Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к приказу Министерства образования
Республики Мордовия
от 8 августа 2019 г. N 805
Результаты
мониторинга по географии в 8 классах в 2018 - 2019 учебном году
Согласно приказу Министерства образования Республики Мордовия от 25.09.2018 N 895 "Об организации и проведении в 2018 - 2019 учебном году мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Республики Мордовия" и приказу Министерства образования Республики Мордовия от 19.02.2019 N 162 "О внесении изменений в график проведения мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в Республике Мордовия в 2018 - 2019 учебном году" было проведено тестирование по географии в 8-х классах с целью выявления уровня владения обучающихся программным материалом.
Контрольно-измерительные материалы (далее - КИМ) были составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 N 1089.
Содержание КИМ определялось на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по географии. КИМ направлены на проверку усвоения важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности, представленных в разделах курса географии 8 класса.
Для организации и проведения исследования ГБУ РМ "Центр мониторинга и оценки качества образования" (далее - Центр мониторинга) были проведены следующие подготовительные мероприятия:
- создана рабочая группа по разработке и экспертизе КИМов;
- подготовлена спецификация КИМов;
- разработаны инструкции по проведению мониторингового исследования.
Ответственность за объективность представления результатов тестирования в школах республики была возложена на муниципальные органы управления образованием и администрации образовательных организаций. Архив с тестовыми заданиями для образовательных организаций был выслан на адреса муниципальных координаторов в день тестирования в 8:00.
Мониторинговые исследования проводились в присутствии независимых экспертов и без их присутствия.
В мониторинге приняли участие 6177 обучающихся 8-х классов, что составляет 93,2% от общего количества восьмиклассников общеобразовательных организаций республики (6626).
Результаты мониторинга по критериям "уровень обученности" и "качество знаний" по муниципальным районам и г.о. Саранск (по данным МОУО) приведены в таблице 1 и диаграмме 1.
Таблица 1
Результаты мониторингового исследования по географии обучающихся 8-х классов, полученные без присутствия независимых экспертов
ОО |
Количество учащихся по списку |
Количество писавших работу |
Выполнили работу на |
Качество знаний,% |
Уровень обученности, % |
Средний балл |
|||
5 |
4 |
3 |
2 |
||||||
Ардатовский |
205 |
191 |
7 |
73 |
93 |
18 |
41,9 |
90,6 |
3,4 |
Атюрьевский |
79 |
71 |
9 |
22 |
32 |
8 |
43,7 |
88,7 |
3,5 |
Атяшевский |
123 |
114 |
12 |
42 |
47 |
13 |
47,4 |
88,6 |
3,5 |
Б. Игнатовский |
52 |
49 |
3 |
23 |
17 |
6 |
53,1 |
87,8 |
3,5 |
Большеберезниковский |
89 |
78 |
0 |
18 |
36 |
24 |
23,1 |
69,2 |
2,9 |
Дубенский |
76 |
71 |
5 |
33 |
29 |
4 |
52,1 |
91,8 |
3,5 |
Ельниковский |
88 |
80 |
0 |
35 |
29 |
16 |
43,8 |
80,0 |
3,2 |
З-Полянский |
371 |
346 |
36 |
146 |
140 |
24 |
52,6 |
93,1 |
3,6 |
Инсарский |
101 |
92 |
3 |
35 |
40 |
14 |
41,3 |
84,8 |
3,3 |
Ичалковский |
144 |
134 |
4 |
48 |
58 |
24 |
38,8 |
82,1 |
3,2 |
Кадошкинский |
66 |
56 |
7 |
23 |
21 |
5 |
53,6 |
91,1 |
3,6 |
Ковылкинский |
296 |
281 |
29 |
125 |
102 |
25 |
54,8 |
91,1 |
3,6 |
Кочкуровский |
52 |
48 |
6 |
12 |
18 |
12 |
37,5 |
75,0 |
3,3 |
Краснослободский |
180 |
158 |
13 |
68 |
61 |
16 |
51,3 |
89,9 |
3,5 |
Лямбирский |
266 |
255 |
13 |
94 |
110 |
38 |
42,0 |
85,1 |
3,3 |
Ромодановский |
156 |
142 |
10 |
60 |
58 |
14 |
49,3 |
90,1 |
3,5 |
Рузаевский |
594 |
540 |
56 |
223 |
230 |
31 |
51,7 |
94,3 |
3,6 |
Старошайговский |
98 |
91 |
4 |
36 |
39 |
12 |
44,0 |
86,8 |
3,4 |
Темниковский |
100 |
91 |
0 |
31 |
38 |
22 |
34,1 |
75,8 |
3,1 |
Теньгушевский |
87 |
80 |
3 |
28 |
40 |
9 |
38,8 |
88,8 |
3,3 |
