Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 12 июня 2020 г. N 484
"О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1140 "Об утверждении государственной программы "Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2022 годы"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1140 "Об утверждении государственной программы "Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2022 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.05.2014 N 349, от 30.03.2015 N 198, от 24.03.2016 N 165, от 22.04.2017 N 238, от 09.04.2018 N 224, от 10.09.2018 N 766, от 22.03.2019 N 214, от 29.05.2019 N 455, от 13.02.2020 N 106) следующие изменения:
в наименовании цифры "2022" заменить цифрами "2023";
в пункте 1 цифры "2022" заменить цифрами "2023";
в государственной программе "Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2022 годы", утвержденной указанным постановлением (далее - Программа):
в наименовании Программы цифры "2022" заменить цифрами "2023";
в паспорте Программы:
в строке "Наименование программы" цифры "2022" заменить цифрами "2023";
в строке "Сроки и этапы реализации Программы" цифры "2022" заменить цифрами "2023";
строку "Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам" изложить в следующей редакции:
"Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам |
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 14936,63 млн. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1016,48 млн. рублей; 2015 год - 3376,21 млн. рублей; 2016 год - 1886,84 млн. рублей; 2017 год - 1415,82 млн. рублей; 2018 год - 3734,22 млн. рублей; 2019 год - 2331,99 млн. рублей; 2020 год - 437,46 млн. рублей; 2021 год - 242,41 млн. рублей; 2022 год - 247,6 млн. рублей; 2023 год - 247,6 млн. рублей. Объем финансирования, выделяемый из бюджета Республики Татарстан для реализации Программы, будет ежегодно уточняться в соответствии с законами Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан"; |
в абзаце первом строки "Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы" цифры "2022" заменить цифрами "2023";
в разделе I Программы:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"Настоящая Программа разработана в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ, Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ.";
пункт 1.1 изложить в следующей редакции:
"1.1. Обеспечение полного и достоверного учета государственного имущества и земельных участков Республики Татарстан
Обеспечение полного и достоверного учета государственного имущества - основа эффективного управления государственными активами Республики Татарстан.
Государственные активы Республики Татарстан на начало 2020 года составили 449,46 млрд. рублей, в том числе стоимость имущества, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений, - 103,46 млрд. рублей, стоимость имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, - 5,32 млрд. рублей, стоимость государственного портфеля акций по номинальной стоимости - 156,23 млрд. рублей, стоимость объектов казны - 50,97 млрд. рублей, кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, - 133,48 млрд. рублей.
Общая площадь земель на территории Республики Татарстан на 01.01.2019 составила 6,8 млн. гектаров, из них в частной собственности и собственности юридических лиц находятся 3,2 млн. гектаров земель (47 процентов).
По праву распоряжения земельные участки распределяются следующим образом:
право распоряжения федеральных органов власти - 1,5 млн. гектаров,
право распоряжения муниципальных образований - 2,0 млн. гектаров,
право распоряжения Республики Татарстан - 0,07 млн. гектаров.
На 01.01.2020 в Реестре государственной собственности Республики Татарстан значатся 924 юридических лица, в том числе 828 государственных учреждений, 12 унитарных предприятий, 84 хозяйственных общества с долей государства в уставном капитале.
Динамика состава организаций государственного сектора Республики Татарстан за 2017-2019 годы
(единиц) | |||
Состав организаций государственного сектора Республики Татарстан |
На 01.01.2018 |
На 01.01.2019 |
На 01.01.2020 |
Количество организаций государственного сектора Республики Татарстан, всего |
949 |
942 |
924 |
в том числе: | |||
унитарные предприятия |
19 |
16 |
12* |
государственные учреждения |
839 |
837 |
828 |
хозяйственные общества с долей Республики Татарстан в уставном капитале |
91 |
89 |
84 |
* В базе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан учтено 14 государственных унитарных предприятий, в том числе 2 - не ведущие финансово-хозяйственную деятельность (Племптицесовхоз "Юдинский, Совхоз "Садовод" концерна "Татплодовощпром").";
пункт 1.2 изложить в следующей редакции:
"1.2. Обеспечение эффективного управления государственными предприятиями и акционерными обществами с долей Республики Татарстан в уставном капитале, профилактики их несостоятельности
На 01.01.2020 в собственности Республики Татарстан находятся акции 80 акционерных обществ. В 15 предприятиях, где отсутствует доля государства, используется специальное право "золотой акции".
Участие государства характеризуется следующими показателями:
100 процентов голосующих акций - в 24 обществах;
от 50 до 100 процентов - в 17 обществах;
от 25 до 50 процентов - в 14 обществах;
менее 25 процентов - в 25 обществах.
На 01.01.2020 в Реестре государственной собственности Республики Татарстан числятся 12 государственных унитарных предприятий.
В рамках Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Минземимуществом РТ по запросам арбитражных управляющих проводится анализ наличия (отсутствия) государственного имущества, закрепленного за организациями и предприятиями, находящимися в процедуре несостоятельности (банкротстве). Количество субъектов предпринимательской деятельности, переходящих в процессе своей экономической деятельности в процедуру банкротства, остается стабильно высоким. Также наблюдается увеличение количества физических лиц, находящихся в процедуре банкротства, связанное с изменениями в федеральном законодательстве в части банкротства физических лиц.
