Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
приказомДепартамента социальной защиты
населения области
от 17.06.2020 N 740
(приложение 1)
Программа
подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями недееспособных или не полностью дееспособных граждан
1. Общие положения
1. Программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан в Вологодской области, (далее - программа) разработана в целях выработки единых подходов для органов опеки и попечительства, образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, осуществляющих полномочия органов опеки и попечительства, на территории области при подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) совершеннолетних недееспособных (не полностью дееспособных граждан) (далее также - кандидат).
2. Целью программы является формирование у гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем) совершеннолетних недееспособных (не полностью дееспособных граждан), знаний, умений и практического опыта для формирования социально-психологической готовности к приему и защите прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами, и принятию гражданами ответственного, взвешенного решения относительно осуществления обязанностей опекуна (попечителя).
3. Подготовка кандидатов осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом (далее - план).
План устанавливает перечень тем с указанием их трудоемкости.
Общая трудоемкость программы для всех форм обучения (очной, очно-заочной, заочной) составляет 46,5 академических часов.
Индивидуальное консультирование проводится с каждым кандидатом в процессе освоения программы.
Для осуществления контроля освоения программы кандидатом применяются: тестирование, собеседование, опросы и практические занятия, которые позволят оценить знания кандидата по разделам программы и предоставит возможность подготовить индивидуальные итоговые рекомендации.
По результатам изучения программы проводится итоговое собеседование, которое завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) совершеннолетних недееспособных (не полностью дееспособных граждан).
2. Учебно-тематический план
N п/п |
Разделы |
Всего |
Количество часов |
Формы контроля |
||
В том числе | ||||||
лекции |
семинары-тренинги |
индивидуальное консультирование |
||||
1 |
Введение в курс подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан |
Очная форма обучения |
||||
4 |
2 |
|
2 |
Тестирование |
||
Очно-заочная форма обучения | ||||||
4 |
2 * |
|
2 |
Тестирование |
||
Заочная форма обучения | ||||||
4 |
2 * |
|
2 |
Тестирование |
||
2 |
Содержание и цели программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан |
Очная форма обучения |
||||
6 |
1 |
3 |
2 |
Собеседование |
||
Очно-заочная форма обучения | ||||||
6 |
1 |
3 |
2 |
Собеседование |
||
Заочная форма обучения | ||||||
6 |
|
2 * |
4 |
Собеседование |
||
3 |
Основы законодательства Российской Федерации в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан |
Очная форма обучения |
||||
4 |
4 |
|
|
Тестирование |
||
Очно-заочная форма обучения | ||||||
4 |
2 * |
|
2 |
Тестирование |
||
Заочная форма обучения | ||||||
4 |
2 * |
|
2 * |
Тестирование |
||
4 |
Обеспечение психиатрической помощью граждан, страдающих психическими расстройствами |
Очная форма обучения |
||||
4 |
2 |
2 |
|
|
||
Очно-заочная форма | ||||||
4 |
2 |
|
2 |
Тестирование |
||
Заочная форма обучения | ||||||
4 |
|
|
4 |
Тестирование |
||
5 |
Предоставление социального обслуживания недееспособным и не полностью дееспособным гражданам |
Очная форма обучения |
||||
4 |
2 |
2 |
|
Собеседование |
||
Очно-заочная форма обучения | ||||||
4 |
|
4 |
Собеседование |
|||
Заочная форма обучения | ||||||
4 |
|
|
4 |
Собеседование |
||
6 |
Особенности состояния здоровья недееспособных и не полностью дееспособных граждан. Осуществление ухода за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому |
Очная форма обучения |
||||
4 |
2 |
2 |
|
Опрос |
||
Очно-заочная форма обучения | ||||||
4 |
2 * |
|
2 |
Опрос |
||
Заочная форма обучения | ||||||
|
2 * |
|
2 |
Опрос |
||
7 |
Понятие о мотивации опекунов и попечителей. Проведение кандидатами оценки своих способностей и возможностей обеспечить потребности недееспособных и не полностью дееспособных граждан |
Очная форма обучения |
||||
5 |
1 |
2 |
2 |
Собеседование |
||
Очно-заочная форма обучения | ||||||
5 |
|
|
5 |
Собеседование |
||
Заочная форма обучения | ||||||
5 |
|
|
5 |
Собеседование |
||
8 |
Обеспечение безопасности недееспособных и не полностью дееспособных граждан. Меры по предотвращению совершения противоправных действий недееспособными и не полностью дееспособными гражданами |
Очная форма обучения |
||||
3 |
1 |
1 |
1 |
Тестирование |
||
Очно-заочная форма обучения | ||||||
3 |
1 |
1 |
1 |
Тестирование |
||
Заочная форма обучения | ||||||
3 |
|
|
3 |
Тестирование |
||
9 |
Роль семьи в обеспечении достойного уровня жизни совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан |
Очная форма обучения |
||||
6 |
1 |
3 |
2 |
Собеседование |
||
Очно-заочная форма обучения | ||||||
6 |
|
|
6 |
Тестирование |
||
Заочная форма обучения | ||||||
6 |
|
|
6 |
Тестирование |
||
10 |
Взаимодействие опекуна или попечителя недееспособного или не полностью дееспособного гражданина с органами опеки и попечительства, организациями социального обслуживания, медицинскими или иными организациями, оказывающими услуги недееспособным или не полностью дееспособным гражданам |
Очная форма обучения |
||||
4 |
|
4 |
|
Практическое задание |
||
Очно-заочная форма обучения | ||||||
4 |
|
4 |
|
Практическое задание |
||
Заочная форма обучения | ||||||
4 |
|
4 |
|
Практическое задание |
||
11 |
Подведение итогов освоения программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан |
Очная форма обучения |
||||
2 |
|
|
2 |
Тестирование |
||
Очно-заочная форма обучения | ||||||
2 |
|
|
2 |
Тестирование |
||
Заочная форма обучения | ||||||
2 |
|
|
2 |
Тестирование |
||
12 |
Итоговая аттестация |
0,5 |
|
|
0,5 |
Итоговое собеседование |
|
Всего |
46,5 |
|
|
|
|
______________________________
* Дистанционное обучение.
