Тюменский областной суд в составе: председательствующего судьи Подкорытовой М.В.
при секретаре Крашевской Н.А.,
с участием прокурора Козыревой М.В.,
представителя административного истца, заинтересованного лица Колосовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Автодом" о признании не действующим в части распоряжение Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп с изменениями внесенными распоряжением Правительства Тюменской области от 06 сентября 2019 года N 1117-рп, установил:
ООО "Автодом" обратилось в Тюменский областной суд с уточненным административным исковым заявлением о признании не действующим в части распоряжения Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 N 1500-рп с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Тюменской области от 06 сентября 2019 года N 1117-рп.
Административный истец указывает, что ему на праве общедолевой собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером 72:23:0216005: 4854, нежилое здание (многоэтажный паркинг), количество этажей 9, в том числе подземных 1, площадью 14866,7 кв. м., расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 636. Данное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216005:465.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", с внесенными в него изменениями распоряжением Правительства Тюменской области от 06 сентября 2019 года N 1117-рп "О внесении изменений в распоряжение от 30.10.2018 N 1500-рп" нежилое здание с кадастровым номером 72:23:0216005:4854, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, д. 636, принадлежащее истцу на праве общей долевой собственности, внесено в Перечень до 24 июля 2019 года (пункт 63). С 24 июля 2019 года нежилое здание исключено из Перечня.
24 июля 2019 года были внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216005:465, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий истцу, был изменен вид разрешенного использования земельного участка: для размещения объектов хранения легкового транспорта.
С указанным периодом исключения не согласен административный истец, полагает, что объект недвижимости подлежал исключению начиная с 01 января 2019 года. Просит признать указанные распоряжения в части включения в Перечень принадлежащего спорного объекта недвижимости недействующими с 01 января 2019 года.
В судебном заседании представитель административного истца, заинтересованного лица ООО "Виадуг" Колосова Е.А. уточненные требования поддержала. Суду пояснила, что здание является парковой, там же расположен магазин "Перекрёсток". Стоянка автомобилей не может рассматриваться как помещение административно - делового центра, торгового центра. Общая площадь офисов и сопутствующей инфраструктуры составляет 15%. В связи с чем, здание не подлежало включению в оспариваемый перечень. Полагает, что Департамент имущественных отношений Тюменской области не произвёл мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости. С учетом этого, считает, что нежилое здание подлежало исключению из перечня с 01 января 2019 года. Не оспаривает соблюдение порядка принятия и полномочия органа, принявшего нормативный правовой акт. Просит учесть, что хранение автомобилей не приносит высокой прибыли предприятию, начисленные налоговые платежи являются высокими.
Представитель административных ответчиков Департамента имущественных отношений Тюменской области, Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, дело рассмотрено в его отсутствие. В письменных возражениях на требования указывает, что спорный объект был обоснованно включен в Перечень исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором он располагался. После изменения вида разрешенного использования земельного участка, начиная с даты государственной регистрации изменений (24 июля 2019 года), принято распоряжении об исключении из Перечня.
Просит производство по делу прекратить, полагая, что спор относится к подсудности арбитражного суда, либо в удовлетворении исковых требований отказать.
Прокурор Козырева М.С. полагает административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Считает, что у Правительства Тюменской области на дату принятия распоряжения Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" имелись основания для включения спорного объекта недвижимости в Перечень. Исключение из Перечня нежилого здания начиная с 24 июля 2019 года произведено правомерно.
Выслушав представителя административного истца, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов установления, изменения, отмены региональных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.
Согласно пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направить указанный перечень в электронной форме в налоговый орган, а также разместить его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании статьи 1.1. Закона Тюменской области от 27 ноября 2003 года N 172 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадь свыше 5000 квадратных метров и помещений, введенных в эксплуатацию до 01 января 2013 года, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статье 378.2 НК РФ.
