Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Избирательной
комиссии Камчатского края
от "13" июня 2020 года N 84/477
Порядок
приема листов поддержки кандидатов на должность Губернатора Камчатского края и проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований собранных в поддержку выдвижения кандидатов на должность Губернатора Камчатского края
1. Прием листов поддержки кандидатов на должность Губернатора Камчатского края и проверку достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований осуществляет Рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых кандидатами на должность Губернатора Камчатского края, в том числе листов поддержки кандидатов на должность Губернатора Камчатского края, подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов на должность Губернатора Камчатского края, и проверке достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, собранных в поддержку выдвижения кандидатов на должность Губернатора Камчатского края, сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку самовыдвижения кандидатов на должность Губернатора Камчатского края (далее - Рабочая группа).
2. В соответствии с частями 2, 3 статьи 30 Закона Камчатского края "О выборах Губернатора Камчатского края" (далее - Закон о выборах) кандидат на должность Губернатора Камчатского края представляет не ранее 19 июля 2020 года и не позднее 29 июля 2020 года до 18 часов по местному времени для регистрации в Комиссию единовременно с другими документами:
листы поддержки кандидата с подписями депутатов и (или) глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата по форме, установленной приложением 1 к Закону о выборах. Листы поддержки кандидата должны быть сброшюрованы в одну или несколько папок и рассортированы по муниципальным районам и городским округам, находящимся на территории Камчатского края, где проводился сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, и пронумерованы;
список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, по форме, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Камчатского края.
3. Папки с листами поддержки кандидата рекомендуется оформлять следующим образом:
- на лицевой стороне обложки каждой папки указывать фамилию, имя, отчество кандидата, номер папки, количество подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований;
- листы поддержки кандидата по возможности распределять в папки по муниципальным районам, городским округам;
- в рамках одной папки листы поддержки кандидата с подписями депутатов и (или) глав муниципальных районов помещать в начале папки, а затем подшивать листы поддержки кандидата, упорядочивая их по городским и сельским поселениям;
- нумерацию листов поддержки делать сквозной в пределах каждой папки;
- подшивки листов поддержки кандидата помещать в плотную обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные;
- концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставить подпись кандидата или его доверенного лица.
4. При оформлении списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, кандидату рекомендуется упорядочить сведения об указанных лицах в таком же порядке, как подшиты в папках их листы поддержки.
5. Проверка, как правило, проводится в отдельном помещении.
При проведении проверки могут присутствовать сами кандидаты, их доверенные лица, а также иные лица, присутствие которых предусмотрено Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и Законом о выборах. Их информирование о проведении указанных процедур осуществляется письменным извещением либо непосредственно, либо по телефону. Факт передачи уведомления (в том числе при информировании по телефону или непосредственно) должен быть зафиксирован.
6. В листах поддержки кандидата проверяется соответствие представленных листов поддержки кандидата списку лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата. В процессе приема каждый лист поддержки кандидата заверяется печатью Избирательной комиссии Камчатского края.
7. В случае выявления несоответствия данных в списке лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, с соответствующими данными в листах поддержки кандидата члены Рабочей группы предлагают кандидату устранить несоответствие, при этом возможно составление кандидатом (при приеме документов) уточненного списка лиц, которые поставили свои подписи в его листах.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона о выборах число подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, представляемое в Избирательную комиссию Камчатского края, может превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 5 процентов. В случае если данное требование нарушено, то кандидат должен самостоятельно исключить из представляемых документов лишние листы поддержки.
8. При нарушении нумерации листов поддержки кандидата в пределах одной папки кандидат или его доверенное лицо имеют право внести следующие изменения: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3), при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12). После этого вносятся изменения в данные о количестве листов поддержки, проставленном на лицевой стороне обложки папки, и заверяются подписью кандидата или доверенного лица кандидата.
9. Срок проверки подписей в листах поддержки составляет не более пяти дней со дня представления листов поддержки.
10. Избирательная комиссия Камчатского края не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата о результатах проверки.
11. О времени и месте проведения проверки подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, кандидаты извещаются Избирательной комиссией Камчатского края заранее.
12. Проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации, и соответствующие им сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата.
13. В целях оперативного выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата, необходимо сверять представленные разными кандидатами списки лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки. При выявлении подписи одного и того же лица в листах поддержки разных кандидатов проверка достоверности подписей в листах поддержки таких кандидатов проводится по возможности одновременно.
