Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 16 июня 2020 г. N 176
Порядок
проведения анализа финансового состояния принципала при предоставлении государственной гарантии Республики Саха (Якутия), а также мониторинга финансового состояния принципала после предоставления государственной гарантии Республики Саха (Якутия)
1. Настоящий порядок проведения анализа финансового состояния принципала при предоставлении государственной гарантии Республики Саха (Якутия), а также мониторинга финансового состояния принципала после предоставления государственной гарантии Республики Саха (Якутия) (далее - порядок) разработан в целях обеспечения выполнения требований бюджетного законодательства Российской Федерации при предоставлении государственной гарантии Республики Саха (Якутия) и мониторинга финансового состояния принципала в течение срока действия предоставленной принципалу государственной гарантии Республики Саха (Якутия).
2. Виды анализа финансового состояния принципала (далее - анализ):
первоначальный анализ финансового состояния принципала проводится при предоставлении государственной гарантии Республики Саха (Якутия) в зависимости от цели оказания государственной гарантийной поддержки:
в соответствии с методикой проведения анализа финансового состояния принципала, в случае, если государственной гарантией Республики Саха (Якутия) обеспечиваются обязательства принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), привлекаемому на цели, не связанные с реализацией инвестиционного проекта, приведенной в приложении N 1 к настоящему порядку по данным за последний отчетный год, а для принципала, ведущего финансово-хозяйственную деятельность, - менее 12 месяцев на последнюю отчетную дату;
в соответствии с методикой проведения анализа финансового состояния принципала, в случае, если государственной гарантией Республики Саха (Якутия) обеспечиваются обязательства принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), привлекаемому в целях реализации инвестиционного проекта, приведенной в приложении N 2 к настоящему порядку по данным за последний отчетный год или последний промежуточный (за первый квартал, полугодие и 9 месяцев) отчетный период, в случаях, когда учредительными документами принципала, решениями собственника принципала установлена обязанность ее представления;
текущий анализ - анализ финансового состояния принципала на последнюю отчетную дату в целях мониторинга финансового состояния принципала, в течение срока действия предоставленной принципалу государственной гарантии Республики Саха (Якутия). Текущий анализ проводится за полугодие, за 9 месяцев и за каждый отчетный год в течение срока действия предоставленной принципалу государственной гарантии Республики Саха (Якутия).
3. Уполномоченным органом по проведению анализа финансового состояния принципала при предоставлении государственной гарантии Республики Саха (Якутия), а также мониторинга финансового состояния принципала после предоставления государственной гарантии Республики Саха (Якутия) является Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
4. По итогам проведения финансового анализа в течение 5 рабочих дней оформляется заключение о финансовом состоянии принципала. Заключение о финансовом состоянии принципала подписывается министром финансов Республики Саха (Якутия) или лицом, исполняющим обязанности министра.
Заключение о финансовом состоянии принципала оформляется по форме согласно приложению N 3 к настоящему порядку.
Приложение N 1
к порядку проведения анализа
финансового состояния принципала
при предоставлении государственной
гарантии Республики Саха (Якутия),
а также мониторинга финансового
состояния принципала после
предоставления государственной
гарантии Республики Саха (Якутия)
Методика
проведения анализа финансового состояния принципала, в случае, если государственной гарантией Республики Саха (Якутия) обеспечиваются обязательства принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), привлекаемому на цели, не связанные с реализацией инвестиционного проекта
1. Для проведения анализа финансового состояния принципал предоставляет следующие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности:
копию бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах принципала за последний отчетный год, предшествующий году обращения принципала за предоставлением государственной гарантии, по установленным Министерством финансов Российской Федерации формам, с отметкой налогового органа о его принятии, либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде), с приложением к ним:
отчета об изменениях капитала;
отчета о движении денежных средств;
пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
иных документов по требованию Министерства финансов Республики Саха (Якутия), необходимых для проведения анализа (например, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.).
2. В ходе проведения анализа принципала оцениваются:
сводный показатель финансового состояния;
финансовая устойчивость.
3. Завершающим этапом является определение общей оценки финансового состояния принципала.
4. При проведении сводного показателя финансового состояния принципала рассматриваются следующие показатели:
коэффициент покрытия основных средств собственными средствами (К1);
коэффициент текущей ликвидности (К2);
коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К3);
коэффициент рентабельности (К4);
норма чистой прибыли (К5).
4.1. Коэффициент покрытия основных средств собственными средствами (К1) характеризует необходимость продажи организацией своих основных средств для осуществления полного расчета с кредиторами и рассчитывается по данным бухгалтерского баланса по следующей формуле:
К1 = (код строки 1300 (начало периода) + код строки 1300 (конец периода) + код строки 1530 (начало периода) + код строки 1530 (конец периода)) / (код строки 1150 (начало периода) + код строки 1150 (конец периода)).