Минземимуществом РТ оказывается методическая помощь муниципальным образованиям Республики Татарстан в части проведения работ по предотвращению банкротства и недопущению вывода активов предприятий, находящихся в процедуре банкротства.
В рамках сохранения социально значимых объектов, участвующих в производственном цикле, продолжается совместная работа с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан по организациям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, находящимся в процедуре банкротства. В 2019 году указанная работа производилась в отношении ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района".
В целях недопущения перехода из процедуры ликвидации предприятий в процедуру несостоятельности (банкротства), а также в отношении действующих предприятий Минземимуществом РТ совместно с муниципальными образованиями Республики Татарстан проводится анализ расходов ликвидационных комиссий предприятий и финансово-хозяйственной деятельности действующих предприятий. За отчетный период проведено два совещания в режиме видеоконференции с исполнительными комитетами муниципальных образований Республики Татарстан.
Совместно с Министерством финансов Республики Татарстан и Министерством экономики Республики Татарстан проводится работа по включению в реестр требований кредиторов организаций, находящихся в процедуре несостоятельности (банкротства) и имеющих задолженность перед бюджетом Республики Татарстан, возникшую в результате получения займа.";
пункт 1.3 изложить в следующей редакции:
"1.3. Обеспечение эффективного распоряжения и использования государственного имущества и земельных участков
Контроль за использованием имущества государственными учреждениями
В новых условиях автономные и бюджетные учреждения наделяются большим объемом правомочий распоряжения имуществом в рамках права оперативного управления, при этом свобода такой имущественной деятельности компенсируется отменой субсидиарной ответственности собственника по обязательствам учреждения.
Вместе с тем по отношению к автономным и бюджетным учреждениям собственник законодательно сохраняет часть полномочий в области управления ими. Это определение государственных заданий для названных учреждений, согласование совершения определенных законом сделок, а также осуществление финансового обеспечения выполнения задач с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за названными учреждениями.
Поэтому Минземимуществом РТ введен систематический контроль за законностью, эффективностью и целевым использованием государственного имущества и земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан.
По состоянию на 01.01.2020 в Республике Татарстан насчитывается 828 государственных учреждений.
Распределение государственных учреждений Республики Татарстан по типам за 2017-2019 годы
(единиц) | |||
Тип государственного учреждения |
На 01.01.2018 |
На 01.01.2019 |
На 01.01.2020 |
Автономные |
337 |
332 |
329 |
Бюджетные |
287 |
287 |
279 |
Казенные |
121 |
121 |
123 |
Органы государственной власти |
94 |
97 |
97 |
Итого |
839 |
837 |
828 |
Информация об автономных учреждениях Республики Татарстан за 2017-2019 годы
(единиц) | |||
Наименование министерства |
На 01.01.2018 |
На 01.01.2019 |
На 01.01.2020 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
144 |
139 |
134 |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
95 |
94 |
93 |
Министерство образования и науки Республики Татарстан |
65 |
66 |
68 |
Министерство культуры Республики Татарстан |
19 |
19 |
20 |
Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан* |
10 |
- |
- |
Министерство по делам молодежи Республики Татарстан |
- |
1 |
1 |
Министерство спорта Республики Татарстан |
- |
8 |
9 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан |
0 |
1 |
0 |
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан** |
1 |
2 |
- |
Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан |
- |
- |
2 |
Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан |
2 |
1 |
1 |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан |
1 |
1 |
1 |
Министерство финансов Республики Татарстан |
0 |
0 |
0 |
Итого |
337 |
332 |
329 |
* В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 22 июня 2018 года N УП-454 "О преобразовании Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан" Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан преобразовано в Министерство по делам молодежи Республики Татарстан и Министерство спорта Республики Татарстан.
** В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 25 сентября 2019 года N УП-574 "О преобразовании Министерства информатизации и связи Республики Татарстан" Министерство информатизации и связи Республики Татарстан преобразовано в Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан.
В 2019 году Минземимуществом РТ проведены 93 выездные контрольные проверки по использованию государственного имущества и земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан и оперативном управлении государственных учреждений, а также в безвозмездном пользовании муниципальных организаций и отдельных государственных учреждений.
