Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Тюменской области
от 21 июня 2019 г. N 689-рп
Стратегия
развития санитарной авиации в Тюменской области до 2024 года
I. Общие положения
Стратегия развития санитарной авиации в Тюменской области до 2024 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи и принципы, направленные на обеспечение интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов в данной области.
Стратегия разработана в соответствии с паспортом федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", утвержденного проектным комитетом по национальному проекту "Здравоохранение" 14 декабря 2018 г.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральный закон "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации", Воздушный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
II. Оценка текущего состояния службы скорой медицинской помощи и санитарной авиации в Тюменской области
1. Сведения о Тюменской области
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики на 01.01.2019 численность населения Тюменской области (без автономных округов) составила 1 518 695 человек.
Численность сельского населения области составляет 500 405 человека (33,0%), численность городского населения - 1 018 290 человек (67,0%).
За последние 3 года численность населения региона увеличилась на 40,8 тыс. человек. Рост численности населения обусловлен как миграционным, так и естественным приростом. Показатель естественного прироста в 2018 году составил +2,8 на 1 000 населения. Положительный естественный прирост населения в регионе регистрируется с 2007 года.
В Тюменской области, как и в большинстве регионов Российской Федерации, на протяжении анализируемого периода зарегистрировано снижение показателя рождаемости. За 3 года коэффициент снизился на 13,2%. По предварительным данным в 2018 году в регионе родилось 20 728 младенцев (в 2016 году - 23 269 младенцев), умерло 16 484 человека, естественный прирост населения составил 4 266 человек.
Коэффициент общей смертности снизился на 4,4% по сравнению с 2016 годом.
Таблица 1
Демографические показатели по Тюменской области (без АО) за 2016 - 2024 гг.
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
2019* |
2020* |
2021* |
2022* |
2023* |
2024* |
Численность населения на конец года |
1477,9 |
1498,7 |
1518,7 |
1535,8 |
1554,4 |
1572,6 |
1590,4 |
1608,1 |
1625,6 |
Число умерших на 1000 населения |
11,4 |
10,8 |
10,9 |
10,7 |
10,6 |
10,4 |
10,4 |
10,3 |
10,2 |
Число родившихся на 1000 населения |
15,9 |
14,3 |
13,8 |
13,2 |
12,7 |
12,1 |
11,8 |
11,5 |
11,3 |
Естественный прирост |
4,5 |
3,5 |
2,9 |
2,5 |
2,1 |
1,7 |
1,4 |
1,2 |
1,1 |
Миграционный прирост |
11,4 |
10,4 |
10,3 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
Ожидаемая продолжительность жизни |
71,0 |
72,06 |
72,09 |
72,32 |
72,80 |
73,22 |
73,64 |
74,01 |
74,38 |
* Прогнозные данные Росстата
На территории Тюменской области (без АО) 31 населенный пункт, с общей численностью населения 3387 человек, находится в труднодоступной зоне ("заболотье"). В Вагайском районе 5 населенных пунктов, расположенных в труднодоступной зоне, в Нижнетавдинском районе - 1, в Тобольском районе - 12, в Уватском районе - 13 (Приложение 1). Во всех указанных населенных пунктах используется для транспортировки больных автозимники, а в летнее время - речной транспорт.
На 01.01.2019 на территории Тюменской области (без АО) медицинскую помощь оказывают 57 медицинских организаций системы государственного здравоохранения: 55 областного и 2 федерального подчинения, в том числе 86 филиалов областных организаций (10 районных больниц, 17 участковых больниц, 45 врачебных амбулаторий, 14 филиалов областных учреждений), а также филиал ФГБУ Томского научно-исследовательского медицинского центра РАН - "Тюменский кардиологический центр". Амбулаторно-поликлиническая помощь населению Тюменской области оказывается в 44 медицинских организациях и 82 филиалах.
Таблица 2
Сеть медицинских организаций Тюменской области (без АО)
Тип учреждения |
2016 |
2017 |
2018 |
Всего медицинских организаций |
61* |
58* |
57* |
из них: |
|
|
|
больничные организации |
29 |
28 |
29 |
из них: диспансеры |
3 |
3 |
3 |
центры |
5 |
5 |
6 |
медицинские организации, оказывающие мед. Помощь в амбулаторных условиях |
17 |
16 |
16 |
из них: поликлиники |
11 |
10 |
10 |
диспансеры |
1 |
1 |
1 |
центры |
4 |
4 |
4 |
стоматологические поликлиники |
4 |
4 |
4 |
станции скорой медицинской помощи |
1 |
1 |
1 |
станция переливания крови |
1 |
1 |
1 |
домов ребенка |
1 |
1 |
1 |
санатории |
5 |
5 |
2 |
организации особого типа |
3* |
3* |
3* |
Кроме того: |
|
|
|
отделения скорой медицинской помощи |
21 |
21 |
21 |
ФАПы |
667 |
653 |
653 |
домовые хозяйства |
79 |
91 |
90 |
* без учета ГКУ "Фарма"
Таблица 3
Структурные подразделения областных номерных больниц по муниципальным районам, городам
Территории |
номерные областные больницы |
в них в качестве филиалов: |
ФАПы |
||
районные больницы |
участковые |
амбулатории |
|||
По Тюменской области (без автономных округов) |
12 |
10 |
17 |
45 |
653 |
г. Тобольск и Тобольский район |
1 |
- |
2 |
6 |
49 |
г. Ишим и Ишимский район |
1 |
- |
2 |
3 |
44 |
Абатский район |
- |
1 |
- |
3 |
41 |
Армизонский район |
- |
1 |
- |
- |
20 |
Аромашевский район |
- |
1 |
- |
- |
28 |
Бердюжский район |
- |
1 |
- |
- |
21 |
Вагайский район |
1 |
- |
1 |
- |
38 |
Викуловский район |
- |
1 |
2 |
- |
25 |
Голышмановский район |
1 |
- |
- |
2 |
40 |
Заводоуковский район |
1 |
- |
1 |
4 |
30 |
Исетский район |
1 |
- |
- |
1 |
32 |
Казанский район |
1 |
- |
1 |
1 |
33 |
Нижнетавдинский район |
1 |
- |
1 |
3 |
24 |
Омутинский район |
- |
1 |
- |
2 |
20 |
Сладковский район |
- |
1 |
1 |
2 |
26 |
Сорокинский район |
- |
1 |
- |
- |
22 |
Тюменский район |
1 |
- |
5 |
9 |
38 |
Уватский район |
1 |
- |
1 |
2 |
13 |
Упоровский район |
- |
1 |
- |
2 |
32 |
Юргинский район |
- |
1 |
- |
2 |
13 |
Ялуторовский район |
1 |
- |
- |
2 |
26 |
Ярковский район |
1 |
- |
- |
1 |
36 |
Среднее расстояние от районных до участковых больниц и врачебных амбулаторий составляет 39 км. Все амбулатории и участковые больницы имеют постоянное автомобильное сообщение с центральными районными больницами
Состав кадров государственных медицинских учреждений Тюменской области: врачи - 19,1%; средний медицинский персонал - 41,5%; младший медицинский персонал - 7,3%, прочий персонал - 30,8%.
