Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 20 марта 2020 г. N 150
Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации представительства в судах
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны, Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и воинских частей в судах, исполнению вступивших в законную силу судебных актов, рассмотрению частных определений (постановлений) и запросов судов, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации (далее - Уполномоченный), полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации, а также учету и хранению судебных документов и отчетности по результатам работы по представительству в судах.
2. Участие Министерства обороны и воинских частей в судах осуществляется в случаях:
предъявления Министерством обороны, воинской частью в суд исковых или иных требований;
предъявления в суд исковых или иных требований к Министерству обороны, воинской части;
поручения Президента Российской Федерации представлять его интересы в суде;
поручения Правительства Российской Федерации представлять его интересы в суде.
3. Организация в Вооруженных Силах представительства в судах включает в себя:
принятие мер для урегулирования споров до их рассмотрения в суде;
подготовку и предъявление в суд исковых (административных исковых) заявлений, заявлений в защиту интересов Министерства обороны, воинской части в порядке, предусмотренном законодательством;
подготовку и предъявление в суд отзывов (возражений) относительно предъявленных требований;
участие в уголовном судопроизводстве;
сбор и представление в суд доказательств и иных документов, относящихся к предмету рассмотрения дела судом;
участие в судебных заседаниях по рассмотрению споров, вытекающих из деятельности Вооруженных Сил;
обжалование судебных актов, не соответствующих интересам Министерства обороны, воинской части, в порядке, предусмотренном законодательством;
исполнение судебных актов в порядке, предусмотренном законодательством;
ведение отчетности по результатам работы по представительству в судах.
II. Организация работы по представлению интересов воинской части в судах
4. Работу по представлению интересов воинской части в судах организует командир воинской части.
5. Командир воинской части:
издает приказ об организации работы по представлению интересов воинской части в судах;
осуществляет контроль за подготовкой представителя (представителей) воинской части в суде (далее - представитель) к участию в судебных заседаниях;
обеспечивает участие в судебных заседаниях надлежаще подготовленного представителя и направление в суд письменной позиции по делу;
принимает решение по обжалованию в порядке, установленном законодательством, судебных актов, принятых не в пользу воинской части;
контролирует предъявление требований в защиту интересов воинской части;
решает вопросы, связанные с обеспечением исполнения судебных актов;
ежегодно к 20 января издает приказ о результатах работы по представлению интересов воинской части в судах за предшествующий год.
6. В приказе командира воинской части об организации работы по представлению интересов воинской части в судах определяются:
должностное лицо, ответственное за ведение работы по представлению интересов воинской части в судах (далее - ответственное лицо)*, его права и обязанности;
------------------------------
* В качестве ответственного лица назначаются должностные лица, замещающие должность юридического профиля, а при отсутствии в штате воинской части должности юридического профиля или ее неукомплектованности - иные должностные лица, обладающие в силу своих должностных обязанностей и (или) профессиональных навыков специальными знаниями в вопросах, подлежащих разрешению в суде.
В оперативном стратегическом командовании военного округа ответственным лицом назначается начальник соответствующего регионального управления правового обеспечения.
------------------------------
порядок назначения представителя;
порядок взаимодействия ответственного лица и представителя со структурными подразделениями воинской части, другими воинскими частями по вопросам сбора судебных документов;
организация учета и хранения журналов и дел, предусмотренных пунктом 58 настоящей Инструкции.
7. Прием, первичная обработка, регистрация и учет поступающих в воинскую часть судебных документов осуществляются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. N 170 (далее - Инструкция по делопроизводству в Вооруженных Силах).
8. Командир воинской части рассматривает судебные документы в день их регистрации в воинской части.
Результатом рассмотрения является резолюция с поручением ответственному лицу, другим должностным лицам воинской части, к компетенции которых отнесены вопросы, содержащиеся в судебных документах.