Динамика контрольных проверок использования государственного имущества за 2016-2019 годы
(единиц) | ||||
Контрольные проверки использования государственного имущества |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Количество проведенных проверок имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан |
96 |
98 |
89 |
93 |
Количество материалов по итогам проверок, направленных в правоохранительные органы |
37 |
32 |
33 |
23 |
Типичные нарушения, выявленные при использовании государственного имущества государственными учреждениями в 2017-2019 годах
Наименование нарушения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Передача государственного имущества без согласия собственника иным организациям |
5 учреждений передали 348,33 кв. метра помещений, 1 земельный участок площадью 2604,0 кв. метра |
6 учреждений передали 505,32 кв. метра помещений, часть земельного участка площадью 3000,0 кв. метра |
6 учреждений передали 2071,11 кв. метра помещений, 2 учреждения передали 18 единиц движимого имущества, 2 учреждения передали 2 автомобиля |
Непредставление сведений для внесения в Реестр государственной собственности Республики Татарстан |
9 учреждений на 18 объектов |
8 учреждений на 12 объектов |
8 учреждений на 10 объектов |
Отсутствие регистрации права оперативного управления по отдельным объектам |
22 учреждения на 43 объекта |
19 учреждений на 53 объекта |
17 учреждений на 43 объекта |
Наличие неиспользуемого или неэффективно используемого имущества |
84 объекта площадью 14697,0 кв. метра (в том числе 37 объектов площадью 4803,53 кв. метра в крайне неудовлетворительном состоянии), 22 земельных участка площадью 15,55 га, 47 единиц автотехники |
93 объекта площадью 23208,14 кв. метра, 23 земельных участка площадью 16,22 га, 55 единиц автотехники |
58 объектов площадью 15720,93 кв. метра, 4 земельных участка площадью 2,93 га, 20 единиц автотехники |
Инвентаризация неиспользуемых объектов недвижимости
В текущем году проведены мероприятия по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости, выявленных в 2018 году по итогам инвентаризации неиспользуемых объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые были распределены по четырем группам.
Информация о выявленных в результате инвентаризации неиспользуемых объектах недвижимости
N п/п |
Группы |
Собственность |
||||
Республики Татарстан |
муниципальная |
|||||
количество объектов, единиц |
общая площадь, кв. метров |
количество объектов, единиц |
общая площадь, кв. метров |
|||
1. |
Объекты, не завершенные строительством |
3 |
3486,6 |
14 |
42471,7 |
|
2. |
Незадействованные объекты, необходимые для развития отрасли |
50 |
25862,5 |
280 |
65299,34 |
|
3. |
Незадействованные объекты, пригодные для использования |
70 |
24290,94 |
292 |
73864,04 |
|
4. |
Незадействованные объекты, находящиеся в аварийном состоянии |
73 |
13355,5 |
112 |
31879,63 |
|
Итого |
196 |
66995,54 |
698 |
213514,71 |
По результатам проведенных мероприятий из 3 объектов незавершенного строительства, находящихся в собственности Республики Татарстан, 1 объект введен в эксплуатацию, из 14 объектов, находящихся в муниципальной собственности, 2 объекта включены в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства.
Решение вопроса целесообразности завершения строительства оставшихся объектов с последующим вовлечением их в хозяйственный оборот возможно после разработки проектно-сметной документации и определения источника финансирования либо принятия решения о списании.
Из 280 незадействованных объектов, необходимых для развития отрасли, находящихся в муниципальной собственности, 68 объектов вовлечены в хозяйственный оборот, 69 объектов включены в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства.
В целях эффективного использования вышеуказанных объектов необходимо осуществить расчет затрат на проведение капитального ремонта для их дальнейшего использования. На сегодняшний день отсутствуют сведения об объемах необходимого финансирования на проведение капитального ремонта в связи с отсутствием финансирования на подготовку проектно-сметной документации.
Из 70 незадействованных объектов, пригодных для использования в иных отраслях, находящихся в собственности Республики Татарстан, вовлечены в хозяйственный оборот 7 объектов, из 292 объектов, находящихся в муниципальной собственности, 19 объектов вовлечены в хозяйственный оборот, 114 объектов включены в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства.
Минземимуществом РТ предложено проработать вопрос вовлечения в хозяйственный оборот оставшихся незадействованных объектов, находящихся в муниципальной собственности, путем:
включения в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства;
включения в план приватизации для реализации на открытых аукционных торгах либо применения механизма муниципально-частного партнерства.
В отношении незадействованных объектов, находящихся в собственности Республики Татарстан, предложено проработать вопрос вовлечения данных объектов в хозяйственный оборот путем:
передачи указанных объектов в собственность соответствующих муниципальных образований Республики Татарстан;
включения объектов в план приватизации для реализации на открытых аукционных торгах либо применения механизма государственно-частного партнерства.
В случае отсутствия инвестиционной привлекательности, возможности дальнейшего использования предложено рассмотреть вопрос их списания.
Информация о проведенных мероприятиях с незадействованными объектами, пригодными для использования в иных отраслях, находящимися в собственности Республики Татарстан и муниципальной собственности, в 2019 году
(единиц) | ||
Проведенные мероприятия |
Собственность |
|
Республики Татарстан |
муниципальная |
|
Выявлено объектов в ходе инвентаризации |
70 |
292 |
в том числе вовлечено в хозяйственный оборот: |
10 |
144 |
переданы иным эксплуатирующим организациям |
2 |
4 |
включены в план приватизации для реализации на открытых аукционных торгах |
0 |
9 |
признаны непригодными к использованию и подлежат списанию |
0 |
2 |
ведутся работы по разработке проектно-сметной документации для проведения ремонтных работ |
0 |
0 |
реализованы |
0 |
15 |
включены в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства |
0 |
114 |
переданы в муниципальную собственность |
5 |
0 |
списаны |
3 |
0 |
Из 73 незадействованных объектов, подлежащих списанию и находящихся в собственности Республики Татарстан, списано 40 объектов, из 112 объектов, находящихся в муниципальной собственности, списано 8 объектов. Кроме того, 3 объекта, находящихся в муниципальной собственности, включены в план приватизации для реализации на открытых аукционных торгах.