Численность врачей на 31.12.2018 составляет 6 071 человек (2016 год -5 675; 2017 - 5 878), численность средних медицинских работников 13 145 человек (2016 год - 12 818; 2017 - 12 782) (по данным ФФСН N 30 "Сведения о медицинской организации").
В 2018 году в государственные и муниципальные организации Тюменской области прибыло 313 врачей, из них после первичной аккредитации - 115 специалистов (врачей-терапевтов участковых - 75 человек, врачей-педиатров участковых - 36 человек), после окончания ординатуры и интернатуры - 51 специалист.
Укомплектованность штатных врачебных должностей физическими лицами в стационарных условиях составляет 81,1%, в амбулаторных условиях - 86,3%.
Обеспеченность врачами увеличилась с 39,2 на 10 000 населения в 2017 году до 40,0 в 2018 году.
Обеспеченность врачами в сельских районах составила 20,4 на 10 000 населения (целевой показатель - 19,3), средним медицинским персоналом - 77,4 (целевой показатель - 75,1).
Обеспеченность врачами городского населения составила 49,6 на 10 000 населения (целевой показатель - 49,4), средним медицинским персоналом - 91,1 (целевой показатель - 90,6) (по данным ФФСН N 30 "Сведения о медицинской организации").
Обеспеченность врачами клинических специальностей составила 27,5 на 10 000 населения (2016 - 25,8; 2017 - 27,0).
Квалификационные категории имеют 35,4% врачей и 44,8% средних медицинских работников.
В 2018 году показатель общей заболеваемости всего населения Тюменской области вырос на 4,5%. При этом наибольший рост наблюдается по классу новообразований (10,2%), болезней мочеполовой системы (9,9%), болезней органов дыхания (9,8%), врождённых аномалий (9,5), болезней системы кровообращения (7,4%).
Рисунок 1
Структура первичной заболеваемости населения Тюменской области в 2018 г., %
В 2018 году стационарную медицинскую помощь населению Тюменской области (без автономных округов) оказывали 30 больничных организаций, в том числе 1 учреждение федерального подчинения (без учреждений ФМБА) и филиал ФГБу "Томского НИМЦ РАН" - ФАНО "Тюменский кардиологический центр". На 01.01.2019 коечный фонд в государственных учреждениях здравоохранения Тюменской области составил 9105 коек с учреждениями федерального подчинения и 8 804 коек без учреждений федерального подчинения. Численность коечного фонда в 2018 году (в сравнении с 2017 годом) увеличилась на 112 коек.
В связи с развитием амбулаторной хирургии оптимизировано количество коек хирургического профиля (в 2018 году коек данного профиля в круглосуточных стационарах - 1 421, в 2017 году - 1 425). В 2018 году функционировало 265 коек сестринского ухода (в 2017 году - 224 койки). Количество коек паллиативного профиля в 2017 и в 2018 годах составило 130 единиц.
РС ЕГИСЗ в сфере здравоохранения (РС ЕГИСЗ), введена в эксплуатацию распоряжением Правительства Тюменской области от 19.08.2013 N 1581-рп. В ее состав входят медицинские информационные системы (МИС), лабораторные системы, радиологическая система, интеграционные сервисы, сервисы электронной очереди, мобильные приложения.
41 медицинская организация (79% от общего количества) и 183 территориально выделенных структурных подразделений медицинских организаций (ед. и % от общего количества), 4266 врачей работают в МИС (75% от общего количества), 3790 среднего медперсонала работает в МИС (45% от общего количества) используют в своей работе МИС, 630 регистраторов.
В МИС реализованы и используются медицинскими работниками все основные блоки процессов: регистратура, приемное отделение, ведение протоколов осмотров, дневников, назначения, формирование направлений, выписные эпикризы, формирование рецептов, ведение амбулаторных медицинских карт, ведение историй болезни в стационарах, учет лекарственных средств, формирование реестра счетов с последующей отправкой в ИС ТФОМС.
В Тюменской области 83 территориально выделенных структурных подразделения медицинских организаций оснащены телемедицинскими системами видеоконференцсвязи, из них оказывают телемедицинские услуги 73.
На базе регионального телемедицинского центра проведено 12 консилиумов в формате "врач-врач" с участием специалистов Федеральных медицинских центров. В части дистанционного контроля над оказанием медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом сотрудниками регионального консультативно-мониторингового центра при ГБУЗ ТО "ОКБ N 1" выполнено 1233 консультации в формате "врач-врач". Осуществлено дистанционное наблюдение за состоянием здоровья 185 пациентов с заболеваниями системы кровообращения.
За 2018 год проведено 2938 телемедицинских консультаций, 109 плановых телемедицинских консультаций с профильными национальными медицинскими центрами Минздрава России по различным профилям.
Организованы реанимационно-консультативные центры на базе ЦМК и Перинатального центра осуществляющие ежедневный мониторинг состояние пациентов, находящихся в реанимационных отделениях медицинских организаций Тюменской области.
В Тюменской области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи с разделением на медицинские округа (Рисунок 2).
Рисунок 2
Уровни оказания медицинской помощи
При оказании специализированной медицинской помощи отработана маршрутизация пациентов в случаях родовспоможения, с острой сердечно-сосудистой патологией (в том числе с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения), а также при других жизнеугрожающих состояниях. Маршрутизация сформирована по территориальному (окружному) принципу и предусматривает доставку пациента в медицинскую организацию в максимально короткие сроки (Рисунок 3).
Рисунок 3
Уровневая система специализированной медицинской помощи по отдельным видам
В соответствии с порядком оказания медицинской помощи пациенты госпитализируются в первичные сосудистые отделения (г. Тобольск, г. Ишим, г. Ялуторовск) и региональные сосудистые центры (г. Тюмень). Во исполнение приказа Департамента здравоохранения Тюменской области N 841 от 13.12.2018 "О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения Тюменской области N 380 от 14.06.2018 "О взаимодействии медицинских организаций Тюменской области при оказании медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями" на базе ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" организован региональный сосудистый центр, оказывающий медицинскую помощь населению с острым коронарным синдромом. В то же время на базе ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" продолжает функционировать региональный сосудистый центр, оказывающий медицинскую помощь пациентам с острым нарушением мозгового кровообращения.
