Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 25 июня 2020 года N 310
Порядок
проведения проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении государственной гарантии Чукотского автономного округа, контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Чукотского автономного округа
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает требования к проведению проверки достаточности, надежности и ликвидности предоставляемого принципалом, третьим лицом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии при предоставлении государственной гарантии Чукотского автономного округа (далее - обеспечение), контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Чукотского автономного округа.
1.2. Способами обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу могут быть банковские гарантии и поручительства юридических лиц, государственные (муниципальные) гарантии, залог имущества. Обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу должно иметь достаточную степень надежности (ликвидности), а также соответствовать требованиям, установленным абзацами третьим - шестым пункта 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.3. Проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения осуществляется Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (далее - Департамент):
1) на этапе принятия решения о предоставлении государственной гарантии Чукотского автономного округа;
2) ежегодно в течение 15 рабочих дней на основании предоставленных принципалом не позднее 15 мая года, следующего за годом предоставления государственной гарантии Чукотского автономного округа, документов в соответствии с перечнем, указанным в приложении 1 к настоящему Порядку.
II. Порядок проведения проверки достаточности, надежности и ликвидности имущества, передаваемого в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств при предоставлении государственной гарантии Чукотского автономного округа
2.1. Проверка достаточности, надежности и ликвидности передаваемого в залог имущества осуществляется на основании оценки его рыночной стоимости (с выводами о его ликвидности). Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества, передаваемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании договора на проведение оценки, заключенного с оценочной компанией. Оценка передаваемого в залог имущества осуществляется оценщиком, состоящим в штате указанной оценочной компании (заключившим трудовой договор с указанной оценочной компанией).
Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав на него третьих лиц, в том числе не должно быть предметом залога по другим договорам. Принятие в залог имущества, которое залогодатель приобретет в будущем, а также последующий залог имущества, переданного в залог Чукотскому автономному округу, не допускается.
2.2. Оценка рыночной стоимости передаваемого в залог имущества (с выводами о его ликвидности) проводится не ранее чем за два месяца до даты представления принципалом документов для рассмотрения вопроса о предоставлении государственной гарантии Чукотского автономного округа.
2.3. Стоимость передаваемого в залог имущества должна быть не менее объема обязательств принципала.
2.4. Ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, передаваемого в залог, подлежит обязательной государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Залог иного имущества, не относящегося к недвижимым вещам, подлежит нотариальному удостоверению в соответствии с законодательством о нотариате.
2.5. Оценка рыночной стоимости передаваемого в залог имущества осуществляются залогодателем за свой счет.
2.6. Оценка достаточности, надежности и ликвидности передаваемого в залог имущества проводится в течение Департаментом в течение 10 рабочих дней со дня предоставления полного пакета документов принципалом на получение государственной гарантии Чукотского автономного округа в соответствии с Перечнем документов, необходимых для получения государственной гарантии Чукотского автономного округа, утвержденным настоящим Постановлением (далее - Перечень).
2.7. Предоставляемое имущество признается достаточным, надежным и ликвидным, если:
1) имущество, передаваемое в залог, имеет высокую степень надежности (ликвидности) в соответствии с проведенной оценкой;
2) соответствует требованиям пунктов 2.1 - 2.3 настоящего раздела.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.7. По результатам рассмотрения представленных документов по залогу имущества Департамент составляет заключение о возможности принятия залога имущества принципала либо третьих лиц в качестве обеспечения по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
III. Порядок оценки надежности банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Чукотского автономного округа
3.1. Под надежностью банковской гарантии, поручительства в целях настоящего Порядка понимается способность кредитной организации, выдающей банковскую гарантию (далее - гарант), поручителя своевременно и в полном объеме исполнить принятые за принципала обязательства, возникающие в связи с исполнением государственной гарантии Чукотского автономного округа.
