном надзоре за техническим
состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской
Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2002
N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных
средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух";
- постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения";
- постановлением Правительства Калужской области от 27.08.2003
N 232 "О государственной инспекции по надзору за техническим состоянием
самоходных машин и других видов техники Калужской области" (в редакции
Постановлений Правительства Калужской области от 21.11.2003 N 306, от
02.10.2006 N 247);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017
N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о
недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим
лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое
предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого
предостережения";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017
N 177 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению
проверочных листов (списков контрольных вопросов)";
- решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от
18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники;
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016
N 724-р "О перечне документов и (или) информации, запрашиваемых и
получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия
органами государственного контроля (надзора), органами муниципального
контроля при организации и проведении проверок от иных государственных
органов, органов местного самоуправления либо подведомственных
государственным органам или органам местного самоуправления организаций,
в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация
("Собрание законодательства РФ", 02.05.2016 N 18);
- государственными стандартами, подлежащими обязательному
применению при исполнении государственной функции.
Методические рекомендации по оценке соблюдения обязательных требований нормативных правовых актов подконтрольными субъектами при осуществлении инспекцией гостехнадзора Калужской области плановых проверок
При осуществлении надзорной деятельности, в рамках проведения плановых проверок, для последующей оценки соблюдения подконтрольными субъектами требований нормативных правовых актов, руководствоваться выдержками ГОСТов следующих предъявляемых требований:
П. 17
ТРТС 010/2011 от 18.10.2011
Обзорность с рабочего места оператора должна быть достаточной для обеспечения безопасности оператора и находящегося в опасной зоне персонала при применении машины и ее рабочих органов по назначению. При необходимости должны быть обеспечены средства, требуемые для устранения опасностей, вызванных недостаточным обзором.
Оператор, находясь на своем рабочем месте, должен иметь возможность приведения в действие органов управления, необходимых для эксплуатации машины. Исключение составляют лишь те виды работ, которые в целях обеспечения безопасности должны выполняться с помощью органов управления, расположенных вне рабочего места оператора.
Система рулевого управления колесных машин должна быть сконструирована и изготовлена так, чтобы уменьшить усилие на рулевом колесе или рычагах управления, возникающее вследствие внешних воздействий на управляемые колеса.
Орган управления блокировкой дифференциала должен быть сконструирован и установлен таким образом, чтобы при движении машины была возможность произвести разблокировку дифференциала. Если машина для выполнения производственных процессов для выполнения заданных функций оснащается оборудованием, превышающим ее габариты (например, стабилизаторами, стрелами и т.д.), то оператор должен иметь возможность перед началом движения убедиться в том, что это оборудование находится в заданном положении, не создающем опасности при передвижении машины.
В процессе пуска двигателя должна быть исключена возможность произвольного передвижения машины. Машины должны соответствовать требованиям, предъявляемым к процессам снижения скорости, остановки, торможения и сохранения в неподвижном состоянии с тем, чтобы обеспечивать безопасность в предусмотренных эксплуатационными документами режимах работы, уровне нагрузки, скорости движения.
Оператор с помощью рабочего органа управления должен иметь возможность произвести замедление или полную остановку самоходной машины. Если это требуется для обеспечения безопасности, в случае неисправности системы управления или нарушения процесса энергоснабжения, машины должны быть оборудованы аварийным устройством снижения скорости движения или остановки с полностью независимым и легкодоступным органом управления.
Если это требуется для обеспечения безопасности, то машины должны быть оборудованы стояночным тормозом, обеспечивающим полную неподвижность машины.
В случае необходимости дистанционного управления машиной или системой машин каждый блок управления должен четко отождествляться с машиной, для которой он предназначен.
Система дистанционного управления должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы она могла управлять только соответствующей машиной и (или) определенными операциями.
Машина, оборудованная системой дистанционного управления, должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы она реагировала только на сигналы определенного блока управления.
Движение машины, управляемой рядом идущим оператором, должно быть возможным только в результате непрерывного воздействия оператора на соответствующие органы управления. В процессе пуска двигателя должна быть исключена возможность произвольного передвижения машины.
Системы управления машиной, управляемой рядом идущим оператором, должны быть сконструированы так, чтобы свести к минимуму все риски, связанные с произвольным движением машины в сторону оператора.
Скорость движения машины должна быть сопоставима со скоростью движения рядом идущего оператора.
Если машина оснащена вращающимся инструментом, то любая возможность его включения в процессе движения машины задним ходом должна быть исключена, кроме случаев, когда машина приводится в движение непосредственно данным вращающимся инструментом. В последнем случае скорость заднего хода машины не должна представлять опасности для оператора.
Отказ источника энергии рулевого управления (при наличии) не должен препятствовать управлению машиной на протяжении всего периода времени, необходимого для полной ее остановки.
Машина должна быть сконструирована, изготовлена и при необходимости установлена на шасси таким образом, чтобы возникающие в процессе движения неконтролируемые колебания ее центра тяжести не влияли на устойчивость машины и не создавали чрезмерных нагрузок на ее конструкцию.
Самоходная машина должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы в предусмотренных условиях эксплуатации сохранялась ее устойчивость.
Если в предусматриваемых условиях эксплуатации риск опрокидывания самоходной машины существует, то она должна оборудоваться устройством защиты при опрокидывании.
При опрокидывании машины конструкция данного устройства должна обеспечивать находящемуся в машине оператору соответствующий объем ограничения деформации.
Сиденья машины должны иметь соответствующую конструкцию или быть оснащены удерживающей системой, позволяющей оператору удерживаться на своем месте без ограничения необходимых действий по управлению машиной.
Если в зависимости от условий эксплуатации самоходной машины существует риск падения на нее различных предметов, то она должна быть оборудована устройством защиты от падающих предметов.
При падении предметов конструкция данного устройства должна обеспечивать находящемуся в машине оператору соответствующий объем ограничения деформации.
Машины, которые предназначены для буксирования или сами являются буксируемыми, должны быть оборудованы тягово-сцепным устройством, сконструированным, изготовленным и размещенным так, чтобы обеспечить легкое и безопасное соединение или отсоединение, а также предотвратить случайное отсоединение во время работы.
Полуприцепные, полунавесные машины должны быть оборудованы стойками с опорными поверхностями, соответствующими условиям нагрузки и грунта.
Съемные механические устройства отбора мощности, соединяющие самоходные машины (тракторы) с первыми жесткими опорами буксируемых машин, должны быть сконструированы и изготовлены так, чтобы любая подвижная во время функционирования деталь была защищена на всем своем протяжении.
Вал отбора мощности самоходной машины (трактора), к которому присоединяется съемное механическое устройство отбора мощности, должен быть защищен специальным защитным ограждением, прочно крепящимся к самоходной машине (трактору), либо любым иным приспособлением, обеспечивающим эквивалентный уровень защиты.
Для обеспечения доступа к съемному устройству отбора мощности данное защитное ограждение должно иметь возможность открывания. При установке вышеуказанного устройства должно оставаться достаточное пространство, чтобы не допустить во время движения самоходной машины (трактора) повреждения защитного ограждения карданным валом.
Вал приема мощности буксируемой машины должен быть заключен в зафиксированный на ней защитный кожух.
Ограничители крутящего момента или обгонные муфты могут крепиться к универсальному шарниру карданного вала только со стороны буксируемой машины. Съемное механическое устройство отбора мощности должно иметь соответствующим образом нанесенную на него маркировку.
