Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21 мая 2020 г. N АПЛ20-71
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю.,
Ситникова Ю.В.
при секретаре Кругликовой К.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" о признании частично недействующим пункта 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2020 г. N АКПИ19-887, которым указанное административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г. N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г. N 116.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, порядок перерасчёта размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил).
Пункт 14 Правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 897, предусматривает, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключённому управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, заключённого управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 14 Правил, ссылаясь на его противоречие части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), в части ограничения даты начала поставки коммунального ресурса датой, указанной в договоре о приобретении коммунального ресурса, заключённом управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. В обоснование заявленного требования указало, что является управляющей организацией - исполнителем коммунальных услуг. Оспариваемое положение Правил, по его мнению, предоставляет право ресурсоснабжающим организациям подменять волю собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах, наделяя эти организации возможностью самостоятельно принимать решения о способе исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг путём внесения платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, не являющейся стороной договора управления многоквартирным домом. Злоупотребляя своим правом, ресурсоснабжающие организации умышленно затягивают процесс заключения договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, которая, имея решение общего собрания собственников и договор управления многоквартирным домом, не может в полном объёме осуществлять свои права и обязанности по предоставлению коммунальных услуг, что является лицензионным нарушением и даёт возможность контролирующим органам привлекать управляющие организации к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами). Наличие у управляющей компании нарушений может стать причиной её отстранения от управления многоквартирным домом и привлечения к административной ответственности в соответствии с российским законодательством.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В суде первой инстанции представитель Правительства Российской Федерации возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что Правила изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемое положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2020 г. Обществу в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с таким решением, административный истец в апелляционной жалобе и дополнении к ней просит обжалуемое решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования в полном объёме. Считает, что в оспариваемой части пункт 14 Правил нарушает право жителей на выбор способа оплаты коммунальных услуг и право на выбор исполнителя коммунальных услуг, противоречит положениям части 1 статьи 157 2 ЖК РФ, которые не связывают приобретение коммунального ресурса с наличием договора ресурсоснабжения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией.
В суд апелляционной инстанции представители административного истца и административного ответчика не явились, о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для её удовлетворения и отмены обжалуемого судебного решения не находит.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что по настоящему административному делу такое основание для признания недействующим оспоренного положения Правил отсутствует.
Полномочия Правительства Российской Федерации на принятие нормативных правовых актов, в том числе в сфере установления правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предусмотрены статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", частью 4 статьи 5, частью 1 статьи 157 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьёй 157 2 данного кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Часть 2 статьи 162 ЖК РФ предусматривает, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьёй 157 2 названного кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Аналогичное требование о наличии договора для предоставления ресурса установлено и в части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Как следует из содержания части 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации обязаны заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Детализируя нормативное регулирование, установленное Жилищным кодексом Российской Федерации, относительно даты начала предоставления коммунальных услуг, Правительство Российской Федерации в пункте 14 Правил определило дату, с которой управляющая организация начинает и прекращает предоставление коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме. При этом на основании приведённых законоположений Правительство Российской Федерации установило взаимосвязь между предоставлением управляющей компанией коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и поставкой коммунального ресурса по договору, заключённому управляющей компанией с ресурсоснабжающей организацией.
Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов управляющей организацией возможно при заключении договоров о приобретении коммунальных ресурсов управляющей компанией с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие договора ресурсоснабжения управляющая компания не может приступить к выполнению договора управления многоквартирным домом в части предоставления коммунальных услуг.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое положение Правил направлено на защиту прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, гарантируя им предоставление коммунальных услуг вне зависимости от действий управляющей организации по исполнению как договора управления, так и договора ресурсоснабжения, обеспечивая, в том числе стабильность предоставления коммунальных услуг при смене управляющей организации и, не может рассматриваться как основание для отказа ресурсоснабжающей организации в заключении соответствующего договора.
Ссылка на возможные злоупотребления со стороны ресурсоснабжающих организаций, препятствующих в заключении договоров ресурсоснабжения, не свидетельствует о незаконности оспариваемой правовой нормы. В силу пункта 3 статьи 426, пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае необоснованного уклонения от заключения договора Общество вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора, условия которого согласовываются ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией по правилам статьи 445 указанного кодекса.
Довод апелляционной жалобы о противоречии пункта 14 Правил в оспариваемой части положениям части 1 статьи 157 2 ЖК РФ несостоятелен, поскольку в этой норме предусмотрены случаи, когда коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключённым с каждым собственником помещений в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором.
Суд первой инстанции на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признав, что оспариваемое положение Правил соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
В.Ю. Зайцев |
|
Ю.В. Ситников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21 мая 2020 г. N АПЛ20-71
Текст определения опубликован не был