9. Ответственное лицо, получив документы с резолюцией командира воинской части, выясняет обстоятельства, изложенные в поступивших материалах, предлагает кандидатуру представителя, организует получение им доверенности на представление интересов воинской части в суде, осуществляет методическое руководство его подготовкой к участию на всех стадиях рассмотрения дела.
10. Представители назначаются из числа личного состава Вооруженных Сил, соответствующего требованиям, предъявляемым к ним законодательством**.
------------------------------
** При отсутствии в воинской части должностных лиц, отвечающих требованиям законодательства для их назначения представителями, командир воинской части организует представление интересов воинской части в судах посредством направления письменной позиции по делу.
------------------------------
Представители, участвующие в рассмотрении дел, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, должны иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме.
Полномочия представителя определяются в доверенности, выдаваемой в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
11. Представитель при подготовке к судебному заседанию выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела в суде, изучает требования законодательства по вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании, осуществляет сбор доказательств и подготовку иных документов для обоснования позиции по делу, изучает судебную практику по данной категории дел.
12. Иск, возражения (отзыв), апелляционная, кассационная, надзорная жалобы (заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам) подлежат обязательному согласованию:
1) с ответственными лицами, являющимися вышестоящими должностными лицами юридической службы в главных командованиях видов Вооруженных Сил, объединенных стратегических командованиях военных округов (Северного флота), командованиях родов войск Вооруженных Сил, центральных органах военного управления:
по делам, где цена иска превышает 300000 рублей;
по делам, связанным с возмещением вреда жизни и здоровью;
по многочисленным обращениям (5 и более) с одинаковым по своей сути предметом спора (исключение - приватизация жилого помещения);
по делам, связанным с обжалованием действий судебного пристава-исполнителя;
2) с Правовым департаментом по делам:
о несостоятельности (банкротстве) организаций, подведомственных Министерству обороны;
об обжаловании участником закупки действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (уполномоченного учреждения), специализированной организации*, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки;
------------------------------
* Под уполномоченным органом (уполномоченным учреждением) понимается государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на который возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Под специализированной организацией понимается юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 Федерального закона N 44-ФЗ.
------------------------------
связанным с вовлечением недвижимого имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, в хозяйственный оборот или иным отчуждением недвижимого имущества, подлежащим рассмотрению в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации;
по которым Министерство обороны привлечено к участию в деле в качестве ответчика и цена иска составляет более 1000000 рублей (за исключением судебных споров, связанных с взысканием арендной платы);
об оспаривании правовых актов, связанных с наложением штрафов на Министерство обороны, подлежащим рассмотрению в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации;
об оспаривании правовых актов, связанных с наложением штрафов на Министра обороны Российской Федерации и его заместителей;
где Министерство обороны признано потерпевшим либо гражданским истцом в уголовном деле.
13. При ограниченных сроках допускается согласование позиции по делу посредством телефонной связи с последующим подтверждением на бумажном носителе, а также факсимильной связи либо системы электронного документооборота.
Невозможность своевременного согласования позиции по делу не освобождает представителя от участия в рассмотрении дела.
14. При отсутствии в воинской части судебных документов командир воинской части направляет письменный запрос в воинскую часть, которая ими располагает.
Командир воинской части, получивший запрос, в срок не более двух рабочих дней обеспечивает направление в воинскую часть, из которой поступил запрос, судебных документов.
В случае непредставления воинской частью, в которую направлялся запрос, судебных документов в указанные сроки командир воинской части обеспечивает представление интересов в суде на основе имеющихся доказательств и принимает меры к их истребованию в судебном порядке, докладывает об этом вышестоящему командиру (начальнику).
15. Возражения (отзыв) представляются в суд в письменном виде в порядке, предусмотренном законодательством, и должны содержать мотивированную позицию по делу, предусматривающую ссылки на положения законодательства, судебную практику, а также анализ доказательственной базы.
Подготовка письменных возражений (отзыва) осуществляется представителем во всех случаях представления интересов воинской части в судах.