Все буксируемые машины, для работы которых необходимо съемное механическое устройство отбора мощности, соединяющее их с самоходными машинами (тракторами), должны иметь такую систему его присоединения, которая при необходимости разъединения машин защитила бы само устройство и его защитные ограждения от повреждений, возникающих в результате их соприкосновения с землей или с деталями машин.
Внешние части защитных ограждений должны быть сконструированы, изготовлены и размещены таким образом, чтобы они не могли проворачиваться одновременно со съемным механическим устройством отбора мощности. Защитное ограждение должно закрывать карданный вал до окончания вилок внутренних шарниров (в случае простых универсальных шарниров) и не менее чем до середины внешнего шарнира в случае широкоугольных универсальных шарниров.
Если средства доступа к рабочим местам в машине расположены вблизи съемного механического устройства отбора мощности, то они должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы исключить возможность использования защитных ограждений карданного вала в качестве ступеней, за исключением случаев, когда это предусмотрено конструкцией.
Места установки аккумуляторных батарей должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы исключить опасность, вызванную попаданием на оператора электролита в случае опрокидывания машины, и избежать скопления паров электролита на рабочем месте оператора.
Машина должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы аккумуляторные батареи можно было отсоединить с помощью легкодоступного и специально предназначенного для этой цели устройства (выключателя).
В зависимости от видов опасностей машина должна быть оборудована огнетушителями, расположенными в легкодоступных местах, и (или) встроенными системами пожаротушения.
Оператор должен быть защищен от риска воздействия на него опасных веществ, если основной функцией машины является их распыление.
Машины, оборудованные местами для операторов, должны быть оснащены соответствующим устройством передачи сигналов от буксирующей машины к буксируемой (при необходимости).
Рабочее место операторов сельскохозяйственных машин, находящихся во время работы агрегата вне кабины энергетического средства, должно быть защищено от забрасывания землей, технологическим материалом, грязью.
Складывающиеся элементы, предназначенные для уменьшения транспортной ширины и (или) высоты, должны иметь механические или другие средства для удержания их в транспортном положении.
Самоходные машины и энергетические средства, предназначенные для работы в горных условиях, должны быть оборудованы сигнализаторами предельно допустимого крена.
Требования безопасности, устанавливаемые к навесным, полунавесным, прицепным, полуприцепным и монтируемым сельскохозяйственным машинам, оцениваются при испытании в составе машино-тракторного агрегата из навесной, полунавесной, прицепной или монтируемой машины и энергетического средства (трактора).
Если самоходные машины и энергетические средства предназначены для применения в опасной окружающей среде, или сами машины и энергетические средства служат причиной опасной окружающей среды, то должны быть предусмотрены соответствующие устройства для обеспечения нормальной работы оператора и защиты его от предсказуемых опасностей.
При оборудовании рабочего места оператора кабиной, она должна позволять оператору быстро покинуть машину и иметь не менее одного аварийного выхода.
Агрегатируемые с энергетическим средством машины, закрывающие в транспортном положении светосигнальные приборы энергетического средства, а также самоходные машины должны оборудоваться собственными внешними световыми приборами.
п. 18
Технический регламент Таможенного союза
ТР ТС 031/2012 от 20.07.2012 N 60
При любой загрузке трактора масса, передаваемая на дорогу колесами управляемой оси, должна быть не менее 20% снаряженной массы трактора.
Требования к балластным грузам колесных тракторов
Если для соответствия требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза тракторы должны быть оснащены балластными грузами, то балластные грузы должны поставляться изготовителем трактора, быть удобными для закрепления на тракторе и иметь маркировку изготовителя с указанием массы в килограммах с погрешностью 5%. Конструкция передних балластных грузов, предназначенных для частого снятия/установки, должна обеспечивать безопасное расстояние не менее 25 мм для захватываемых рукояток. Способ установки балластных грузов должен предотвращать их непредумышленное отсоединение (например, в случае опрокидывания трактора).
Требования к топливным бакам
Топливные баки должны быть коррозионно-стойкими. Они должны сохранять герметичность при давлении, в 2 раза превышающем рабочее давление (но не менее 30 кПа). Избыточное давление или давление, превышающее рабочее, должно автоматически компенсироваться соответствующими устройствами (воздушные, предохранительные клапаны и т.д.).
Конструкция воздушных клапанов должна обеспечивать пожарную безопасность. Топливо не должно протекать через крышку бака или через устройства, предназначенные для компенсации избыточного давления, даже в случае, если бак находится в полностью перевернутом состоянии (допускается каплепадение).
Топливные баки следует устанавливать так, чтобы была обеспечена защита от последствий удара по передней или задней части трактора. Рядом с баком не должно быть выступающих частей, острых кромок и т.д.
Топливопроводы и отверстие наливной горловины должны находиться вне кабины.
Требования к расчету и проверке максимальной расчетной скорости колесных тракторов
Для того чтобы испытательная лаборатория (центр) могла определить максимальную расчетную скорость трактора, изготовитель должен указать передаточное число трансмиссии, фактическое перемещение ведущих колес за один полный оборот колеса, номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя.
При испытании трактора скорость движения должна быть измерена на прямолинейном участке, который трактор должен пересечь в прямом и обратном направлениях за один заезд. Поверхность участка должна быть выполнена из твердого материала, быть плоской, ровной, длиной не менее 100 м, допускается включать уклоны не более 1,5%.
При испытании трактор должен находиться в рабочем режиме, быть ненагруженным, без балластных грузов и специального оборудования, а давление в шинах должно соответствовать указанному изготовителем для выполнения транспортных работ.
При испытании трактор должен быть оборудован новыми пневматическими шинами с наибольшим радиусом качения, установленным изготовителем для трактора.
Передача коробки перемены передач, используемая при испытании, должна обеспечивать максимальную скорость трактора, а положение органов управления регулятором частоты вращения двигателя должно соответствовать полной подаче топлива.
При испытаниях считается допустимым превышение полученных в результате измерений значений над допустимыми для данного типа трактора на 3 км/ч, чтобы учесть неточности при измерениях, а также увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя при частичной нагрузке.
Требования к грузовой платформе колесных тракторов
Центр тяжести грузовой платформы должен быть расположен между осями.
Размеры грузовой платформы должны соответствовать следующим требованиям:
длина не должна превышать размер колеи передних или задних колес трактора (в зависимости от того, который из них больше) более чем в 1,4 раза;
ширина не должна превышать максимальную габаритную ширину трактора без рабочего оборудования.
Платформа должна быть расположена симметрично относительно продольной плоскости трактора.
Высота расположения грузовой платформы над опорной поверхностью должна составлять не более 1500 мм.
Конструкция и способ крепления платформы при нормальной нагрузке не должны ухудшать поле обзора оператора, а также не препятствовать нормальному функционированию осветительных и светосигнальных устройств.
Грузовая платформа должна быть съемной и должна присоединяться к трактору таким образом, чтобы исключить случайное отсоединение.
Требования к установке зеркал заднего вида колесных тракторов
Тракторы должны быть оборудованы зеркалами заднего вида классов I и II по Правилам ЕЭК ООН N 46 (02)/Пересмотр 3.
Зеркала заднего вида должны быть установлены таким образом, чтобы при нормальных условиях движения их положение сохранялось.
Все тракторы должны быть оборудованы не менее чем одним наружным зеркалом заднего вида, установленным на левой стороне трактора.