3.2. Оценка надежности банковской гарантии проводится на основании документов, представленных принципалом в Департамент на получение государственной гарантии Чукотского автономного округа в соответствии с Перечнем, и информации, размещенной на официальных сайтах Банка России и рейтинговых агентств в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.3. Банковская гарантия признается надежной, если гарант соответствует одновременно следующим требованиям:
1) гарант не находится в состоянии ликвидации, реорганизации, приостановления деятельности, любой из стадий несостоятельности (банкротства) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
2) наличие у гаранта универсальной лицензии в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности";
3) гарант является участником системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации";
4) в отношении гаранта отсутствуют примененные Центральным банком Российской Федерации меры за нарушение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
5) наличие у гаранта кредитного рейтинга рейтинговых агентств не ниже уровня, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 года N 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов" (официальные данные рейтинговых агентств, размещенные на их сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на дату обращения заявителя);
6) отсутствие у гаранта просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Чукотским автономным округом, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по государственным гарантиям, ранее предоставленным Чукотским автономным округом;
7) стоимость чистых активов гаранта в четыре и более раз превышает сумму предоставляемой банковской гарантии;
8) размер банковской гарантии не ниже размера предоставляемого обеспечения, установленного для принципала;
9) гарант выполняет обязательные резервные требования Центрального банка Российской Федерации;
10) у гаранта отсутствует просроченная задолженность перед Центральным банком Российской Федерации.
3.4. Банковская гарантия должна быть безотзывной.
3.5. Банковская гарантия признается надежной, если соответствует пункту 2.3 раздела 2 настоящего Порядка, и гарант отвечает всем требованиям, установленным пунктом 2.2 раздела 2 настоящего Порядка.
3.6. Банковская гарантия признается ненадежной, если не соответствует пункту 2.3 настоящего Порядка, и гарант не отвечает любому из требований, установленных пунктом 2.2 раздела 2 настоящего Порядка.
3.7. Оценка надежности банковской гарантии осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня предоставления полного пакета документов в Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.
3.8. По результатам проведенной оценки надежности банковской гарантии в течение пяти рабочих дней оформляется заключение об итогах оценки надежности банковской гарантии по форме, согласно приложению 3 к настоящему Порядку. В указанном заключении делается вывод о признании банковской гарантии надежной и возможности принятия банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала на получение государственной гарантии Чукотского автономного округа, либо о признании того, что банковская гарантия является ненадежной и принципал на получение государственной гарантии Чукотского автономного округа не предоставил достаточного обеспечения исполнения своих обязательств по удовлетворению регрессного требования Чукотского автономного округа в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственной гарантии.
3.9. Оценка надежности поручительства проводится на основании документов, представленных принципалом в Департамент на получение государственной гарантии Чукотского автономного округа в соответствии с Перечнем.
3.10. Поручительство признается надежным, если поручитель соответствует одновременно следующим требованиям:
В целях настоящего Порядка поручитель должен отвечать следующим требованиям:
1) поручитель не находится в состоянии ликвидации, реорганизации, приостановления деятельности, любой из стадий несостоятельности (банкротства) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
2) неприостановление деятельности поручителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) отсутствие у поручителя просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Чукотским автономным округом, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) стоимость чистых активов поручителя в четыре и более раз превышает сумму предоставляемого поручительства.
3.11. Финансовое состояние поручителя определяется в соответствии с Порядком проведения анализа финансового состояния принципала при предоставлении государственной гарантии Чукотского автономного округа, утвержденным настоящим Постановлением.
3.12. Поручительство признается надежным, если поручитель отвечает требованиям, установленным пунктом 3.3 настоящего раздела, и имеет положительное заключение по результатам проведенного анализа его финансового состояния.
3.13. Поручительство признается ненадежным в случае несоответствия поручителя любому из требований, установленных пунктом 3.3 настоящего раздела, и отсутствия у поручителя положительного заключения по результатам проведенного анализа его финансового состояния.
3.14. Оценка надежности поручительства осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня представления полного пакета документов в Департамент.
3.15. По результатам проведенной оценки надежности поручительства в течение пяти рабочих дней оформляется заключение об итогах оценки надежности поручительства по форме, согласно приложению 4 к настоящему Порядку. В указанном заключении делается вывод о признании поручительства надежным и о возможности принятия поручительства в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала на получение государственной гарантии Чукотского автономного округа, либо о признании того, что поручительство является ненадежным, и принципал на получение государственной гарантии Чукотского автономного округа не предоставил достаточного обеспечения исполнения своих обязательств по удовлетворению регрессного требования Чукотского автономного округа в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственной гарантии.
IV. Порядок оценки надежности государственной (муниципальной) гарантии, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Чукотского автономного округа
4.1. Оценка надежности и ликвидности государственной (муниципальной) гарантии проводится путем оценки исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предоставившего гарантию, с целью получения объективной информации о платежеспособности и соблюдении требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4.2. Оценка проводится на основании следующих документов и информации:
1) закона субъекта Российской Федерации (решения представительного органа муниципального образования) о бюджете за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату;
2) отчета об исполнении соответствующего бюджета за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату;
выписки из государственной (муниципальной) долговой книги за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату;
3) сведений о кредиторской задолженности, включая просроченную кредиторскую задолженность и кредиторскую задолженность по долговым обязательствам на 1 января текущего финансового года и на дату представления принципалом заявки на получение государственной гарантии.
