См. справку "Коронавирус COVID-19"
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 1 указанного поручения Правительства Российской Федерации по вопросу подготовки рекомендаций (критериев) по последовательному снятию (смягчению) ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в условиях завершения пандемии инфекции, сообщает следующее.
В целях обсуждения рекомендаций Роспотребнадзора по организации работы предприятий Минэкономразвития России 19 и 20 мая были проведены совещания с представителями предпринимательского сообщества, Роспотребнадзора, иных федеральных органов исполнительной власти для работы в следующих сферах:
- оказание услуг населению;
- торговля;
- общественное питание;
- гостиницы и санаторно-курортные учреждения.
По результатам совещаний сформированы замечания и предложения по доработке рекомендаций Роспотребнадзора (прилагаются).
С целью исключения множественности рекомендательных актов предлагается объединить их в сводный документ, содержащий единую структуру и подходы к описанию рекомендаций.
С точки зрения формы разрабатываемого документа полагаем целесообразным, придать ему вид сборника, утвержденного в форме методических рекомендаций Роспотребнадзора, содержащего общую часть с едиными рекомендациями для всех отраслей экономики и особенную часть, поделенную на отраслевые разделы в соответствии с выпущенными рекомендациями Роспотребнадзора.
Дополнительно отмечаем, что в ходе проведения совещаний одним из ключевых являлся вопрос юридической значимости (статуса) рекомендаций Роспотребнадзора. С учетом изложенного полагаем целесообразным дополнительно проинформировать хозяйствующие субъекты и территориальные органы Роспотребнадзора о рекомендательном характере размещенных на официальном сайте Роспотребнадзора в сети "Интернет" документов и невозможности проверки соблюдения положений рекомендаций в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору).
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
|
А.И. Херсонцев |
Предложения по корректировке рекомендаций Роспотребнадзора
I. Предложения по корректировке отраслевых требований
Торговля
(Рекомендации Роспотребнадзора по непродовольственной торговле б/н, Рекомендации Роспотребнадзора от 21 апреля 2020 г. N 02/7495-2020-32 по торговле) | |||
N пункта |
Действующая редакция/ существующая проблема |
Предлагаемая редакция/решение |
Комментарий |
п. 7 (май) |
Обеззараживание воздуха в помещениях с постоянным нахождением работников и посетителей путем использования бактерицидных облучателей-рециркуляторов, разрешенных для применения в присутствии людей, в соответствии с паспортом на соответствующее оборудование. |
Предлагается исключить |
Использование бактерицидных ламп в больших помещениях (например, гипермаркетах) представляется необоснованным. Кроме того, в настоящее время наблюдается дефицит бактерицидных облучателей-рециркуляторов. Стоимость одной единицы может составлять до 30 тысяч рублей. |
п. 2.12 (апрель) |
В торговом зале и в очереди в кассу нанести разметки, позволяющие соблюдать расстояния в 1,5 м между посетителями |
Предлагается наносить разметку только в местах большого скопления людей и зонах касс |
В больших залах (гипермаркетах) нанесение разметки представляется затратным и нецелесообразным. Нанесение разметки на полу для соблюдения расстояния 1,5 метра между целесообразно в зонах кассы и иных зонах скопления людей с учётом площадей. |
п. 2.4 (апрель) |
Обеспечение персонала запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа) для использования их при работе с посетителями. |
Обеспечение персонала запасом одноразовых или многоразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа) для использования их при работе с посетителями |
В остальных рекомендациях допускается использование многоразовых масок. Предлагается сделать аналогичное допущение и в сфере торговли. |
п. 4.6 (апрель) |
Исключить возможность покупателям проводить самостоятельно навеску продуктов питания, реализацию товаров осуществлять в упакованном виде. |
Предлагается исключить. |
Реализация товаров исключительно в упакованном виде труднореализуема для ряда вида продовольственных товаров - фрукты, овощи и т.д. Вместе с тем ограничение на самостоятельное взвешивание может создать скопление людей в одной зоне, таким образом, указанная норма представляется нецелесообразной. |
п. 10 (май) |
п. 10 рекомендаций (май) - наличие пятидневного запаса средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих и моющих средств. |
Предлагается исключить |
Данное положение не содержит в себе требований к результату деятельности. Для предприятия должна быть рекомендация по обеспечению средствами индивидуальной защиты своих сотрудников, вместе с тем, размер запаса должен определяться организацией самостоятельно. |
п. 4.5 (апрель) |
Максимально исключать отпуск товара и прием денег одним лицом |
Предлагается исключить или сделать добавить оговорку "при возможности" |
Для небольших магазинов данное положение означает, что у каждой кассы должно быть минимум два продавца на расстоянии 1.5 метра друг от друга, что представляется излишним. |
п. 11 (май) |
Проведение проветривания помещений каждые 2 часа |
Предлагается добавить оговорку "при возможности" |
Во многих магазинах, соответствующая возможность отсутствует |
- |
Указание на рекомендательный характер документа |
|
Рекомендации не являются нормативными правовыми актами, не могут содержать в себе обязательные требования к хозяйствующим субъектам и не должны являться объектом проверки в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору). Издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается. |