Информация о проведенных мероприятиях с незадействованными объектами, отнесенными к аварийным, которые не пригодны к использованию и подлежат списанию, находящимися в собственности Республики Татарстан и муниципальной собственности, в 2019 году
(единиц) | ||
Проведенные мероприятия |
Собственность |
|
Республики Татарстан |
муниципальная |
|
Выявлено объектов в ходе инвентаризации |
73 |
112 |
в том числе вовлечено в хозяйственный оборот: |
40 |
11 |
списаны |
40 |
8 |
переданы иным эксплуатирующим организациям |
0 |
0 |
включены в план приватизации для реализации на открытых аукционных торгах |
0 |
3 |
Минземимуществом РТ продолжается совместная работа с органами исполнительной власти и муниципальными образованиями Республики Татарстан по упрощенной схеме списания аварийных объектов недвижимости в соответствии с согласованным перечнем.
Практика применения государственно-частного партнерства в управлении государственным имуществом
С целью эффективного использования государственного имущества Минземимуществом РТ проводится работа по привлечению инвестиций в государственные объекты недвижимости в рамках использования механизма концессионных соглашений.
В апреле 2019 года по результатам проведенного открытого конкурса Минземимуществом РТ и акционерным обществом "Департамент продовольствия и социального питания г. Казани" подписано концессионное соглашение о передаче помещения, расположенного по ул. Оренбургский тракт, д. 140, корпус 8, помещение 1007, г. Казани, для оказания услуг лечебного питания в государственном автономном учреждении здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" сроком на 10 лет.
Информация о заключенных концессионных соглашениях в отношении государственного имущества за 2011-2019 годы
Год |
Срок действия соглашения |
Объем инвестиций, тыс. рублей |
Площадь объекта, кв. метров |
Адрес объекта |
Инвестор |
Предоставляемая услуга |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2011 |
10 лет |
40000,0 |
697,4 |
г. Казань, ул. Гвардейская, д. 52/2 |
Общество с ограниченной ответственностью "АВА-ПЕТЕР" |
Оказание услуг в области охраны и восстановления репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) |
2013 |
15 лет |
15000,0 |
714,4 |
г. Казань, ул. Х. Такташ, д. 115 |
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинское объединение "Спасение" |
Оказание бесплатной медицинской помощи населению Вахитовского и Приволжского районов г. Казани |
2014 |
7 лет |
100000,0 |
4745,7 |
г. Набережные Челны, ул. Мира, д. 12 |
Общество с ограниченной ответственностью "Клиника современной медицины HD" |
Оказание услуг амбулаторного гемодиализа населению Республики Татарстан |
2014 |
7 лет |
60000,0 |
2731,5 |
г. Нижнекамск, ул. Менделеева, д. 46 |
Общество с ограниченной ответственностью "Клиника современной медицины HD" |
Оказание услуг амбулаторного гемодиализа населению Республики Татарстан |
2014 |
7 лет |
50000,0 |
598,9 |
г. Бугульма, ул. 14 Павших, д. 11, помещение 1 |
Общество с ограниченной ответственностью "Клиника современной медицины HD" |
Оказание услуг амбулаторного гемодиализа населению Республики Татарстан |
2017 |
10 лет |
318000,0 |
193,8 |
г. Казань, ул. Сибирский тракт, д. 29, помещение 10 |
Общество с ограниченной ответственностью "Приволжский центр томотерапии "Сакнур" |
Оказание услуг томотерапии (лучевой терапии) |
2018 |
20 лет |
33000,0 |
1135,9 |
г. Казань, пр. Победы, д. 142, помещение 1205 |
Автономная некоммерческая организация "Казанский центр развития реабилитации и абилитации" |
Деятельность по социальной реабилитации детей-инвалидов с детским церебральным параличом |
2019 |
10 лет |
50000,0 |
1027,5 |
г. Казань, Приволжский район, ул. Оренбургский тракт, д. 140, корпус 8, помещение 1007 |
Акционерное общество "Департамент продовольствия и социального питания г. Казани" |
Оказание услуг лечебного питания в государственном автономном учреждении здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" |
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан по развитию малого и среднего бизнеса. Статья 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусматривает утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечней государственного имущества для предоставления субъектам МСП в аренду, в том числе на льготных условиях.
Оказание имущественной поддержки субъектам МСП будет способствовать вовлечению государственного имущества в хозяйственный оборот, укреплению имущественной базы малого и среднего бизнеса и в то же время повысит доходность бюджета за счет поступления арендных платежей, а также последующего выкупа имущества арендаторами.
