Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
Камешковского района
от 30 декабря 2019 г. N 1734
Положение
об организации образования в Камешковском районе
1. Общие положения
1.1. Предметом регулирования настоящего Положения являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование в Камешковском районе.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
1.3. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
1.4. Образование может быть получено:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Организация предоставления общего образования
2.1. Устанавливаются следующие уровни общего образования:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
2.2. Образовательные организации обеспечивают прием всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена определенная образовательная организация. Порядок приема на обучение по образовательным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В части, не урегулированной законодательством об образовании, правила приема на обучение по образовательным программам устанавливаются организацией, осуществляющую образовательную деятельность, самостоятельно.
Гражданам, не проживающим на территории, закрепленной за образовательной организацией, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в организации. Для решения вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию родители (законные представители) обращаются в управление образования администрации района.
Родителям (законным представителям) несовершеннолетних детей предоставляется право выбора образовательной организации, формы получения образования. Не допускается прием детей в образовательные организации на конкурсной основе.
Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного и начального общего образования в муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.
2.3. Организация дошкольного образования рассматривается в разделе 3 настоящего положения.
2.4. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было им получено ранее.
2.5. Образовательный процесс в общеобразовательной организации осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого общеобразовательной организацией самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, регламентируется расписанием занятий и согласовывается с учредителем. В учебных планах общеобразовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть меньше количества часов, определенных примерным учебным планом.
Режим работы определяется общеобразовательной организацией самостоятельно. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются уставом общеобразовательной организации.
2.6. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
2.7. Начальное общее образование.
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
Нормативный срок освоения образовательной программы 4 года (1 - 4 классы).
Обучение детей в образовательных организациях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими на 01 сентября соответствующего года возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте. На основании разрешения учредителя зачисление осуществляется приказом директора общеобразовательной организации.
2.8. Основное общее образование.
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
Нормативный срок освоения программы 5 лет (5 - 9 классы).
2.9. Среднее общее образование.
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Нормативный срок обучения 2 года (10 - 11 классы).
Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при наличии соответствующих условий в общеобразовательной организации могут создаваться классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов или классы профильного обучения. Образовательные организации осуществляют прием в классы с углубленным изучением отдельных предметов, в классы профильного обучения для получения основного общего и среднего общего образования при условии обеспечения прав на получение общего образования соответствующего уровня всех граждан, проживающих на закрепленной территории.
Индивидуальный отбор при приеме либо переводе в образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования в классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов начинается с пятого класса по результатам тестирования (собеседования) по отдельным учебным предметам.
Индивидуальный отбор при приеме либо переводе в образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования в классы профильного обучения осуществляется с десятого класса по результатам успеваемости, а также по решению коллегиального органа управления образовательной организации.
Преимущественным правом зачисления в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов либо в класс профильного обучения обладают обучающиеся следующих категорий:
- победители и призеры муниципальных, региональных и заключительных этапов Всероссийских олимпиад школьников по учебным предметам, изучаемым углубленно, либо предметам профильного обучения;
- победители и призеры муниципальных, региональных, всероссийских и международных конференций и конкурсов научно-исследовательских работ или проектов по учебному предмету, изучаемому углубленно, или предметам профильного обучения;
- обучающиеся, ранее осваивавшие образовательные программы основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) и показавшие хорошие и отличные знания по учебным предметам, изучаемым углубленно, или предметам профильного обучения.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего общего образования, по договорам или совместно с предприятиями, организациями, учреждениями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
2.10. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
2.11. Освоение образовательных программ основного общего, среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией.
Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации.
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена, а также в иных формах, установленных законодательством.
2.12. Лицам, освоившим программу основного общего, среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня:
1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);
2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).
За выдачу документов об образовании, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
Лицам, не прошедшим государственную итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Лица, не прошедшие государственную итоговую аттестацию или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно государственную итоговую аттестацию в установленном порядке.
Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
2.13. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) в связи с досрочным прекращением образовательных отношений.
Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, и в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации.
За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Порядок реализации прав и обязанностей учащихся, применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации, разработанным в соответствии с действующим законодательством.
Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного и начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали положительного результата.
Вопрос об отчислении обучающегося рассматривается органом управления общеобразовательной организации в присутствии обучающегося, его родителей (законных представителей). С протоколом заседания органа управления общеобразовательной организации обучающийся и его родители (иные законные представители) должны быть ознакомлены под роспись (в письменной форме).
Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего.