Зеркало заднего вида должно быть расположено таким образом, чтобы оператор, находящийся на сиденье, расположенном в нормальном рабочем положении, имел четкий обзор части дороги, определенной в подпункте 6.11 пункта 6 настоящего приложения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В настоящем приложении подпункт 6.11 пункта 6 отсутствует
Зеркало заднего вида должно быть видимым через часть ветрового стекла, очищаемую стеклоочистителем, или через боковые стекла, если трактор оборудован ими.
Зеркало заднего вида не должно выступать за внешние габариты трактора или состава трактора с прицепом более чем это необходимо для получения полей обзора, определенных в подпункте 6.11 пункта 6 настоящего приложения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В настоящем приложении подпункт 6.11 пункта 6 отсутствует
Если нижняя кромка зеркала заднего вида расположена на высоте менее чем 2 м над опорной поверхностью, когда трактор нагружен, это зеркало заднего вида не должно выступать более чем на 0,2 м за габаритную ширину трактора или состава трактора с прицепом, измеренную без зеркал заднего вида.
Любое внутреннее зеркало заднего вида должно регулироваться оператором с рабочего места.
Оператор должен иметь возможность регулировать положение наружного зеркала заднего вида, находясь на рабочем месте. При этом зеркало может быть зафиксировано в требуемом положении с наружной стороны. Допускается регулировка наружного зеркала заднего вида с наружной стороны, при этом оператор должен иметь не менее трех точек опоры.
Поле обзора левого зеркала заднего вида должно быть таким, чтобы оператор мог видеть сзади часть ровной и горизонтальной дороги, находящейся слева от плоскости, параллельной вертикальной продольной средней плоскости, которая проходит через самую левую точку габаритной ширины трактора или состава трактора с прицепом.
Требования к буксирным устройствам колесных тракторов
Каждый трактор должен иметь специальное устройство, обеспечивающее присоединение приспособления (например, штанги или буксирного каната) для его буксирования.
Устройство, оборудованное соединительным пальцем, должно располагаться спереди трактора.
Требования к размерам колесных тракторов, прицепов и допустимой буксируемой массе прицепа
Габаритные размеры трактора должны быть не более:
длина 12 м;
ширина 2,55 м (не учитывая выступов, образуемых шинами вблизи от точки их соприкосновения с опорной поверхностью), допускается увеличение габаритной ширины до 3,1 м при обеспечении безопасности дорожного движения (для тракторов категории Т4.2 габаритная ширина трактора должна быть не более 4,4 м);
высота 4 м.
Габаритные размеры прицепа должны быть не более:
ширина 2,55 м (не учитывая выступов, образуемых шинами вблизи от точки их соприкосновения с опорной поверхностью);
высота 4 м.
Допустимая буксируемая масса прицепа
Допустимая буксируемая масса прицепа не должна превышать:
технически допустимую буксируемую массу, рекомендуемую изготовителем трактора;
буксируемую массу, установленную для тягово-сцепного устройства.
Требования к расположению, креплению и содержанию табличек изготовителя на колесных тракторах и прицепах
На всех сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторах и прицепах должны быть установлены таблички с маркировкой, содержание которой приведено далее. Таблички устанавливаются изготовителем.
Табличка изготовителя
Табличка изготовителя должна устанавливаться в хорошо видимом и легко доступном месте на части трактора или прицепа, которая не должна заменяться в течение всего срока службы. Текст таблички должен быть хорошо читаемым, сохраняться в течение всего срока службы трактора и прицепа.
Табличка изготовителя на тракторе должна содержать следующую информацию:
наименование изготовителя;
тип трактора и вариант (версия) (при наличии);
номер сертификата соответствия (наносится дополнительно после получения сертификата соответствия);
идентификационный номер трактора;
минимальная и максимальная общая допустимая масса трактора в нагруженном состоянии в зависимости от допустимых типов шин, которые могут быть установлены;
максимальная допустимая нагрузка, приходящаяся на каждую ось трактора, в соответствии с возможными типами шин, которые могут быть установлены (информация должна быть перечислена в порядке от передней до задней оси);
технически допустимая буксируемая масса (ы) прицепа.
Табличка изготовителя на прицепе должна содержать следующую информацию:
наименование изготовителя;
тип прицепа и вариант (при наличии);
номер сертификата соответствия (наносится дополнительно после получения сертификата соответствия);
общая допустимая масса прицепа в нагруженном состоянии в зависимости от допустимых типов шин, которые могут быть установлены;
максимальная допустимая нагрузка, приходящаяся на каждую ось прицепа (информация должна быть перечислена в порядке от передней до задней оси);
нагрузка на тягово-сцепное устройство трактора (для полуприцепов).
Изготовитель может привести дополнительную информацию ниже или сбоку основной маркировки, вне четко маркированных прямоугольников.
Идентификационный номер трактора
Идентификационный номер трактора представляет собой фиксированную комбинацию знаков, установленных для каждого трактора изготовителем. Его назначение - гарантировать, что каждый трактор может быть четко идентифицирован изготовителем за 30 лет.
Идентификационный номер должен быть нанесен на табличку изготовителя, а также на раму или на другой конструктивный элемент на передней правой стороне трактора.
Идентификационный номер по возможности должен быть размещен в одной строке.
Идентификационный номер должен быть размещен в хорошо видимом и доступном месте, нанесен ударным способом или клеймением, обеспечивающим невозможность его стирания или повреждения.
Знаки
Маркировка настоящего приложения, выполняется на русском языке и на государственном (ых) языке (ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве (ах) государства - члена (государств - членов) Таможенного союза. Для маркировки, предусмотренной в подпунктах 9.2 и 9.3 пункта 9 настоящего приложения, должны использоваться арабские цифры.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки: В настоящем приложении подпункты 9.2 и 9.3 пункта 9 отсутствуют
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
9.4.2. При обозначении идентификационного номера трактора должны использоваться прописные латинские буквы, использование букв "I", "O", "Q", тире, звездочек и других специальных знаков не допускается. Минимальная высота букв и цифр следующая:
7 мм для знаков, наносимых непосредственно на раму или другую аналогичную конструкцию трактора;
4 мм для знаков, наносимых на табличку изготовителя.
Требования к органу управления тормозной системой прицепа и соединительному устройству тормозного привода прицепа колесных тракторов
Трактор должен быть оборудован органом управления тормозом прицепа, он может быть ручным или ножным и должен управляться с рабочего места оператора, а также быть независимым от других органов управления. Если трактор оборудован пневматическим или гидравлическим приводом тормозов прицепа, то торможением состава трактора и прицепа должен управлять только один единый орган управления.
Применяемые тормозные системы могут иметь характеристики, соответствующие приведенным в Правилах ЕЭК ООН N 13 (10)/Пересмотр 6 в отношении тормозных устройств колесных сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов.
Тормозные системы должны быть спроектированы таким образом, чтобы обеспечивать безопасную остановку трактора и прицепа в случае отказа тормозов прицепа, а также в случае разрыва соединения.
Если предусмотрен пневматический, гидравлический или комбинированный привод трактора и прицепа, то он должен соответствовать следующим условиям.
Гидравлический привод
Гидравлический привод должен быть однопроводного типа.
Гидравлическое соединительное устройство должно соответствовать СТБ ISO 5676-2010, охватываемая полумуфта должна устанавливаться на тракторе.
Орган управления тормозом прицепа должен обеспечивать отсутствие давления в соединительной головке в нерабочем положении, рабочее давление должно быть не менее 10 МПа и не более 15 МПа.
Не допускается отсоединение источника энергии от двигателя.