16. При наличии оснований ответственное лицо принимает меры к исключению воинской части из числа лиц, участвующих в деле.
Работа по представлению интересов воинской части в суде осуществляется до исключения воинской части из числа лиц, участвующих в деле.
17. О принятом судом решении по делу представитель незамедлительно докладывает командиру воинской части и ответственному лицу.
Командир воинской части принимает решение об обжаловании судебного акта при наличии к тому оснований или о мерах по его исполнению после его вступления в законную силу.
18. Обжалованию в апелляционном, кассационном и надзорном порядке подлежат все судебные акты, принятые с нарушением норм материального и (или) процессуального права, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством, если они вынесены не в пользу Министерства обороны, воинской части.
19. При защите интересов воинской части, признанной потерпевшим, гражданским истцом по уголовному делу, представитель:
выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения уголовного дела;
изучает требования законодательства по вопросам, подлежащим рассмотрению в уголовном судопроизводстве;
участвует в проведении необходимых процессуальных и иных следственных действий;
запрашивает доказательства причинения ущерба воинской части и его размера;
предъявляет гражданский иск после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции после установления, в том числе экспертным путем, суммы имущественного вреда, причиненного преступлением, либо предъявления обвинения в окончательной редакции лицу, действиями которого причинен установленный материальный ущерб;
совершает действия, предусмотренные процессуальным законодательством в рамках полномочий, определенных доверенностью, в целях защиты имущественных интересов Министерства обороны и (или) воинской части;
в установленный срок обжалует судебные акты при наличии оснований, предусмотренных пунктом 18 настоящей Инструкции;
незамедлительно осуществляет работу по подаче искового заявления к лицам, причинившим ущерб, в гражданском процессуальном порядке в случае оставления гражданского иска судом в рамках уголовного дела без рассмотрения либо прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
организует работу по принудительному исполнению судебного акта о возмещении ущерба, причиненного Министерству обороны, воинской части.
20. Командир воинской части проводит разбирательство:
если представителем, не прибывшим без уважительных причин на судебное заседание, не направлена в суд письменная позиция по делу;
при выявлении фактов заключения гражданско-правовых договоров, не обеспеченных необходимыми лимитами бюджетных обязательств (либо с превышением указанных лимитов).
21. После проведенного разбирательства командир воинской части оценивает причины и последствия обстоятельств, указанных в пункте 20 настоящей Инструкции, принимает меры, направленные на их предупреждение, а также привлечение виновных лиц к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.
III. Организация в воинской части рассмотрения частных определений (постановлений) суда
22. Поступившие в воинскую часть частные определения (постановления) суда регистрируются и учитываются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах и рассматриваются командиром воинской части в порядке, установленном пунктом 8 настоящей Инструкции.
23. В случае поступления в воинскую часть частного определения (постановления) суда без поручений вышестоящих должностных лиц юридической службы его копия направляется для учета и контроля исполнения содержащихся в нем требований должностным лицам, указанным в подпункте 1 пункта 12 настоящей Инструкции.
24. В целях проверки фактов и обстоятельств, отраженных в частном определении (постановлении) суда, командиром воинской части назначается разбирательство.
Если в ходе разбирательства установлены виновные лица, чьи противоправные действия привели к нарушениям законности, они привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.
25. Частное определение (постановление) суда при наличии оснований подлежит обжалованию в порядке, установленном законодательством.
26. О принятых по частному определению (постановлению) суда мерах командир воинской части сообщает суду в установленные законодательством сроки. Копия ответа направляется должностным лицам, указанным в подпункте 1 пункта 12 настоящей Инструкции.
Информация о результатах рассмотрения частных определений (постановлений) суда, поступивших с поручением Правового департамента, направляется командиром воинской части в Правовой департамент через должностных лиц, указанных в подпункте 1 пункта 12 настоящей Инструкции.
