Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации городского округа
город Рыбинск Ярославской области
от 08.06.2020 N 1306
Порядок разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа город Рыбинск Ярославской области
1. Общие положения
1.1. Порядок разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа город Рыбинск Ярославской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Положением о бюджетном процессе в городском округе город Рыбинск, утвержденным решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 27.02.2014 N 313.
1.2. Действие Порядка распространяется на процессы программно-целевого планирования в структурных подразделениях Администрации городского округа город Рыбинск (далее - Администрация) и отраслевых (функциональных) органах Администрации, обладающих правами юридического лица, а также в муниципальных учреждениях городского округа город Рыбинск Ярославской области (далее - МУ).
1.3. Порядок:
- определяет термины, используемые в процессах программно-целевого планирования;
- предоставляет методологическую основу, обеспечивающую единый подход в сфере программно-целевого и бюджетного планирования, управления и контроля реализации, а также оценки эффективности муниципальных программ городского округа город Рыбинск Ярославской области.
2. Термины и определения
2.1. Муниципальная программа (далее - МП) - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития городского округа город Рыбинск Ярославской области. МП состоит из подпрограмм или отдельных мероприятий, реализуемых отраслевыми (функциональными) органами Администрации, обладающими правами юридического лица, а также МУ.
Цели программы соответствуют полномочиям органов местного самоуправления в соответствии со ст. 16, 16.1, 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа город Рыбинск Ярославской области.
2.2. Подпрограмма МП (далее - подпрограмма) - комплекс мероприятий, взаимоувязанный по финансовым ресурсам, задачам и срокам осуществления, сформированный с учетом согласованности основных параметров МП и направленный на решение одной или нескольких задач в рамках МП. В случае если МП состоит из подпрограмм, то сама МП не может иметь самостоятельных задач и мероприятий, а цели подпрограмм являются подчиненными по отношению к целям МП. Подпрограммы целесообразно выделять в МП, содержащей комплекс больших и сложных мероприятий для разделения ответственности и повышения уровня управляемости.
2.3. Ведомственная целевая программа (далее - ВЦП) - часть (подпрограмма) МП, направленная на обеспечение реализации функций, работ, услуг, полномочий структурного подразделения Администрации, отраслевого (функционального) органа Администрации, обладающего правами юридического лица, МУ.
2.4. Индикаторы (целевые показатели) МП - измеряемые количественные параметры (один или несколько), отражающие степень достижения цели МП; имеют базовое, плановое и фактическое значения.
2.5. Задача МП - конкретный значимый результат, является шагом к достижению цели МП. Задачи должны быть сформулированы таким образом, чтобы их совокупность позволяла достичь целей МП наиболее оптимальным способом.
2.6. Мероприятие МП - действие, выполняемое в рамках реализации задачи МП, имеющее конкретный результат, срок и исполнителя.
2.7. Ответственный исполнитель МП (подпрограммы) - структурное подразделение Администрации; отраслевой (функциональный) орган Администрации, обладающий правами юридического лица; МУ, включенное в Перечень муниципальных учреждений городского округа город Рыбинск Ярославской области (далее- Перечень МУ), реализующих функции ответственных исполнителей МП (подпрограмм) (Приложение 3 к Порядку), ответственное за разработку, реализацию и проведение оценки эффективности реализации МП (подпрограммы), осуществляющее координацию действий соисполнителей МП (подпрограммы).
2.8. Заказчик МП - Администрация, непосредственно заинтересованная в результатах реализации программы.
2.9. Куратор МП - заместитель Главы Администрации, отвечающий за реализацию МП перед заказчиком программы.
2.10. Соисполнитель МП (подпрограммы) - структурное подразделение Администрации, отраслевой (функциональный) орган Администрации, обладающий правами юридического лица, органы государственной власти Ярославской области, МУ, иные организации, участвующие в реализации одного или нескольких мероприятий МП (подпрограммы) в соответствии с требованиями МП (подпрограммы) и в рамках поручений куратора или ответственного исполнителя МП (подпрограммы).
2.11. Рабочая группа - группа, состоящая из сотрудников структурного подразделения Администрации, отраслевого (функционального) органа Администрации, обладающего правами юридического лица, МУ, а также сторонних экспертов, формируемая ответственным исполнителем МП с целью разработки, управления и реализации мероприятий МП.
3. Порядок принятия решения о разработке МП
3.1. Инициаторами постановки проблем для их решения программными методами могут выступать Глава городского округа город Рыбинск, структурные подразделения Администрации, отраслевые (функциональные) органы Администрации, обладающие правами юридического лица и МУ, с учетом предложений юридических и физических лиц.