Пневматический привод
Пневматический привод тормозов прицепа должен быть двухпроводного типа, причем процесс торможения должен начинаться при повышении давления в управляющей магистрали.
Допускается установка на тракторы однопроводного пневмопривода тормозов прицепа. В данном случае процесс торможения должен начинаться при понижении давления в тормозной магистрали.
Соединительная головка должна соответствовать СТБ ISO 1728-2010.
Орган управления тормозом прицепа должен обеспечивать подачу максимального давления к соединительной головке не менее 0,65 МПа и не более 0,8 МПа.
Конструкция пневматического, гидравлического и комбинированного приводов тормозов прицепа должна обеспечивать затормаживание прицепа в случае аварийного расцепления прицепа с трактором.
Требования к месту для установки заднего регистрационного знака тракторов
Конфигурация и размеры места для установки заднего регистрационного знака.
Место для установки заднего регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную прямоугольную поверхность со следующими минимальными размерами:
длина - 255 мм;
ширина - 165 мм.
Расположение места для установки заднего регистрационного знака и крепление заднего регистрационного знака.
Место для установки заднего регистрационного знака должно быть таким, чтобы при правильном креплении регистрационного знака обеспечивалось выполнение следующих условий.
Положение регистрационного знака относительно ширины трактора.
Центр регистрационного знака не должен располагаться справа от плоскости симметрии трактора.
Левый край регистрационного знака не может быть расположен слева от вертикальной плоскости, параллельной плоскости симметрии трактора и проходящей через наиболее выступающую по ширине часть трактора.
Положение регистрационного знака относительно продольной плоскости симметрии трактора.
Регистрационный знак должен быть расположен перпендикулярно или практически перпендикулярно к продольной плоскости симметрии трактора.
Положение регистрационного знака относительно вертикальной плоскости.
Регистрационный знак должен быть расположен вертикально с допуском 5°. Несмотря на это, регистрационный знак может быть расположен под углом к вертикали, если этого требует конфигурация трактора:
под углом не более 30°, когда верхняя часть регистрационного знака наклонена вперед, при условии, что верхний край регистрационного знака расположен не выше 1,20 м над опорной поверхностью;
под углом не более 15°, когда верхняя часть регистрационного знака наклонена назад, при условии, что верхний край регистрационного знака расположен выше 1,20 м над опорной поверхностью.
Высота регистрационного знака над опорной поверхностью.
Нижний край регистрационного знака должен быть расположен над опорной поверхностью на высоте не менее 0,3 м, а верхний край - на высоте не более 4 м.
Определение высоты регистрационного знака над опорной поверхностью.
Высоту, следует измерять на тракторе с установленным основным оборудованием (включая устройства защиты при опрокидывании и исключая дополнительные приспособления), с грузом на сиденье, соответствующим массе оператора () кг, с полностью заправленными горюче-смазочными материалами и охлаждающими жидкостями емкостями, укомплектованном инструментом.
Защитные свойства кабины трактора
Сельскохозяйственные тракторы должны быть оборудованы защитными кабинами или иметь устройства защиты от падающих предметов и устройства защиты при опрокидывании.
Лесохозяйственные тракторы должны быть оснащены кабинами и оборудованы устройствами защиты при опрокидывании, устройствами защиты от падающих предметов и устройствами защиты оператора.
Устройства защиты оператора
Устройства защиты от падающих предметов (FOPS) сельскохозяйственных тракторов должны соответствовать уровню защиты I от проникновения по ГОСТ Р ИСО 3449-2009.
Устройства защиты при опрокидывании (ROPS) сельскохозяйственных тракторов - по ГОСТ Р ИСО 3463-2008 или ГОСТ Р ИСО 5700-2008.
Устройства защиты оператора лесохозяйственных тракторов должны соответствовать:
СТБ ИСО 8082-2004 - в части устройств защиты при опрокидывании (ROPS);
ГОСТ Р ИСО 8083-2008 - в части устройств защиты от падающих предметов (FOPS);
ГОСТ Р ИСО 8084-2005 - в части устройств защиты оператора (OPS).
Защита оператора от воздействия вредных веществ
Все тракторы, которые предназначены для использования, при котором возможен риск контакта оператора с опасными веществами, должны быть оборудованы кабинами, соответствующими требованиям уровней 2, 3 и 4 по СТБ EN 15695-1-2011. Критерий выбора уровня должен быть приведен в руководстве по эксплуатации.
Тракторы с установленным оборудованием для распыления пестицидов должны быть оборудованы кабиной, соответствующей требованиям уровня 4 по СТБ EN 15695-1-2011.
Дополнительные требования к конструкции тракторов и прицепов
Требования к устойчивости тракторов и прицепов
Угол поперечной статической устойчивости тракторов и прицепов в зависимости от категорий и условий их применения устанавливается в соответствии с ГОСТ 12.2.019-2005. Форма технических описаний приведена в приложении 2 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.
Тракторы, предназначенные для работы в горных условиях, должны быть оборудованы сигнализаторами предельно допустимого крена.
Требования к противопожарной защите тракторов
Противопожарная защита трактора должна соответствовать СТБ ЕН 13478-2006 и ГОСТ 30879-2003 (в части материалов, применяемых для отделки салона).
На тракторах должны быть предусмотрены места для крепления огнетушителя.
Требования к гидроприводу тракторов и прицепов
Гидроприводы тракторов и прицепов должны соответствовать требованиям ГОСТ 31177-2003.
Требования по обеспечению безопасности при эксплуатации
Элементы конструкции трактора и прицепа, которые могут представлять опасности при работе, обслуживании или транспортировании, должны иметь сигнальную окраску. Сигнальные цвета и знаки безопасности должны соответствовать ГОСТ Р 12.4.026-2001.
Схемы зачаливания и присоединения страховочных цепей должны быть приведены на тракторе и прицепе и указаны в руководстве по эксплуатации. Места установки домкратов маркируют на тракторе и прицепе символами по ГОСТ 26336-97.
Дополнительные требования к кабине тракторов
В кабине трактора должны быть предусмотрены места для размещения медицинской аптечки, верхней одежды оператора и технической документации.
Кабина трактора должна быть оборудована омывателями передних стекол.
Кабина трактора должна быть оборудована устройством, защищающим лицо оператора от прямых солнечных лучей.
Открываемые окна кабины трактора должны открываться изнутри и иметь устройство для фиксации их в открытом и закрытом положении.
Двери кабины трактора должны иметь замки, запирающиеся на ключ, и фиксатор для удержания их в крайнем открытом положении.
Дополнительные требования к самосвальным прицепам
Самосвальные прицепы и полуприцепы должны быть сконструированы таким образом, чтобы наивысшее допустимое положение в поднятом состоянии платформы не могло быть превышено.
Самосвальные прицепы и полуприцепы должны быть оборудованы приспособлением (упором) для фиксирования незагруженной платформы в поднятом положении (на одну из сторон и назад или только назад, если нет боковых разгрузок).
Пункт. 19
Межгосударственный стандарт
ГОСТ EN 12965-2012
Защитные кожухи должны быть сконструированы таким образом, чтобы при соединении карданного вала с трактором или самоходной машиной и агрегатируемой машиной и работе предотвращался контакт защитного кожуха с движущимися частями карданного вала.
Внешние части защитных кожухов не должны вращаться вместе с валом, передающим вращение.
Прочность и износ защитных кожухов должны соответствовать критериям, приведенным в EN ISO 5674.
