Введение
Муниципальное нормотворчество является одним из ведущих направлений деятельности органов местного самоуправления. Конечной целью нормотворческого процесса является создание муниципального нормативного правового акта, который, затрагивая права и интересы граждан, решает важные социальные, экономические, управленческие и другие вопросы на территории муниципального образования.
Учитывая объем действующих муниципальных нормативных правовых актов и количественный прирост новых, важной задачей является своевременная их актуализация и, при необходимости, приведение в соответствие с действующим законодательством. Несовершенство муниципального нормотворчества диктует необходимость выработки единообразного подхода к подготовке муниципальных нормативных правовых актов.
Настоящие методические рекомендации подготовлены по итогам проведения НИР на тему: "Разработка методических рекомендаций по подготовке муниципальных нормативных правовых актов", основу исследования которой составили:
законодательство в сфере организации правотворческого процесса органов местного самоуправления;
муниципальные нормативные правовые акты (их структурные части)*(1);
экспертные заключения на муниципальные нормативные правовые акты, подготовленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
результаты конкретно-социологического исследования, проведенного в виде опроса экспертов из числа муниципальных служащих, а также государственных служащих территориальных органов Минюста России.
Анализ экспертных заключений позволил выявить наиболее типичные нарушения правил юридической техники при подготовке муниципальных нормативных правовых актов (см. практическое пособие, прилагаемое к настоящим методическим рекомендациям - далее Приложение)*(2). Проведенное социологическое исследование способствовало выявлению основных причин, оказывающих неблагоприятное воздействие на обеспечение качества муниципального нормотворчества.
Настоящие методические рекомендации разработаны для использования в своей работе органами местного самоуправления, а также могут быть использованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и территориальными органами Минюста России.
Целью настоящих рекомендаций является методическое сопровождение работы по подготовке муниципальных нормативных правовых актов путем соблюдения единообразия в оформлении муниципальных нормативных правовых актов и использования средств, правил и приемов юридической техники. Пособие содержит примеры оформления муниципальных нормативных правовых актов. Обращаем внимание, что наименования муниципальных образований в приведенных примерах условные и не соответствуют наименованиям, включенным в государственный реестр муниципальных образований, любые совпадения случайны.
Полагаем, что настоящее научно-практическое пособие окажет методическую помощь при подготовке, юридико-техническому оформлению текстов и принятию муниципальных нормативных правовых актов.
______________________________
*(1) Доступ к муниципальным нормативным правовым актам обеспечен через портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф.)
*(2) Мониторинг нормотворческого процесса органов местного самоуправления с иллюстрацией типичных нарушений правил юридической техники на конкретных примерах: практическое пособие./Авторы-составители: Атагимова Э.И., Рыбакова О.С., Троян Н.А. - М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России. 2018. - 68 с.
*(3) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2018)//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
*(4) В части 3 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены проекты муниципальных правовых актов, подлежащие и не подлежащие оценке регулирующего воздействия, а также определен порядок проведения такой оценки.
*(5) Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований, утвержденные Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28.06.2006.
*(6) Порядок вступления в силу и источник официального опубликования муниципальных актов определяется уставом муниципального образования.
*(7) Порядок вступления в силу муниципального акта определяется уставом муниципального образования.
*(8) См. например: Постановление КС РФ от 30.10.2003 N 15-П; Постановление КС РФ от 19.07.2011 N 17-П.
*(9) Более подробно о вступлении в силу и порядке опубликования (обнародования) муниципальных актов изложено в разделе II настоящих методических рекомендаций.
*(10) См. пункт 2.5 главы 2 настоящих методических рекомендаций.
*(11) Порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертиз устанавливается муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
*(12) В случаях если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования или возглавляет местную администрацию и исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования подписывает все решения, принимаемые представительным органом муниципального образования, единолично.
*(13) Наименование представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования указываются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.
*(14) См. Разъяснение Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 9 февраля 2012 года N 3.20-6/56 "О порядке применения части 5 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ)".
*(15) См. статьи 190, 192 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
*(16) Пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
*(17) В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 данное правило не распространяется на сетевое издание.
*(18) См. пункт 2.4. настоящих методических указаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов (утв. Минюстом России, 2018 г.)
Текст методических рекомендаций приводится по изданию Министерства юстиции Российской Федерации (Москва, 2018 г.)