3.2. Отбор приоритетных проблем определяется на основе:
- стратегии социально-экономического развития городского округа город Рыбинск Ярославской области;
- стратегических документов, прогнозов и программ социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочную перспективу;
- федеральных (государственных) и областных целевых программ и национальных проектов, предполагающих реализацию программных мероприятий на территории городского округа город Рыбинск Ярославской области;
- прогнозов социально-экономического развития городского округа город Рыбинск Ярославской области;
- предложений структурных подразделений и отраслевых (функциональных) органов Администрации, обладающих правами юридического лица, МУ;
- специальных исследований.
3.3. Критериями, на основе которых производится отбор проблем для их программной разработки, являются:
- значимость проблемы в целом и ее соответствие установленным приоритетам социально-экономического развития городского округа город Рыбинск;
- необходимость комплексного решения проблемы с использованием рыночных механизмов и муниципальной поддержки;
- возможность решения проблемы принципиально новыми методами, обеспечивающими необходимую эффективность в установленные сроки;
- необходимость привлечения для финансирования программы средств бюджета городского округа город Рыбинск Ярославкой области (далее - городской бюджет), областного и федерального бюджетов, а также внебюджетных источников.
3.4. Предложения структурных подразделений Администрации, отраслевых (функциональных) органов Администрации, обладающих правами юридического лица, МУ о целесообразности и необходимости разработки проекта МП рассматриваются заместителями Главы Администрации городского округа город Рыбинск по направлению деятельности и при положительных результатах рассмотрения вносятся Главе городского округа город Рыбинск. Решение Главы городского округа город Рыбинск по результатам рассмотрения предложений о целесообразности и необходимости разработки проекта МП оформляется соответствующим протоколом.
3.5. Для разработки МП на основе представленных материалов и положительного решения Главы городского округа город Рыбинск, оформленного протоколом, инициатор разработки МП готовит проект распоряжения Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области о разработке проекта МП, в котором указывается:
- наименование МП;
- основные цели и задачи МП;
- разработчик МП;
- срок разработки МП;
- состав рабочей группы по разработке проекта МП (при необходимости).
4. Порядок разработки и утверждения МП
4.1. Структура и система показателей МП.
Муниципальная программа должна содержать следующие разделы:
4.1.1. Паспорт МП.
Впаспорте МП отражается: наименование МП; срок реализации МП; основания для разработки МП; заказчик МП; ответственный исполнитель - руководитель МП; куратор МП; перечень подпрограмм МП; цели и задачи МП; объемы и источники финансирования МП; ожидаемые результаты реализации МП (приложение 1 к настоящему Порядку).
4.1.2. Муниципальная программа разрабатывается на период, необходимый для достижения поставленных в ней целей. Срок реализации МП должен составлять от трех до шести лет, за исключением МП, разработка и реализация которых осуществляется в рамках аналогичных федеральных и региональных программ.
4.1.3. Анализ существующей ситуации и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации МП.
Раздел содержит краткое описание основных проблем, включая анализ причин их возникновения, анализ результатов и эффективности предпринимаемых ранее мер, динамику развития.
4.1.4. Цели, задачи и ожидаемые результаты реализации МП.
Цель(и) МП должна(ы) быть:
- конкретной, ясной, значимой в отношении того, что должно быть достигнуто;
- измеримой;
- достижимой;
- ограниченной во времени.
Задача(и) МП должна(ы) быть четко изложена(ы) и должна(ы) отвечать на вопрос: "Какими действиями планируется достигнуть цели(ей) МП?"; задача(и) должна(ы) быть определены таким образом, чтобы их исполнение в совокупности позволяло достигнуть цели(ей) МП наиболее оптимальным способом.
4.1.5. Социально-экономическое обоснование МП.
Социально-экономическое обоснование включает:
- анализ возможных вариантов дальнейшего развития проблемной ситуации и ее последствий, а также обоснование необходимости решения проблемы в приоритетном порядке программно-целевым методом;
- обоснование необходимых размеров (на основе смет расходов) и возможностей привлечения для реализации программных мероприятий городского, областного и федерального бюджетов и иных источников, включая средства организаций, заинтересованных в реализации МП.
4.1.6. Финансирование МП.
В данном разделе характеризуются размеры финансирования программных мероприятий из различных источников, включая использование средств из городского бюджета и бюджетов других уровней, направляемых на реализацию мероприятий на территории городского округа город Рыбинск Ярославкой области. Приводится объем финансирования МП по годам в разрезе источников финансирования.