Блокирующая система вилки ВОМ не должна иметь элементов, которые могут вызвать захватывание (например, должна быть округлой формы).
Если на карданном валу установлена предохранительная муфта (ограничитель крутящего момента) и/или обгонная муфта, то они должны размещаться только со стороны ВПМ. Должна быть приведена соответствующая маркировка.
На защитных кожухах должны быть приведены предупреждающие знаки, указывающие на необходимость прочтения руководства по эксплуатации
пункт 20
Межгосударственный стандарт
Тракторы и машины изготовляют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.003.
Углы поперечной статической устойчивости должны быть не менее:
- 35° - для тракторов тяговых классов 0,9 и более (за исключением хлопководческих) при транспортной комплектации и колее;
- 30° - для остальных машин.
Нагрузка на управляемые колеса должна быть не менее 0,2 эксплуатационной массы трактора и 0,12 эксплуатационной массы машин.
На тракторах и машинах должны быть предусмотрены места для крепления огнетушителя.
Зерноуборочные и кормоуборочные комбайны должны быть оборудованы средствами пожаротушения по ГОСТ ЕН 632.
Конструкцией тракторов и машин должно быть предусмотрено обеспечение безопасного проведения технического обслуживания.
Тракторы и машины должны быть оборудованы кабинами по ГОСТ 12.2.120.
Параметры вибрации на рабочих местах и органах управления машин должны соответствовать ГОСТ 12.1.012.
Тракторы и машины должны иметь звуковой сигнал с включением из кабины и штепсельный разъем для подсоединения проводки системы сигнализации агрегатируемой машины или орудия.
Конструкцией машин и тракторов должна быть исключена возможность самопроизвольного включения и выключения передач и приводов рабочих органов.
Тормозные системы машин и тракторов должны обеспечивать:
непрямолинейность движения в процессе торможения - не более 0,5 м;
остановку и удержание трактора на уклоне:
- без прицепа - 18%,
- с прицепом - 12%;
остановку и удержание машины на преодолеваемом ею уклоне, значение которого установлено для конкретной модели машины управление тормозами прицепов - по ГОСТ 19677 (для тракторов);
безопасность работы в течение регламентированного срока службы при обеспечении выполнения регулировок, предусмотренных руководством по эксплуатации.
Люфт рулевого колеса при работающем двигателе не должен быть более 25°.
Расположение дополнительных внешних органов управления должно исключать возможность травмирования оператора при приведении их в действие.
Дополнительные внешние органы управления трехточечным навесным устройством должны:
- либо обеспечивать ступенчатое перемещение оси подвеса навесного устройства - не более 100 мм при каждом включении органа управления;
- либо обеспечить постоянное перемещение оси подвеса постоянным удержанием органа управления во включенном состоянии.
Технические средства обеспечения безопасности тракторов - по ГОСТ ИСО 4254-3.
Требования к средствам обеспечения безопасности комбайнов зерноуборочных, кормоуборочных, хлопкоуборочных - по ГОСТ ЕН 632 и ГОСТ ИСО 4254-7.
Требования к средствам обеспечения безопасности самоходных сельскохозяйственных машин для защиты растений - по ГОСТ ИСО 4254-6.
Для тракторов размеры рабочего места оператора, входа и выхода на рабочее место должны соответствовать ГОСТ ИСО 4252.
Средства доступа на рабочее место комбайнов зерноуборочных, кормоуборочных и хлопкоуборочных - по ГОСТ ЕН 632 и ГОСТ ИСО 4254-7.
Над верхней частью гусеницы трактора по ширине дверного проема должна быть установлена горизонтальная опорная площадка, либо гусеница должна перекрываться кабиной на не менее 80% ее ширины*.
Если между гусеницей и кабиной расположена подножка, то допускается площадку не устанавливать.
Конструкцией тракторов и машин должно быть предусмотрено обеспечение видимости с рабочего места оператора в рабочем положении сидя следующих объектов наблюдения:
- пространства в зонах обзора, ограниченных размерами, установленными настоящим стандартом;
- визиров (элементы конструкции тракторов и машин, например переднее колесо, делитель жатки) и ориентиров движения (например, борозда, след колеса или гусеницы, рядки растений, линия маркера), необходимых для обеспечения вождения машиной;
- рабочих органов, требующих визуального контроля при протекании технологического процесса;
- зон выгрузки технологического материала в транспортное средство;
- элементов конструкции тракторов и машин, служащих для навески и сцепки с агрегатируемыми машинами и орудиями.
Если на тракторах и машинах невозможно обеспечить видимость элементов конструкции присоединяемых машин, то должны быть предусмотрены визиры, устройства (например, зеркала), обеспечивающие видимость выполнения навески.
На универсально-пропашных тракторах должна быть обеспечена видимость точек 1 и 2.
На колесных тракторах тяговых классов 3-5 должен быть обеспечен обзор участка площадки перед передним колесом.
* Для тракторов класса 5 и выше со смещенным вправо сиденьем угол 25°.
На гусеничных тракторах тяговых классов 2-5 должен быть обеспечен обзор передней части гусеницы (точка 1) и участка площадки перед гусеницей. Если гусеница закрыта крылом, то допускается обеспечивать видимость точек крыла или другого элемента конструкции (визира), соответствующих точке 1.
Для сельскохозяйственных колесных и гусеничных тракторов в пределах каждого из секторов 1, 2 и 3 вне полукруга площадки допускается не более двух невидимых участков. Ширина невидимых участков в секторе 1 не должна превышать 700 мм, а в секторах 2 и 3 - 1200 мм; в каждом из секторов 2 и 3 допускается увеличение ширины одного из невидимых участков до 1500 мм, при этом ширина другого участка не должна быть более 700 мм.
Если имеются конструктивные элементы шириной более 80 мм, создающие невидимые зоны, то расстояние между серединами отрезков таких соседних зон должно быть не менее 2200 мм.
Тракторы и машины должны быть оборудованы фарами. Число фар должно быть:
- для тракторов - не менее двух передних и двух задних;
- для машин - по техническим условиям на машины конкретных моделей.
Тракторы должны иметь транспортную и рабочую системы внешнего освещения, а машины - рабочую или рабочую и транспортную.
Указанные системы освещения должны включаться независимо. Рабочая система освещения должна обеспечивать освещенность участков поля при выполнении технологической операции, а транспортная - дороги.
Рекомендуемая освещенность, обеспечиваемая совместно с рабочей и транспортной системами освещения тракторов.
Рабочие фары должны быть установлены так, чтобы их свет не мешал оператору непосредственно или косвенно за счет отражения зеркалами заднего вида и другими светоотражающими поверхностями трактора. Конструкцией тракторов и машин должна быть предусмотрена возможность подключения переносной лампы мощностью не менее 20 Вт.
Система пуска двигателя должна соответствовать требованиям ГОСТ 19677 в части блокировки и ГОСТ 20000, приводиться в действие (за исключением системы предпускового подогрева) из кабины и быть пожаробезопасной.
При наличии пускового двигателя запуск его должен осуществляться из кабины.
Двигатели должны быть оборудованы устройством для экстренной остановки при аварийных ситуациях.
В моторном отделении следует использовать материалы, не абсорбирующие топливо и смазку и не являющиеся легковоспламеняющимися.
Топливо и маслопроводы должны быть защищены в местах возможных механических повреждений применением защитных оболочек и кожухов, предотвращающих их повреждение.
В местах воздействия повышенных температур (моторном отсеке, системе выпуска отработавших газов) должен быть исключен нагрев топливо и маслопроводов свыше 0,8 температуры самовоспламенения находящихся в них горючих жидкостей.