IV. Порядок рассмотрения запросов судов, уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека - заместителя министра юстиции Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации
27. Поступающие в воинскую часть судебные запросы и связанные с ними материалы регистрируются и учитываются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах и рассматриваются в сроки, установленные судом.
28. Запрашиваемая судом информация направляется непосредственно в суд, если в запросе не указано иное.
29. Если командир воинской части не имеет возможности предоставить запрашиваемую информацию и материалы в установленный судом срок, то он в срок не более пяти рабочих дней со дня получения судебного запроса обеспечивает извещение об этом суда с указанием причин.
30. Поступившие в Министерство обороны запросы направляются в установленном порядке Аппаратом Министра обороны Российской Федерации (Управлением делами Министерства обороны) заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления, к компетенции которых относятся вопросы, подлежащие рассмотрению и разрешению (далее - ответственный исполнитель).
31. Запросы Уполномоченного рассматриваются и разрешаются в порядке и сроки, установленные Положением об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителе Министра юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 г. N 310, и Регламентом Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 января 2015 г. N 1.
32. Ответственный исполнитель имеет право делать запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для подготовки ответа Уполномоченному, в главные командования видов Вооруженных Сил, объединенные стратегические командования военных округов (Северного флота), командования родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления, воинские части.
Соисполнители в пределах своей компетенции обеспечивают подготовку предложений в проект ответа Уполномоченному и направление необходимых материалов в срок, установленный ответственным исполнителем.
33. В ответе на запрос Уполномоченного все поставленные вопросы должны получить полное, всестороннее и объективное рассмотрение и разъяснение.
Ответ направляется за подписью заместителя Министра обороны Российской Федерации, к компетенции которого отнесены вопросы, поставленные в запросе Уполномоченного, не позднее одного месяца с даты поступления запроса в Министерство обороны, если в запросе не установлен иной срок.
34. Ответственный исполнитель в срок не позднее десяти рабочих дней с момента регистрации ответа направляет его копию в Правовой департамент.
35. Поступившие в Министерство обороны запросы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном пунктами 30-34 настоящей Инструкции, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность указанных государственных органов и должностных лиц.
V. Порядок работы по исполнению судебных актов
36. Организация работы по исполнению вступивших в законную силу судебных актов возлагается на командиров воинских частей, к компетенции которых относится разрешение требований, подлежащих исполнению*.
------------------------------
* Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
------------------------------
37. При поступлении в воинскую часть материалов по исполнительному производству они регистрируются и учитываются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах и рассматриваются командиром воинской части в порядке, установленном пунктом 8 настоящей Инструкции.
При этом устанавливаются:
соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к нему законодательством;
возможность предъявления исполнительного документа согласно срокам, установленным законодательством об исполнительном производстве, а также необходимость подачи заявления о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа;
возможность добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в установленный срок;
необходимость обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства или постановления о возвращении исполнительного документа и иных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
необходимость и целесообразность совершения иных процессуальных действий, влияющих на сроки, порядок и способ исполнения судебных актов.
38. При отсутствии оснований, препятствующих исполнению судебного акта, командиром воинской части принимаются меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный законодательством об исполнительном производстве, и меры, исключающие возможность возложения ответственности за неисполнение исполнительного документа.
При выявлении фактов неисполнения судебных актов командир воинской части в целях установления виновных лиц и выявления причин проводит разбирательство.
39. Сведения об исполнении судебного акта представляются воинской частью в установленном порядке в суд и соответствующее территориальное подразделение Федеральной службы судебных приставов.
40. В случаях, когда взыскателем по исполнительному производству является Министерство обороны или воинская часть, при взыскании денежных средств с участника бюджетного процесса исполнительные документы направляются в порядке, установленном бюджетным законодательством, а при взыскании с иных должников - в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
41. Должностные лица, представляющие интересы Министерства обороны в арбитражных судах в качестве истца (по встречным искам Министерства обороны), третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет иска, по исковым заявлениям органов военной прокуратуры в интересах Министерства обороны получают исполнительные листы на принудительное исполнение судебных актов, принятых в пользу Министерства обороны, и направляют их в Правовой департамент*.