Торбеевский |
164 |
148 |
3 |
35 |
79 |
31 |
25,7 |
79,1 |
3,1 |
Чамзинский |
273 |
242 |
23 |
86 |
99 |
34 |
45,0 |
86,0 |
3,4 |
ГБОУ РМ "Ялгинский детский дом-школа" |
14 |
14 |
0 |
2 |
10 |
2 |
14,3 |
85,7 |
3,0 |
ГБОУ РМ "Республиканский лицей для одаренных детей" |
74 |
65 |
21 |
36 |
8 |
0 |
87,7 |
100,0 |
4,2 |
г.о. Саранск |
2878 |
2594 |
221 |
1021 |
1097 |
255 |
47,9 |
90,2 |
3,5 |
Итоговые данные по Республике Мордовия |
6626 |
6031 |
488 |
2355 |
2531 |
657 |
47,1 |
89,1 |
3,4 |
Как видно из таблицы, в среднем качество знаний составило - 47,1%, уровень обученности - 89,1%, средний балл - 3,4.
Выполнили работу на оценку: "5" - 488 человек, что составило 8,1% от общего числа участников;
"4" - 2355 чел. - 39,0%;
"3" - 2531 чел. - 42,0%;
"2" - 657 чел. - 10,9%.
Диаграмма 1
Результаты мониторингового исследования по географии обучающихся 8-х классов, полученные без присутствия независимых экспертов
|
|----------------------------------------\
ГБОУ РМ "Ялгинский |////////////////////////////////////////| 85,7
детский дом-школа" |----------------------------------------/
|++++++| 14,3
|------/
|
|--------------------------------\
|////////////////////////////////| 69,2
Большеберезниковский |--------------------------------/
|+++++++| 23,1
|-------/
|
|-------------------------------------\
|/////////////////////////////////////| 79,1
Торбеевский |-------------------------------------/
|++++++++| 25,7
|--------/
|
|------------------------------------\
Темниковский |////////////////////////////////////| 75,8
|------------------------------------/
|+++++++++++| 34,1
|-----------/
|
|-----------------------------------\
|///////////////////////////////////| 75
Кочкуровский |-----------------------------------/
|++++++++++++| 37,5
|------------/
|
|-------------------------------------------\
|///////////////////////////////////////////| 88,8
Теньгушевский |-------------------------------------------/
|++++++++++++++| 38,8
|--------------/
|
|----------------------------------------\
|////////////////////////////////////////| 82,1
Ичалковский |----------------------------------------/
|++++++++++++++| 38,8
|--------------/
|
|------------------------------------------\
|//////////////////////////////////////////| 84,8
Инсарский |------------------------------------------/
|++++++++++++++++| 41,3
|----------------/
|
|-------------------------------------------\
|///////////////////////////////////////////| 90,6
Ардатовский |-------------------------------------------/
|++++++++++++++++| 41,9
|----------------/
|
|-------------------------------------\
|/////////////////////////////////////| 85,1
Лямбирский |-------------------------------------/
|++++++++++++++++| 42
|----------------/
|
|----------------------------------------\
|////////////////////////////////////////| 88,7
Атюрьевский |----------------------------------------/
|+++++++++++++++++| 43,7
|-----------------/
|
|----------------------------------\
|//////////////////////////////////| 80
Ельниковский |----------------------------------/
|++++++++++++++++++| 43,8
|------------------/
|
|-------------------------------------\
|/////////////////////////////////////| 86,8
Старошайговский |-------------------------------------/
|+++++++++++++++++++| 44,0
|-------------------/
|
|-------------------------------------\
|/////////////////////////////////////| 86,0
Чамзинский |-------------------------------------/
|+++++++++++++++++++| 45,0
|-------------------/
|
|---------------------------------------\
|///////////////////////////////////////| 89,1
Итоговые данные по РМ |---------------------------------------/
|++++++++++++++++++++| 47,1
|--------------------/
|
|-------------------------------------\
|/////////////////////////////////////| 88,6
Атяшевский |-------------------------------------/
|++++++++++++++++++++| 47,4
|--------------------/
|