Одной из целей Программы является стимулирование развития малого и среднего бизнеса на территории Республики Татарстан, в том числе за счет использования имущественного потенциала объектов казны.
Задачами настоящей Программы в части имущественной поддержки МСП являются:
1. Увеличение количества государственного имущества Республики Татарстан в перечне имущества, предназначенного для предоставления субъектам МСП (далее - Перечень).
2. Совершенствование льготного порядка предоставления имущества в аренду.
3. Упрощение и повышение прозрачности процедур предоставления имущества во владение (пользование).
Оказание имущественной поддержки субъектам МСП в Республике Татарстан осуществляется на следующих принципах:
информационная открытость (транспарентность): размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об имуществе, включенном в реестр государственного имущества Республики Татарстан, об имуществе, включенном в Перечень, о правовых актах, регулирующих оказание имущественной поддержки;
равный доступ субъектов МСП к получению имущественной поддержки: соблюдение требований законодательства Российской Федерации о защите конкуренции в процессе подготовки, принятия и исполнения решений о предоставлении имущества во владение и (или) в пользование субъектам МСП;
приоритетность включения в Перечень имущества, поступившего в государственную (муниципальную) собственность, вновь выявленного, а также неиспользуемого, неэффективно используемого или используемого не по назначению, за исключением случаев, если использование такого имущества необходимо для размещения органов государственной власти или государственных организаций для решения государственных задач;
ежегодное дополнение Перечня новыми объектами с целью замещения имущества, в отношении которого реализовано преимущественное право субъектов МСП на выкуп арендуемого государственного имущества;
востребованность имущества, включенного в Перечень: недопустимость включения в Перечень имущества, которое не может быть предоставлено субъектам МСП в долгосрочную аренду либо не может быть использовано ими для ведения предпринимательской деятельности.
В 2019 году Минземимуществом РТ организовано 13 аукционов в отношении имущества казны, в том числе 10 аукционов - для субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в целях достижения показателей целевой модели "Поддержка малого и среднего предпринимательства" Минземимуществом РТ продолжается консультативная и информационная работа с исполнительными органами муниципальных районов Республики Татарстан. В результате наблюдается положительная динамика в муниципальных районах Республики Татарстан по утверждению, а также расширению состава имущества в перечнях муниципального имущества, предназначенного для предоставления в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Приобретение помещений для офисов врачей общей практики
Согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.11.2013 N 2303-р в целях реализации мероприятий, направленных на совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению Республики Татарстан в 2014 году, Минземимущество РТ определено государственным заказчиком приобретения помещений на первых этажах новостроек для офисов врачей общей практики.
Оценочная деятельность при управлении государственной собственностью
Оценочная деятельность при управлении государственными активами продолжает быть одним из важных направлений. Республика Татарстан в лице Минземимущества РТ остается крупным потребителем оценочных услуг, поскольку оценка стоимости объектов государственного имущества является обязательной при их вовлечении в оборот, на основании результатов рыночной оценки принимаются управленческие решения в отношении государственного имущества.
Экспертиза отчетов об оценке государственного имущества
Несмотря на предпринимаемые меры, отчеты об оценке не всегда соответствуют нормам законодательства, оценщики часто допускают грубые ошибки в отчетах, что в большинстве случаев существенно влияет на итоговую стоимость объекта оценки.
В 2019 году специалистами Минземимущества РТ произведена экспертиза более 915 отчетов об оценке государственного имущества, имущества государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с долей Республики Татарстан в уставном капитале для совершения сделок на общую сумму более 30,0 млрд. рублей, в том числе об оценке рыночной стоимости:
арендной платы помещений, оборудования - 840 объектов;
объектов недвижимости - 153 единицы;
сооружений, оборудования - 9678 объектов;
автотранспорта - 396 единиц;
пакетов акций - 34 единицы;
земельных участков - 76 единиц.
По результатам производимой специалистами Минземимущества РТ экспертизы около 25-30 процентов отчетов об оценке возвращаются на доработку ввиду несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, что свидетельствует о низком качестве представляемых отчетов. При этом выделены следующие основные нарушения:
ошибки в расчетах методологического и арифметического характера;
нарушение обязательных требований к составлению отчетов (отсутствие ссылок на источники используемой информации, материалов фотофиксации);
необоснованное введение корректировок, приводящих к искажению итоговой рыночной стоимости;
занижение стоимости арендной платы и рыночной стоимости реализации объектов;
оценка объектов недвижимости без учета занимаемых ими земельных участков;
оценка земельных участков без учета стоимости расположенных на них объектов недвижимости;
предоставление отчетов об оценке не в полном объеме, без приложений;
неактуальная дата оценки.
При неоднократных ошибках отчеты направляются в Экспертный совет некоммерческого партнерства "Союз оценщиков Республики Татарстан" для проведения независимой экспертизы.