------------------------------
* За исключением случаев представления интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах центральными органами военного управления, положениями о которых предусматриваются организация и осуществление указанного направления деятельности.
------------------------------
Получение исполнительных листов и направление их в Правовой департамент осуществляется в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Полученные Правовым департаментом исполнительные листы предъявляются к исполнению.
42. При ведении работы по исполнению судебных актов воинские части получают исполнительные листы на взыскание судебных расходов, в том числе денежных средств, перечисленных Министерством обороны на проведение судебной экспертизы по делу.
43. Взаимодействие со службой судебных приставов в рамках исполнительных производств в отношении недвижимого имущества, истребуемого Министерством обороны, осуществляется представителем по делу и должностным лицом воинской части, которой предоставлено право на недвижимое имущество.
Принятие недвижимого имущества от должника осуществляется должностными лицами воинских частей, которым предоставлено право на недвижимое имущество.
VI. Особенности работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации и его заместителей в судах
44 Представление интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в судах, а также представление интересов Министерства обороны в международных судах, Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации (при рассмотрении дел в качестве суда первой инстанции) осуществляется Правовым департаментом.
45. Представление интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах осуществляется Правовым департаментом, региональными управлениями правового обеспечения, по их поручениям представителями воинских частей, к компетенции которых относится разрешение заявленных требований, а также центральными органами военного управления, положениями о которых предусматриваются организация и осуществление указанного направления деятельности, в порядке, предусмотренном пунктами 11, 14-21 настоящей Инструкции.
Поручения Правового департамента и региональных управлений правового обеспечения являются обязательными для исполнения.
46. Правовой департамент организует представление интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах на территориях города Москвы и Московской области.
Региональные управления правового обеспечения организуют представление интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах в субъектах Российской Федерации, находящихся в границах военных округов в соответствии с военно-административным делением Российской Федерации.
47. По поручениям Правового департамента интересы Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах представляют должностные лица юридической службы в главных командованиях видов Вооруженных Сил, командованиях родов войск Вооруженных Сил и центральных органах военного управления, к компетенции которых относится разрешение заявленных требований, на основании доверенности, выдаваемой Правовым департаментом.
48. Представление интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах по гражданским делам, рассматриваемым мировыми судьями и районными судами, может осуществляться представителями воинских частей, к компетенции которых относится разрешение заявленных требований, не имеющими высшего юридического образования, на основании доверенностей, выдаваемых в порядке, определенном пунктами 54, 55 настоящей Инструкции.
49. Представление интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судами, осуществляется представителями главных командований видов Вооруженных Сил, командований родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления, воинских частей, к компетенции которых относится устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения*.
------------------------------
* При рассмотрении дел об административных правонарушениях лица, указанные в пункте 49 настоящей Инструкции, представляют интересы Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации на основании доверенности, выдаваемой в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 сентября 2019 г. N 500 "О порядке выдачи, учета и контроля использования доверенностей, выдаваемых на представление интересов Министерства обороны Российской Федерации".
------------------------------
50. По поручениям Правового департамента по делам, связанным с исполнением государственных контрактов, интересы Министерства обороны в арбитражных судах представляют должностные лица юридической службы в центральных органах военного управления, осуществляющих функции и полномочия заказывающего органа по государственному контракту, на основании доверенности, выдаваемой Правовым департаментом.
51. Участие в уголовном судопроизводстве, в рамках которого Министерство обороны признано потерпевшим, обеспечивается Правовым департаментом, региональными управлениями правового обеспечения или по их поручениям должностными лицами воинских частей на основании доверенностей.
52. Представление интересов заместителей Министра обороны Российской Федерации в судах осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 45-49 настоящей Инструкции, или по их поручениям.