Заправочные горловины топливных баков, системы охлаждения двигателей, топливопроводы должны находиться вне кабин.
Расположение заправочных горловин должно быть таким, чтобы при заправке исключалось попадание топлива на части машин, способные его воспламенять.
Персоналу должны быть обеспечены условия для безопасной заправки, слива и сбора рабочих жидкостей, таких как моторное масло, жидкости для системы охлаждения.
Система выпуска отработавших газов должна обеспечивать гашение искр в отработавших газах. В местах соединения прорыв газов и искр не допускается.
Все элементы системы выпуска отработавших газов следует конструктивно выполнять и располагать так, чтобы исключались скапливание на них и возможное возгорание технологического материала (соломы, половы и т.п.) или имелась соответствующая защита (щиток-обтекатель и т.п.).
Струя отработавших газов не должна быть направлена на оператора, горючие массы или емкости с ними, а для колесных тракторов она не должна быть направлена в правую сторону по ходу движения.
На тракторах и машинах для защиты от засорения и обеспечения доступа при очистке сердцевины радиатора, воздухозаборника, а также межреберного пространства цилиндров двигателей воздушного охлаждения технологическим продуктом (соломой, половой и т.п.) должны быть предусмотрены быстросъемные сетки и другие устройства, а на зерноуборочных комбайнах - самоочищающиеся воздухозаборники.
Части машин, подверженные забиванию технологическим материалом и наматыванию его, должны быть снабжены устройствами, уменьшающими эту вероятность, или приспособлениями, снижающими трудоемкость их очистки.
В местах возможного скопления горючего технологического продукта не допускается сухого трения и соударения деталей, приводящих к возгоранию.
На тракторе и машине должна быть установлена табличка или нанесена надпись, содержащая порядок выполнения операций пожаротушения.
Конструкцией капота или поднимаемых ограждений при поднятом их положении должно быть предусмотрено исключение возможности их самопроизвольного опускания.
Конструкцией систем тракторов и машин должно быть предусмотрено исключение каплепадения масла, топлива и охлаждающей жидкости.
Допускается каплепадение из дренажных трубок (отверстий) в предназначенные для этого закрытые или заправочные емкости.
Загрузка сельскохозяйственной продукции в транспортные средства и ее выгрузка из бункера машины должны обеспечиваться без ручного выравнивания, подталкивания и исключать забрасывание продуктов на двигатель, горловину топливного бака и систему выпуска отработавших газов.
Топливные баки должны быть коррозионно-стойкими. Они должны удовлетворять испытаниям на утечку, проводимым изготовителем при давлении, в 2 раза превышающем рабочее давление, но в любом случае не менее Па. Любое избыточное давление или любое давление, превышающее рабочее, должно автоматически компенсироваться соответствующими устройствами (воздушными, предохранительными клапанами и т.д.).
Конструкцией воздушных клапанов должно быть предусмотрено обеспечение пожарной безопасности. Топливо не должно протекать через крышку бака или через устройства, предназначенные компенсировать избыточное давление, даже в случае, если бак находится в полностью перевернутом состоянии (допускается каплепадение).
Топливные баки следует устанавливать так, чтобы была обеспечена защита от последствий удара по передней или задней части трактора, вблизи бака не должно быть никаких выступающих частей, острых кромок и т.д.
Движущиеся, вращающиеся части или части, имеющие температуру свыше 70°C, кроме системы выпуска отработавших газов, должны быть защищены ограждениями. Требования к ограждениям - по ГОСТ ИСО 4254-1. Ограждения должны обеспечивать защиту от засорения технологическим материалом.
Элементы конструкции тракторов и машин, которые могут представлять опасность при работе, обслуживании или транспортировании, должны иметь сигнальную окраску. Сигнальные цвета и знаки безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.4.026.
Допускается окрашивать внутренние поверхности открываемых и съемных защитных ограждений в основной цвет машины, а также не окрашивать в сигнальные цвета вращающиеся детали, расположенные под ними, при наличии на наружных поверхностях этих ограждений предупреждающего знака по ГОСТ 12.4.026 и надписи "Опасно! Не открывать до полной остановки механизмов".
Если для выполнения технологических процессов требуется обозначить габариты трактора, машины или их отдельных частей, следует применять окраску по ГОСТ 12.4.026. Для обозначения габаритов допускается применять сигнальные щитки.
Тракторы и машины должны иметь штепсельные разъемы в соответствии с требованиями ГОСТ 9200.
Открытые клеммы электрооборудования, кроме подключаемых к "массе", должны иметь резиновые защитные колпачки по ГОСТ 19323 и ГОСТ 19324 или специальные защитные колпачки по нормативному документу. В местах перехода через острые углы и кромки деталей электропроводка должна иметь дополнительную защиту изоляции от механических повреждений.
Монтаж и крепление электропроводки должны предотвращать повреждение ее изоляции.
Система электрооборудования должна обеспечивать включение "массы" с рабочего места оператора.
Допускается на машинах по согласованию с потребителем устанавливать включатель "массы" и управление им вне кабины.
Аккумуляторные батареи следует размещать вне кабины в местах, исключающих попадание на них токопроводящих материалов горючего технологического материала* и скопление газов.
Зерноуборочные комбайны должны иметь заземление в соответствии с требованиями технических условий на них.
Колесные тракторы и машины должны быть оборудованы крыльями, если отсутствуют элементы конструкции, выполняющие их функции.
Тракторы и машины должны быть приспособлены для установки автоматических тягово-сцепных или быстросоединяемых устройств (по заказу потребителя), позволяющих оператору осуществлять сцепку или навеску с агрегатируемыми орудиями.
В пределах максимального перемещения оси подвеса навесного устройства трактора должен быть обеспечен минимальный зазор безопасности и угол между элементами навесного устройства в соответствии с ГОСТ ИСО 4254-3.
Перевод в транспортное и рабочее положение машин должен обеспечиваться оператором с рабочего места.
Устройства для подъема рабочих органов машины должны стопориться и удерживать их в транспортном положении.
Тракторы и машины и их составные части, имеющие неудобную для зачаливания конструкцию, должны иметь устройства или места для зачаливания при подъеме, присоединения страховочных цепей и установки домкратов. Схемы зачаливания и присоединения страховочных цепей должны быть приведены на тракторе и машине и указаны в руководстве по эксплуатации. Места установки домкратов и присоединения страховочных цепей маркируют на тракторе и машине символами по ГОСТ 26336; допускается не маркировать на гусеничных тракторах места установки домкратов и присоединительных цепей.
Габаритные размеры тракторов и машин при движении по дорогам общей сети не должны быть более 2,5 м по ширине и 4 м по высоте.
Для колесных тракторов класса 5 и выше допускается увеличение ширины до 3,1 м с выполнением требований ГОСТ 12.4.026.
Транспортные габаритные размеры машин, которые предназначены только для работ в поле и выезд которых на дороги общей сети является исключением, не должны быть более 4,4 м по ширине и 4 м по высоте.
Сборочные единицы и детали тракторов и машин, которые при погрузке, транспортировании и выгрузке могут самопроизвольно перемещаться, должны иметь средства фиксации или быть легкосъемными.
Уборочные машины должны иметь устройства, тележку или другие средства, обеспечивающие транспортирование жатки в соответствии с требованиями. При этом должен быть предусмотрен перевод жатки в транспортное или рабочее положение персоналом, работающим на данной машине без применения самоходных грузоподъемных механизмов.