Кроме того, раздел включает в себя обоснование возможности привлечения для реализации программных мероприятий помимо средств городского бюджета внебюджетных средств и описание механизмов привлечения этих средств. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования МП, относятся поступления от участников реализации МП, включая организации негосударственного сектора экономики, целевые отчисления от прибыли организаций, средства некоммерческих, в том числе общественных организаций, средства населения и другие поступления.
4.1.7. Механизм реализации МП.
В разделе определяется система управления реализацией МП, включающая планирование и отчетность, мониторинг, формирование системы индикаторов, контроль выполнения программных мероприятий, нормативно-правовое и информационное сопровождение, в том числе ведение баз данных и публичная отчетность, координация действий исполнителей (соисполнителей), учет использования финансовых и других ресурсов.
4.1.8. Индикаторы результативности МП.
Индикатор - это оценка, характеристика контролируемого объекта (явления) в течение времени, позволяющая установить базовое значение и проследить число и/или процентное соотношение изменений или улучшений.
В разделе в табличной форме представляется система и количественные значения целевых индикаторов результативности МП.
Индикаторы индивидуальны для каждой МП, формулируются исходя из поставленных целей и ожидаемых результатов МП в виде показателей прямого конечного результата и социально-экономической эффективности.
4.1.9. Перечень программных мероприятий.
В перечне отражаются программные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые обеспечивают решение целевых задач МП. Перечень должен содержать информацию о сроках реализации каждого мероприятия, объемах финансирования по годам и ответственных исполнителях (соисполнителях).
Если для реализации МП необходимо провести разработку, изменение или признание утратившими силу муниципальных правовых актов - в данном разделе приводятся соответствующие мероприятия.
4.2. МП может иметь межотраслевой или внутриотраслевой характер, включать в себя подпрограммы, в том числе ВЦП, а также локальные проекты, направленные на решение конкретных задач в рамках МП.
Деление МП на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их выполнения. Требования к содержанию и оформлению подпрограмм, в том числе ВЦП, и проектов аналогичны требованиям к содержанию и оформлению МП.
4.3. Разработка проектов МП осуществляется субъектами бюджетного планирования - структурными подразделениями Администрации, отраслевыми (функциональными) органами Администрации, обладающими правами юридического лица, МУ. К разработке проектов могут привлекаться на конкурсной договорной основе научные учреждения либо другие сторонние исполнители (юридические или физические лица).
4.4. Ответственным за процедуру согласования проекта МП является ответственный исполнитель МП. Процедура согласования осуществляется следующим образом:
4.4.1. Проект МП, предлагаемый к реализации, с листом согласования программы, подписанным ответственным исполнителем МП, ответственными исполнителями подпрограмм и всеми соисполнителями, направляется на согласование.
Проект МП подлежит обязательному согласованию с:
- управлением экономического развития и инвестиций Администрации (далее - УЭРиИ) на предмет: соблюдения требований к содержанию МП, соответствие целей и задач приоритетам социально-экономического развития городского округа город Рыбинск Ярославской области, определенным стратегией социально-экономического развития городского округа город Рыбинск Ярославской области, соответствие мероприятий заявленным целям и задачам, наличие индикаторов реализации МП и соответствия их заявленным целям и задачам.
- Департаментом финансов Администрации (далее - ДФ), на предмет обоснованности объема расходов проекта МП, соответствия объема расходов по годам, предусмотренных проектом МП по годам - бюджетным ассигнованиям, предусмотренных решением о бюджете городского округа город Рыбинск Ярославской области на соответствующий период,
- юридическим отделом (далее - ЮО),
- куратором МП,
- первым заместителем Главы Администрации.
Согласующие должны рассмотреть поступивший на согласование проект МП и либо согласовать его, либо направить ответственному исполнителю мотивированный перечень разногласий.
В случае наличия замечаний ответственный исполнитель устраняет их и направляет проект МП для повторного согласования.
4.4.2. В зависимости от характера и сложности предусмотренных программных мероприятий проект МП может быть направлен на независимую экспертизу в специализированное научное учреждение или иному юридическому или физическому лицу.
Решение о необходимости и порядке проведения экспертизы принимается Главой городского округа город Рыбинск или заместителем Главы Администрации городского округа город Рыбинск, курирующим разработку проекта МП.
4.4.3. После согласований проект МП выносится на общественные обсуждения в соответствии с постановлением Администрации городского округа город Рыбинск от 21.11.2019 N 3030 "Об утверждении порядка общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования" .