Усовершенствован процесс маршрутизации пациентов с острым коронарным синдромом и острыми нарушениями мозгового кровообращения (инсульты) (рисунок 4, 6).
Рисунок 4
Схема маршрутизации пациентов с острым коронарным синдромом (с максимальным расстоянием при эвакуации)
|
|
|
|
Организации, оказывающие специализированную и высокотехнологическую помощь |
|
|
Межрайонные специализированные центры |
|
|
Районы |
> |
> |
||
|
|
|
|
|
|
|
ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" (г. Тобольск), |
|
|
г. Тобольск |
|
|
|
|
Тобольский район (179 км) |
> |
> |
ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" (Областной кардиологический диспансер) |
|
Уватский район (190 км) |
(140 км) |
В том числе оказание высокотехнологической помощи |
(260 км) |
|
Вагайский район (135 км) |
|
|
||
|
|
|
|
|
г. Ишим |
|
|
|
|
Ишимский район (85 км) |
|
|
|
|
Викуловский район (49 км) |
|
|
|
|
Аромашевский район |
|
|
|
|
(77 км) |
|
ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" (г. Ишим), |
|
|
Абатский район (55 км) |
> (230 км) |
> (300 км) |
ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" (Областной кардиологический диспансер) |
|
Армизонский район (50 км) |
В том числе оказание высокотехнологической помощи |
|||
Бердюжский район (66 км) | ||||
Казанский район (45 км) |
|
|
||
Голышмановский район |
|
|
|
|
(53 км) |
|
|
|
|
Сладковский район (90 км) |
|
|
|
|
Сорокинский район (45 км) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г. Ялуторовск |
|
|
|
|
Ялуторовский район (73 |
|
|
|
|
км) |
|
|
|
|
Упоровский район (47 км) |
|
|
|
|
Омутинский район (37 км) |
> (140 км) |
ГБУЗ ТО "Областная больница N 23" (г. Ялуторовск) |
> (79 км) |
|
Юргинский район (30 км) |
|
|||
г. Заводоуковск |
|
|||
Заводоуковский район |
|
|
|
|
(42 км) |
|
|
|
|
Исетский район (47 км) |
|
|
|
Филиал ФГБНУ Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН "Тюменский кардиологический научный центр" (по согласованию) |
(без подъема сегмента ST) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г. Тюмень |
|
|
|
|
Тюменский район (88 км) |
|
|
|
|
Нижнетавдинский район (80 км) |
|
> |
|
|
Ярковский район (110 км) |
|
(130 км) |
|
|
Исетский район (47 км) (с подъемом сегмента ST) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель смертности от острого коронарного синдрома за 2018 год по Тюменской области составил 23,9 на 100 тыс. населения. Превышение среднего областного уровня отмечается в Омутинском районе (43,5), Ишимском районе (40,9), г. Ишим (37,0), Исетском (35,7) и Тобольском (33,8) районах.
Рисунок 5
Уровень смертности от ОКС в разрезе муниципальных образований за 2018 год
Рисунок 6
Схема маршрутизации пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения (инсульты) (с максимальным расстоянием при эвакуации)
Муниципальные образования, закрепленные за неврологическими отделениями для больных с ОНМК |
|
|
|
Статус неврологического отделения для больных с ОНМК, наименование учреждения |
|
| ||
| ||
| ||
г. Тюмень |
|
Региональный сосудистый центр на базе 3-х учреждений: |
Тюменский район (88 км) |
> (130 км) |
ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1"; |
Нижнетавдинский район (80 км) |
ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2". |
|
Ярковский район (110 км) |
|
|
|
|
|
г. Тобольск |
|
|
Тобольский район (179 км) |
> (140 км) |
Первичное сосудистое отделение N 1 на базе ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" (г. Тобольск) |
Уватский район (190 км) | ||
Вагайский район (135 км) |
|
|
|
|
|
г. Ишим |
|
|
Ишимский район (85 км) |
|
|
Викуловский район (49 км) |
|
|
Аромашевский район (77 км) |
|
|
Абатский район (55 км) |
> (230 км) |
Первичное сосудистое отделение N 2 на базе ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" (г. Ишим) |
Армизонский район (50 км) | ||
Бердюжский район (66 км) | ||
Казанский район (45 км) |
|
|
Голышмановский район (53 км) |
|
|
Сладковский район (90 км) |
|
|
Сорокинский район (45 км) |
|
|
|
|
|
г. Ялуторовск |
|
|
Ялуторовский район (73) |
|
|
Упоровский район (47 км) |
> (140 км) |
Первичное сосудистое отделение N 3 на базе ГБУЗ ТО "Областная больница N 23" (г. Ялуторовск) |
Омутинский район (37 км) | ||
Юргинский район (30 км) | ||
Заводоуковский район (42 км) |
|
|
Исетский район (47 км) |
|
|
Показатель смертности от острого нарушения мозгового кровообращения за 2018 год по Тюменской области составил 54,8 на 100 тыс. населения. Превышение среднего областного уровня зарегистрировано в Аромашевском (114,7), Юргинском (114,1), Сладковском (106,8), Сорокинском (104,1), Омутинском (97,9), Тобольском (86,9), Нижнетавдинском (86,1), Ишимском (85,1) районах, г. Ялуторовске (75,1).
Рисунок 7
Уровень смертности от ОНМК в разрезе муниципальных образований за 2018 год
В целях повышения качества и доступности медицинской помощи пострадавшим при ДТП согласно приказу Департамента здравоохранения Тюменской области N 739 от 08.11.2018 "Об оказании медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в Тюменской области" организованы принципы маршрутизации пострадавших в ДТП по трехуровневой схеме госпитализации, в зависимости от степени тяжести травмы у пострадавшего (рисунок 8).
