Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная программа
"Повышение эффективности управления муниципальными финансами в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия на 2019 - 2024 годы"
(утв. постановлением администрации Темниковского муниципального района от 18 октября 2019 г. N 450)
г. Темников 2019 г.
Паспорт Муниципальной программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия на 2019 - 2024 годы (далее - Программа)
Наименование муниципальной программы |
Муниципальной программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия на период до 2024 года |
Дата принятия решения о разработке муниципальной программы, дата утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия N 410 от 09.08.2018 г. "Об утверждении Перечня муниципальных программ, предлагаемых к реализации с 2019 года на территории Темниковского муниципального района". |
Ответственный исполнитель Программы |
Финансовое управление администрации Темниковского муниципального района (по согласованию). |
Соисполнители муниципальной программы |
Администрация Темниковского муниципального района |
Участники муниципальной программы |
Администрации городского и сельских поселений Темниковского муниципального района. |
Подпрограммы муниципальной программы |
подпрограмма "Эффективное использование бюджетного потенциала"; подпрограмма "Управление муниципальным долгом Темниковского муниципального района"; |
Цели муниципальной программы |
Проведение эффективной государственной политики в области управления муниципальными финансами |
Задачи муниципальной программы |
1. Обеспечение роста бюджетного потенциала Темниковского муниципального района и эффективности его использования. 2. Повышение экономической самостоятельности и устойчивости бюджетной системы Темниковского муниципального района; 3. Повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования средств бюджета Темниковского муниципального района. 4. Оптимизация системы управления и осуществление эффективного управления муниципальным долгом Темниковского муниципального района. 5. Совершенствование системы распределения межбюджетных трансфертов из бюджета Темниковского муниципального района бюджетам сельских поселений Темниковского муниципального района. |
Целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации муниципальной программы |
Основными группами показателей являются: 1. Доля бюджетных расходов бюджета Темниковского муниципального района, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов бюджета Темниковского муниципального района; в отчетном финансовом году. 2. Отклонение исполнения бюджета Темниковского муниципального района по расходам к утвержденному уровню. 3. Отклонение исполнения бюджета Темниковского муниципального района по доходам к утвержденному уровню. 4. Соблюдение порядка и сроков составления и утверждения проекта бюджета Темниковского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период. 5. Соблюдение установленных бюджетным законодательством требований о составе отчетности об исполнении консолидированного бюджета Темниковского муниципального района. 6. Объем просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы за счет средств консолидированного бюджета Темниковского муниципального района. 7. Уровень просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Темниковского муниципального района. 8. Использование муниципальными учреждениями Темниковского муниципального района нормативно-подушевого финансирования услуг. 9. Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета Темниковского муниципального района (по отношению к предыдущему году) не менее 10% в сопоставимых условиях. 10. Собираемость налогов и сборов. 11. Доля основных этапов бюджетного процесса, формируемых в автоматизированной системе управления бюджетным процессом. 12. Соблюдение соответствия параметров муниципального долга Темниковского муниципального района бюджетным ограничениям, определяемым законодательством Российской Федерации. 13. Просроченная задолженность по муниципальным долговым обязательствам Темниковского муниципального района. 14. Соответствие показателя "Доля расходов на обслуживание муниципального долга Темниковского муниципального района в общем объеме расходов бюджета Темниковского муниципального района" требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. 15. Отношение объема муниципального долга Темниковского муниципального района к доходам бюджета Темниковского муниципального района без учета объема безвозмездных поступлений. 16. Отношение фактического объема предоставленной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности к утвержденным бюджетным ассигнованиям в размере 100%. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2019 - 2024 годы |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы |
объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств бюджета Темниковского муниципального района составляет 18 308,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 3330,4 тыс. рублей; 2020 год - 2643,7 тыс. рублей; 2021 год - 2861,8 тыс. рублей; 2022 год - 3004,9 тыс. рублей; 2023 год - 3155,1 тыс. рублей. 2024 год - 3312,9 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