Тракторы и машины, предназначенные для использования или движения по дорогам общей сети, должны быть оборудованы внешними световыми приборами: тракторы и машины, максимальная транспортная скорость которых выше 20 км/ч, - по ГОСТ 8769, при скорости до 20 км/ч - по техническим условиям на машины конкретных моделей.
Тракторы и машины, габаритная ширина которых превышает установленную, должны быть оборудованы сигнальными средствами в соответствии с "Правилами дорожного движения" и иметь в верхней точке мигающий световой сигнал оранжевого или желтого цвета, кроме машин, оборудованных фонарями знака "автопоезд".
п. 20
Межгосударственный стандарт
Тракторы должны иметь два звуковых сигнала, включаемых из кабины, один из которых направлен вперед, другой - назад.
Уровень звука сигнала в направлении действия должен быть выше уровня звука внешнего шума трактора не менее чем на 3 дБА.
Тракторы должны оснащаться по требованию потребителя устройствами звукового и (или) светового оповещения, включающимися автоматически при включении передач заднего хода.
Конструкцией трактора должна быть исключена возможность самопроизвольного включения и выключения передач и приводов рабочих органов.
Тормозные системы тракторов должны обеспечивать безопасность работы в течение регламентированного срока службы при условии выполнения правил эксплуатации, обслуживания и регулировок, предусмотренных руководством по эксплуатации.
Требования к эффективности тормозных систем колесных тракторов - по ГОСТ ИСО 3450, гусеничных тракторов - по техническим условиям на конкретные модели тракторов.
Рулевое управление колесных тракторов - по ГОСТ ISO 5010.
Конструкция системы доступа трактора должна обеспечивать безопасность подъема и входа оператора на рабочее место и доступа к местам обслуживания трактора.
Допускается использовать в качестве элементов системы доступа элементы конструкции трактора и технологического оборудования.
Размеры отверстий для осмотра и обслуживания сборочных единиц и агрегатов трактора - по ГОСТ 27921.
Конструкция гусеничного трактора должна обеспечивать оператору видимость с рабочего места пространства - в передних зонах обзора, ограниченной углами и через окна кабины
Требования к обзорности тракторов с передним расположением кабины - по техническим условиям на тракторы конкретных моделей.
Требования к обзорности колесных тракторов - по техническим условиям на тракторы конкретных моделей.
Количество и тип фар - по техническим условиям на тракторы конкретных моделей.
Тракторы должны быть оборудованы кабинами в соответствии с ГОСТ 12.2.120.
Крыши кабин тракторов, агрегатированных трубоукладочным оборудованием, должны иметь застекленные световые проемы (люки), обеспечивающие видимость крюковой подвески в крайнем верхнем положении.
Кабина должна быть защищена от проникновения пыли и влаги в местах ввода органов управления.
Требования к рабочему месту оператора - по ГОСТ 12.2.120.
Требования к системе управления колесных тракторов - по ГОСТ 27254.
Параметры вибрации на сиденье оператора и органах управления при использовании трактора на основных операциях устанавливают в технических условиях на тракторы конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.012.
Уровень звука на рабочем месте оператора должен соответствовать ГОСТ 12.1.003.
Открытые клеммы электрооборудования, кроме подключаемых к массе, должны иметь резиновые защитные колпачки по ГОСТ 19323 и ГОСТ 19324 или специальную защиту по технической документации. Места установки защиты - по технической документации на трактор конкретной модели.
Монтаж и крепление электропроводки должны исключать возможность повреждения ее изоляции.
В систему электрооборудования должна входить розетка для подключения переносной лампы мощностью не менее 20 Вт.
Аккумуляторные батареи должны быть размещены в отдельных отсеках или контейнерах, исключающих попадание на батареи токопроводящих и горючих материалов и паров электролита в кабину.
В системе электрооборудования должен предусматриваться выключатель массы, включаемый с рабочего места оператора.
Система пуска двигателя (за исключением системы предпускового подогрева) должна приводиться в действие из кабины и быть пожаробезопасной.
При наличии ручной дополнительной системы пуска конструкция пускового устройства (агрегата) должна исключать обратный ход вращаемых элементов.
Выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение искр до выхода отработавших газов в атмосферу. Струя отработавших газов не должна быть направлена на оператора или горючие материалы. В местах соединений прорыв газов и искр не допускается.
Двигатели должны быть оборудованы устройством для экстренной остановки при аварийных ситуациях.
Конструкция системы питания, смазки и охлаждения должна исключать каплепадение топлива, масла и охлаждающей низкозамерзающей жидкости. Допускается каплепадение из дренажных трубок (отверстий) в предназначенные для этого емкости.
Топливный, масляный баки и радиатор системы охлаждения должны быть приспособлены для механизированной заправки.
Расположение заправочных горловин топливных баков должно быть таким, чтобы при заправке исключалось попадание топлива на части трактора, способные его воспламенить.
Персоналу должны быть обеспечены условия для безопасной заправки, слива и сбора рабочих жидкостей, таких как моторное масло, жидкости для системы охлаждения.
Высота расположения заправочных горловин, аккумуляторов и инструментального ящика для тракторов не должна быть более 1400 мм, а остальных мест обслуживания - не более 1600 мм от опоры для ног оператора (земли, пола кабины и элементов системы доступа).
Места смазки должны быть обозначены символами или указателями.
Допускается выполнять указатель в виде круга диаметром не менее 10 мм или наклейки с символом на расстоянии 20-50 мм от масленки.
Если цвет масленки отличается от цвета трактора, допускается места смазки не обозначать.
Элементы конструкции тракторов, которые могут представлять опасность при работе, обслуживании или транспортировании, должны иметь сигнальную окраску. Сигнальные цвета и знаки безопасности - по ГОСТ 12.4.026.
На тракторе должна быть установлена табличка или нанесены надписи, содержащие порядок выполнения операций пожаротушения.
Движущиеся элементы конструкции, представляющие опасность, должны быть ограждены или снабжены средствами защиты, за исключением элементов, ограждение которых не допускается их функциональным назначением.
Защитные устройства и ограждения должны предохранять оператора от механического, теплового, химического и электрического воздействий при эксплуатации и обслуживании трактора.
Ограждения узлов и частей тракторов, подлежащих частому осмотру в процессе эксплуатации, должны быть открываемыми или быстросъемными.
Для защиты оператора от последствий внезапного повреждения шлангов, находящихся под давлением масла более 5000 кПа при температуре более 50°С и расположенных внутри кабины, должны быть предусмотрены защитные ограждения.
Конструкция капота или поднимаемых ограждений должна исключать возможность их самопроизвольного опускания.
Конструкция трактора должна обеспечивать возможность установки защитных устройств, обеспечивающих сохранение объема ограничения деформации (зоны безопасности) при случайном падении на кабину предметов, а также в случае опрокидывания тракторов.
Колесные тракторы должны быть оборудованы крыльями, если отсутствуют элементы конструкции, выполняющие их функции.
Тракторы должны иметь места или устройства для строповки и зачаливания, которые обозначают указывающим направление стропа отрезком цепи по ГОСТ 14192 стойкой краской или другими материалами, отличающимися по цвету от трактора. Допускается обозначение по ГОСТ 26336.
Сборочные единицы, имеющие массу свыше 20 кг, должны иметь устройства или места для строповки.
Габаритные размеры колесных тракторов при движении по дорогам общей сети не должны быть более 2,5 м по ширине и 4 м по высоте.