Рисунок 8
Схема маршрутизации пострадавших при ДТП (с максимальным расстоянием при эвакуации)
|
|
|
|
Травмоцентры I уровня (тяжелые травмы, требующие специализированной медицинской помощи) |
|
Районы (травмы легкой степени тяжести, госпитализируются в ближайший по доезду от места ДТП травмоцентр III уровня) |
|
Травмоцентры II уровня (травмы средней степени тяжести) |
|
||
> |
> |
||||
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
г. Тобольск (травмоцентр III уровня) |
|
ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" (г. Тобольск) |
|
|
|
Тобольский район (179 км) |
> (140 км) |
> (240 км) |
|
||
Уватский район (травмоцентр III уровня) (190 км) | |||||
Вагайский район (135 км) | |||||
|
|
|
|
|
|
г. Ишим (травмоцентр III уровня) м |
|
|
|
|
|
Ишимский район (85 км) |
|
|
|
|
|
Викуловский район (49 км) |
|
|
|
|
|
Аромашевский район (77 км) |
|
|
|
|
|
Абатский район (травмоцентр III уровня) (55 км) |
|
ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" (г. Ишим) |
|
|
|
|
|
|
|||
Армизонский район (50 км) |
> |
> |
|
||
Бердюжский район (травмоцентр III уровня) (66 км) |
(230 км) |
(300 км) |
|
||
Казанский район (45 км) |
|
|
|
|
|
Голышмановский район (травмоцентр III уровня) (53 км) |
|
|
|
ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" |
|
Сладковский район (90 км) | |||||
Сорокинский район (45 км) | |||||
|
|
|
|
|
|
г. Ялуторовск (травмоцентр III уровня) |
|
|
|
|
|
Ялуторовский район (73 км) |
|
|
|
|
|
Упоровский район (47 км) |
|
ГБУЗ ТО "Областная больница N 23" (г. Ялуторовск) |
|
|
|
Омутинский район (травмоцентр III уровня) (37 км) |
> (140 км) |
> (78 км) |
|
||
| |||||
Юргинский район (30 км) |
|
|
|
||
г. Заводоуковск |
|
|
|
|
|
Заводоуковский район (42 км) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г. Тюмень |
|
|
|
|
|
Тюменский район (88 км) |
|
|
|||
Нижнетавдинский район (80 км) |
-> |
|
|||
Ярковский район (травмоцентр III уровня) (110 км) |
(130 км) |
||||
Исетский район (травмоцентр III уровня) (47 км) |
|
|
Протяженность автомобильных дорог федерального значения в границах Тюменской области составляет 1024,000 км, регионального или межмуниципального значения - 9 024,729 км. (Приложение 2) Перечень автомобильных дорог федерального значения утвержден "Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения", регионального значения - Постановлением Правительства Тюменской области от 02.09.2008 N 260-п "Об утверждении Перечней автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения". Очаги повышенной аварийности на федеральных и региональных трассах, и межрегиональных автодорогах представлены на карте-схеме приложения 2.
В случаях оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях отработана эвакуация с места ДТП в ближайшую медицинскую организацию, имеющую оснащение для оказания помощи, в том числе при тяжелых политравмах. В соответствии с приказом Департамента здравоохранения Тюменской области от 01.02.2014 года N 85ос организованы зоны ответственности станций (отделений) скорой медицинской помощи для организации скорой медицинской помощи гражданам, пострадавшим в ДТП (приложение 3). Также, с учетом аварийно-опасных участков дорог, организованы трассовые пункты (Рисунок 9).
Рисунок 9
Трехуровневая схема госпитализации пациентов, пострадавших в ДТП
Показатель смертности от дорожно-транспортных происшествий за 2018 год по Тюменской области составил 10,3 на 100 тыс. населения. Превышение средне областного уровня зафиксировано в Ярковском (56,0), Исетском (39,6), Вагайском (29,1), Тобольском (29,0), Ялуторовском (28,0), Армизонском (21,6) районах, г. Ялуторовске (20,0), Бердюжском (18,6) и Абатском (17,7) районах.
Рисунок 10
Уровень смертности от ДТП в разрезе муниципальных образований за 2018 год
Экстренная госпитализация пациентов осуществляется санитарным и авиационным транспортом территориального центра медицины катастроф. (Рисунок 11, 12)
Рисунок 11
Схема эвакуации пациентов санитарным автотранспортом ТЦМК
Медицинская эвакуация осуществляется в догоспитальном периоде с места происшествия или нахождения пациента в медицинское учреждение, в госпитальном периоде - из одного медицинского учреждения в другое (межбольничная эвакуация) (Рисунок 11). В каждом случае производится выбор оптимального способа эвакуации с минимизацией временных затрат.
Рисунок 12
Схема эвакуации пациентов санитарным авиационным транспортом ТЦМК
2. Сведения о службе скорой медицинской помощи Тюменской области
В службе скорой медицинской помощи Тюменской области развернуты 2 станции скорой медицинской помощи, одна из которых является юридическим лицом, 20 отделений в составе областных больниц и 4 трассовых пункта на федеральных автомобильных дорогах.
В 2018 г. бригадами скорой медицинской помощи выполнено 424617 вызовов, в том числе в экстренной форме 53,6%, в неотложной - 46,4% (Приложение 4). Доля вызовов скорой медицинской помощи со временем доезда до пациента в течение 20 мин. составила 91,6% от общего количества вызовов, выполненных выездными бригадами. Доля вызовов (обращений) для оказания медицинской помощи в неотложной форме, переданных из станций (отделений) скорой медицинской помощи для исполнения в отделения неотложной медицинской помощи, из общего числа вызовов для оказания медицинской помощи в неотложной форме, поступивших на станции ССМП, по данным ФФСН N 30 составила 28,0%.
Рисунок 13
На оснащении станций и отделений скорой медицинской помощи имеется 167 автомобилей скорой медицинской помощи (рисунок 13) классов В и С, из которых удельный вес автомобилей старше 5 лет составляет на 01.01.2019 г 48,5% (Приложение 4).
В настоящее время используется АСУ АДИС (разработчик ООО "Новые системные технологии" (Москва). 36,4% станций (отделений) скорой медицинской помощи, оснащены медицинскими информационными системами, обеспечивающими автоматизацию работы станций (отделений) скорой медицинской помощи.
В единое информационное пространство объединены ГБУЗ ТО Станция скорой медицинской помощи и отделение скорой медицинской помощи ГБУЗ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) и ГБУЗ ТО "Областная больница N 24 (с. Ярково)". Внедрен прием вызова оперативным отделом ГБУЗ ТО ССМП путем переадресации вызовов с территории Нижнетавдинского района и Ярковского района. Существующий программный комплекс АСУ АДИС позволяет передавать в единую центральную диспетчерскую службы скорой медицинской помощи информацию о диагнозе пациента при выполнении вызова скорой медицинской помощи к этому пациенту. Программный комплекс интегрирован со службой 112. Ведется разработка нового программного продукта для скорой медицинской помощи на базе платформы 1С, предполагающего объединение службы скорой медицинской помощи, ее интеграцию в единую МИС области и с системой 112. Проведено тестирование разработанного программного продукта, разработано техническое задание на доработку, проведена процедура закупки. Заказчик разработки программного продукта Департамент информатизации Тюменской области, по результатам конкурентной процедуры подписан договор, сроки введения в эксплуатацию - 4 кв. 2019 г.