4.4.4. Проект МП после согласований вместе с пояснительной запиской к проекту направляется в Контрольно-счетную палату городского округа город Рыбинск (далее - КСП) для проведения финансово-экономической экспертизы.
Дальнейшее рассмотрение проекта МП осуществляется соответствующей постоянной комиссией Муниципального Совета городского округа город Рыбинск (далее - Муниципальный Совет).
4.5. Прошедший согласование проект МП с приложением всех заключений и согласований должен быть внесен на рассмотрение Главы городского округа город Рыбинск для последующего утверждения постановлением Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области.
4.6. При внесении изменений в МП ответственный исполнитель обязан в течение 3 рабочих дней после утверждения представить в УЭРиИ актуальную редакцию программы для размещения ее на официальном сайте Администрации городского округа город Рыбинск.
4.7. МП, изменения в МП подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования (далее - Реестр) в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
5. Порядок реализации и источники финансирования МП
5.1. Реализация МП обеспечивается механизмами планирования, организации, финансирования и контроля хода выполнения программных мероприятий.
5.2. Исполнителями мероприятий МП могут быть структурные подразделения Администрации, отраслевые (функциональные) органы Администрации, обладающие правами юридического лица, МУ. Ответственным исполнителем МП является структурное подразделение Администрации или отраслевой (функциональный) орган Администрации, обладающий правами юридического лица, а также МУ, включенные в Перечень МУ - разработчики МП.
5.3. Работы по выполнению мероприятий МП включаются в планы работы структурных подразделений Администрации и/или отраслевых (функциональных) органов Администрации, обладающих правами юридического лица, МУ. С иными непосредственными участниками МП ответственным исполнителем заключаются договоры или соглашения о партнерстве.
5.4. Финансовое обеспечение реализации МП осуществляется за счет бюджетных ассигнований городского бюджета, привлеченных средств бюджетов других уровней и внебюджетных источников.
5.5. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию МП в очередном году и плановом периоде осуществляется в соответствии с бюджетным процессом.
МП подлежат приведению в соответствие с решением Муниципального Совета о бюджете городского округа город Рыбинск Ярославской области не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
Изменения, вносимые в МП относительно объемов финансирования, не требуют согласования на комиссиях Муниципального Совета городского округа город Рыбинск.
5.6. В расходы МП не включаются:
- расходы на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства городского бюджета по искам к муниципальному образованию городской округ город Рыбинск Ярославской области о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств городского бюджета (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей бюджетных средств), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок;
- расходы на исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства городского бюджета по денежным обязательствам органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений;
- расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств резервных фондов.
5.7. Досрочное завершение МП обязательно в следующих случаях:
- достижение поставленной цели МП;
- прекращение всех полномочий, в рамках которых реализуется МП;
- ликвидация ответственного исполнителя МП и невозможность возложения его обязанностей на другого ответственного исполнителя.
5.8. Контроль за эффективностью и целевым расходованием средств городского бюджета в ходе реализации МП осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и правовыми актами городского округа город Рыбинск Ярославской области.
5.9. Ответственность за реализацию МП, обеспечение целевого использования привлекаемых ресурсов и отчетность о выполнении мероприятий возлагается на ответственного исполнителя - руководителя МП.
6. Мониторинг и отчетность о реализации МП
6.1. Ответственный исполнитель МП в целях обеспечения процесса мониторинга и анализа выполнения программы 2 раза в год направляет в УЭРиИ отчет о ходе реализации МП:
- полугодовой отчет - до 20 июля текущего года;
- годовой отчет - до 10 февраля года, следующего за отчетным.
6.2. Отчет о ходе реализации МП должен содержать:
- данные об использовании и объемах привлеченных финансовых средств;
- сведения о соответствии индикаторов реализации МП показателям, установленным при их утверждении, и причинах их отклонения;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
- оценку эффективности и результативности реализации МП за год согласно Приложения 2 к настоящему Порядку;
- оценку влияния реализации МП на различные сферы жизнедеятельности городского округа город Рыбинск;
- пояснительную записку;
- предложения об изменении форм и методов управления реализацией МП, о сокращении (увеличении) финансирования и (или) досрочном прекращении подпрограмм, отдельных мероприятий или МП в целом.
6.3. Весь документооборот, сопровождающий разработку, реализацию, мониторинг и отчетность, осуществляется на бумажных и электронных носителях. Итоговые годовые отчетные документы размещаются на официальном сайте Администрации городского округа город Рыбинск до 01 апреля года, следующего за отчетным.