53. Судебные акты и судебные документы, поступающие в Министерство обороны, адресованные Министру обороны Российской Федерации или Министерству обороны, передаются для обработки и регистрации в Правовой департамент (за исключением запросов, указанных в пунктах 30 и 35 настоящей Инструкции).
Поступившие в Министерство обороны материалы, касающиеся производства предварительного расследования, в рамках которого Министерство обороны признано потерпевшим, рассматриваются Правовым департаментом, принимаются им к исполнению или направляются в соответствующее региональное управление правового обеспечения.
В случае поступления от органов предварительного расследования указанных материалов непосредственно в воинскую часть командир воинской части незамедлительно сообщает об этом в региональное управление правового обеспечения, осуществляющее правовое обеспечение деятельности военного округа, на территории которого дислоцируется воинская часть.
54. Выдача (оформление) доверенностей на представление интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах в качестве истца, административного истца, ответчика, административного ответчика, заявителя, третьего (заинтересованного) лица осуществляется Правовым департаментом по заявкам региональных управлений правового обеспечения, воинских частей*.
------------------------------
* За исключением случаев представления интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах центральными органами военного управления, положениями о которых предусматриваются организация и осуществление указанного направления деятельности.
------------------------------
В случае передачи полномочий на представление интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах в течение трех рабочих дней в Правовой департамент направляются сведения о лице, которому переданы полномочия**.
------------------------------
** Извещением лица, выдавшим доверенность на представление интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах, о передоверии другому лицу совершения действий, предусмотренных доверенностью, является внесение в Правовом департаменте сведений об этом лице в журнал учета заявок на получение доверенностей и их выдачи.
------------------------------
55. Для оформления доверенности в Правовой департамент направляется заявка с указанием:
номера и даты поручения Правового департамента (при наличии);
сведений о представителе (воинское звание (при наличии), фамилия, имя, отчество (при наличии), занимаемая должность, наличие высшего юридического образования);
наименования суда, в котором рассматривается дело;
даты слушания дела;
фамилии и инициалов истца (заявителя) (или его наименования);
номера дела в суде (для исков, находящихся в производстве арбитражных судов);
предмета иска;
фамилии, имени, отчества (при наличии) ответственного лица, его контактных данных (номер телефона, адрес электронной почты (при наличии);
почтового адреса для направления доверенности.
Заявки на оформление доверенностей на представление интересов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах направляются отдельно.
56. Если направление заявки на оформление доверенности почтовой связью не может обеспечить ее получение к дате проведения судебного заседания, информация, предусмотренная пунктом 55 настоящей Инструкции, сообщается в Правовой департамент посредством телефонной (факсимильной) связи или электронной почты.
57. В случае необходимости заявления в суд требований от имени Министерства обороны командиром воинской части направляется обращение в Правовой департамент, в котором указываются:
суть требований, которые планируется заявить;
сведения о представителе (воинское звание (при наличии), фамилия, имя и отчество (при наличии), занимаемая должность, наличие высшего юридического образования);
наименование суда, в который планируется направить иск (заявление);
фамилия и инициалы ответчика (или его наименование);
почтовый адрес для направления доверенности (при необходимости);
адрес электронной почты (при наличии);
фамилия, имя, отчество (при наличии) ответственного лица, его контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты (при наличии).
К обращению прилагаются проект иска (заявления) и копии доказательств, обосновывающих заявленные требования.
VII. Организация учета, хранения судебных документов и отчетности по результатам представления интересов воинской части в судах
58. В воинской части ведется следующая документация:
журнал учета исков (заявлений), поступивших в воинскую часть (поданных в суды) (приложение N 1 к настоящей Инструкции);
журнал учета заявок на получение доверенностей и их выдачи (приложение N 2 к настоящей Инструкции);
журнал учета уголовных дел (приложение N 3 к настоящей Инструкции);
дело с судебными документами;
дело с копиями выданных в воинской части доверенностей, подлинниками прекращенных доверенностей и заявок на их получение.