В указанных случаях общеобразовательная организация в течение трех дней направляет следующие документы для согласования в комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения организации:
- ходатайство администрации образовательной организации;
- мнение родителей (законных представителей) в письменной форме;
- выписку из протокола заседания органа управления образовательной организации (с изложением фактов, послуживших основаниями для применения дисциплинарного взыскания);
- ведомость текущей успеваемости.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает указанные документы в пятнадцатидневный срок со дня их получения. По результатам рассмотрения комиссия принимает решение об отказе или о согласии на отчисление обучающегося, которое оформляется постановлением комиссии. В случае согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав руководитель общеобразовательной организации в трехдневный срок со дня получения документов издает приказ об отчислении обучающегося; общеобразовательная организация выдает родителям (законным представителям) обучающегося копию приказа об отчислении, справку о периоде обучения и текущей успеваемости обучающегося. В случае несогласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав общеобразовательная организация осуществляет дальнейшее обучение несовершеннолетнего обучающегося.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Управление образования администрации Камешковского района Владимирской области (далее - управление образования) и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.
2.14. Организация образовательного процесса.
Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года составляет 34 недели, для обучающихся в первом классе - 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Сроки проведения каникул определяют образовательные организации.
Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников обеспечивается возможность знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с успеваемостью своих детей.
2.15. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
2.16. Общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.
2.17. В каникулярное время общеобразовательная организация может открывать в установленном порядке лагеря с дневным пребыванием.
3. Организация предоставления дошкольного образования
3.1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
3.2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
3.3. Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев (при создании условий) до 8 лет.
3.4. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.
3.5. Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры (пункты).
3.6. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
3.7. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую и комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательной организации могут быть организованы также:
- группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
- группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
3.8. Взаимоотношения между дошкольной образовательной организацией и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми.
3.9. Организация питания возлагается на дошкольную образовательную организацию.
3.10. Пропуски детей, посещающих дошкольные образовательные организации, допускаются в случае болезни ребенка, а также на время отпуска родителей, но не более 30 дней в году.
3.11. Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (10,5 - 12-часового пребывания); сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания); продленного дня (13 - 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
4. Организация предоставления дополнительного образования
4.1. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
4.2. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
4.3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
В каникулярное время организация дополнительного образования может открывать в установленном порядке лагеря, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей.
4.4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально.
Возможна организация индивидуальной работы с особо одаренными детьми по индивидуальным программам, разработанным организацией дополнительного образования и согласованными с учредителем.
4.5. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
4.6. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
4.7. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
4.8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
4.9. Расписание занятий объединения для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся составляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
4.10. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).
4.11. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
4.12. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
4.13. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
4.14. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
4.15. Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
4.16. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.
4.17. Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой.
4.18. Определен следующий порядок приема детей: зачисление в объединение по интересам производится на основании заявления родителя (законного представителя) ребенка с учетом интереса ребенка, приказом руководителя организации дополнительного образования. При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка (об отсутствии противопоказаний).
5. Организация учета детей, подлежащих обучению в муниципальных образовательных организациях
5.1. Обязательному ежегодному персональному учету подлежат все дети, проживающие (постоянно или временно) или пребывающие на территорию муниципального образования Камешковский район независимо от наличия (отсутствия) регистрации по месту жительства (пребывания) в целях обеспечения их права на получение образования.
5.2. Информация по учету детей подлежит сбору, передаче, хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность, в соответствии с действующим законодательством.
5.3. Учет детей осуществляется путем формирования единой информационной базы данных о детях, имеющих право на получение общего образования в образовательных организациях Камешковского района, которая формируется и находится (хранится, функционирует) в управлении образования администрации Камешковского района (далее - управление образования).
5.4. Организацию работы по учету детей осуществляет управление образования. Управление образования один раз в год на начало текущего учебного года организует сбор данных о детях в возрасте от 0 до 18 лет, проживающих на территориях, закрепленных за образовательными организациями начального, основного и среднего общего образования:
- проживающих на территории, закрепленной за образовательной организацией, но не посещающих образовательные организации;
- посещающих образовательные организации по базам АИС "Электронная школа" и "Электронный детский сад";
- получающих образование в форме семейного образования.
5.5. В учете детей участвуют:
- муниципальные образовательные организации;
- ГБУЗ ВО "Камешковская ЦРБ" (в пределах своей компетенции).
5.6. Источниками формирования единой базы данных служат:
- данные образовательных организаций о детях;
- данные о детском населении ГБУЗ ВО "Камешковская ЦРБ", в том числе о детях, не зарегистрированных по месту жительства, но фактически проживающих на соответствующей территории.