1. Тема "Введение в курс подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан"
1.1. Процесс и этапы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
1.2. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к гражданам, выразившим желание стать опекунами (попечителями) совершеннолетних недееспособных (не полностью дееспособных граждан).
1.3. Социальные гарантии и льготы для совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
1.4. Гигиенические требования к уходу за совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
1.5. Медицинские аспекты ухода за совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
1.6. Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организация проживания и быта совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
1.7. Организация контроля за условиями жизни совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
1.8. Организация контроля за соблюдением прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, обеспечение сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
2. Тема "Содержание и цели программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан"
2.1. Содержание и цели программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
2.2. Понятие и приемы проведения обучающе-психологического тренинга.
2.3. Особенности порядка прохождения обучающе-психологической тренинговой подготовки и психологического обследования граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
2.4. Содержание обучающе-психологического тренинга, ожидания и опасения участников тренинга.
Тема 3: "Основы законодательства Российской Федерации в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан"
3.1. Правовой статус совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, основания их устройства под опеку или попечительство.
3.2. Формы устройства совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (опека и попечительство).
3.3. Порядок представления гражданами, выразившими желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, документов в орган опеки и попечительства.
3.4. Порядок заключения договора об осуществлении опеки или попечительства.
3.5. Порядок предоставления органами опеки и попечительства гражданам, выразившим желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, сведений о недееспособных или не полностью дееспособных гражданах с учетом положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
3.6. Правила посещения организаций, куда помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане.
3.7. Порядок назначения органом опеки и попечительства опекуна или попечителя совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина.
3.8. Порядок действий опекуна или попечителя совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина при оказании помощи подопечному гражданину, страдающему психическим расстройством:.
3.9. Права и обязанности опекуна или попечителя совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей.
3.10. Защита личных неимущественных и имущественных прав недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
3.11. Особенности распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечным гражданам, составление описи имущества подопечных граждан, обеспечение сохранности имущества подопечных граждан.
3.12. Порядок снятия и расходования денежных средств со счетов подопечных граждан, в том числе расходование денежных средств, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина.
3.13. Порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
3.14. Порядок представления ежегодного отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина и управления этим имуществом. Требования к заполнению отчета, ответственность за непредставление или не своевременное представление указанного отчета.
3.15. Порядок возмещения ущерба, нанесенного недееспособным или не полностью дееспособным гражданином.
3.16. Основания и порядок прекращения опеки или попечительства, порядок восстановления недееспособных или не полностью дееспособных граждан в дееспособности.
3.17. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства.
4. Тема "Обеспечение психиатрической помощью граждан, страдающих психическими расстройствами"
4.1. Права лиц, страдающих психическими расстройствами.
4.2. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания.
4.3. Диагностика и лечение лиц, страдающих психическими расстройствами.
4.4. Меры обеспечения безопасности при оказании психиатрической помощи.
4.5. Основания для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке.
4.6. Обязанности медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке.
4.7. Выписка из медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.
Тема 5: "Предоставление социального обслуживания недееспособным и не полностью дееспособным гражданам"
5.1. Формы социального обслуживания и виды социальных услуг.
5.2. Прием в стационарные организации социального обслуживания и выписка из указанных организаций лиц, страдающих психическими расстройствами.
5.3. Права лиц, страдающих психическими расстройствами и проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами. Обязанности указанных организаций.
5.4. Социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию человека в семье, обществе, снижение напряженности в отношениях между членами семьи и недееспособными и не полностью дееспособными гражданами. Сопровождение семьи, формирование здоровых взаимоотношений семьи в окружающей семью социальной среде.
5.5. Соблюдение прав недееспособных и не полностью дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, в соответствии с жилищным законодательством.
6. Тема "Особенности состояния здоровья недееспособных и не полностью дееспособных граждан. Осуществление ухода за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому"
6.1. Особенности состояния здоровья недееспособных и не полностью дееспособных граждан, методы контроля за изменением состояния здоровья.