3. Основные показатели деятельности санитарной авиации в Тюменской области
Для нужд санитарной авиации используются действующие аэропорты, расположенные в г. Тюмень: "Плеханово" и "Рощино". Модернизирована и принята в эксплуатацию вертолётная площадка "Сузгун" города Тобольска. Данные площадки находятся в непосредственной близости от медицинских организаций и время доезда составляет не более 15 мин. При оказании медицинской помощи с использованием санитарной авиации в настоящее время используются 48 посадочных площадок, в том числе аэродромы, зарегистрированные в Уральском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в том числе и приспособленные. Площадки, расположенные вблизи медицинских организаций: III уровня (г. Тюмень) - 3, II уровня (гг. Тобольск, Ишим, Заводоуковск, Ялуторовск) - 4, I уровня (районные муниципальные поселения) - 24, 11 посадочных площадок расположены на месторождениях, в основном Уватского района.
Для оказания медицинской помощи санитарной авиацией в Тюменской области с января 2018 года используется вертолёт МИ-8 АМТ (выпуск 2017 года). Местом постоянного базирования вертолёта определен аэропорт Максимальная длительность авиационного этапа транспортировки на вертолёте составляет 4 часа. "Плеханово". Режим дежурства в формате 24/7. При выполнении санитарного задания предусмотрено подменное воздушное судно. Вертолёт оборудован модулем медицинским вертолётным, системой жизнеобеспечения, позволяющей проводить интенсивную терапию во время медицинской эвакуации. (Рисунок 14, 15).
Рисунок 14
Оснащение, а также медицинское оборудование, установленное на вертолете, соответствует требованиям Приказа Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", Приказа Минздрава России от 22.01.2016 N 36н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи", имеет регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
Рисунок 15
Оперативное управление и координация действий врачей-консультантов, бригад специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи постоянной готовности, вылетевших (выехавших) в лечебно-профилактические учреждения городов и районов области для оказания экстренной медицинской помощи, а также непосредственный контроль за их работой осуществляет центр медицины катастроф, структурное подразделение ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" (далее - ГБУЗ ТО "ОКБ N 1").
Территориальный центр медицины катастроф представлен: Отделениями экстренной и планово-консультативной помощи в гг. Тюмень, Тобольск, Ишим. Имеющие в своём составе: - бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности - 9 (реанимационные - 2, хирургические - 3, травматологическая - 1, инфекционная -1, ожоговая - 1, токсико-терапевтическая - 1). Бригады оснащены необходимой лечебно-диагностической аппаратурой и укомплектованы персоналом, владеющим современными методами оказания экстренной медицинской помощи. В соответствии с приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" на постоянной основе сформировано пять авиамедицинских бригад на базе ГБУЗ ТО "ОКБ N 1", ТЦМК с отделениями в г. Тобольске и г. Ишиме, в соответствии со сменным графиком работы, в суточном режиме работает 1 авиамедицинская бригада.
Авиамедицинская бригада включает в себя: врача-анестезиолога-реаниматолога и (или) медсестру-анестезиста, фельдшера. Бригады формируются из числа: врач-анестезилог-реаниматолог - 5 физ. лиц. медсестра-анестезист - 3 физ. лиц. фельдшер - 4 физ. лиц.
Бригады, не прошедшие обученные как авиамедицинские не участвуют в проведении санитарно-авиационной эвакуации.
Таблица 4
Число медицинских работников, прошедших обучение по направлению "Подготовка авиамедицинских бригад" в ВЦМК "Защита"
Год |
Число лиц, прошедших обучение |
2014 |
- |
2015 |
- |
2016 |
- |
2017 |
3 |
2018 |
9 |
2019 |
- |
2020 |
9* |
* при условии развития малой авиации
Прочий немедицинский персонал: экипаж вертолета, водители санитарного автомобиля согласно штатного расписания.
Оперативно-диспетчерский отдел, обеспечивающий полноценную диспетчеризацию, в том числе организацию консультаций, работу на выезде, эвакуацию больных и пострадавших.
Медицинская эвакуация осуществляется из отдалённых, труднодоступных районов региона путем проведения транспортировки в специализированные учреждения медицинской помощи при отсутствии возможности получить квалифицированное лечение в местной медицинской организации.
Таблица 5
Статистические данные по авиамедицинской эвакуации
Год |
Число вылетов всего |
Из них внутри области |
Вылеты за пределы области |
Вылеты самолётами |
Вылеты вертолётами |
Эвакуировано пациентов всего |
Из них детей/ включая детей до года |
Авиакомпании выполнявшие вылеты |
2010 |
152 |
152 |
|
4 |
148 |
217 |
39/24 |
АО "ЮТэйр-Вертолетные услуги" |
2011 |
122 |
122 |
|
|
122 |
188 |
76/24 |
|
2012 |
141 |
141 |
|
|
141 |
200 |
51/12 |
|
2013 |
150 |
150 |
|
|
150 |
230 |
54/12 |
|
2014 |
137 |
137 |
|
|
137 |
201 |
42/9 |
|
2015 |
149 |
149 |
|
|
149 |
197 |
58/18 |
|
2016 |
103 |
103 |
|
|
103 |
160 |
33/5 |
|
2017 |
186 |
186 |
|
|
186 |
245 |
78/11 |
|
2018 |
144 |
143 |
1 |
|
144 |
212 |
63/10 |
|
В рамках реализации программы по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи с использованием санитарной авиации населению, проживающему в труднодоступных местах Тюменской области в 2017 - 2018 гг. в соответствии с основными группами МКБ оказана помощь и эвакуировано:
Таблица 6
Мероприятие |
2017 г. |
2018 г. |
|
Общее число вылетов |
186 |
144 |
|
Общее число пациентов, которым оказана медицинская помощь |
245 |
212 |
|
Из них по нозологиям и профилям: |
|
|
|
Болезни системы кровообращения, из них: |
27 |
26 |
|
|
ОКС |
11 |
5 |
|
ОНМК |
16 |
7 |
Другие группы МКБ: |
|
|
|
|
Травмы |
27 |
35 |
|
Комбустиология |
16 |
11 |
|
Акушерство-гинекология |
30 |
25 |
|
Органы дыхания |
24 |
12 |
|
Органы пищеварения |
30 |
34 |
|
Новообразования |
7 |
3 |
|
Инфекционные болезни |
15 |
9 |
|
Прочее |
42 |
45 |
С учётом условий местности, климата, наличия труднодоступных мест, возможностей авиационной техники санитарно-авиационная эвакуация осуществляется также и на догоспитальном этапе.
