Письмо Минфина России от 4 июня 2020 г. N 02-07-05/48079
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу оформления Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (далее - Акт (ф. 0504101) и состава его реквизитов и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащийся в обращении запрос не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что суть вопроса в обращении сводится к особенностям ведения организациями государственного сектора бухгалтерского учета, обращаем внимание, что подобные вопросы следует направлять в виде запроса организации (бюджетного учреждения), оформленного надлежащим образом (на бланке организации (бюджетного учреждения), подписанного уполномоченным лицом.
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
При этом лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Согласно пунктам 34 и 36 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета) осуществляется, если иное не установлено настоящей Инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
Пунктами 23-25 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, установлено, что к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление, по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти.
В форме двустороннего Акта (ф. 0504101), установленной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н, Методические указания), предусмотрены подписи лиц, ответственных за совершение факта хозяйственной жизни - председателя и членов постоянно действующей комиссии экономического субъекта - отправителя объекта нефинансовых активов, а также утверждающие подписи руководителей отправителя и получателя объекта нефинансовых активов.
Лица, осуществляющие документальное оформление факта хозяйственной жизни (уполномоченные от каждой из сторон сделки) обеспечивают передачу первичного учетного документа (в частности, Акта (ф. 0504101) в бухгалтерскую службу в целях отражения в регистрах бухгалтерского учета данных, содержащихся в первичном учетном документе, в соответствии с установленным учетной политикой учреждения порядком документооборота.
Таким образом, реквизиты "отметки о снятии с учета (отправителем)" и "отметка о принятии к учету (получателем)" (далее - отметка бухгалтерии), заполняемые бухгалтерской службой (по завершении оформления документа соответствующей стороной сделки (передачи имущества), отражают информацию о принятии бухгалтерской службой данного документа к учету. В случае проставления отметки бухгалтерии одной из сторон, оформляющей Акт приема передачи, до подписания документа обеими сторонами (до совершения сделки как юридического факта), отметка бухгалтерии проставляется в целях раскрытия информации, подтверждающей наличие передаваемого имущества на балансовом учете (информации о балансовых показателях соответствующих объектов сделки).
В случае если оформление передачи имущества занимает длительный период времени, в течение которого балансовые показатели передаваемого имущества могут быть изменены (вследствие изменения стоимостных оценок имущества, начисления амортизации, проведения процедур обесценения), в целях синхронизации консолидируемых оборотов (при передаче имущества между организациями бюджетной сферы) уточнение бухгалтерских данных по отражению свершившейся передачи имущества осуществляется посредством направления Извещения (ф. 0504805). В указанном случае бухгалтерские записи, отраженные по факту принятия к учету объектов имущества (на основании первичных учетных документов (актов приема-передачи), могут иметь стоимостные значения, отличные от указанных в передаточных документах.
Следует отметить, что в случае оформления документов с применением средств автоматизации (электронного документооборота), отметка бухгалтерии на документе не проставляется, при этом данный документ подлежит принятию к учету в оценочных значениях (балансовых стоимостных показателей), подтвержденных отдельным документом (Извещением (ф. 0504805) либо иным документом, предусмотренным в рамках установленного учетной политикой документооборота).
Одновременно сообщаем, что в соответствии с разделом 1 "Общие положения" Методических указаний, утвержденных Приказом N 52н, отметки бухгалтерии о принятии объекта к учету или о его выбытии в случае передачи лицом, ответственным за оформление фактов хозяйственной жизни, первичных учетных документов в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, в оформленном первичном учетном документе не проставляются. В этом случае отметки бухгалтерии об отражении в учете указанных операций, а также бухгалтерские записи, оформляются с применением Бухгалтерской справки (ф. 0504833). Указанный порядок также применяется при передаче полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (финансовой) отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии).
В целях регулирования Единой учетной политикой централизованного ведения учета Департамент полагает допустимым установление документооборота, определяющего взаимодействие централизованной бухгалтерии и обслуживаемых субъектов учета, предусматривающего возможность оформления отметки бухгалтерии отдельным (сопроводительным к Акту приема-передачи) документом.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, как правильно оформить Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Письмо Минфина России от 4 июня 2020 г. N 02-07-05/48079
Текст письма опубликован не был