7. Взаимодействие структурных подразделений Администрации, отраслевых (функциональных) органов Администрации, обладающих правами юридического лица, МУ при разработке и реализации МП
7.1. Структурное подразделение Администрации и/или отраслевой (функциональный) орган Администрации, обладающий правами юридического лица и/или МУ - разработчик и ответственный исполнитель МП:
7.1.1. Организует разработку проекта МП, соблюдая требования, изложенные в настоящем Порядке, определяет круг исполнителей МП, сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования; разрабатывает и согласовывает с УЭРиИ перечень индикаторов (показателей) для оценки эффективности и результативности программных мероприятий.
7.1.2. Согласовывает проект МП в соответствии с настоящим Порядком и Регламентом работы Администрации городского округа город Рыбинск, утвержденным распоряжением Администрации городского округа город Рыбинск от 30.01.2013 N 16.
7.1.3. Выносит согласованный проект МП на общественные обсуждения в порядке, установленном постановлением Администрации городского округа город Рыбинск от 21.11.2019 N 3030 "Об утверждении порядка общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования" .
7.1.4. Вносит согласованный проект МП на экспертизу в Контрольно-счетную палату городского округа город Рыбинск и на рассмотрение в соответствующую постоянную комиссию Муниципального Совета и после рассмотрения в Муниципальном Совете готовит постановление Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области об утверждении МП.
7.1.5. Направляет в ДФ бюджетные заявки на финансирование МП для включения в расходы городского бюджета на следующий финансовый год.
7.1.6. Формирует в установленном порядке заявки на участие в областных и федеральных целевых программах.
7.1.7. Организует исполнение МП; осуществляет планирование, мониторинг, учет израсходованных средств, оценку эффективности и результативности и отчетность о реализации МП в соответствии с настоящим Порядком.
7.1.8. При необходимости обосновывает предложения по внесению изменений (корректировок) в действующую МП, согласовывает их с соисполнителями МП, исполнителями подпрограмм, УЭРиИ, ДФ, ЮО, заместителем Главы Администрации по направлению, первым заместителем Главы Администрации и оформляет вносимые изменения постановлением Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области.
7.1.9. Ведет учет и хранение документов, касающихся МП (соглашения, договоры, распорядительные документы, бюджетные заявки, аудиторские заключения, результаты анализа хода выполнения мероприятий и др.).
7.2. УЭРиИ:
7.2.1. Оказывает методическую и организационную помощь разработчикам МП.
7.2.2. Готовит заключения на представленные проекты МП и проекты внесения изменений в действующие МП на соответствие требованиям, предусмотренным настоящим Порядком; в случае необходимости готовит рекомендации по доработке проекта МП.
7.2.3. Формирует реестр МП. Реестр МП актуализируется по мере утверждения соответствующих нормативных правовых актов об утверждении и завершении действия МП и размещается на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7.2.4. Размещает утвержденные МП на официальном сайте Администрации и в системе обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Направляет в ДФ реестр МП, представляет паспорта (проекты паспортов) МП, финансируемых из городского бюджета, для включения в проект решения Муниципального Совета о бюджете городского округа город Рыбинск Ярославской области на следующий финансовый год.
7.2.5. Ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, разрабатывает сводный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности и результативности реализации МП и представляет его на рассмотрение Главе городского округа город Рыбинск.
7.3. ДФ:
7.3.1. Присваивает код бюджетной классификации каждой утвержденной МП и при необходимости подпрограммам; готовит заключения на представленные проекты МП и проекты внесения корректировок в действующие МП в части средств, предусмотренных в городском бюджете.
7.3.2. Составляет проект городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период, в том числе в разрезе программ.
В составе материалов к проекту городского бюджета направляет перечень и паспорта (проекты паспортов) МП в Муниципальный Совет городского округа город Рыбинск.
7.3.3. Организует исполнение бюджета в части МП в пределах средств, предусмотренных в городском бюджете.
7.3.4. Составляет и представляет отчет об исполнении городского бюджета для внесения в Муниципальный Совет, в том числе в разрезе МП. Отчет об исполнении МП утверждается отдельным приложением в составе решения о бюджете городского округа город Рыбинск Ярославской области.
7.3.5. Информирует УЭРиИ о суммах бюджетных средств, направленных на реализацию каждой МП ежеквартально.
Начальник управления экономического развития и инвестиций |
О.В. Харисова |
<< Назад |
Приложение 1. >> Паспорт МП |
|
Содержание Постановление Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 8 июня 2020 г. N 1306 "О муниципальных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.