После рассмотрения экспертами отчетов об оценке и принятия коллегиального профессионального мнения с выводом об их соответствии либо несоответствии действующему законодательству об оценочной деятельности была выстроена схема дальнейшего взаимодействия экспертов с оценщиками, направленная на повышение качества оценки, а именно: при неоднократном выполнении оценщиком некачественных работ и неисполнении рекомендаций экспертов принято решение направлять мотивированную жалобу на оценочную организацию в саморегулируемую организацию оценщиков и Управление Росреестра по Республике Татарстан для принятия в отношении данной организации мер дисциплинарного взыскания.
Реализация государственной политики по предоставлению земель под промышленное производство
Реализуя государственную политику по предоставлению земель под промышленное производство, в том числе под объекты нефтедобычи, Минземимущество РТ ведет активную работу по изменению категории земельных участков. Особенно большое значение эта работа имеет для развития нефтедобывающей отрасли.
Информация о переводе земельных участков из одной категории в другую, пригодную для строительства, за 2017-2019 годы
Вид отвода |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||||||
количество, единиц |
площадь, га |
количество, единиц |
площадь, га |
количество, единиц |
площадь, га |
||||
земельных участков |
постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан |
земельных участков |
постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан |
земельных участков |
постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Под объекты нефтедобычи |
281 |
104 |
655,3 |
415 |
130 |
824,2 |
518 |
76 |
802,98 |
Под разработку карьеров |
22 |
10 |
78 |
7 |
3 |
29,3 |
9 |
3 |
50,24 |
Под объекты связи (в т.ч. базовые станции сотовой связи) |
37 |
13 |
1,1 |
3 |
2 |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
Под строительство автодорог |
7 |
3 |
14,3 |
3 |
1 |
7,6 |
1 |
1 |
12,9 |
Под строительство АЗС и других объектов дорожного сервиса |
19 |
11 |
24,7 |
21 |
9 |
75,1 |
3 |
3 |
5,2 |
Под иные промышленные объекты |
72 |
23 |
841,3 |
191 |
76 |
184,1 |
320 |
63 |
725,33 |
В земли особо охраняемых территорий и объектов |
0 |
0 |
0 |
7 |
5 |
9,8 |
4 |
1 |
5,99 |
Итого |
438 |
164 |
1614,7 |
647 |
226 |
1130,2 |
855 |
147 |
1602,64 |
Обеспечение государственной регистрации права собственности Республики Татарстан на земельные участки. Распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан
В 2019 году осуществлена государственная регистрация права собственности Республики Татарстан и включено в Реестр государственной собственности Республики Татарстан 136 земельных участков площадью 212,32 гектара.
В 2019 году Минземимуществом РТ предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное пользование 163 земельных участка, находящихся в собственности Республики Татарстан, общей площадью более 652,75 гектара.
В муниципальную собственность Минземимуществом РТ передано 29 земельных участков общей площадью более 45,46 гектара.
Деятельность в области кадастровых отношений
Проведение государственной кадастровой оценки.
Распоряжениями Минземимущества РТ утверждены результаты государственной кадастровой оценки:
земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани (распоряжение от 25.11.2013 N 927);
объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан (распоряжение от 24.11.2014 N 2572-р);
земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения (вне населенных пунктов), расположенных на территории Республики Татарстан (распоряжение от 24.11.2014 N 2573-р);
земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани) (распоряжение от 25.11.2015 N 2846-р);
земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Татарстан (распоряжение от 30.10.2018 N 3647-р);
земель водного фонда, лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Республики Татарстан (распоряжение от 01.10.2019 N 3087-р).
В настоящее время в соответствии с распоряжением Минземимущества РТ от 15.07.2019 N 2202-р "О проведении государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан" государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки" приступило к проведению кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан.
Утверждение перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В целях определения фактического использования здания во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2016 N 977 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения и Положения о комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения и внесения изменения в Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.2007 N 407 "Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан" при Минземимуществе РТ действует комиссия по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, созданная распоряжением Минземимущества РТ от 29.09.2017 N 2196-р "О создании комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения".
Распоряжением Минземимущества РТ от 25.11.2019 N 3711-р утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. В соответствующий перечень на 2020 год включено 447 объектов недвижимости.
Проведение инвентаризации недвижимого имущества в муниципальных образованиях Республики Татарстан.
В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации особое внимание обращается на пополнение доходной части бюджета. Налоги на земельные участки и объекты капитального строительства являются основой бюджетов органов местного самоуправления. В связи с этим каждый объект должен иметь зарегистрированные права в Едином государственном реестре недвижимости.
Минземимуществом РТ выработан алгоритм инвентаризации объектов недвижимости, по каждому муниципальному району и поселению подготовлены соответствующие перечни объектов и направлены в муниципальные образования для проведения работ.
Оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Действующий порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости предусматривает возможность обращения заинтересованных лиц в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, утвержденную приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14 ноября 2019 г. N п/0476, или в суд.
По итогам 2019 года указанной комиссией принято к рассмотрению 345 заявлений физических и юридических лиц.
По результатам рассмотрения большинство заявлений о пересмотре кадастровой стоимости отклонены по причине предоставления заявителями отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, не соответствующих требованиям законодательства, и неподтверждения фактов использования недостоверных сведений при проведении кадастровой оценки объектов недвижимости.
