Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 28 мая 2020 г. N 511-П
Обстоятельства авиационных происшествий с вертолетом Bell-407 RA-01927 и единичным экземпляром воздушного судна самолетом Cirrus SR-22 RA-01781
06.11.2017 командиром воздушного судна (далее - КВС) на вертолете Bell-407 RA-01927 ООО "Басма" выполнялся полет по маршруту: аэропорт Казань - горнолыжный спортивный комплекс "Свияжские холмы" - Самара с целью перевозки пассажира из горнолыжного комплекса в г. Самару с последующим возвратом вертолета в г. Казань.
Зональный прогноз погоды GAMET для полетов ниже эшелона 100 в зоне ответственности МДП (местный диспетчерский пункт) Казань на период действия от 00.00 до 06.00 (время UTC) 06.11.2017 включал: видимость 2000 м, дымка; локально видимость 700 м, замерзающий туман, снег с дождем, облачность сплошная, нижняя граница 250 м, верхняя граница 1500 м над уровнем земли, локально значительная облачность, нижняя граница 90 м, верхняя граница 1000 м над уровнем земли, обледенение умеренное в облаках.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с вертолетом Bell-407 RA-01927 (далее - комиссия по расследованию) установлено, что при выполнении полета КВС выполнил три посадки на подобранные с воздуха площадки в районе горнолыжного спортивного комплекса "Свияжские холмы", не информируя о своих действиях органы ОВД. Наиболее вероятно, посадки производились вследствие попадания вертолета в неблагоприятные метеоусловия, не позволяющие продолжать полет по правилам визуальных полетов (далее - ПВП).
После третьей посадки и стоянки на земле (в течение 24 минут), наиболее вероятно, с целью ожидания улучшения погоды, КВС выполнил последний взлет и набор высоты около 100 м в условиях низкой облачности и/или тумана.
При попадании в условия ограниченной видимости КВС некоординированными воздействиями на органы управления ввел вертолет в сложное пространственное положение (изменение тангажа от 60° на пикирование до 75° на кабрирование, изменение крена от 40° вправо до 85° влево и скорости от 0 км/ч до 100 км/час), что свидетельствует о полной потере КВС пространственной ориентировки, приведшей к неконтролируемому снижению вертолета и столкновению его с земной поверхностью. В результате авиационного происшествия КВС погиб, вертолет полностью разрушен.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной катастрофы вертолета Bell-407 RA-01927 явилось необоснованное решение КВС продолжить выполнение полета в условиях, не соответствующих ПВП (отсутствие видимости земли, наличие тумана), что привело к потере пространственной ориентировки и неконтролируемому снижению вплоть до столкновения с земной поверхностью.".
25.07.2018 на единичном экземпляре воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолете Cirrus SR-22 RA-01781 КВС планировал выполнение полета по маршруту: посадочная площадка "Городской аэродром" (г. Новосибирск) - Томск (Богашево).
Через 1 мин после взлета с посадочной площадки "Городской аэродром", при входе в облачность, КВС потерял пространственную ориентировку и контроль за положением самолета, что привело к его интенсивному снижению с углом тангажа около 46° на пикирование и последующему столкновению с земной поверхностью. В результате авиационного происшествия КВС погиб, самолет полностью разрушен.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с ЕЭВС самолетом Cirrus SR-22 RA-01781 (далее - комиссия по расследованию), установлено, что фактическая и прогнозируемая погода в пункте вылета (посадочная площадка "Городской аэродром"), по маршруту полета и на аэродроме посадки (Томск) не соответствовала метеоминимуму для принятия КВС решения на вылет по ПВП (к полетам по правилам полетов по приборам КВС не имел допуска). Метеоминимум ЕЭВС самолета Cirrus SR-22 RA-01781 (200x2000 м) также не позволял выполнять полеты в данных метеорологических условиях.
На аэродроме Новосибирск (Толмачево), на момент авиационного происшествия, наблюдались следующие метеоусловия: ветер у земли 340° 01 м/с, видимость 4200 м, дымка, облачность сплошная с нижней границей 130 м, температура воздуха +14°С, температура точки росы +13°С, давление QFE 994 гПа/745 мм рт. ст.
Прогноз погоды по аэродрому Новосибирск (Толмачево) с 21:00 (UTC) 24.07.2018 до 21:00 25.07.2018 предусматривал: ветер у земли 360° 03 м/с, порывы до 8 м/с, видимость 4200 м, дымка, облачность сплошная с нижней границей 120 м, временами с 21:00 до 01:00 видимость 500 м, туман, сплошная облачность с нижней границей 30 м, постепенно с 01:00 до 03:00 видимость более 10 км, без явлений, временами с 03:00 до 13:00 ветер 300° 03 м/с, порывы до 08 м/с.
Прогноз погоды по аэродрому посадки Томск (Богашево) в период с 21:00 (UTC) 24.07.2018 до 06:00 25.07.2018, составленный синоптиком АМСГ Томск: ветер неустойчивый 1 м/с, видимость 800 м, туман, значительная облачность с нижней границей 90 м, значительная кучево-дождевая облачность с нижней границей 330 м. временами с 21:00 до 01:00 видимость 300 м, туман, вертикальная видимость 30 м, временами с 01:00 до 06:00 ветер 10° 06 м/с, видимость 5000 м, дым, разбросанная облачность с нижней границей 330 м, значительная кучево-дождевая облачность с нижней границей 600 м. По информации очевидцев, находившихся на посадочной площадке "Городской аэродром", установлено, что во время подготовки к вылету и взлета самолета Cirrus SR-22 RA-01781 был сильный туман.
Комиссия по расследованию отметила, что технические возможности ВС позволяли при непредвиденном входе в зону приборных метеоусловий выполнить полет до запасного аэродрома или произвести посадку на площадку вылета (раздел 3А руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) самолета Cirrus SR-22). Невыполнение КВС положений раздела 3А РЛЭ, вероятно, объясняется факторами растерянности, быстроты развития события, недостаточным знанием авиационной техники и неумением использовать возможности самолета.
Комиссией по расследованию также отмечено, что техническая документация ВС не велась, наработки планера и двигателя не учитывались (последняя запись о выполненном техническом обслуживании была сделана 09.09.2012).
В ходе расследования комиссией не удалось установить условия отдыха КВС в г. Новосибирске перед вылетом.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной АП с ЕЭВС самолетом Cirrus SR-22 RA-01781 явилось попадание ВС в метеорологические условия, к полетам в которых КВС не был подготовлен, что привело к потере КВС пространственной ориентировки, потере управления самолетом и к столкновению ВС с земной поверхностью.
Наиболее вероятно, способствующими факторами явились:
- принятие КВС решения на вылет при метеоусловиях, не обеспечивающих полет по ПВП;
- отсутствие у КВС навыков полетов по приборам;
- несоблюдение эксплуатационных ограничений ЕЭВС АОН;
- невыполнение положений раздела 3А РЛЭ самолета Cirrus SR-22 "Действия в сложных ситуациях" (непредвиденный вход в зону приборных метеоусловий).".
Подробная информация о результатах расследования авиационных происшествий с вертолетом Bell-407 RA-01927 и ЕЭВС самолетом Cirrus SR-22 RA-01781 приведена в Окончательных отчетах, размещенных на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 28 мая 2020 г. N 511-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.