14. В случае если кандидат представил подписи депутатов и (или) глав муниципальных образований в количестве, заведомо недостаточном для регистрации, то проверка достоверности подписей все равно проводится в целях выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата.
15. Проверка листов поддержки кандидата осуществляется членом Рабочей группы путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. Информация о лице, поставившем свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, а также исполнение им соответствующих полномочий могут быть проверены с использованием данных, содержащихся в ГАС "Выборы". В случае несоответствия указанных данных необходимо получить информацию из соответствующего органа, подписанную уполномоченным должностным лицом.
16. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной или недостоверной либо не зачтена.
17. В случае возникновения сомнения в достоверности подписи в листе поддержки кандидата, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом и (или) главой муниципального образования, либо собрана с принуждением или за вознаграждение, либо поставлена до выдвижения кандидата), Рабочая группа от имени Избирательной комиссии Камчатского края вправе провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение. Письменное заявление этого лица, представленное в Избирательную комиссию Камчатского края до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной.
Лицо, поставившее свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, опрашивается лично членом Рабочей группы в помещении Избирательной комиссии Камчатского края, при этом устанавливается личность опрашиваемого лица. По поручению Рабочей группы опрос может быть проведен членом территориальной избирательной комиссии. При проведении опроса могут присутствовать сами кандидаты, их доверенные лица, а также иные лица, присутствие которых при проверке достоверности подписей предусмотрено законодательством. Вместе с тем непосредственно опрос может проводиться только уполномоченным на это Рабочей группой.
По результатам проведения опроса составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его проведения, фамилия, имя, отчество, должность (статус) опрашиваемого лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего опрос, фамилии, имена, отчества, должности (статус) лиц, присутствовавших при проверке, а также результат опроса.
В случае если лицо, достоверность подписи которого вызывает сомнение, подало письменное заявление в Избирательную комиссию Камчатского края с подтверждением достоверности подписи, то опрос проводится в указанном выше порядке, а заявление прилагается к протоколу опроса.
18. Если подпись депутата и (или) главы муниципального образования в листе поддержки кандидата признана недостоверной (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом и (или) главой муниципального образования, либо собрана с принуждением или за вознаграждение), кандидат вправе заменить этот лист поддержки иным листом, оформленным надлежащим образом, с подписью того же депутата, главы, при этом заменяемый лист остается в Избирательной комиссии Камчатского края вместе с иными представленными кандидатом для регистрации документами. Замену листа поддержки кандидат вправе произвести в период проверки подписей, а также после вручения ему протокола об итогах проверки не позднее чем за один день до дня заседания Избирательной комиссии Камчатского края, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации.
19. Если при проверке подписей будет выявлено, что депутат и (или) глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
Таким образом, если при проведении проверки обнаруживаются подписи лица, поддержавшего выдвижение двух и более кандидатов, подписи, проставленные по времени позднее, не засчитываются.
Если подпись, проставленная ранее, признается недостоверной, засчитывается подпись, проставленная ранее оставшихся достоверных подписей данного лица.
20. Если при проверке подписей выявляется, что депутат и (или) глава муниципального образования поставили несколько подписей в поддержку одного и того же кандидата, то засчитывается только одна подпись, а остальные подписи данного лица не засчитываются.
21. Признание подписи недостоверной возможно только по основаниям, прямо вытекающим из требований законодательства.
22. С учетом требований пункта 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, оснований, установленных статьей 29 Закона о выборах, подпись депутата и (или) главы муниципального образования может быть признана недостоверной в связи со следующим.
А) Подпись проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом и (или) главой муниципального образования.
В этом случае подпись признается недостоверной на основании информации соответствующего органа, подписанной уполномоченным должностным лицом, об отсутствии в составе депутатов представительного органа лица, поддержавшего выдвижение кандидата, либо о том, что это лицо не является главой муниципального образования.
Б) Если подпись депутата и (или) главы муниципального образования нотариально не засвидетельствована.
Данное основание вытекает из положений пункта 18 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и части 10 статьи 29 Закона о выборах о необходимости нотариального засвидетельствования подлинности подписи на листе поддержки кандидата. При этом в соответствии со статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право свидетельствовать подлинность подписи на документах, в том числе на листах поддержки кандидатов.
Порядок совершения нотариальных действий определен Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, а в случае засвидетельствования подписи главой местной администрации муниципального образования (специально уполномоченного должностного лица местного самоуправления поселения) - также Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 года N 256 (с последующими изменениями).