В 2017 году:
- догоспитальная эвакуация составила - 62%;
- межгоспитальная эвакуация - 38%;
- процент госпитализации в первые сутки составил - 83,6%.
В 2018 году:
- догоспитальная эвакуация составила - 74%;
- межгоспитальная эвакуация - 26%;
- процент госпитализации в первые сутки составил - 84%.
Доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток в 2017 - 2018 гг. соответствует цели проекта.
Таблица 7
Результаты приоритетного проекта "Развитие санитарной авиации" в 2017 - 2018 гг.
Год |
Дата начала полётов |
Число вылетов рамках проекта |
Число эвакуированных пациентов в рамках проекта |
Из них дети |
Из них дети до 1 года |
2017 |
01.05. |
172 |
227 |
75 |
10 |
2018 |
01.01. |
144 |
212 |
63 |
10 |
Медицинская эвакуация из медицинских организаций 1-го и 2-го уровней осуществляется бригадами центра медицины катастроф на санитарных автомобилях класса "С".
Проведение санитарно-авиационной эвакуации осуществляется в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения Тюменской области от 26 июня 2017 г. N 487 "Об организации медицинской санитарно-авиационной эвакуации в Тюменской области".
Заявка на проведение санитарно-авиационной эвакуации организуется, следуя алгоритму:
- Решение о необходимости авиамедицинской эвакуации с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации) принимает руководитель (заместитель руководителя по лечебной работе) медицинской организации, имеющей в составе отделение скорой медицинской помощи, или станции скорой медицинской помощи, в период отсутствия руководителя - лицо, уполномоченное руководителем приказом по учреждению. Копия приказа предоставляется в ТЦМК.
- Информирование лица, принимающего решение о необходимости авиамедицинской эвакуации, с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации) осуществляет врач (фельдшер) выездной бригады скорой медицинской помощи, находящийся на вызове, фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам станции (отделения) скорой медицинской помощи.
- Лицо, принявшее решение о необходимости авиамедицинской эвакуации, обращается к дежурному фельдшеру отделения экстренной и плановой консультативной медицинской помощи ТЦМК или его филиала в городах Тобольск или Ишим (далее - филиал ТЦМК, дежурный фельдшер): по телефону или при непосредственном обращении предоставляется информация. В случае принятия решения об авиамедицинской эвакуации, оформляется Заявка на проведение медицинской санитарно-авиационной эвакуации авиационным транспортом за подписью руководителя медицинской организации, по утверждённой форме. Заявка направляется в ТЦМК в электронном виде на адрес электронной почты и, в течении 3 рабочих дней, на бумажном носителе.
- Дежурный фельдшер регистрирует вызов в журнале записи вызовов скорой медицинской помощи (учётная форма N 109/у, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России N 942 от 02.12.2009 "Об утверждении статистического инструментария станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи").
- Дежурный фельдшер согласовывает вызов с руководителем ТЦМК и/или филиала ТЦМК.
- Дежурный фельдшер оформляет Задание на санитарные полеты по утверждённой форме за подписью руководителя ТЦМК и/или филиала ТЦМК и направляет в электронном виде в диспетчерскую службу поставщика авиационных услуг (далее - Поставщик).
- При согласовании с Поставщиком возможности вылета, проводится направление выездной бригады ТЦМК на вызов.
- Для принятия оперативных решений при выполнении Задания, дежурный фельдшер информируется выездной бригадой ТЦМК, при участии летного состава Поставщика, о времени исполнения каждого этапа вызова.
- Лицо, принявшее решение о необходимости авиамедицинской эвакуации, обеспечивает встречу медицинского вертолета в пункте вызова и содействие летному составу и выездной бригаде ТЦМК в случае задержки обратного вылета. При посадке на необорудованные места посадки осуществляется взаимодействие с органами внутренних дел по обеспечению безопасности населения.
- Подготовка пациента к авиамедицинской эвакуации с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации), при возможности, проводится бригадой скорой медицинской помощи и включает необходимые мероприятия для обеспечения стабильного состояния пациента во время авиамедицинской эвакуации в соответствие с тяжестью состояния, предполагаемой длительности медицинской эвакуации. Выездная бригада ТЦМК, при наличии технической возможности, осуществляет постоянный мониторинг состояния здоровья пациента посредством средств связи (телефон, электронная связь, иная связь).
- Во время авиамедицинской эвакуации выездная бригада ТЦМК осуществляют мониторинг состояния функций организма пациента и оказывают ему необходимую медицинскую помощь.
- ТЦМК, совместно со скорой медицинской помощью Медицинской организации, организует встречу выездной бригады ТЦМК, обеспечивает дальнейшую медицинскую эвакуацию пациента, в том числе, при отсутствии противопоказаний, санитарным автотранспортом скорой медицинской помощи, в том числе оказание медицинской помощи и передачу сопроводительных документов. Допускается передача пациента другой выездной бригаде ТЦМК или выездной бригаде скорой медицинской помощи.
- При завершении медицинской эвакуации выездная бригады ТЦМК передает пациента и медицинскую документацию под роспись уполномоченному медицинскому работнику приемного отделения или скорой медицинской помощи и информирует дежурного фельдшера об окончании вызова с указанием фамилии, имени и отчества принявшего пациента врача (фельдшера).
III. Цели, задачи и приоритетные направления реализации Стратегии
Развитие системы оказания скорой медицинской помощи с использованием санитарной авиации в Тюменской области в формате 24/7 на основе единой службы скорой медицинской помощи и медицины катастроф в трех уровневой системе оказания медицинской помощи в экстренной форме.
Таблица 8
Целевые показатели:
N п/п |
Наименование показателя |
Тип показателя |
Базовое значение |
Период, год |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||
Значение |
Дата |
|||||||||
1 |
Число лиц (пациентов), проживающих в Тюменской области, дополнительно эвакуированных с использованием санитарной авиации (ежегодно, человек) не менее |
дополнительный |
159 |
31.12.2017 |
168 |
157 |
167 |
184 |
202 |
219 |
|
Доля лиц, проживающих в Тюменской области, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток от общего числа больных, к которым совершены вылеты, % |
дополнительный |
83,5 |
31.12.2017 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
Задачи:
1. Формирование единой региональной системы скорой медицинской помощи и медицины катастроф.
2. Создание единой региональной системы диспетчеризации скорой медицинской помощи.
3. Организация и развитие телемедицинских технологий на базе ЦМК Тюменской области.