4.2. Коэффициент текущей ликвидности (К2) показывает достаточность оборотных средств организации для погашения своих текущих обязательств и рассчитывается по данным бухгалтерского баланса по следующей формуле:
К2 = (код строки 1200 (начало периода) + код строки 1200 (конец периода)) / (код строки 1510 (начало периода) + код строки 1510 (конец периода) + код строки 1520 (начало периода) + код строки 1520 (конец периода) + код строки 1540 (начало периода) + код строки 1540 (конец периода) + + код строки 1550 (начало периода) + код строки 1550 (конец периода)).
4.3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К3) показывает какая часть деятельности организации финансируется за счет собственных средств, а какая - за счет заемных и рассчитывается по данным бухгалтерского баланса по следующей формуле:
К3 = код строки 1300 (конец периода) / (код строки 1400 (конец периода) + код строки 1500 (конец периода) - - код строки 1530 (конец периода) - код строки 1540 (конец периода)).
4.4. Коэффициент рентабельности (К4) показывает долю прибыли (убытков) от продаж в объеме выручки и рассчитывается по данным отчета о финансовых результатах по следующей формуле:
К4 = код строки 2200 (конец периода) / код строки 2110 (конец периода).
4.4.1. Коэффициент рентабельности (К4) не рассчитывается по организациям - получателям средств субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
4.5. Норма чистой прибыли (К5) - доля чистой прибыли в объеме продаж. Характеризует общую экономическую эффективность деятельности организации и рассчитывается по данным отчета о финансовых результатах по следующей формуле:
К5 = код строки 2400 (конец периода) / код строки 2110 (конец периода).
5. Построение сводной оценки финансового состояния.
5.1. Для каждого показателя устанавливается наилучшее и наихудшее пороговое значение.
5.2. На основе полученного значения показателей и пороговых значений для каждого показателя определяется одна из трех категорий. Пороговые значения показателей и правило выбора категории в зависимости от фактических значений показателей содержатся в таблице N 1.
Таблица N 1
Наименование показателя |
Категории |
Фактическое значение |
Оценка категории |
||
1 категория (хорошее значение показателя) |
2 категория (удовлетворительное значение показателя) |
3 категория (неудовлетворительное значение показателя) |
|||
Коэффициент покрытия основных средств собственными средствами и долгосрочными заемными средствами (К1) |
> 1,0 |
= 1 |
< 1,0 |
|
|
Коэффициент текущей ликвидности (К2) |
> 1,0 |
= 1 |
< 1,0 |
|
|
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К3) |
> 0,5 |
= 0,5 |
< 0,5 |
|
|
Коэффициент рентабельности (К4) |
> 0,15 |
0,0 - 0,15 |
< 0,0 (нерентаб.) |
|
|
Норма чистой прибыли (К5) |
> 0,0 |
= 0 |
< 0,0 (нерентаб.) |
|
|
Средняя оценка категории |
х |
х |
х |
х |
Сумма категорий / n* |
* Фактическое количество показателей, рассчитанных по данным бухгалтерской отчетности организации, считать равным 5.
Для организаций - получателей средств субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги считать равным 4.
На основе средней оценки категории принципал относится к одной из трех категорий финансового состояния:
1 категория - финансовое состояние является хорошим, если значение средней оценки категории не превышает 1,05;
2 категория - финансовое состояние является удовлетворительным, если значение средней оценки категории больше 1,05, однако не превышает 2,4;
3 категория - финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение средней оценки категории больше 2,4.
6. Оценка финансовой устойчивости.
Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат.
К основным источникам формирования запасов и затрат относятся:
собственные оборотные средства (СОС);
функциональный капитал (собственный капитал и долгосрочный заемный капитал) (ФК);
основные источники формирования запасов и затрат (функциональный капитал и краткосрочные кредиты и займы) (ОИФЗ).
Для выполнения оценки финансовой устойчивости рассчитываются следующие показатели:
излишек (недостаток) собственных оборотных средств:
Ес = (СОС - З),
где:
З - запасы (код строки 1210 бухгалтерского баланса);
СОС - собственные оборотные средства (код строки 1200 бухгалтерского баланса минус код строки 1500 бухгалтерского баланса);
излишек (недостаток) долгосрочных источников финансирования:
Ед = (СОС + ДЗС) - З,
где:
ДЗС - долгосрочные заемные средства (код строки 1410 бухгалтерского баланса);
излишек (недостаток) общей величины источников финансирования:
Ео = (СОС + ДЗС + КЗС) - З,
где:
КЗС - краткосрочные заемные средства и краткосрочная кредиторская задолженность (код строки 1510 бухгалтерского баланса плюс код строки 1520 бухгалтерского баланса).