|----------------------------------------\
|////////////////////////////////////////| 90,2
г.о. Саранск |----------------------------------------/
|++++++++++++++++++++++| 47,9
|----------------------/
|
|----------------------------------------\
|////////////////////////////////////////| 90,1
Ромодановский |----------------------------------------/
|+++++++++++++++++++++++| 49,1
|-----------------------/
|
|---------------------------------------\
|///////////////////////////////////////| 89,9
Краснослободский |---------------------------------------/
|+++++++++++++++++++++++++| 51,3
|-------------------------/
|
|----------------------------------------\
|////////////////////////////////////////| 94,3
Рузаевский |----------------------------------------/
|+++++++++++++++++++++++++| 51,7
|-------------------------/
|
|---------------------------------------\
|///////////////////////////////////////| 91,8
Дубенский |---------------------------------------/
|+++++++++++++++++++++++++| 52,1
|-------------------------/
|
|-----------------------------------------\
|/////////////////////////////////////////| 93,1
З-Полянский |-----------------------------------------/
|+++++++++++++++++++++++++| 52,6
|-------------------------/
|
|------------------------------------------\
|//////////////////////////////////////////| 87,8
Большеигнатовский |------------------------------------------/
|+++++++++++++++++++++++++| 53,1
|-------------------------/
|
|-------------------------------------------\
|///////////////////////////////////////////| 91,1
Кадошкинский |-------------------------------------------/
|+++++++++++++++++++++++++| 53,6
|-------------------------/
|
|-------------------------------------------\
|///////////////////////////////////////////| 91,1
Ковылкинский |-------------------------------------------/
|++++++++++++++++++++++++++| 54,8
|--------------------------/
|
|-----------------------------------------------\
|///////////////////////////////////////////////| 100
ГБОУ РМ "Республиканский |-----------------------------------------------/
лицей" |+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++| 78,0
|-----------------------------------------/
\---------------------------------------------------
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
/--\ /--\
|//| Обученность, % |++| Качество знаний, %
\--/ \--/
Согласно представленным данным высокие результаты по географии показали обучающиеся ГБОУ РМ "Республиканский лицей для одаренных детей": качество знаний - 87,7%, обученность - 100,0%. Низкие результаты по критерию "качество знаний" показали обучающиеся ГБОУ РМ "Ялгинский детский дом - школа" (14,3%), Большеберезниковского муниципального района (23,1%) и Торбеевского муниципального района (25,7%).
С целью контроля за проведением тестирования независимые эксперты присутствовали в шести общеобразовательных организациях г.о. Саранск. В тестировании такого формата приняли участие 146 обучающихся (Таблица 2).
Таблица 2
Результаты мониторингового исследования по географии обучающихся 8-х классов, полученные в присутствии независимых экспертов
Наименование ОО |
Количество писавших работу |
Выполнили работу на оценку |
Качество знаний, % |
Обученность, % |
Средний балл |
|||
"5" |
"4" |
"3" |
"2" |
|||||
МОУ "СОШ N 1" |
23 |
0 |
6 |
9 |
8 |
26,1 |
65,2 |
2,9 |
МОУ "Лицей N 4" |
27 |
0 |
7 |
12 |
8 |
25,9 |
70,4 |
3,0 |
МОУ "СОШ N 18" |
19 |
0 |
2 |
7 |
10 |
10,5 |
47,4 |
2,6 |
МОУ "Лицей N 26" |
27 |
1 |
4 |
14 |
8 |
18,5 |
70,4 |
2,9 |
МОУ "Гимназия N 29" |
19 |
1 |
7 |
7 |
4 |
42,1 |
78,9 |
3,3 |
МОУ "СОШ N 36" |
25 |
0 |
5 |
10 |
16 |
16,1 |
48,4 |
2,6 |
Итоговые данные по Республике Мордовия |
146 |
2 |
31 |
59 |
54 |
22,6 |
63,0 |
2,9 |
Выполнили на оценку:
"5" - 2 человека, что составило 1,4% от общего числа участников; "4" - 31 чел. - 21,2%;
"3" - 59 чел. - 40,4%;
"2" - 54 чел. - 37,0%.