59. Журналы заводятся на один календарный год (за исключением журнала учета уголовных дел). При небольшом объеме информации они могут вестись на протяжении нескольких лет.
Если журналы ведутся на протяжении нескольких лет, учет вносимой информации ежегодно начинается с первого номера.
Допускается ведение журналов в электронном виде.
Гражданские иски и иски по гражданским делам, требования по которым обусловлены возмещением ущерба, выявленного в ходе расследования и рассмотрения судами уголовных дел, учитываются в журнале учета уголовных дел (приложение N 3 к настоящей Инструкции).
Информация об отмене, изменении или исполнении судебного акта вносится в журнал учета исков (заявлений), поступивших в воинскую часть (поданных в суды) (приложение N 1 к настоящей Инструкции) за год, в котором судебный акт учтен в воинской части.
Обязанность по ведению журналов возлагается на ответственное лицо.
60. Материалы, относящиеся к рассмотрению дела в суде, формируются в отдельный том дела с судебными документами.
В комплект каждого тома входят:
иск, административный иск (заявление);
копия доверенности представителя;
возражения в письменной форме относительно заявленных требований (отзыв на исковое заявление);
доказательства по делу (за исключением доказательств, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);
жалобы (заявления о пересмотре судебных актов) в случае обжалования судебного акта;
судебные акты, принятые судом по делу;
материалы по исполнительному производству;
Документы, свидетельствующие об исполнении решения суда или подтверждающие направление копии вступившего в законную силу судебного акта в воинские части, к компетенции которых относится разрешение требований, подлежащих исполнению;
иные материалы, относящиеся к делу.
Указанные в настоящем пункте документы подшиваются в подлинных экземплярах (кроме оригиналов доверенностей) либо в копиях.
Обязанность по формированию дела с судебными документами возлагается на представителя.
61. Обеспечение учета журналов и дел, а также их текущее хранение возлагается на ответственное лицо.
Хранение журналов, дел и оригиналов доверенностей осуществляется с учетом установленных сроков хранения.
62. Командиром воинской части до пятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляется информация о результатах работы по представлению интересов Министерства обороны, Министра обороны Российской Федерации и воинской части в судах общей юрисдикции в региональное управление правового обеспечения, осуществляющего правовое обеспечение деятельности военного округа, на территории которого находится суд, принявший решение*:
------------------------------
* Командиры воинских частей, входящих в состав соединений, объединений и приравненных к ним воинских частей, направляют информацию в адрес вышестоящего командования.
------------------------------
ежемесячно, за полугодие и год - по форме журнала учета исков (заявлений), поступивших в воинскую часть (поданных в суды) (приложение N 1 к настоящей Инструкции), и по формам, определенным приложениями N 4, 5 к настоящей Инструкции;
ежеквартально - по форме журнала учета уголовных дел (приложение N 3 к настоящей Инструкции).
63. Региональные управления правового обеспечения до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют обобщенную информацию, предусмотренную пунктом 62 настоящей Инструкции, в Правовой департамент, в том числе по электронной почте в формате Excel.
64. Информация о результатах работы по представлению интересов Министерства обороны и воинских частей в арбитражных судах по формам, определенным приложениями N 6, 7 к настоящей Инструкции, направляется в Правовой департамент ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, региональными управлениями правового обеспечения и территориальными управлениями имущественных отношений Министерства обороны.
65. Воинские части, должностные лица которых представляли в арбитражных судах интересы Министерства обороны в качестве истца, ежемесячно до 5 числа, следующего за отчетным периодом, нарастающим итогом представляют в Правовой департамент сведения об исполнительных производствах по форме, определенной приложением N 8 к настоящей Инструкции, в том числе в случае направления исполнительных листов арбитражными судами непосредственно в Министерство обороны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.