6.1. Оценка финансовой устойчивости определяется в соответствии с таблицей N 2.
Финансовое состояние является устойчивым, если запасы и затраты сформированы за счет функционального капитала.
Финансовое состояние является неустойчивым, если запасы и затраты сформированы за счет основных источников формирования запасов и затрат.
В случае, если для формирования запасов и затрат недостаточно основных источников формирования запасов и затрат, финансовое состояние принципала является кризисным.
Таблица N 2
Трехмерный показатель |
Значение показателей |
Оценка финансовой устойчивости |
||
S = (1, 1, 1) |
Ес > 0 |
Ед > 0 |
Ео > 0 |
отличная |
S = (0, 1, 1) |
Ес < 0 |
Ед > 0 |
Ео > 0 |
хорошая |
S = (0, 0, 1) |
Ес < 0 |
Ед < 0 |
Ео > 0 |
удовлетворительная |
S = (0, 0, 0) |
Ес < 0 |
Ед < 0 |
Ео < 0 |
неудовлетворительная |
7. Общая оценка финансового состояния.
7.1. По итогам оценки сводного показателя финансового состояния и оценки финансовой устойчивости определяется общая оценка финансового состояния принципала.
7.2. Общая оценка финансового состояния принципала определяется путем подсчета количества баллов по показателям, подлежащим занесению в таблицу N 3 "Общая оценка финансового состояния принципала".
Общая оценка финансового состояния принципала
Таблица N 3
N |
Наименование показателя |
Количество баллов |
|
1. |
Сводный показатель финансового состояния принципала |
хорошее (1 категория) |
1 |
удовлетворительное (2 категория) |
0 |
||
неудовлетворительное (3 категория) |
-1 |
||
2. |
Финансовая устойчивость принципала |
отличное |
2 |
хорошее |
1 |
||
удовлетворительное |
0 |
||
неудовлетворительное |
-1 |
||
3. |
Общая оценка финансового состояния принципала |
отличное |
3 |
хорошее |
2 |
||
удовлетворительное |
от 0 до 1 (включительно) |
||
неудовлетворительное |
от -1 до -2 (включительно) |
7.3. На основе значения общей оценки финансового состояния принципал относится к одному из трех классов финансового состояния:
финансовое состояние является отличным, если значение общей оценки равно 3;
финансовое состояние является хорошим, если значение общей оценки равно 2;
финансовое состояние является удовлетворительным, если значение общей оценки находится в диапазоне от 0 до 1 (включительно);
финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение общей оценки находится в диапазоне от -1 до -2 (включительно).
Приложение N 2
к порядку проведения анализа
финансового состояния принципала
при предоставлении государственной
гарантии Республики Саха (Якутия),
а также мониторинга финансового
состояния принципала после
предоставления государственной
гарантии Республики Саха (Якутия)
Методика
проведения анализа финансового состояния принципала, в случае, если государственной гарантией Республики Саха (Якутия) обеспечиваются обязательства принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), привлекаемому в целях реализации инвестиционного проекта
1. Для проведения анализа финансового состояния принципал предоставляет следующие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности:
копию бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах принципала за последний отчетный год или за последний промежуточный (за первый квартал, полугодие и 9 месяцев) отчетный период, предшествующий году обращения принципала за предоставлением государственной гарантии, по установленным Министерством финансов Российской Федерации формам с отметкой налогового органа о его принятии, либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде), с приложением к ним:
отчета об изменениях капитала;
отчета о движении денежных средств;
пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
иных документов по требованию Министерства финансов Республики Саха (Якутия), необходимых для проведения анализа (например, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.).
2. В ходе проведения анализа принципала оцениваются:
сводный показатель финансового состояния;
финансовая устойчивость.
3. Завершающим этапом является определение общей оценки финансового состояния принципала.
4. При проведении сводного показателя финансового состояния принципала рассматриваются следующие показатели:
коэффициент покрытия основных средств собственными и долгосрочными заемными средствами (К1);
коэффициент текущей ликвидности (К2);
отношение суммы заемных средств (с учетом суммы кредитов (займов, в том числе облигационного), привлекаемых принципалом под государственные гарантии Республики Саха (Якутия)), и выданного принципалом обеспечения обязательств и платежей к собственным средствам (К3);
коэффициент рентабельности (К4);
норма чистой прибыли (К5).