4.3. Оценка надежности и ликвидности государственной (муниципальной) гарантии проводится с использованием показателей оценки долговой устойчивости, указанных в статье 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, путем их сопоставления с предельными значениями, установленными указанной статьей для групп заемщиков с высоким и средним уровнями долговой устойчивости.
4.4. Общий объем государственной (муниципальной) гарантии должен составлять не менее ста процентов размера предоставляемой государственной гарантии.
4.5. Государственная (муниципальная) гарантия признается надежной и имеющей высокую степень ликвидности, если показатели оценки долговой устойчивости соответствуют предельным значениям, установленным в статье 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для групп заемщиков с высоким и средним уровнями долговой устойчивости.
4.6. Основанием того, что государственная (муниципальная) гарантия не надежна, и не имеет высокую степень ликвидности, является несоответствие показателей оценки долговой устойчивости предельным значениям, установленным в статье 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для групп заемщиков с высоким и средним уровнями долговой устойчивости.
4.7. По результатам проведенной оценки государственной (муниципальной) гарантии Департамент оформляет заключение об итогах оценки по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку.
V. Контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставляемого обеспечения после предоставления государственной гарантии Чукотского автономного округа
5.1. Контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставляемого обеспечения после предоставления государственной гарантии Чукотского автономного округа (далее - контроль) осуществляется ежегодно в сроки установленные пунктом 1.3 раздела 1 настоящего Порядка, на основании документов, предоставленных в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку:
1) для имущества, предоставленного в качестве обеспечения обязательств по государственной гарантии Чукотского автономного округа, - путем проведения ежегодной оценки рыночной стоимости (с выводами о ликвидности), осуществленной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на основании договора на проведение оценки, заключенного принципалом с оценочной компанией, и на основании результатов мониторинга финансового состояния принципала;
2) для банковских гарантий, поручительств государственных (муниципальных) гарантий, предоставленных в качестве обеспечения обязательств по государственной гарантии Чукотского автономного округа, - путем проведения оценки надежности гарантии, поручительства в соответствии с настоящим порядком и на основании результатов мониторинга финансового состояния принципала.
5.2. Контроль осуществляется в течение срока действия государственной гарантии Чукотского автономного округа.
5.3. При выявлении в течение срока действия государственной гарантии Чукотского автономного округа недостаточности предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу или иного несоответствия предоставленного обеспечения требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком Департамент в течение 10 рабочих дней после проведения проверки достаточности обеспечения, оценки надежности поручительства направляет принципалу уведомление о необходимости замены обеспечения и (или) о предоставлении дополнительного обеспечения в срок, не превышающий 30 рабочих дней после получения уведомления.
5.4. Принципал обязан в срок, установленный пунктом 4.3 раздела 4 настоящего Порядка, осуществить замену обеспечения (полную или частичную) либо предоставить дополнительное обеспечение в целях приведения состава и общего объема (суммы) обеспечения в соответствие с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Порядком. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом указанной обязанности принципал несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной гарантии Чукотского автономного округа. Неисполнение принципалом указанной обязанности не является основанием для неисполнения государственной гарантии Чукотского автономного округа (признания требования бенефициара об исполнении гарантии необоснованным и не подлежащим удовлетворению), прекращения государственной гарантии Чукотского автономного округа.
5.5. Неисполнение принципалом установленной пунктом 5.4 настоящего раздела обязанности приравнивается к неисполнению денежных обязательств перед Чукотским автономным округом. К принципалу, не исполнившему указанную обязанность, применяются положения, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 93.2, абзацем четвертым пункта 1.1 статьи 115.2, пунктом 17 статьи 241 Бюджетного кодекса для лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед Чукотским автономным округом.
5.6. В случае установления факта уменьшения рыночной стоимости (снижения ликвидности) переданного в залог имущества залогодержатель информирует об этом Департамент.
5.7. Если принципал или залогодатель в установленные сроки не представили в Департамент документы для контроля, установленного настоящим порядком, то государственная гарантия Чукотского автономного округа подлежит отзыву.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.