5.7. Сбор данных о детях, проживающих на закрепленной за образовательной организацией территорией (подворовый обход), осуществляется ежегодно образовательными организациями в летний период на начало нового учебного года. Указанные сведения представляются руководителями образовательных организаций в управление образования. На основании данных сведений управлением образования формируется единая база данных.
5.8. Достоверность информации, полученной в ходе проведения учета детей, проверяется сопоставлением полученной образовательными организациями информации со списками детей, имеющимися в учреждениях и организациях, подведомственных ГБУЗ ВО "Камешковская ЦРБ". При выявлении несоответствий организуется выяснение причин, и принимаются меры по их устранению.
6. Нормативы наполняемости классов и групп в муниципальных образовательных организациях
6.1. Количество детей в группах в дошкольной образовательной организации определяется исходя из их средней фактической наполняемости в зависимости от специализации и возраста обучающихся, устанавливаемой нормативными актами Владимирской области.
Наполняемость групп (чел.) общеразвивающей направленности | |
до 3 лет |
3 - 8 лет |
1 группа - 19 детей |
1 группа - 23 ребенка |
Наполняемость групп (чел.) компенсирующей направленности | |
до 3 лет: - для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6; - для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей |
3 - 8 лет: - для детей с тяжелыми нарушениями речи - 10; - для детей с фонетико-фонематическими нарушением речи - 12 детей; - для детей с задержкой психического развития - 10 детей |
Наполняемость групп (чел.) комбинированной направленности | |
до 3 лет |
3 - 8 лет |
- 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья |
- не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройством аутистического спектра, или детей со сложными дефектом; - не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих, или слабослышащих, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; - не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи |
6.2. Наполняемость классов в общеобразовательной организации определяется:
Наименование |
Единица измерения (чел.) |
Примечание |
Наполняемость классов в общеобразовательных организациях |
|
исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению |
Объединение классов малокомплектных из обучающихся начального общего образования сельских общеобразовательных школ в 1 класс-комплект при наличии 2 классов |
до 15 |
|
Наполняемость классов компенсирующего обучения |
до 20 |
|
Группы продленного дня |
|
Комплектовать группы рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов |
Деление на 2 и более группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей) |
|
При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий) при проведении учебных занятий допускается объединение в группы обучающихся из нескольких классов |
6.3. Численный состав детских объединений в организациях дополнительного образования определяется уставами указанных организаций.
7. Порядок обучения детей на дому
7.1. Для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, организуется обучение на дому.
7.2. Основанием для организации обучения на дому ребенка является заключение лечебно-профилактического организации и письменное согласие родителей (законных представителей).
7.3. Для организации обучения детей на дому образовательная организация с родителями (законными представителями) заключает договор, согласовывает расписание занятий и дни посещения на дому.
7.4. Максимально допустимый объем недельной нагрузки на ребенка:
Возраст ребенка |
Максимально допустимый объем недельной нагрузки |
С 1,5 до 3 лет |
50 минут |
С 3 до 4 лет |
1 час 15 минут |
С 4 до 5 лет |
1 час 40 минут |
С 5 до 6 лет |
2 часа 5 минут |
С 6 до 7 лет |
2 часа 30 минут |
1 - 4 класс |
10 часов |
5 - 9 класс |
12 часов |
10 - 11 класс |
14 часов |
Планирование и содержательное наполнение обучения определяется в соответствии с программами и строится с учетом индивидуальных особенностей и психофизиологических возможностей ребенка.
7.5. Контроль за своевременным проведением занятий на дому и выполнением программы осуществляет образовательная организация.
7.6. Детям, обучающимся на дому, образовательная организация предоставляет на время обучения бесплатные учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательной организации; оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и государственную итоговую аттестацию; выдает учащимся, прошедшим итоговую аттестацию, документ об образовании государственного образца.
8. Категории участников образовательного процесса, имеющих право на социальную поддержку
8.1. Виды социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных организаций:
8.1.1. Предоставление льгот по питанию в образовательной организации в порядке, установленном правовым актом администрации района.
8.1.2. Организация бесплатного проезда обучающихся к месту обучения и обратно в порядке, установленном правовым актом администрации района.
8.2. Виды социальной поддержки работников муниципальных образовательных организаций:
8.2.1. Педагогическим работникам, имеющим почетное звание, ученую степень, устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу в соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций Камешковского района.