Динамика количества заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, рассмотренных комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за 2017-2019 годы
Год |
2017 |
2018 |
2019 |
Количество заявлений, единиц |
340 |
354 |
345 |
До 2019 года результаты пересмотра кадастровой стоимости применялись для целей налогообложения с 1 января года, в котором было подано соответствующее заявление. Следовательно, перерасчет налога, исчисленного исходя из кадастровой стоимости, в случае ее изменения мог быть осуществлен только за календарный год.
Анализ административных дел по пересмотру кадастровой стоимости объектов недвижимости, рассмотренных Верховным Судом Республики Татарстан, показывает, что сохраняется практика представления заявителями в качестве доказательств рыночной стоимости отчетов об оценке объектов недвижимости, не соответствующих требованиям законодательства. Вследствие чего возникает необходимость проведения по делу судебной экспертизы. По результатам судебных экспертиз, проведенных в 2019 году, из 355 проанализированных отчетов 323 отчета признаны экспертами не соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Проведение вышеуказанных судебных экспертиз позволило предотвратить налоговые потери от оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости на сумму 78,0 млн. рублей в год. С учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации, позволяющих с 1 января 2019 года осуществить налоговый перерасчет при пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости за три года, предшествующих году обращения, сумма предотвращенных налоговых потерь за трехлетний период составила более 234,0 млн. рублей.";
пункт 1.4 изложить в следующей редакции:
"1.4. Оптимизация состава и структуры государственного имущества
Информация о передаче имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан, в федеральную собственность за 2017-2019 годы
Год |
Движимое имущество |
Недвижимое имущество |
2017 |
68 единиц автотранспортных средств и другого движимого имущества общей стоимостью более 122,0 млн. рублей в рамках реализации Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" |
31 объект недвижимости, в том числе 25 зданий (помещений) площадью 29551,2 кв. метра; 6 земельных участков площадью 2,9 гектара |
2018 |
212 единиц автотранспортных средств и другого движимого имущества общей стоимостью более 113,0 млрд. рублей |
6 объектов недвижимости общей площадью 3176,9 кв. метра |
2019 |
108 единиц автотранспортных средств общей стоимостью 84,1 млн. рублей и другого движимого имущества общей стоимостью 208,6 млн. рублей |
5 объектов недвижимого имущества общей площадью 1926,6 кв. метра общей стоимостью 14,54 млн. рублей |
В соответствии с соглашением о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством обороны Российской Федерации и Республикой Татарстан по передаче объектов движимого и недвижимого имущества от 1 февраля 2013 г., приказами Министерства обороны Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 207, от 4 июля 2014 г. N 512, распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2014 N 2740-р Минземимуществом РТ проведены мероприятия по передаче из собственности Республики Татарстан в федеральную собственность четырех квартир в г. Казани по ул. Академика Глушко, д. 6 (распоряжение Минземимущества РТ от 07.03.2019 N 606-р) с закреплением на балансе федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Информация о передаче имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан, в муниципальную собственность за 2006-2019 годы
Наименование вида имущества |
Количество, единиц |
Государственные учреждения |
5124 |
Государственные унитарные предприятия |
29 |
Объекты недвижимости, закрепленные за государственными учреждениями и предприятиями |
98951 |
Объекты жилой недвижимости |
38466 |
Пакеты акций акционерных обществ |
77 |
Информация о передаче в муниципальную собственность вновь введенных в эксплуатацию объектов, построенных государственным казенным учреждением "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан"
Наименование объекта |
Количество, единиц |
Стоимость, тыс. рублей |
Дошкольные образовательные организации |
23 |
1008873,03 |
Образовательные организации |
18 |
2409802,28 |
Фельдшерско-акушерские пункты |
46 |
114087,52 |
Врачебные амбулатории |
10 |
97804,69 |
Многофункциональные центры |
24 |
180229,3 |
Универсальные спортивные площадки |
113 |
412506,52 |
Административные здания исполнительных комитетов (советов поселений) |
5 |
236186,91 |
Блочно-модульные лыжные базы |
13 |
82436,26 |
Общественные пространства |
38 |
1403674,59 |
Итого |
290 |
5945601,1 |
Сокращение количества государственных унитарных предприятий
Минземимущество РТ продолжает активную работу по выявлению и исключению из Единого государственного реестра юридических лиц недействующих предприятий. Так, за последние 10 лет количество государственных унитарных предприятий Республики Татарстан сократилось более чем в 18 раз.
Динамика количества унитарных предприятий в Республике Татарстан за 2010-2019 годы, единиц
В собственности Республики Татарстан планируется оставить 12 унитарных предприятий, обеспечивающих осуществление органами государственной власти Республики Татарстан государственных полномочий.";
пункт 1.5 изложить в следующей редакции:
"1.5. Организация обеспечения имущественных прав граждан, определенных действующим законодательством
Предоставление земельных участков многодетным семьям и взаимодействие с акционерным обществом "ДОМ.РФ"
В Республике Татарстан продолжается работа по формированию земельных участков и предоставлению их многодетным семьям.
