В связи с часто задаваемыми вопросами, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и в соответствии с частью 5 статьи 89 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) Минпросвещения России в дополнение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. N 08-1408 "О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации" направляет для сведения и использования в работе выводы, сделанные в ходе анализа судебной практики (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 303-ЭС19-2794, апелляционное определение Верховного Суда от 16 марта 2017 г. N 74-АПГ17-1, апелляционное определение Верховного Суда от 25 июня 2019 г. N 11-АПА19-8, определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июля 2014 г. N 55-АПГ14-9, определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 56-АПГ14-8) по вопросам реализации полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам в части расходов на оплату труда работников, осуществляющих вспомогательные функции при реализации образовательных программ дошкольного образования, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - выводы).
В связи о тем, что согласно пункту 6 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ, выводы актуальны также при организации предоставления таких субсидий.
При определении размера расходов на реализацию основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях для расчета нормативов финансовых затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в составе расходов средств субвенций, предоставляемых местным бюджетам на оплату труда работников образовательных организаций, должны быть предусмотрены расходы на оплату труда обслуживающего (вспомогательного) персонала, осуществляющего "реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Данный вывод подтверждается следующим.
Согласно подпунктам 13, 13.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктам 3, 6 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения относятся:
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определенными для обеспечения упомянутых выше государственных гарантий.
В силу части 1 статьи 52 Федерального закона N 273-ФЗ в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
В части 2 статьи 99 Федерального закона N 273-ФЗ указано, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ, определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (пункт 2 части 3 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ).
Пунктом 3.4.1 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (далее - ФГОСДО), установлено, что реализация образовательной программы дошкольного образования обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками дошкольной образовательной организации.
Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно. Указанные нормативы определяются в соответствии с ФГОС ДО, должны быть достаточными и необходимыми для осуществления образовательной организацией расходов на оплату труда работников, реализующих образовательную программу дошкольного образования; расходов на средства обучения и. воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания предметно-пространственной развивающей образовательной среды, в том числе специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья; расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников образовательных организаций по профилю их деятельности; иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации образовательной программы дошкольного образования (пункт 3.6.3 ФГОС ДО).
Принимая решение о том, какие из должностей относить к обслуживающему (вспомогательному) персоналу, необходимо также учитывать следующее.
Оплата труда работников столовой муниципальных образовательных организаций не может быть обеспечена за счет субвенций субъекта Российской Федерации, поскольку частями 1 и 4 статьи 37 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Системный анализ положений Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 3.5.1 ФГОС ДО, наряду с нормами раздела III СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26, свидетельствует о том, что лица, осуществляющие уборку территории (уборщик, дворник), выполняют вспомогательные функции при реализации образовательных программ дошкольного образования, поскольку выполнение указанными работниками своих трудовых функций связано с созданием благоприятных условий для учебного процесса, что является неотъемлемым условием сохранения здоровья обучающихся.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Частью 2 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Часть 3 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что организация первичной медико-санитарной помощи осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Оказание этой помощи обучающимся производится медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Первичная медико-санитарная помощь обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено участие медицинских работников в деятельности образовательных организаций, следовательно, оплата их труда должна осуществляться за счет субвенций субъекта Российской Федерации.
Допускается невключение отдельно расходов на оплату труда должностей главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера, если в таких расходах были учтены категории работников "руководитель (заведующий) структурного подразделения" и "заместитель руководителя (заведующего) структурного подразделения", которые занимают вышеуказанные должности, так как в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, предназначенном для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" должности главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера не предусмотрены.
Заместитель министра |
B.C. Басюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В составе субвенций, предоставляемых местным бюджетам на оплату труда работников детских садов, должны быть предусмотрены расходы на оплату труда обслуживающего (вспомогательного) персонала.
За счет субвенций оплачивается труд уборщиков, дворников, медицинских работников.
Труд работников столовой нельзя оплачивать за счет региональных субвенций.
Допускается невключение отдельно расходов на оплату труда должностей главного бухгалтера, его заместителя, бухгалтера, если в таких расходах были учтены категории работников "руководитель (заведующий) структурного подразделения" и "заместитель руководителя (заведующего) структурного подразделения".
Письмо Министерства просвещения РФ от 8 мая 2020 г. N ВБ-985/03 "О финансировании образовательной деятельности"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", июнь 2020 г., N 6, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2020 г., N 24, в журнале "Вестник образования России", октябрь 2020 г., N 20