Результаты мониторинга по критериям "уровень обученности" и "качество знаний" представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Результаты мониторингового исследования по географии обучающихся 8-х классов, полученные в присутствии независимых экспертов
|
|-------------------------------------------\
|///////////////////////////////////////////| 78,9
МОУ "Гимназия N 29" |-------------------------------------------/
|++++++++++++++++++++| 42,1
|--------------------/
|
|-------------------------------------\
|/////////////////////////////////////| 65,2
МОУ "СОШ N 1" |-------------------------------------/
|++++++++++++++| 26,1
|--------------/
|
|---------------------------------------\
|///////////////////////////////////////| 70,4
МОУ "Лицей N 4" |---------------------------------------/
|+++++++++++++| 25,9
|-------------/
|
|------------------------------------\
|////////////////////////////////////| 63,0
Итоговые данные по РМ |------------------------------------/
|+++++++++++| 22,6
|-----------/
|
|---------------------------------------\
|///////////////////////////////////////| 70,4
МОУ "Лицей N 26" |---------------------------------------/
|+++++++++| 18,5
|---------/
|
|---------------------------\
|///////////////////////////| 48,4
МОУ "СОШ N 36" |---------------------------/
|++++++++| 16,1
|--------/
|
|--------------------------\
|//////////////////////////| 47,4
МОУ "СОШ N 18" |--------------------------/
|+++++| 10,5
|-----/
|
\----------------------------------------------------
0 10 20 30 40 50 60 70 80
/--\ /--\
|//| Обученность, % |++| Качество знаний, %
\--/ \--/
Высокие результаты мониторинга показали обучающиеся МОУ "Гимназия N 29" - качество знаний составило 42,1%, а уровень обученности 78,9%. Низкий результат качества знаний (10,5%) показали обучающиеся МОУ "СОШ N 18" г.о. Саранск.
Таблица 3
Результаты мониторингового исследования по географии в 8-х классах, полученные в разных режимах тестирования
Объекты исследования |
Бланочное тестирование |
Итоговые данные по РМ |
|
в присутствии независимых экспертов |
без присутствия независимых экспертов |
||
Количество учащихся |
146 |
6031 |
6177 |
Качество знаний, % |
22,6 |
47,1 |
46,5 |
Уровень обученности, % |
63,0 |
89,1 |
88,5 |
Средний балл |
2,9 |
3,4 |
3,4 |
Диаграмма 3
Результаты мониторингового исследования по географии в 8-х классах, полученные в разных режимах тестирования
|
90 | 89,1 88,5
| /---\ /---\
| |///| |///|
80 | |///| |///|
| |///| |///|
| |///| |///|
70 | |///| 63,0 |///|
| |///| /---\ |///|
| |///| |///| |///|
60 | |///| |///| |///|
| |///| |///| |///|
| |///| |///| |///|
50 | 47,1|///| |///| 46,5|///|
| /---|///| |///| /---|///|
| |+++|///| |///| |+++|///|
40 | |+++|///| |///| |+++|///|
| |+++|///| |///| |+++|///|
| |+++|///| |///| |+++|///|
30 | |+++|///| 22,6|///| |+++|///|
| |+++|///| /---|///| |+++|///|
| |+++|///| |+++|///| |+++|///|
20 | |+++|///| |+++|///| |+++|///|
| |+++|///| |+++|///| |+++|///|
| |+++|///| |+++|///| |+++|///|
10 | |+++|///| |+++|///| |+++|///|
| |+++|///| |+++|///| |+++|///|
| |+++|///| |+++|///| |+++|///|
0 | |+++|///| |+++|///| |+++|///|
\----------------------------------------------------------------------
Без присутствия независимых экспертов |
В присутствии независимых экспертов |
Итоговые данные по РМ |
/---\ /---\
|+++| Качество знаний, % |///| Обученность, %
\---/ \---/
Сравнивая полученные данные, можно увидеть, что высокие результаты показывают образовательные организации, в которых исследование проходило без присутствия независимых экспертов. Низкие показатели сложились в тех образовательных организациях, где присутствовали независимые эксперты: качество знаний в них составило 22,6%, что на 23,9% ниже итогового значения по республике.