Тракторы, габаритная ширина которых превышает установленную, должны быть оборудованы сигнальными средствами в соответствии с Правилами дорожного движения и иметь в верхней точке мигающий световой сигнал оранжевого или желтого цвета.
Поверхности, по которым перемещается оператор вне кабины (в том числе любые составные части трактора или оборудования, за исключением гусениц, используемые как часть системы доступа), должны исключать возможность соскальзывания ноги оператора.
Размещение элементов системы доступа на высоте более 1 м над уровнем земли должно обеспечивать при подъеме и спуске оператора три точки опоры (две руки и одна нога или одна рука и две ноги).
Рабочая поверхность ступени не должна быть предназначена для использования в качестве скобы. Допускается ближайшую к земле ступень выполнять подвесной.
Ширина проходов, используемых только для доступа к платформам для обслуживания и осмотра, должна быть не менее 230 мм. Допускается выполнение операций обслуживания и осмотра непосредственно с проходов.
Доступ к дверному проему кабины должен быть обеспечен непосредственно со ступеней, или платформы, или прохода. Доступу не должна препятствовать открывающаяся дверь.
п. 21
Межгосударственный стандарт
Световые, сигнальные и маркировочные устройства, а также светоотражающие сигнальные устройства должны быть установлены таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации и независимо от вибрации, которой они могут быть подвержены, они сохраняли свои технические характеристики и соответствовали требованиям. Необходимо исключить возможность случайного нарушения регулировки световых приборов.
Световые и сигнальные устройства прицепных машин могут быть съемными, при условии, что их можно надежно закрепить на машине.
Высоту и направление световых приборов следует проверять на порожней машине, стоящей на плоской горизонтальной поверхности.
При отсутствии особых требований парные световые приборы должны:
a) крепиться на машине симметрично относительно срединной продольной плоскости и на одинаковой высоте над землей, за исключением машин асимметричной формы;
b) удовлетворять одним и тем же колориметрическим характеристикам;
c) иметь одинаковые фотометрические характеристики.
Максимальная высота над землей должна измеряться от самой высокой точки, а минимальная высота над землей - от самой нижней точки освещаемой поверхности.
Позиция по ширине определяется от края освещаемой поверхности, который находится дальше всего от срединной продольной плоскости машины, если имеется в виду общая ширина, и от внутреннего края освещаемой поверхности, если имеется в виду расстояние между световыми приборами.
Спереди не должно быть видно никаких световых сигналов красного цвета, так как это может быть неправильно воспринято; сзади не должно быть видно световых сигналов белого цвета, так как это также может быть неправильно воспринято, кроме света фонаря заднего хода, фонаря освещения заднего номерного знака или рабочих фонарей. Во время регулировки световых приборов машина должна располагаться на горизонтальной плоскости и, в случае конструктивного исполнения рулевого управления в виде шарнирно-сочлененной рамы, в положении прямо.
Световые приборы могут группироваться, объединяться или взаимно встраиваться друг в друга при условии, что выполнены все требования в отношении цвета, положения, ориентации, геометрического обзора, электрических соединений, а также другие требования, если таковые имеются, по каждому световому прибору.
Электрические соединения должны выполняться таким образом, чтобы передние и задние (боковые) габаритные огни, а также фонарь освещения заднего номерного знака, если он имеется, включались и выключались одновременно.
Электрические соединения выполняются таким образом, чтобы фары дальнего и ближнего света, а также передние и задние противотуманные фары, если они имеются, не могли быть включены до тех пор, пока не будут включены световые приборы Указанное требование, однако, не применяется к фарам ближнего или дальнего света, когда световые предупреждения подаются посредством прерывистого включения ближнего или дальнего света через короткие интервалы или посредством попеременного включения через короткие интервалы фар ближнего или дальнего света.
Установка открывающихся световых приборов запрещается, за исключением следующих случаев (только в выключенном состоянии):
- фара дальнего света;
- фара ближнего света;
- передняя противотуманная фара.
Когда все три указанных типа световых приборов открывающиеся, то рекомендуется установка передних светоотражающих устройств.
Когда открывающиеся световые приборы включены, они всегда должны занимать правильное рабочее положение, независимо от возможного отказа механизма, используемого для их открывания.
Положение указателей поворота, передних и задних (боковых) габаритных огней и стоп-сигналов может изменяться при условии, что:
a) эти световые приборы остаются видимыми, даже когда меняется их положение;
b) указанные световые приборы могут фиксироваться в том положении, которое диктуется условиями дорожного движения; их фиксация должна быть автоматической.
Электрические соединения: фары дальнего света могут включаться либо все одновременно, либо по парам. При переключении с ближнего света на дальний должна включаться, по крайней мере, одна пара фар. Орган управления, отвечающий за переключение света с дальнего на ближний, должен выключать все фары дальнего света одновременно. Ближний свет может оставаться включенным одновременно с дальним светом.
Сигнальный индикатор обязателен. Когда включаются фары дальнего света, в поле зрения водителя должна включаться индикаторная лампа голубого цвета.
Электрические соединения: рабочее освещение должно работать независимо от других световых приборов. Если рабочее освещение включено во время движения по дороге, то свет должен быть направлен вниз, чтобы не ослеплять и не мешать водителям других транспортных средств.
Электрические соединения: должны включаться вместе с задними габаритными огнями и фонарем освещения заднего номерного знака. Электрические соединения: указатели поворота должны включаться независимо от других световых приборов. Все указатели поворота с одной стороны машины или комбинации транспортных средств должны включаться и выключаться одним выключателем и мигать в одной фазе, с частотой миганий раз в минуту.
Сигнальный индикатор обязателен отдельно для левых и правых указателей поворота. Должен быть оптического типа (мигать зеленым), может быть один для передних и задних указателей поворота.
Электрические соединения: сигнал предупреждения об опасности (аварийный сигнал) должен включаться отдельным органом управления. Все указатели поворота должны работать одновременно. Аварийный сигнал должен функционировать даже тогда, когда устройство включения запуска и/или блокировки двигателя находится в таком положении, в котором невозможно запустить двигатель - (вниз): проблесковый маячок (маячки) должен (должны) освещать поверхность в радиусе 50 м от машины, за исключением мест, перекрытых конструкцией машины;
Минимальные углы геометрического обзора: фонари освещения номерного знака не должны ограничивать видимость номерного знака. Направление: вперед таким образом, чтобы не стать причиной ослепления или не создать другие неудобства для водителей встречных транспортных средств и других участников дорожного движения.
Направление света не должно меняться при изменении направления движения. Излучаемый свет ни при каких обстоятельствах не должен создавать неудобства для водителя, не отражаясь ни прямо, ни косвенно через зеркала заднего вида и (или) от других отражающих поверхностей машины.
Электрические соединения: противотуманные фары не должны включаться, пока не включены габаритные огни, и должны включаться и выключаться независимо от фар ближнего и дальнего света.
- (расстояние между огнями): если задняя противотуманная фара одна, то она должна быть расположена с левой стороны от срединной продольной плоскости машины. Расстояние между задней противотуманной фарой и стоп-сигналом должно быть более 100 мм;
Электрические соединения: задняя противотуманная фара может гореть только тогда, когда горят фары дальнего или ближнего света или передние противотуманные фары.
Самоходные машины, предназначенные для буксировки прицепов, должны иметь сигнальный индикатор (индикаторы) работы указателей поворота на прицепе.
Сигнальное устройство для аварийного сигнала должно быть красного цвета.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Калужской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.