Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 июня 2020 г. N 03-07-07/46287
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики совместно с Департаментом таможенной политики и регулирования алкогольного рынка рассмотрел обращение и по вопросам, изложенным в обращении, сообщает следующее.
По вопросам предоставления отсрочки для предприятий цветочной отрасли по уплате страховых взносов и налога на доходы физических лиц на 6 месяцев.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия принимать решения, в частности, по продлению установленных Кодексом сроков уплаты страховых взносов, об установлении дополнительных оснований предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" предусмотрено для организаций, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, продление на 6 месяцев сроков уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март-май 2020 года, на 4 месяца - с выплат за июнь - июль 2020 года, предоставление таким плательщикам последующей рассрочки по уплате страховых взносов сроком на один год, а также установлены Правила предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов для организаций, осуществляющих отдельные виды экономической деятельности согласно перечню в приложении к данным Правилам.
Кроме того, Президентом Российской Федерации Путиным В.В. во время проводимого им 11 мая 2020 года совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке и новых мерах по поддержке граждан и экономики страны было озвучено решение об освобождении от уплаты страховых взносов за второй квартал 2020 года субъектов МСП, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики".
Соответствующий федеральный закон N 959325-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 мая 2020 года.
Таким образом, учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а увеличение мер поддержки хозяйствующих субъектов приведет к существенному снижению поступлений сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, предложение об отсрочке по уплате страховых взносов для предприятий цветочной отрасли не поддерживается.
Что касается предоставления отсрочки по уплате налога на доходы физических лиц, то необходимо отметить, что в соответствии с положениями главы 23 Кодекса "Налог на доходы физических лиц" плательщиками налога являются физические лица.
С учетом изложенного, отсрочка по уплате налога на доходы физических лиц не может быть предоставлена организации, поскольку она не является плательщиком данного налога.
По вопросу предоставления отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) для предприятий цветочной отрасли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 174 Кодекса уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
Таким образом, установленный Кодексом порядок уплаты НДС в бюджет предусматривает равномерную нагрузку на налогоплательщиков. Перенос срока уплаты НДС приведет к единовременному отвлечению оборотных средств на уплату налога в бюджет.
В отношении снижения ставки НДС до 10 процентов для предприятий отрасли цветоводства.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 164 Кодекса в настоящее время при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации налогообложение НДС производится по ставкам в размере 10 и 20 процентов.
Пониженная ставка НДС в размере 10 процентов применяется в отношении социально значимых товаров: ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения. При этом цветочная продукция к социально значимым товарам не относится.
В случае установления пониженной ставки НДС при осуществлении операций по реализации цветочной продукции может возникнуть отрицательная разница между суммами НДС, исчисленными при их реализации, и суммами этого налога, предъявленными продавцам цветов, которая подлежит возмещению из федерального бюджета.
Принятие решения об установлении пониженной ставки НДС для производителей цветочной продукции создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении других товаров, облагаемых в настоящее время по ставке НДС в размере 20 процентов, что в конечном итоге, приведет к дополнительным потерям доходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, указанные предложения не поддерживаются.
Дополнительно отмечаем, что вопрос поддержки производителей цветочной продукции путем установления пониженной ставки НДС прорабатывался Минфином России совместно с Минсельхозом России и Минэкономразвития России в рамках поручения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N СА-П11-11594, а также в связи с обращением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко.
По итогам проработки данного вопроса предложение о снижении ставки НДС для производителей цветочной продукции не было поддержано с учетом реализации в настоящее время различных механизмов поддержки и развития субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в отрасли цветоводства.
По вопросу повышения ставок ввозных таможенных пошлин с 5 процентов до 15 процентов на импортные цветы.
В соответствии с Протоколом от 16 декабря 2011 г. о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации, ратифицированным Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ, при установлении ставок ввозных таможенных пошлин на товары принимаются во внимание тарифные обязательства, взятые Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию, в соответствии с которыми ставки ввозных таможенных пошлин должны соответствовать принятым Российской Федерацией обязательствам.
В отношении указанных в обращении товаров Российской Федерацией приняты обязательства по предельному уровню ставок ввозных таможенных пошлин, в связи с чем данное предложение не может быть поддержано, поскольку будет являться прямым нарушением международных обязательств и законодательства Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин не поддержал предложения об отсрочке по уплате страховых взносов и НДС для предприятий цветочной отрасли, а также о снижении для них ставки НДС до 10%.
Повышение ставок ввозных таможенных пошлин с 5% до 15% на импортные цветы будет являться прямым нарушением международных обязательств и российского законодательства.
Отсрочка по уплате НДФЛ не может быть предоставлена организации, поскольку она не является плательщиком данного налога.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 июня 2020 г. N 03-07-07/46287
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 11 июня 2020 г. N 23