4. Развитие медицинских округов с учетом численности, плотности и иных особенностей распределения населения.
5. Формирование динамической маршрутизации, учитывающей актуальное состояние и мощности системы здравоохранения Тюменской области.
6. Дальнейшее развитие и обеспечение работы санитарной авиации в субъекте Российской Федерации в формате "24/7" к концу 2024 года.
7. Выполнение не менее 130 вылетов в год по всей территории Тюменской области дополнительно к вылетам, выполняемым за счет бюджетов Тюменской области к концу 2024 года.
IV. Мероприятия по развитию санитарной авиации на период до 2024 года
1. Формирование единой региональной системы скорой медицинской помощи и медицины катастроф.
В целях развития санитарной авиации Тюменской области до 2024 года будет сформирована единая региональная система скорой медицинской помощи и медицины катастроф, координирующая и организующая медицинскую эвакуацию, в том числе санитарно-авиационную эвакуацию, пациентов на всей территории Тюменской области. Система объединит все медицинские организации и структурные подразделения медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь и территориальный центр медицины катастроф и позволит расширить возможности догоспитальной и межбольничной медицинских эвакуаций с целью оказания пострадавшим и тяжелым пациентам неотложной и специализированной высокотехнологичной медицинской помощи.
Для обеспечения оперативного управления службой планируется внедрение единой региональной информационной системы управления службой скорой медицинской помощи, интегрированной с медицинской информационной системой Тюменской области. План-график внедрения представлен в Приложении 5.
Планируется интеграция с электронной медицинской картой, применение которой позволит бригаде, осуществляющей санитарно - медицинскую эвакуацию, оперативно владеть информацией о состоянии здоровья, видеть лист уточненных диагнозов, аллергоанамнез, данные о носительстве инфекций, приеме лекарственных препаратов.
2. Создание единой региональной системы диспетчеризации скорой медицинской помощи.
Планируется оптимизация службы оказания скорой медицинской помощи за счет централизации приема вызовов СМП. Внедрение функционального модуля, который будет содействовать оптимальному принятию решения диспетчером в процессах управления бригадами СМП, в том числе используя функции модуля интеграции с ГЛОНАСС, отображение автомобилей СМП на картографической основе, прокладывание маршрута от текущего местоположения автомобиля СМП до места вызова вне зависимости от границ муниципального образования региона.
3. Организация и развитие телемедицинских технологий на базе ЦМК Тюменской области.
Развитие и дальнейшее внедрение системы головного телемедицинского центра на базе ГБУЗ ТО "ОКБ N 1", пунктов и кабинетов, оснащенных специализированными программно-аппаратными средствами и подготовленными кадрами, позволяющими оказывать телемедицинские услуги. Единая региональная система экстренной дистанционно-консультативной медицинской помощи предназначена для предоставления консультаций в условиях круглосуточного стационара и на догоспитальном этапе, в случаях отсутствия возможности для оказания медицинской помощи в полном объеме.
Организация и развитие телемедицинских технологий запланировано по двум направлениям:
1. Развитие телемедицинских консультаций "врач-врач" в экстренном и неотложном режиме, в том числе проведения консилиума, а также для решения вопроса об эвакуации пациента в специализированное учреждение.
2. Объединение в единую телемедицинскую сеть отделений анестезиологии и реанимации с введением дистанционных дежурств врачей-реаниматологов с возможностью контроля за клиническими параметрами пациентов с целью дальнейшей коррекции.
Первое направление позволит заменить часть выездов специалистов в другие медицинские организации, но в большей мере - объективизировать получаемые данные о пациенте с целью принятия тактических решений, что будет способствовать оптимальному использованию трудовых ресурсов.
Второе - позволит более оперативно оказывать помощь пациентам, находящимся в критическом состоянии, за счет организации дистанционного мониторинга пациентов, в том числе:
- Видеотрансляции показателей мониторинга, лабораторных параметров и параметров ИВЛ, по потребности - внешнего вида пациента, подлежащего мониторингу;
- Возможности online-просмотра листов назначений, результатов лабораторных и инструментальных методов исследования пациентов, подлежащих мониторингу;
- Единое информационное пространство между ЦМК, РКЦ и стационарами (отделениями), пациенты которых находятся на динамическом мониторинге.
Алгоритм оказания дистанционно-консультативной помощи представлен на рисунке 16.
Рисунок 16
4. Развитие медицинских округов с учетом численности, плотности и иных особенностей распределения населения.
Дооснащение ГБУЗ ТО "Областная больница N 23" (г. Ялуторовск) ангиографом позволит оказывать специализированную помощь в уже организованном первичном сосудистом отделении.
Будет рассмотрена возможность дооснащения медицинских организаций I уровня и частично II уровня ультразвуковыми аппаратами для прикроватной лабораторной диагностики, автоматическими анализаторами газов крови, кислотно-щелочного состояния, электролитов, глюкозы и палатными рентгеновскими установками для использования в условиях отделений анестезиологии и реанимации для пациентов, находящихся на ИВЛ.
Развитие централизованного контроля за состоянием здоровья и основными медико-статистическими показателями в разрезе муниципальных образований региона позволит своевременно проводить дооснащение медицинских организаций всех уровней, перепрофилирование/организации коек круглосуточного стационара, а также реализовывать мероприятия направленные на сохранение здоровья жителей Тюменской области.
5. Формирование динамической маршрутизации, учитывающей актуальное состояние и мощности системы здравоохранения Тюменской области.
Формирование динамической маршрутизации предусматривает информирование бригады скорой медицинской помощи о готовности оказания медицинской помощи принимающим учреждением. В связи с чем, при автоматизации управлением скорой медицинской помощи, планируется реализовать функционал, в том числе предусматривающий информирование о готовности специализированного оборудования (например, ангиографов). Данные мероприятия направлены на сокращение времени ожидания необходимых методов исследований и оказания медицинской помощи во время "терапевтического окна".
6. Дальнейшее развитие и обеспечение работы санитарной авиации в субъекте Российской Федерации в формате "24/7" к концу 2024 года.
В настоящее время на территории Тюменской области работа санитарной авиации организована в круглосуточном режиме. Однако, имеется потребность в строительстве двух недостающих вертолетных площадок. После окончания строительства количество точек базирования воздушных судов будет соответствовать полной потребности.