Реализация мероприятий Программы в 2019 - 2024 годах позволит достигнуть следующих результатов: 1) обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Темниковского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации; 2) увеличение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Темниковского муниципального района до 72096,9 тыс. рублей в 2024 году (134,4 процентов к уровню 2018 года); 3) не допущение просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Темниковского муниципального района; 4) определение финансовых условий на долгосрочную перспективу для решения задач социально-экономического развития Темниковского муниципального района; 5) создание условий для повышения эффективности управления муниципальными финансами в Темниковском муниципальном районе при выполнении муниципальных функций и обеспечении потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышения их доступности и качества; 6) переход на формирование бюджета Темниковского муниципального района на принципах программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности использования бюджетных средств. Доля расходов бюджета Темниковского муниципального района, формируемых в рамках муниципальных программ в 2024 году, составит 98 процентов в расходах бюджета Темниковского муниципального района; 7) своевременное исполнение долговых обязательств Темниковского муниципального района; 8) сохранение объема муниципального долга Темниковского муниципального района на уровне, не превышающем предельных значений, установленных бюджетным законодательством; 9) сохранение объема расходов на обслуживание муниципального долга Темниковского муниципального района на уровне, не превышающем предельных значений, установленных бюджетным законодательством; 10) сохранение объема расходов на обслуживание муниципального долга Темниковского муниципального района на уровне, не превышающем предельных значений, установленных бюджетным законодательством; 11) повышение эффективности и результативности межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам сельских поселений Темниковского муниципального района. |
Система организации управления и контроль за исполнением муниципальной программы |
Контроль практической реализации мероприятий Программы осуществляет финансовое управление администрация Темниковского муниципального района |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Современное состояние и развитие системы управления муниципальными финансами в Темниковском муниципальном районе характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, концентрацией бюджетных инвестиций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
Настоящая Программа подготовлена в целях реализации единой бюджетной политики, необходимой для устойчивого развития экономики Темниковского муниципального района и функционирования бюджетной системы в соответствии с постановлением Администрации Темниковского муниципального района от 26 ноября 2015 года N 637 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Темниковского муниципального района ".
Ответственным исполнителем Программы является Финансовое управление администрации Темниковского муниципального района.
Программа направлена на регулирование бюджетной, межбюджетной и долговой сферы, основным потребителем услуг которой выступает Темниковский муниципальный район. Финансовое управление администрации Темниковского муниципального района осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Темниковского муниципального района на реализацию возложенных на него функций; осуществляет методологическую помощь муниципальным образованиям района.
Устойчивая система муниципальных финансов играет одну из ключевых ролей в модернизации экономики района, создании условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития и улучшения инвестиционного климата. Процесс реформирования системы управления муниципальными финансами Темниковского муниципального района осуществлялся в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. Были реализованы последовательные процессы реформирования бюджетного процесса в целях совершенствования системы управления муниципальными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов и перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированного на конечный результат.
Была проведена работа по формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных отношений и межбюджетных отношений. Поэтапно внедрялись инструменты бюджетирования, ориентированного на результат.
Вместе с тем развитие бюджетного законодательства и бюджетной системы Российской Федерации ставят задачи по дальнейшему совершенствованию и развитию бюджетного процесса и управления муниципальными финансами в районе.
В 2010 году сложились благоприятные условия возобновления роста экономики после преодоления кризисных явлений, наблюдавшихся на мировых финансовых рынках и на финансовых рынках Российской Федерации в предыдущие два года. В российской экономике продолжается восстановительный этап, 2011 год стал годом выхода на докризисный уровень. В 2011 году достигнут минимальный с 1992 года уровень инфляции - 4,3 процента.
При улучшении общей макроэкономической ситуации продолжились укрепление бюджетной системы района, повышение ее устойчивости и сбалансированности. Бюджет Темниковского муниципального района за 2018 год исполнен по доходам на 99,1 процента к годовым плановым назначениям, по расходам на 98,6 процента, дефицит бюджета составил 8,3%.
В таблице 1 представлены сведения о поступлении доходов в бюджет Темниковского муниципального района в 2018 году в сравнении с 2017 годом.
Таблица 1
Сведения о поступлении доходов в бюджет Темниковского муниципального района в 2017 - 2018 годах
Наименование показателя |
2017 год, тыс. рублей |
2018 год, тыс. рублей |
Темп роста (снижения), процентов |
Налоговые доходы |
31831,2 |
30366 |
95,4 |
Неналоговые доходы |
5800,9 |
3479,7 |
60 |
Налоговые и неналоговые доходы - всего |
37632,1 |
33845,7 |
89,9 |
Безвозмездные поступления |
203144,8 |
213265,9 |
105 |
Итого доходов |
240776,9 |
247111,6 |
102,6 |
В 2018 году по сравнению с 2017 годом доходы бюджета Темниковского муниципального района увеличились на 2,6%, расходы - на 9,7%. При этом налоговые и неналоговые доходы бюджета Темниковского муниципального района уменьшились на 10,1%.
В сложившихся условиях основными направлениями дальнейшего реформирования сферы муниципальных финансов и совершенствования бюджетной политики являются:
развитие программно-целевых принципов бюджетного планирования в рамках муниципальных программ Темниковского муниципального района, бюджетирования, ориентированного на достижение результата;
отработка финансовых механизмов обеспечения выполнения муниципальных заданий муниципальными учреждениями Темниковского муниципального района, повышение качества оказания муниципальных услуг.