- |
Рекомендации по поэтапному открытию непродовольственных магазинов ставят в основу площадь магазинов (в начале открываются магазины небольшой площади). |
Предлагается изменить подход |
Чем меньше площадь магазина, тем сложнее посетителям соблюдать социальное дистанцирование. Таким образом, предлагается открыть на первом этапе все непродовольственные магазины, установив норматив максимально допустимого количества людей (будет контролироваться на входе) |
Общественное питание
(Рекомендации Роспотребнадзора от 21 апреля 2020 г. N 02/7515-2020-24, Рекомендации Роспотребнадзора от 8 мая 2020 г. N МР 3.1.0178-20) | |||
N пункта |
Существующая проблема |
Предложение |
Комментарий |
п. 2 раздела I |
Обеззараживание воздуха производственных помещений с использованием бактерицидных ламп |
Предлагается исключить |
Использование бактерицидных ламп в больших помещениях представляется необоснованным. Кроме того, в настоящее время наблюдается дефицит бактерицидных облучателей-рециркуляторов. Стоимость одной единицы может составлять до 30 тысяч рублей. |
- |
Необходимо привести методические рекомендации Роспотребнадзора по поэтапному снятию ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19 от 8 мая 2020 г. N МР 3.1.0178-20, в соответствие с рекомендациями Роспотребнадзора от 21 апреля 2020 г. N 02/75-15-2020-24. |
Предлагается разработать новые рекомендации или внести изменения рекомендации, выпущенные в мае |
Этапность, предусмотренная методическими рекомендациями по поэтапному снятию ограничений (8.05.2020) и специальными по общественному питанию (21.04.2020) не совпадают |
- |
Указание на рекомендательный характер документа |
|
Рекомендации не являются нормативными правовыми актами, не могут содержать в себе обязательные требования к хозяйствующим субъектам и не должны являться объектом проверки в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору). Издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается. |
- |
Действующие рекомендации не содержат уточнений про режим работы фуд-кортов и производственных столовых |
Предлагается включить специальные положения |
Требования, предусматриваемые для ресторанов, фуд-кортов и столовых должны значительно отличаться. |
Парикмахерские и салоны красоты (Рекомендации Роспотребнадзора б/н) | |||
N пункта |
Действующая редакция |
Предложение |
Комментарий |
п. 5.1 |
Организация обслуживания по предварительной записи с соблюдением временного интервала не менее 20 минут между посетителями для исключения контакта между ними. |
Организация обслуживания по предварительной записи с соблюдением временного интервала не менее 20 минут между посетителями на одном рабочем месте для исключения контакта между ними. |
При организации работы на нескольких рабочих местах (с соблюдением необходимых нормативов) временной интервал должен рассчитываться в отношении каждого рабочего места. |
п. 7 |
Обеззараживание воздуха в помещениях с постоянным нахождением работников и посетителей путем использования бактерицидных облучателей-рециркуляторов, разрешенных для применения в присутствии людей, в соответствии с паспортом на соответствующее оборудование. |
Предлагается исключить или уточнить порядок использования |
Использование бактерицидных ламп в больших помещениях представляется необоснованным. Кроме того, в настоящее время наблюдается дефицит бактерицидных облучателей-рециркуляторов. Стоимость одной единицы может составлять до 30 тысяч рублей. |
п. 9 |
Использование работниками средств индивидуальной защиты IV типа - пижама, медицинский халат, шапочка, маска (одноразовая или многоразовая) со сменой каждые 3 часа или респиратор фильтрующий, перчатки, носки, тапочки или туфли. |
Использование работниками средств защиты в виде масок, шапочек, формы сотрудников с организацией ежедневной стирки, перчаток - для всех сотрудников, работающий с клиентом, исключая требования по перчаткам для парикмахеров при оказании непосредственной услуги по стрижке |
Использование халатов сильно влияет на себестоимость услуги (стоимость халатов 130-250 рублей). Возможно заменить халаты на форму и ее обязательную ежедневную стирку. |
п. 12 |
Обеспечить подтверждение проведения дезинфекционных мероприятий, позволяющее оценить объем, качество и своевременность проведенных дезинфекционных мероприятий (фото- и/или видеофиксация). |
Предлагается исключить |
Подтверждение проведения дезинфекционных мероприятий, позволяющее оценить объем, качество и своевременность проведенных дезинфекционных мероприятий осуществляется в соответствии с действующими нормативами СанПиН. Проведение фото и видеофиксации представляется избыточным требованием. |
п. 13 |
Проведение влажной уборки помещений и мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. После завершения обслуживания каждого клиента проведение обработки всех контактных поверхностей (дверных ручек, выключателей, подлокотников и т.д.) с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму. Проведение дезинфекции используемого инструмента после каждого клиента по вирусному режиму. Обеспечить подтверждение проведения дезинфекционных мероприятий, позволяющее оценить объем, качество и своевременность проведенных дезинфекционных мероприятий (фото- и/или видеофиксация). |
Проведение влажной уборки помещений и мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. После завершения обслуживания каждого клиента проведение обработки всех контактных поверхностей (дверных ручек, выключателей, подлокотников и т.д.) с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму. Проведение дезинфекции используемого инструмента после каждого клиента по вирусному режиму. Обеспечить подтверждение проведения дезинфекционных мероприятий, позволяющее оценить объем, качество и своевременность проведенных дезинфекционных мероприятий (записи в журналах и графиках генеральных уборок, бактерицидных ламп, дезинфицирующих средств). |