4.1. Коэффициент покрытия основных средств собственными и долгосрочными заемными (К1) показывает в какой доле основные средства сформированы за счет собственных и долгосрочных заемных средств организации. Характеризует необходимость продажи организацией своих основных средств для осуществления полного расчета с кредиторами (за исключением обязательств по долгосрочным обязательствам) и рассчитывается по данным бухгалтерского баланса по следующей формуле:
К1 = (код строки 1300 (начало периода) + код строки 1300 (конец периода) + код строки 1410 (начало периода) + код строки 1410 (конец периода) + код строки 1530 (начало периода) + код строки 1530 (конец периода)) / (код строки 1150 (начало периода) + код строки 1150 (конец периода)).
4.2. Коэффициент текущей ликвидности (К2) показывает достаточность оборотных средств организации для погашения своих текущих обязательств и рассчитывается по данным бухгалтерского баланса по следующей формуле:
К2 = (код строки 1200 (начало периода) + код строки 1200 (конец периода)) / (код строки 1510 (начало периода) + код строки 1510 (конец периода) + код строки 1520 (начало периода) + код строки 1520 (конец периода) + код строки 1540 (начало периода) + код строки 1540 (конец периода) + + код строки 1550 (начало периода) + код строки 1550 (конец периода)).
4.3. Отношение суммы заемных средств (с учетом суммы кредитов (займов, в том числе облигационных), привлекаемых принципалом под государственные гарантии Республики Саха (Якутия)) и выданного принципалом обеспечения обязательств и платежей к собственным средствам (К3) определяет кредитоспособность принципала и его финансовую устойчивость и рассчитывается по данным бухгалтерского баланса по следующей формуле:
К3 = (код строки 1400 (конец периода) + код строки 1500 (конец периода) - код строки 1530 (конец периода) + общая сумма кредитов (займов, в том числе облигационных), обеспечиваемых государственной гарантией Республики Саха (Якутия) в текущем году + код строки 5810 (конец периода)) / (код строки 1300 (конец периода) + код строки 1530 (конец периода)).
4.4. Коэффициент рентабельности (К4) показывает долю прибыли (убытков) от продаж в объеме выручки и рассчитывается по данным отчета о финансовых результатах по следующей формуле:
К4 = код строки 2200 (конец периода) / код строки 2110 (конец периода).
4.5. Норма чистой прибыли (К5) - доля чистой прибыли в объеме продаж. Характеризует общую экономическую эффективность деятельности организации и рассчитывается по данным отчета о финансовых результатах по следующей формуле:
К5 = код строки 2400 (конец периода) / код строки 2110 (конец периода)
5. Построение сводной оценки финансового состояния.
5.1. Для каждого показателя устанавливается наилучшее и наихудшее пороговое значение.
5.2. На основе полученного значения показателей и пороговых значений для каждого показателя определяется одна из трех категорий. Пороговые значения показателей и правило выбора категории в зависимости от фактических значений показателей содержатся в таблице N 1.
Таблица N 1
Наименование показателя |
Категории |
Фактическое значение |
Оценка категории |
||
1 категория (хорошее значение показателя) |
2 категория (удовлетворительное значение показателя) |
3 категория (неудовлетворительное значение показателя) |
|||
Коэффициент покрытия основных средств собственными средствами и долгосрочными заемными средствами (К1) |
> 1 |
= 1 |
< 1 |
|
|
Коэффициент текущей ликвидности (К2) |
> 1 |
= 1 |
< 1 |
|
|
Отношение суммы заемных средств (с учетом суммы кредитов (займов, в том числе облигационных), привлекаемых принципалом под государственные гарантии Республики Саха (Якутия)) и выданного принципалом обеспечения обязательств и платежей к собственным средствам (К3) |
< 5 |
= 5 |
> 5 |
|
|
Коэффициент рентабельности (К4) |
> 0,15 |
0,0 - 0,15 |
< 0,0 (нерентаб.) |
|
|
Норма чистой прибыли (К5) |
> 0,0 |
= 0 |
< 0,0 (нерентаб.) |
|
|
Средняя оценка категории |
х |
х |
х |
х |
Сумма категорий / n* |
* Фактическое количество показателей, рассчитанных по данным бухгалтерской отчетности организации, считать равным 5.
На основе средней оценки категории принципал относится к одной из трех категорий финансового состояния:
1 категория - финансовое состояние является хорошим, если значение средней оценки категории не превышает 1,05;
2 категория - финансовое состояние является удовлетворительным, если значение средней оценки категории больше 1,05, однако не превышает 2,4;
3 категория - финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение средней оценки категории больше 2,4.
6. Оценка финансовой устойчивости.
Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат.