Программа определяет основные направления (цели) развития и функционирования бюджетной системы Темниковского муниципального района, системы управления муниципальным долгом, системы межбюджетных отношений, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий и показатели их результативности.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, позволит повысить качество управления бюджетным процессом Темниковского муниципального района, результативность и эффективность расходования бюджетных средств, обеспечить обоснованность и прозрачность планируемых бюджетных ассигнований Темниковского муниципального района и доступность осуществления контроля со стороны общественности за их планированием и расходованием.
Реализация Программы должна обеспечить:
1) сбалансированность консолидированного бюджета Темниковского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2) увеличение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Темниковского муниципального района до 72096,9 тыс. рублей в 2024 году (134,4 процентов к уровню 2018 года);
3) недопущение просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Темниковского муниципального района;
4) определение финансовых условий на долгосрочную перспективу для решения задач социально-экономического развития Темниковского муниципального района;
5) создание условий для повышения эффективности управления муниципальными финансами в Темниковском муниципальном районе при выполнении муниципальных функций и обеспечении потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышения их доступности и качества;
6) переход на формирование бюджета Темниковского муниципального района на принципах программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности использования бюджетных средств. Доля расходов бюджета Темниковского муниципального района, формируемых в рамках муниципальных программ, в 2024 году составит 98 процентов в расходах бюджета Темниковского муниципального района;
7) своевременное исполнение долговых обязательств Темниковского муниципального района;
8) сохранение объема муниципального долга Темниковского муниципального района на уровне, не превышающем предельных значений, установленных бюджетным законодательством;
9) сохранение объема расходов на обслуживание муниципального долга Темниковского муниципального района на уровне, не превышающем предельных значений, установленных бюджетным законодательством;
10) сохранение объема расходов на обслуживание муниципального долга Темниковского муниципального района на уровне, не превышающем предельных значений, установленных бюджетным законодательством;
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и достижения целей и решения задач.
Приоритеты государственной политики в сфере управления муниципальными финансами, муниципальным долгом Темниковского муниципального района определены ежегодными посланиями Главы Республики Мордовия Государственному собранию Республики Мордовия, муниципальной программой комплексного социально-экономического развития Темниковского муниципального района Республики Мордовия на 2019 - 2024 гг., основными направлениями бюджетной политики Темниковского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.
Основным стратегическим приоритетом государственной политики в сфере управления муниципальными финансами, муниципальным долгом Темниковского муниципального района является эффективное использование бюджетных ресурсов для обеспечения динамичного развития экономики, повышения уровня жизни населения и формирования благоприятных условий жизнедеятельности в Темниковском муниципальном районе.
Программа направлена на достижение следующих целей:
повышение бюджетного потенциала, устойчивости и сбалансированности системы муниципальных финансов в Темниковском муниципальном районе;
своевременное исполнение долговых обязательств Темниковского муниципального района;
обеспечение эффективного функционирования бюджетного сектора экономики Темниковского муниципального района;
Для достижения указанных целей в рамках реализации Программы предусматривается решение следующих приоритетных задач:
обеспечение роста бюджетного потенциала Темниковского муниципального района и эффективности его использования;
повышение экономической самостоятельности и устойчивости бюджетной системы Темниковского муниципального района;
повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования средств бюджета Темниковского муниципального района;
оптимизация объема и структуры муниципальным долгом Темниковского муниципального района;
совершенствование системы распределения межбюджетных трансфертов из бюджета Темниковского муниципального района бюджетам сельских поселений Темниковского муниципального района.
Достижение целей и решение задач Программы будут осуществляться в рамках реализации подпрограмм:
1) подпрограмма "Эффективное использование бюджетного потенциала" (приложение 5);
2) подпрограмма "Управление муниципальным долгом Темниковского муниципального района" (приложение 6);
3. Прогноз конечных результатов основных мероприятий Программы, подпрограмм Программы.
Реализация Программы позволит:
обеспечить сбалансированность и устойчивость консолидированного бюджета Темниковского муниципального района, его формирование на основе программно-целевого подхода, эффективную систему управления муниципальными финансами в качестве одного из ключевых механизмов динамичного социально-экономического развития и повышения качества жизни населения Темниковского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
повысить бюджетный потенциал Темниковского района как за счет роста собственной доходной базы бюджета Темниковского муниципального района, так и за счет эффективного осуществления бюджетных расходов с нацеленностью их на достижение конечного социально-экономического результата;
определить финансовые условия на долгосрочную перспективу для решения задач социально-экономического развития Темниковского муниципального района;
не допускать образования просроченной кредиторской задолженности;
создать условия для повышения эффективности управления муниципальными финансами для выполнения муниципальных функций и обеспечения потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышения их доступности и качества.