Правительством Тюменской области от 03 декабря 2018 года принято распоряжение N 1500-рп "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Распоряжение N 1500-рп), приложением к данному распоряжению является Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень). Распоряжение N 1500-рп с Перечнем размещены на официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://publication parvo.gov.ru/Document/View/7200201909110001.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 06 сентября 2019 года N 1117-рп "О внесении изменений в распоряжение от 30.12.2018 г. N 1500-рп" принято и опубликовано в том же порядке.
Таким образом, оспариваемое распоряжение Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп, "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость" и распоряжение Правительства Тюменской области от 06 сентября 2019 года N 1117-рп "О внесении изменений в распоряжение от 03 декабря 2018 года N 1500-рп" (далее - Распоряжение N 1117-рп) приняты полномочным органом с соблюдением процедуры принятия и опубликования, что не оспаривается истцом.
Распоряжение Правительства Тюменской области от 30 октября 2018 года N 1500-рп с изменениями внесенными Распоряжением N 1117-рп, подлежит судебной проверке судом общей юрисдикции в порядке установленном главой 21 КАС РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения N 1500-рп следует читать как "от 03 декабря 2018 года"
В Перечень пунктом 63 включен объект недвижимости с кадастровым номером 72:23:0216005:4854, нежилое здание (многоэтажный паркинг), количество этажей 9, в том числе подземных 1, площадью 14866,7 кв. м., расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 636, принадлежащий административному истцу на праве общей долевой собственности.
Как следует из выписки из ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером 72:23:0216005:4854, площадью 14866,7 кв. м, принадлежит на праве общей долевой собственности ООО "Автодом" и ООО "Виадуг", расположен на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216005:465.
Для данного земельного участка с 24 июля 2019 года установлен вид разрешенного использования земельного участка: для размещения объектов хранения легкового транспорта, что отражено в выписке из ЕГРН от 24 июля 2019 года (л.д. 23). Ранее для данного земельного участка был установлен вид разрешенного использования "объекты торгового назначения и объекты хранения легкового транспорта" (выписка из ЕГРН от 04 октября 2017 года).
Из представленной суду выписки из ЕГРН от 26 июня 2019 года следует, что площадь нежилого здания с кадастровым номером 72:23:0216005:4854 на 14 ноября 2012 года составляла 14 866,7 кв. м (л.д. 21)
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Анализ данных положений закона позволяет сделать вывод о том, что для включения в Перечень достаточно одного из перечисленных условий.
Следовательно, расположение здания на земельном участке с видом разрешенного использования, который предусматривает размещение объектов торгового назначения, является самостоятельным основанием для включения здания в Перечень, вне зависимости от его фактического использования (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, объект недвижимого имущества с кадастровым номером 72:23:0216005:4854 соответствует критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1. Закона Тюменской области от 27 ноября 2003 года N 172 "О налоге на имущество организаций" и его включение в оспариваемый Перечень на момент принятия Распоряжения N 1500-рп правомерно.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено:
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
С учетом изложенного, при решении вопроса об исключении из Перечня Правительством Тюменской области обоснованно принята дата государственной регистрации изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216005:465 - 24 июля 2019 года. Правовые основания для исключения объекта недвижимости с кадастровым номером 72:23:0216005:4854 из Перечня с 01 января 2019 года отсутствовали.
Принимая во внимание установленные выше обстоятельства, распоряжение Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Тюменской области от 06 сентября 2019 года N 1117, не противоречат действующему законодательству, оснований для признания недействующим не имеется.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения от 06 сентября 2019 года следует читать как "N 1117-рп"
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Парламентская газета "Тюменские известия", обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Правительство Тюменской области.
Руководствуясь ст. 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления ООО "Автодом" о признании не действующим в части распоряжения Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Тюменской области от 06 сентября 2019 года N 1117-рп отказать.
Возложить на Правительство Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании - газете "Парламентская газета "Тюменские известия".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 28 февраля 2020 года.
Судья Тюменского областного суда (подпись) М.В. Подкорытова
Копия верна
Судья Тюменского областного суда |
И.В. Елфимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 18 февраля 2020 г. N 3а-15/2020 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим распоряжения Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 1500-рп"
Текст решения опубликован на официальном сайте Тюменского областного суда (www.oblsud-tum.sudrf.ru)