В) Подпись может быть признана недостоверной при обнаружении следующих нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при нотариальном свидетельствовании подписи:
отсутствие в удостоверительной надписи, выполненной на листе поддержки кандидата, номера, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий;
отсутствие оттиска гербовой печати и (или) подписи нотариуса или должностного лица местного самоуправления на листе поддержки кандидата;
отсутствие в удостоверительной надписи записи о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена или не указаны полностью фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, подлинность подписи которого свидетельствуется.
В иных случаях нарушения порядка нотариального свидетельствования подписи она может быть признана недостоверной на основании документа нотариуса (нотариальной палаты), подтверждающего, что такое нотариальное действие не совершалось.
Г) Если в листе поддержки кандидата не указаны сведения, требуемые в соответствии с Законом о выборах.
К сведениям, которые необходимо указать в листе поддержки кандидата относятся:
- фамилия, имя и отчество кандидата, дата его рождения, основное место работы или службы, занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;
- сведения о выдвижении кандидата (выдвинут политической партией или ее региональным отделением (с указанием наименования политической партии или ее регионального отделения) либо выдвинут в порядке самовыдвижения);
- если у кандидата имелась или имеется судимость, - сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
В листе поддержки кандидата также указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения депутата представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, ставящих подпись; наименование представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись, или наименование должности главы муниципального образования, которым является лицо, ставящее подпись; наименование муниципального образования.
Форма листа поддержки установлена приложением 1 к Закону о выборах.
Д) Подпись поставлена до выдвижения кандидата либо позднее удостоверительной надписи нотариуса (должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации) о засвидетельствовании подлинности подписи.
Е) Если какое-либо из указанных в листе поддержки кандидата сведений о кандидате, депутате и (или) главе муниципального образования, подписавших лист поддержки кандидата, не соответствует действительности и этот недостаток не восполнен в порядке опроса депутата и (или) главы муниципального образования.
Ж) Если сведения о кандидате, депутате и (или) главе муниципального образования либо дата и (или) время проставления подписи содержат исправления и этот недостаток не восполнен в порядке опроса депутата и (или) главы муниципального образования.
23. Результаты проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований заносятся членом Рабочей группы в ведомость проверки подписей (приложение N 1), в которой указываются номера папки, листа поддержки кандидата, фамилия, имя, отчество лица, чья подпись признана недостоверной, коды нарушений (приложение N 3), по которому подпись признана недостоверной.
Ведомость проверки подписей должна составляться по каждому кандидату. Ведомость проверки подписей в обязательном порядке подписывается составившими ее членами Рабочей группы.
Ведомость проверки подписей может быть одностраничной или многостраничной. Если ведомость проверки подписей составляется на нескольких листах, то листы ведомости нумеруются, и каждый лист ведомости проверки подписей подписывается членами Рабочей группы.
24. В случае необходимости к ведомости проверки подписей могут прилагаться официальные документы, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными.
25. По окончании проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований по каждому кандидату составляется итоговый , который подписывается руководителем Рабочей группы, членами Рабочей группы и представляется в Избирательную комиссию Камчатского края для принятия решения (приложение N 2). В итоговом протоколе указывается заявленное количество подписей, количество представленных листов поддержки кандидата, а также количество подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, признанных недостоверными и незасчитанными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Итоговый протокол проверки листов поддержки по каждому из кандидатов формируется на основании информации, содержащейся в ведомости проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом либо его доверенным лицом.
26. Протокол прилагается к решению Избирательной комиссии Камчатского края. Копия протокола передается кандидату не менее чем за три дня до дня заседания Избирательной комиссии Камчатского края, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Кандидат вправе получить в Избирательной комиссии Камчатского края одновременно с копией протокола заверенную руководителем Рабочей группы проверки, в которой перечисляются основания (причины) признания подписей недостоверными, основания (причины), по которым подписи не были засчитаны, с указанием номера папки, листа поддержки кандидата, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными.
27. Повторная проверка достоверности подписей депутатов и (или) глав после принятия решения о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата может быть осуществлена в судебном порядке.
28. В решении Избирательной комиссии Камчатского края о регистрации (отказе в регистрации) кандидата указываются содержащиеся в итоговом протоколе данные о количестве представленных кандидатом подписей, количестве проверенных, признанных недостоверными и незасчитанных подписей.
29. Листы поддержки кандидатов хранятся в помещении Избирательной комиссии Камчатского края в сейфах, металлических шкафах и иным способом, исключающим возможность их утраты и (или) подмены.
Документы подлежат хранению в порядке и в течение сроков, установленных Избирательной комиссией Камчатского края.
По истечении установленных сроков хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.