Подтверждение проведения дезинфекционных мероприятий, позволяющее оценить объем, качество и своевременность проведенных дезинфекционных мероприятий осуществляется в соответствии с действующими нормативами СанПиН. Проведение фото и видеофиксации представляется избыточным требованием. |
- |
Указание на рекомендательный характер документа |
|
Рекомендации не являются нормативными правовыми актами, не могут содержать в себе обязательные требования к хозяйствующим субъектам и не должны являться объектом проверки в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору). Издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается. |
- |
Отсутствует регламентация. В настоящее время отсутствуют рекомендации по работе для "островков", находящихся в торговых центрах. |
Необходимо включить в рекомендации соответствующие положения. |
Ряд рекомендаций, предусмотренных для салонов красоты, невыполнимы "островками". Например, проветривание, контроль нахождения в помещении исключительно посетителями и работниками и т.д. |
Автосервисы и автосалоны (Рекомендации Роспотребнадзора б/н) | |||
N пункта |
Действующая редакция |
Предложение |
Комментарий |
п. 5.2 |
При наличии отдельных боксов и входа (въезда) в них обслуживание одновременно не более одного транспортного средства на одному посту; при# на# |
Предлагается исключить пункт |
Не ясны критерии отнесения помещения для ремонта к посту и боксу. Кроме того, после сдачи автомобиля клиент не присутствует в помещении где производятся ремонтные работы, таким образом, установление такого запрета представляется необоснованным. |
п. 7 |
Обеззараживание воздуха в помещениях с постоянным нахождением работников и посетителей путем использования бактерицидных облучателей-рециркуляторов, разрешенных для применения в присутствии людей, в соответствии с паспортом на соответствующее оборудование. |
Предлагается исключить |
Использование бактерицидных ламп в больших помещениях представляется необоснованным. Кроме того, в настоящее время наблюдается дефицит бактерицидных облучателей-рециркуляторов. Стоимость одной единицы может составлять до 30 тысяч рублей. |
п. 11 |
Проведение проветривания помещений каждые 2 часа |
Предлагается добавить оговорку "при возможности" |
В некоторых помещениях может отсутствовать возможность проветривания. |
п. 12 |
Обеспечить подтверждение проведения дезинфекционных мероприятий, позволяющее оценить объем, качество и своевременность проведенных дезинфекционных мероприятий (фото- и/или видеофиксация). |
Предлагается исключить |
Подтверждение проведения дезинфекционных мероприятий, позволяющее оценить объем, качество и своевременность проведенных дезинфекционных мероприятий осуществляется в соответствии с действующими нормативами СанПиН. Проведение фото и видеофиксации представляется избыточным требованием. |
- |
Указание на рекомендательный характер документа |
|
Рекомендации не являются нормативными правовыми актами, не могут содержать в себе обязательные требования к хозяйствующим субъектам и не должны являться объектом проверки в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору). Издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается. |
Ателье, ремонт, прачечные (Рекомендации Роспотребнадзора б/н) | |||
N пункта |
Действующая редакция |
Предложение |
Комментарий |
п. 7 |
Обеззараживание воздуха в помещениях с постоянным нахождением работников и посетителей путем использования бактерицидных облучателей-рециркуляторов, разрешенных для применения в присутствии людей, в соответствии с паспортом на соответствующее оборудование. |
Предлагается исключить |
Использование бактерицидных ламп в больших помещениях представляется необоснованным. Кроме того, в настоящее время наблюдается дефицит бактерицидных облучателей-рециркуляторов. Стоимость одной единицы может составлять до 30 тысяч рублей. |
п. 11 (май) |
Проведение проветривания помещений каждые 2 часа |
Предлагается добавить оговорку "при возможности" |
В некоторых помещениях может отсутствовать возможность проветривания. |
п. 12 |
Обеспечить подтверждение проведения дезинфекционных мероприятий, позволяющее оценить объем, качество и своевременность проведенных дезинфекционных мероприятий (фото- и/или видеофиксация). |
Предлагается исключить |
Подтверждение проведения дезинфекционных мероприятий, позволяющее оценить объем, качество и своевременность проведенных дезинфекционных мероприятий осуществляется в соответствии с действующими нормативами СанПиН. Проведение фото и видеофиксации представляется избыточным требованием. |
- |
Указание на рекомендательный характер документа |
|
Рекомендации не являются нормативными правовыми актами, не могут содержать в себе обязательные требования к хозяйствующим субъектам и не должны являться объектом проверки в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору). Издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается. |
II. Предложения по корректировке этапности открытия предприятий общественного питания
III. Сводные предложения по корректировке общих требований
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 мая 2020 г. N 16169-АХ/Д26и "О подготовке рекомендаций (критериев) по последовательному снятию (смягчению) ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции"
Текст письма опубликован не был