К основным источникам формирования запасов и затрат относятся:
собственные оборотные средства (СОС);
функциональный капитал (собственный капитал и долгосрочный заемный капитал) (ФК);
основные источники формирования запасов и затрат (функциональный капитал и краткосрочные кредиты и займы) (ОИФЗ).
Для выполнения оценки финансовой устойчивости рассчитываются следующие показатели:
излишек (недостаток) собственных оборотных средств:
Ес = (СОС - З),
где:
З - запасы (код строки 1210 бухгалтерского баланса);
СОС - собственные оборотные средства (код строки 1200 бухгалтерского баланса минус код строки 1500 бухгалтерского баланса);
излишек (недостаток) долгосрочных источников финансирования:
Ед = (СОС + ДЗС) - З,
где:
ДЗС - долгосрочные заемные средства (код строки 1410 бухгалтерского баланса);
излишек (недостаток) общей величины источников финансирования:
Ео = (СОС + ДЗС + КЗС) - З,
где:
КЗС - краткосрочные заемные средства и краткосрочная кредиторская задолженность (код строки 1510 бухгалтерского баланса плюс код строки 1520 бухгалтерского баланса).
6.1. Оценка финансовой устойчивости определяется в соответствии с таблицей N 2.
Финансовое состояние является устойчивым, если запасы и затраты сформированы за счет функционального капитала.
Финансовое состояние является неустойчивым, если запасы и затраты сформированы за счет основных источников формирования запасов и затрат.
В том случае, если для формирования запасов и затрат недостаточно основных источников формирования запасов и затрат, финансовое состояние принципала является кризисным.
Таблица N 2
Трехмерный показатель |
Значение показателей |
Оценка финансовой устойчивости |
||
S = (1, 1, 1) |
Ес > 0 |
Ед > 0 |
Ео > 0 |
отличная |
S = (0, 1, 1) |
Ес < 0 |
Ед > 0 |
Ео > 0 |
хорошая |
S = (0, 0, 1) |
Ес < 0 |
Ед < 0 |
Ео > 0 |
удовлетворительная |
S = (0, 0, 0) |
Ес < 0 |
Ед < 0 |
Ео < 0 |
неудовлетворительная |
7. Общая оценка финансового состояния.
7.1. По итогам оценки сводного показателя финансового состояния и оценки финансовой устойчивости определяется общая оценка финансового состояния принципала.
7.2. Общая оценка финансового состояния принципала определяется путем подсчета количества баллов по показателям, подлежащим занесению в таблицу N 3 "Общая оценка финансового состояния принципала".
Общая оценка финансового состояния принципала
Таблица N 3
N |
Наименование показателя |
Количество баллов |
|
1. |
Сводный показатель финансового состояния принципала |
хорошее (1 категория) |
1 |
удовлетворительное (2 категория) |
0 |
||
неудовлетворительное (3 категория) |
-1 |
||
2. |
Финансовая устойчивость принципала |
отличное |
2 |
хорошее |
1 |
||
удовлетворительное |
0 |
||
неудовлетворительное |
-1 |
||
3. |
Общая оценка финансового состояния принципала |
отличное |
3 |
хорошее |
2 |
||
удовлетворительное |
от 0 до 1 (включительно) |
||
неудовлетворительное |
от -1 до -2 (включительно) |
7.3. На основе значения общей оценки финансового состояния принципал относится к одному из трех классов финансового состояния:
финансовое состояние является отличным, если значение общей оценки равно 3;
финансовое состояние является хорошим, если значение общей оценки равно 2;
финансовое состояние является удовлетворительным, если значение общей оценки находится в диапазоне от 0 до 1 (включительно);
финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение общей оценки находится в диапазоне от -1 до -2 (включительно).
Приложение N 3
к порядку проведения анализа
финансового состояния принципала
при предоставлении государственной
гарантии Республики Саха (Якутия),
а также мониторинга финансового
состояния принципала после
предоставления государственной
гарантии Республики Саха (Якутия)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о финансовом состоянии
_______________________________________________________
(полное наименование принципала)
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) по результатам анализа финансового состояния (полное наименование принципала), проведенного "__" ____________ 20___ г. в соответствии с порядком проведения анализа финансового состояния принципала при предоставлении государственной гарантии Республики Саха (Якутия), а также мониторинга после предоставления государственной гарантии Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от "__" ____________ 20___ г. N ________, считает, что финансовое состояние (полное наименование принципала) по состоянию на "__" __________ 20___ г. является (указать: отличным / хорошим / удовлетворительным / неудовлетворительным).
(Министр) (подпись) (И.О. Фамилия)
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2020 г. N 176 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.