Возможность безвозмездного получения земельного участка, наряду с материнским капиталом, является важной стимулирующей мерой для многих семей и, несомненно, способствует развитию института семьи и повышению рождаемости.
Динамика обеспечения многодетных семей земельными участками за 2012-2019 годы
(единиц) | ||||
Год |
Количество многодетных семей, имеющих и имевших право на получение земельных участков |
Прирост многодетных семей, имеющих и имевших право на получение земельных участков, за год |
Количество многодетных семей, обеспеченных участками |
Количество многодетных семей, обеспеченных участками за год |
2012 |
24817 |
- |
14749 |
- |
2013 |
29131 |
4314 |
19549 |
4800 |
2014 |
33371 |
4240 |
22854 |
3305 |
2015 |
38514 |
5143 |
24160 |
1306 |
2016 |
43955 |
5441 |
27067 |
2907 |
2017 |
49929 |
5974 |
28684 |
1617 |
2018 |
54632 |
4703 |
32514 |
3830 |
2019 |
60300 |
5668 |
35167 |
2653 |
По данным органов местного самоуправления на 01.01.2020 всего в Республике Татарстан более 60,3 тысячи многодетных семей, из них включены в списки на получение участков 55,08 тысячи семей. Органами местного самоуправления Республики Татарстан совместно с Минземимуществом РТ ведется работа по организации процесса предоставления земельных участков многодетным гражданам. В результате 35,17 тысячи многодетных семей получили в собственность земельные участки.
Информация о ходе предоставления земельных участков многодетным семьям в муниципальных образованиях Республики Татарстан по состоянию на 01.01.2020
(единиц) | |||
Основные показатели предоставления земельных участков многодетным семьям |
Всего по Республике Татарстан |
В том числе |
|
г. Казань |
г. Набережные Челны |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество многодетных семей |
60300 |
16333 |
7481 |
Принято решений о включении в списки |
55075 |
13576 |
7258 |
Поставлено на кадастровый учет земельных участков |
40420 |
7234 |
3157 |
Предоставлено в общую долевую собственность земельных участков |
35167 |
5532 |
2617 |
В ряде районов работа по предоставлению земельных участков была приостановлена в связи с поиском дополнительных земельных участков и проведением процедуры межевания. Остается сложным вопрос финансирования проведения работ по формированию дополнительных земельных участков для многодетных семей.
В настоящее время имеется значительный дефицит земельных участков, остро стоит вопрос их выделения многодетным семьям г. Казани и г. Набережные Челны.
Минземимуществом РТ осуществляется сотрудничество с акционерным обществом "ДОМ.РФ" в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации. Данная работа будет одним из приоритетных направлений деятельности Минземимущества РТ в земельно-имущественной сфере.
Участие в реализации жилищной политики государства
В рамках Программы социального ипотечного жилищного строительства по состоянию на 01.01.2020 в республиканский бюджет поступило 13794,92 млн. рублей. Плановое задание на 2019 год установлено в размере более 9248,12 млн. рублей.
Кроме того, в отчетном году продолжена работа по включению земельных участков в государственный резерв земель Республики Татарстан. На основании подготовленных Минземимуществом РТ документов в 2019 году Кабинетом Министров Республики Татарстан принято три распоряжения о включении в государственный резерв земель Республики Татарстан четырех земельных участков на территории г. Казани общей площадью 163,95 гектара.";
в разделе II Программы:
абзац тридцать третий изложить в следующей редакции:
"В рамках задачи "Организация обеспечения имущественных прав граждан, определенных действующим законодательством" необходимо выполнение мероприятий по организации работы по предоставлению земельных участков многодетным семьям Республики Татарстан и пополнению имущества Республиканского фонда поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, в рамках полномочий учредителя.";
в абзаце тридцать пятом цифры "2022" заменить цифрами "2023";
в абзаце сорок четвертом цифры "69" заменить цифрами "71";
в абзаце сорок шестом цифры "2022" заменить цифрами "2023";
раздел III Программы изложить в следующей редакции:
"III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 14936,63 млн. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 1016,48 млн. рублей;
2015 год - 3376,21 млн. рублей;
2016 год - 1886,84 млн. рублей;
2017 год - 1415,82 млн. рублей;
2018 год - 3734,22 млн. рублей;
2019 год - 2331,99 млн. рублей;
2020 год - 437,46 млн. рублей;
2021 год - 242,41 млн. рублей;
2022 год - 247,6 млн. рублей;
2023 год - 247,6 млн. рублей.
Объем финансирования, выделяемый из бюджета Республики Татарстан для реализации Программы, будет ежегодно уточняться в соответствии с законами Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан.";
приложение к Программе изложить в новой редакции (прилагается).
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 июня 2020 г. N 484 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1140 "Об утверждении государственной программы "Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2022 годы"
Вступает в силу с 15 июня 2020 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 15 июня 2020 г., опубликован в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 47, 23 июня 2020 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 сентября 2023 г. N 1129 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.