Можно предположить, что имеют место нарушения процедуры проведения мониторинговых исследований и некоторое искажение результатов тестирования в образовательных организациях, где оценочные процедуры проводились без присутствия независимых экспертов.
Предметный анализ выполнения заданий мониторингового исследования
Диагностическая работа состояла их двух частей: часть 1 (N 1 - 17) содержала задания с выбором ответа базового уровня; часть 2 (N 18 - 24) задания с кратким ответом повышенного уровня сложности.
Номер задания |
Процент выполнения |
1 |
80,1 |
2 |
74,4 |
3 |
81,6 |
4 |
67,1 |
5 |
78,0 |
6 |
61,8 |
7 |
63,3 |
8 |
51,6 |
9 |
55,6 |
10 |
71,9 |
11 |
73,4 |
12 |
61,3 |
13 |
67,2 |
14 |
56,2 |
15 |
69,2 |
16 |
50,7 |
17 |
66,3 |
18 |
66,1 |
19 |
50,0 |
20 |
54,3 |
21 |
46,8 |
22 |
42,6 |
23 |
45,9 |
24 |
40,0 |
Анализ выполнения первой части показал, что базовые знания курса географии учащимися республики усвоены. Они знакомы с территорией и акваторией, морскими и сухопутными границами России, владеют сведениями о крайних точках России и об особенностях геологического строения, распространения крупных форм рельефа и полезных ископаемых России (задания N 1, N 2, N 3).
Невысокие знания обучающиеся показали при ответе на задания N 6, N 7, N 8, посвященные климату и климатическим ресурсам России - 61,8%, 63,3%, 51,6%, соответственно.
43,8% обучающихся не смогли указать верное утверждение, характеризующее природные зоны России (задание N 14).
49,3% обучающихся показали несформированность умения определять особенности природы регионов России.
В заданиях N 18 - 20 необходимо было установить соответствие между элементами. Каждому элементу из столбца 1 соответствовал один элемент из столбца 2.
Умение устанавливать соответствие между океанами и морями, относящимися к бассейнам данных океанов не было достигнуто всей совокупностью тестируемых (задание N 18 с двухбалльной системой оценивания). При этом 19,0% обучающихся выполнили задание частично верно и 66,1% дали правильный ответ.
Анализ ответов задания N 19 позволяет предположить, что раздел "Климат и климатические ресурсы" является недостаточно усвоенной темой. Так же как и в базовой части, в заданиях повышенного уровня сложности, обучающиеся показали невысокие знания. Только 50,0% обучающихся продемонстрировали умение устанавливать соответствие между типом климата и территорией России, для которой он характерен. 36,0% обучающихся не справились с заданием, получив ноль баллов.
Знания по разделу "Природа регионов России" проверялись заданием N 20, в котором необходимо определить по описанию (слогану) регион России. Успешно установили соответствие 54,3% обучающихся, 20,9% обучающихся выполнили задание частично верно и 24,8% не смогли установить соответствие.
При выполнении заданий диагностической работы возникли трудности при решении задачи на определение времени прилета самолета в заданном часовом поясе (задание N 23). 45,9% обучающихся справились с заданием, набрав максимальное количество баллов.
Анализ выполнения задания N 24 позволяет предположить определенную трудность усвоения номенклатурного материала. 40,1% обучающихся не справились с заданием. 19,9% обучающихся выполнили задание частично верно и 40,0% дали правильный ответ.