6.2. Потребности недееспособных и не полностью дееспособных граждан (безопасность, исключение факторов, усугубляющих психическое расстройство, умственное развитие, эмоциональное развитие, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, формирование навыков самообслуживания (санитарно-гигиенических и бытовых навыков) и т.п., понимание гражданами, выразившими желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, необходимости их обеспечения.
6.3. Принципы общего ухода (правила питания и кормления, личная гигиена и биомеханика тела, навыки медицинских манипуляций, профилактика осложнений, методы дезинфекции и пр.), основы реабилитации при различных функциональных нарушениях.
6.4. Способы оказания первой доврачебной помощи.
6.5. Психологические аспекты, связанные с вопросами организации ухода и профилактики стрессовых состояний.
6.6. Создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, обеспечивающей снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности.
7. Тема "Понятие о мотивации опекунов и попечителей. Проведение оценки гражданами, выразившими желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, своих способностей обеспечить потребности подопечных"
7.1. Проведение оценки гражданами, выразившими желание стать опекунами или попечителями недееспособных или не полностью дееспособных граждан, своих способностей обеспечить потребности подопечных граждан с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенностей семейных отношений, а также психологической готовностью стать опекуном или попечителем.
7.2. Проведение оценки гражданами, выразившими желание стать опекунами или попечителями недееспособных или не полностью дееспособных граждан, имеющихся у них компетенций по исполнению опекунских или попечительских обязанностей, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
7.3. Навыки преодоления моральной и психологической усталости в процессе исполнения обязанностей опекунов и попечителей.
8. Тема "Обеспечение безопасности подопечных. Меры по предотвращению совершения противоправных деяний недееспособными и не полностью дееспособными гражданами"
8.1. Создание безопасных условий для жизни подопечных граждан в доме и в обществе в зависимости от их состояния здоровья и опыта жизни.
8.2. Предотвращение противоправных действий подопечного гражданина на улице и в общественных местах.
8.3. Медицинские аспекты ухода за недееспособным гражданином в зависимости от состояния его здоровья и возраста.
9. Тема "Роль семьи в обеспечении достойного уровня жизни подопечного"
9.1. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
9.2. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
9.3. Система внешней поддержки и собственных ресурсов семьи. Понимание всеми членами семьи граждан, выразивших желание стать опекунами, проблем своей семьи, ее возможностей и ресурсов.
10. Тема "Взаимодействие опекуна или попечителя с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги"
10.1. Взаимодействие опекуна или попечителя с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги, а также важности такого взаимодействия.
10.2. Взаимодействие опекунов и попечителей с социальным окружением.
11. Тема "Подведение итогов освоения программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан"
11.1. Обсуждение результатов освоения программы, выполнение домашних заданий.
11.2. Обсуждение степени усвоения программы и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
11.3. Проведение самооценки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями недееспособных или не полностью дееспособных граждан, и выявление их готовности для установления опеки или попечительства (проведение психологического тестирования граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями недееспособных или не полностью дееспособных граждан, на выявление их готовности для установления опеки и попечительства).
11.4. Составление итогового заключения о готовности и способности граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями недееспособных или не полностью дееспособных граждан (составляется совместно с кандидатами по их желанию).
3. Требования к знаниям по завершении подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями недееспособных или не полностью дееспособных граждан
3.1. Граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями недееспособных или не полностью дееспособных граждан, успешно освоившие программу, должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
об ответственности за жизнь и здоровье совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина;
о потребностях, основах ухода за совершеннолетним недееспособным или не полностью дееспособным гражданином;
о правилах обеспечения безопасности подопечных граждан как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о семье совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан как реабилитирующей среде.
3.2. Граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями недееспособных или не полностью дееспособных граждан, успешно освоившие программу, должны знать:
свои права и обязанности, а также права и обязанности совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина;
виды психиатрической помощи и социальной поддержки;
формы социального обслуживания и виды социальных услуг;
особенности состояния здоровья подопечных граждан;
особенности распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечным гражданам;
порядок снятия и расходования денежных средств со счетов недееспособных и не полностью дееспособных граждан, в том числе расходования сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном;
порядок представления опекунами или попечителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества подопечного гражданина и управлении таким имуществом, требования к его заполнению;
виды ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей опекунов или попечителей совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
основания и порядок прекращения опеки или попечительства, порядок восстановления недееспособных или не полностью дееспособных граждан в дееспособности;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства.
3.3. Граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями недееспособных или не полностью дееспособных граждан, успешно освоившие программу, должны уметь:
использовать полученные знания на практике в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина;
обеспечить безопасные условия для жизни подопечных граждан в доме и в обществе;
предотвращать риск жестокого обращения с совершеннолетним недееспособным или не полностью дееспособным гражданином в семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина и создавать безопасную среду их обитания, исключающую домашний травматизм;
обеспечить потребности подопечных граждан с учетом возможностей семьи совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан в процессе ухода за подопечными гражданами;
заботиться о здоровье подопечного гражданина;
взаимодействовать с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.