План-график по строительству (реконструкции) вертолетных (посадочных) площадок при медицинских организациях Тюменской области на период 2019 - 2024 годы. (Таблица 9)
Таблица 9
Наименование медицинской организации |
Категория медицинского учреждения |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Источник финансирования |
ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" (по адресу: г. Тюмень, ул. Мельникайте, 75) |
Медицинское учреждение III уровня |
строительство вертолетной площадки |
до 01.11.2020 |
средства областного бюджета |
ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" (по адресу г. Тюмень ул. Семовских (район д. Патрушево). |
Медицинское учреждение III уровня |
строительство (реконструкция) вертолетной площадки |
2021 - 2022 |
средства областного бюджета |
Также планируется оценить целесообразность и техническую возможность использования малой вертолетной авиации в медицинских целях.
Легкий многоцелевой вертолет для проведения санитарно-авиационной эвакуации должен обладать следующими характеристиками:
- Двухдвигательный, возможность без ангарного хранения и применения в различных климатических зонах. Вертолет должен оснащаться медицинским модулем, который соответствует современным стандартам и полностью сертифицирован;
- Максимальная скорость - 275 км/ч;
- Крейсерская скорость - 250 км/ч;
- Макс. дальность полета - 650 км;
- Практический потолок - 5500 м;
- Статический потолок вне зоны влияния земли - 2900 м;
- Макс. взлетная масса - 3600 кг;
- Летный экипаж - 1-2 человека;
- Пассажиры - 2+1 человек расположенный на носилках;
- Время подготовки к полёту ~10 мин.
Медицинский модуль в составе вертолета должен быть оснащен:
- Быстрофиксируемой системой для удобства загрузки медицинских носилок и направляющими для удобной и быстрой фиксации носилок;
- Конструкцией настилов обеспечивающую защиту медицинских ящиков, установленных под медицинским напольным покрытием. Настилы также служат направляющими в процессе погрузки пациента на медицинских носилках;
- Разделенными местами для медицинских работников (2 человека) с возможностью полноценного доступа к пациенту и медицинскому оборудованию для оказания медицинской помощи во время полета;
- Предусмотрено место для хранения медицинских укладок оказания первой медицинской помощи, как вне вертолета, так и в полете. Укладки пристегнуты и удерживаются ремнями.
- Кислородной системой (встроенные электронные и кислородные линии включая все необходимые элементы управления подачей медицинского кислорода);
- Медицинской стенкой для крепления медицинских приборов. Медицинские приборы могут быть легко и быстро сняты со стенки для оказания помощи пациенту, находящемуся вне вертолета;
- Модуль должен иметь удобный дизайн для ежедневного технического и санитарного обслуживания и дезинфекции;
Вертолетный медицинский модуль предназначен для вертолетов AS350/AS355/EC 130/EC 135/EC145/EC 155/АНСАТ.
Решение о целесообразности использования данного воздушного судна планируется принять к концу 2019 года.
7. Выполнение не менее 130 вылетов в год по всей территории Тюменской области дополнительно к вылетам, выполняемым за счет бюджетов Тюменской области к концу 2024 года.
V. Ожидаемые результаты
1. Сформирована единая региональная система скорой медицинской помощи и медицины катастроф, координирующая и организующая медицинскую эвакуацию, в том числе санитарно-авиационную эвакуацию, пациентов на всей территории Тюменской области. Оптимизирована работа Центра медицины катастроф путем передачи выездной работы в службу Скорой медицинской помощи. В рамках единой региональной системы функции скорой медицинской помощи и центра медицины катастроф распределены следующим образом:
1.1. Скорая медицинская помощь
- единая диспетчеризация;
- выезды в рамках скорой медицинской помощи;
- координация вылетов санитарной авиации.
1.2. Центр медицины катастроф (ГБУЗ ТО "ОКБ N 1")
- создание материальных запасов на случай ГО и ЧС;
- консультации (круглосуточно) пациентов на базе единого телеконсультационного центра.
2. Внедрена автоматизированная система управления (диспетчеризации) станцией скорой медицинской помощи в Тюменской области.
Развитие данной системы повысит эффективность работы и оперативности реагирования служб скорой помощи в городах Тюмень, Тобольск, Ялуторовск, Ишим.
В рамках проекта отделения скорой медицинской помощи оснащены компьютерной техникой и планшетами, автоматизированы все функции скорой медицинской помощи, а также интегрированы с ГЛОНАССом, 112 и медицинской информационной системой.
Взаимодействие с поликлиниками в части автоматизированной передачи неотложных вызовов повысит оперативность реагирования бригад неотложной помощи, участковому врачу оперативное предоставление информации о вызовах на его участке.
Внедрение данной системы сократит среднее время доезда, сократить долю повторных вызовов.
3. Организован и функционирует телеконсультационный центр на базе ЦМК Тюменской области.
Обеспечена оперативность дистанционных консультаций из медицинских организаций всех уровней с передачей клинических параметров и результатов исследований. Вопросы эвакуации решаются дистанционно, без выезда специалиста.
Отделения анестезиологии и реанимации объедены в единую телемедицинскую сеть с возможностью оценки состояния пациента по результатам клинических параметров в режиме реального времени 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Введены круглосуточные дежурства высококвалифицированных врачей-реаниматологов.
Организован дистанционный мониторинг пациентов дающий возможность:
- повышения объективности представляемых данных, возможность более точной коррекции параметров жизнеобеспечения, облегчения принятия решения о тактике лечения;
- оптимизации обмена данными, возможность расширенной аналитики и обработки данных;
- повышения доступности медицинской помощи, динамическая
маршрутизация пациентов.
4. Развитие медицинских округов с учетом особенностей распределения населения.
ГБУЗ ТО "Областная больница N 23" (г. Ялуторовск) дооснащено ангиографом. Сформирована маршрутизация пациентов с острой сосудистой патологий с учетом оснащения первичного сосудистого отделения.
Палаты интенсивной терапии в медицинских организациях I и II дооснащены необходимым оборудованием.
Внедрена единая система контроля основных медико-статистических показателей в разрезе муниципальных образований Тюменской области, с целью оперативного проведения мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения региона.
5. Сформирована система динамической маршрутизации, учитывающая состояние и мощности учреждений здравоохранения Тюменской области, что приведет к снижению сроков ожидания необходимых методов исследования, оптимизации использования ресурсов медицинских организаций и уменьшение времени "терапевтического окна".
6. Организована работа санитарной авиации в Тюменской области с возможностью эвакуации пациентов из всех районов Тюменской области в круглосуточном режиме, с учетом строительства дополнительных вертолетных площадок.
Решен вопрос о целесообразности использования малой авиации на территории Тюменской области.
7. Выполнение не менее 130 вылетов в год по всей территории Тюменской области дополнительно к вылетам, выполняемым за счет бюджетов Тюменской области к концу 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.