8.2.2. Ежемесячная компенсация удешевления стоимости питания работникам учебно-вспомогательного персонала дошкольных образовательных организаций, которые не могут прервать выполнение должностных обязанностей на обеденный перерыв, в связи со спецификой работы и их заработная плата не превышает МРОТ в размере, утвержденном соответствующим постановлением администрации района.
8.2.3. Денежная компенсация расходов по оплате за содержание и ремонт жилья, коммунальных услуг (электроснабжение и теплоснабжение (отопление)) педагогическим работникам и иным специалистам образовательных организаций, работающим в сельской местности, а также поселках городского типа, в соответствии с действующими нормативными актами Владимирской области.
8.2.4. Предоставление педагогическим работникам длительного отпуска сроком до 1 года, не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской деятельности.
8.2.5. Педагогическим работникам гарантируется создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в три года.
8.2.6. Награждение победителей и лауреатов профессионального конкурса "Педагог года" (в каждой номинации) дипломами и премией в размере должностного оклада.
8.3. Виды социальной поддержки родителей (законных представителей) детей:
8.3.1. Льготы по оплате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях, виды и размер которых устанавливаются отдельным правовым актом администрации района.
8.3.2. На социальную поддержку детей-инвалидов дошкольного возраста родителям (законным представителям) выплачивается денежная компенсация в размере, предусмотренном областным законодательством, с момента обращения.
8.3.3. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, установленным нормативными правовыми актами Владимирской области, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Владимирской области, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти Владимирской области. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
8.3.4. Порядок выплаты родителям (законным представителям) компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, устанавливаются муниципальным правовым актом администрации района.
9. Финансирование расходов по отрасли "Образование" за счет средств местного бюджета
9.1. Предоставление из бюджета района субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение муниципальных работ) осуществляется в соответствии с планом ФХД, графиком к соглашению о предоставлении субсидии, заключенному с управлением образования администрации района, осуществляющим функции и полномочия учредителя организации, если иное не установлено нормативными правовыми актами.
В соответствии с указанным графиком субсидия подлежит перечислению муниципальным бюджетным и автономным учреждениям ежемесячно, с учетом сезонности отдельных видов расходов, источников финансирования, имеющихся в бюджете района.
9.2. Предоставление субсидий из бюджета района на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям осуществляется в порядке, установленном управлением образования администрации района, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении данных учреждений, если иное не установлено нормативными правовыми актами.
В целях повышения эффективности управления средствами бюджета района соглашением о предоставлении субсидии на иные цели должно быть предусмотрено условие о перечислении средств из бюджета района бюджетному и автономному учреждению на основании их заявок в объемах, необходимых для осуществления платежей текущего периода.
9.3. Бюджетные организации расходуют бюджетные средства и средства субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение муниципальных работ) на:
- оплату труда в соответствии с заключенными договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- выплаты населению в соответствии с федеральными законами;
- командировочные и иные компенсационные выплаты в соответствии с действующим законодательством;
- оплату товаров, работ и услуг по заключенным муниципальным контрактам;
- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами и планами ФХД без заключения муниципальных контрактов.
Расходование средств на иные цели не допускается.
9.4. Бюджетным учреждениям для возмещения расходов, не связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ) предоставляются субсидии на иные цели, которые включают в себя расходы на:
- приобретение основных средств для осуществления видов деятельности бюджетных учреждений, предусмотренных учредительными документами;
- осуществление работ по разработке проектно-сметной документации, проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации, капитальному ремонту имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления;
- реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами;
- осуществление иных расходов, не относящихся к бюджетным инвестициям.
9.5. Условием предоставления субсидии на иные цели является заключение соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели между бюджетным учреждением и структурным подразделением администрации района, осуществляющим функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений.
9.6. Объем субсидии определяется в соответствии с нормативными актами администрации района.
10. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
10.1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
10.2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
11. Оказание платных услуг
11.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.
11.2. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
11.3. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
11.4. Перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления устанавливаются локальными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Перечень и стоимость платных услуг на соответствующий учебный год утверждается постановлением администрации Камешковского района в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11.5. Оказание платных услуг регулируется Положением о порядке предоставления платных услуг (работ) муниципальными учреждениями Камешковского района, утвержденным нормативным актом администрации Камешковского района.
12. Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных организаций
12.1. Образовательные организации реорганизуются или ликвидируются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
12.2. Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации принимается администрацией района.
Порядок создания, реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации утверждается постановлением администрации района.
12.3. Принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
12.4. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
12.5. Образовательная организация регистрируется в качестве юридического лица налоговым органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Камешковского района Владимирской области от 30 декабря 2019 г. N 1734 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.