По итогам проведенного мониторинга по географии среди обучающихся 8-х классов Республики Мордовия можно сделать вывод о том, что в целом уровень преподавания предмета соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Сравнительный анализ результатов мониторингового исследования по географии
Мониторинговые исследования по географии проводятся с 2016 года. В 2016 - 2017 учебном году участниками исследований стали обучающиеся 6 классов, они же стали участниками мониторинговых исследований по географии в 2017 - 2018 учебном году. В 2018 - 2019 учебном году исследование проводилось среди обучающихся 8 классов.
Динамика развития качества знаний и уровня обученности отслеживается на протяжении 3-х лет, что позволяет провести сравнительный анализ мониторингового исследования (см. Таблицу 4).
Таблица 4
Сравнительный анализ результатов мониторингового исследования по географии
Учебный год |
Количество учащихся |
Уровень обученности, % |
Качество знаний, % |
Средний балл |
2016 - 2017 |
5941 |
88,1 |
49,4 |
3,5 |
2017 - 2018 |
6070 |
87,0 |
43,0 |
3,4 |
2018 - 2019 |
6177 |
88,5 |
46,5 |
3,4 |
Диаграмма 4
Сравнительный анализ результатов мониторингового исследования по географии
|
90 | 88,1 88,5
| /----\87,0/----\
| |++++|----|----|
80 | |++++|////|----|
| |++++|////|----|
| |++++|////|----|
70 | |++++|////|----|
| |++++|////|----|
| |++++|////|----|
60 | |++++|////|----|
| |++++|////|----|
| |++++|////|----|
50 | |++++|////|----| 49,4 46,5
| |++++|////|----| /----\43,0/----\
| |++++|////|----| |++++|----|----|
40 | |++++|////|----| |++++|////|----|
| |++++|////|----| |++++|////|----|
| |++++|////|----| |++++|////|----|
30 | |++++|////|----| |++++|////|----|
| |++++|////|----| |++++|////|----|
| |++++|////|----| |++++|////|----|
20 | |++++|////|----| |++++|////|----|
| |++++|////|----| |++++|////|----|
| |++++|////|----| |++++|////|----|
10 | |++++|////|----| |++++|////|----|
| |++++|////|----| |++++|////|----|
| |++++|////|----| |++++|////|----|
0 | |++++|////|----| |++++|////|----|
\----------------------------------------------------------------------
Уровень обученности, % Качество знаний, %
/---\ /---\ /---\
|+++| 2016 - 2017 |///| 2017 - 2018 |---| 2018 - 2019
\---/ \---/ \---/
Сравнивая результаты мониторинга по географии обучающихся 8-х классов 2018 - 2019 учебного года с результатами обучающихся 7-х классов 2017 - 2018 учебного года, можно отметить, что уровень обученности повысился на 1,5%, качество знаний на 3,5%. Рост данных мониторинговых исследований говорит о стабильной и качественной подготовке учителями контингента обучающихся к плановым мониторинговым исследованиям.
Рекомендации
Муниципальным органам управления образования:
- повысить уровень ответственности за информационную безопасность проведения мониторинговых исследований;
- организовать обсуждение результатов мониторинга на заседаниях муниципальных методических советов и объединений.
Руководителям образовательных организаций:
- усилить контроль над преподаванием географии в классах, с низким уровнем обученности;
- обеспечить возможность повышения квалификации педагогов, нуждающихся в методической помощи.
Учителям географии:
- проанализировать выполнение тестовых заданий;
- выявить пробелы в знаниях обучающихся и организовать работу по их ликвидации путем назначения дополнительных занятий для слабоуспевающих учеников;
- усилить контроль над выполнением домашнего задания и тренировкой упражнений по темам, в которых допущены ошибки;
- провести корректировку индивидуальных образовательных маршрутов, по ликвидации пробелов знаний обучающихся;
- организовать повторение тем, которые вызвали затруднение;
- систематически работать над развитием навыков работы с картой у обучающихся;
- при изучении новых тем систематически осуществлять повторение ключевых понятий и основных географических закономерностей;
- усилить практическую деятельность обучающихся, использовать на уроках схемы, таблицы, графики, диаграммы, словари терминов;
- использовать различные методы обучения с целью повышения учебной мотивации обучающихся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.