4. Сроки реализации
Срок реализации Программы - 2019 - 2024 годы. Разделение Программы на этапы не предусматривается.
5. Основные мероприятия
Мероприятия, направленные на полноценное, всестороннее методическое и организационное обеспечение бюджетного процесса в Темниковском муниципальном районе, планируется осуществлять на протяжении всего срока реализации Программы.
1. Подпрограмма "Эффективное использование бюджетного потенциала" предусматривает выполнение следующих основных мероприятий:
1) Совершенствование бюджетного процесса в Темниковском муниципальном районе, совершенствование процедуры составления и организации исполнения бюджета Темниковского муниципального района.
В рамках реализации данного мероприятия основные усилия будут сосредоточены на совершенствовании бюджетного планирования, в том числе путем широкого внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в бюджетный процесс, адаптации программного обеспечения к изменениям бюджетной классификации, расширения сферы автоматизации финансовых расчетов в целях повышения их оперативности.
Важным направлением работы станет совершенствование механизмов формирования муниципальных заданий бюджетным и автономным учреждениям Темниковского муниципального района как инструмента повышения эффективности бюджетных расходов и качества оказания муниципальных услуг. Планируются усиление контроля за достижением бюджетными и автономными учреждениями Темниковского муниципального района запланированных результатов, предусмотренных муниципальным заданием, уточнение методики расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
В качестве ключевого направления реформирования бюджетного процесса предусматривается формирование бюджета Темниковского муниципального района на основе муниципальных программ Темниковского муниципального района, что потребует внедрения принципиально новых подходов к бюджетному планированию, повышения ответственности главных распорядителей средств бюджета Темниковского муниципального района за рациональное использование бюджетных средств, постоянного мониторинга хода реализации и финансирования муниципальных программ Темниковского муниципального района, своевременного принятия соответствующих корректирующих управленческих решений.
В рамках настоящего основного мероприятия предполагается осуществление мер по:
переходу к программному бюджету;
совершенствованию бюджетного планирования;
формированию проекта решения Совета депутатов Темниковского муниципального района о бюджете Темниковского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, подготовке решений Совета депутатов Темниковского муниципального района о внесении изменений в утвержденный бюджет на очередной год и плановый период;
организации исполнения и подготовке отчетности об исполнении бюджета Темниковского муниципального района.
2) Повышение качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств бюджета Темниковского муниципального района.
В целях улучшения финансового менеджмента главными распорядителями средств бюджета Темниковского муниципального района Финансовым управлением Администрации Темниковского муниципального района ежегодно будет проводиться комплексная оценка деятельности главных распорядителей средств бюджета Темниковского муниципального района в части осуществления бюджетного процесса.
3) Совершенствование предоставления муниципальных услуг. В том числе:
повышение качества оказываемых муниципальными учреждениями услуг;
создание единых нормативов финансирования муниципальных услуг;
обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при стратегическом и бюджетном планировании. Показатели будут представлены в форме включения сводных индикаторов муниципальных заданий в состав индикаторов муниципальных программ Темниковского муниципального района, регламентирующих осуществление данных услуг;
оптимизация структуры бюджетной сети;
организационная и информационная поддержка реформы муниципальных учреждений;
установление прозрачных методик по определению стоимости муниципальных услуг путем введения единых (групповых) значений нормативных затрат формирования субсидий на выполнение муниципального задания с использованием корректирующих показателей.
4) Наращивание доходного потенциала.
Увеличение доходного потенциала бюджетной системы Темниковского муниципального района тесно связано с ее социально-экономическим развитием и должно являться отражением принятых мер по стимулированию инвестиционной активности в Темниковском муниципальном районе, увеличению количества занятых в ее экономике, росту производительности труда.
Вместе с тем задача наращивания доходного потенциала должна решаться посредством улучшения администрирования доходных источников, включения меры по сокращению теневого сектора экономики, легализации заработной платы, сокращению задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет Темниковского муниципального района.
5) Повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов.
Повышение эффективности бюджетных расходов будет осуществляться путем проведения анализа принимаемых расходных обязательств на предмет их эффективности, обоснованности, гарантированного выполнения, ожидаемого результата и на соответствие приоритетам социально-экономического развития Темниковского муниципального района и основным направлениям бюджетной политики Темниковского муниципального района. Это позволит принять взвешенное и эффективное решение по распределению бюджетных средств на реализацию принимаемых расходных обязательств.
Оптимизация бюджетных расходов будет строиться на основе инвентаризации полномочий Темниковского муниципального района и муниципальных образований, исключения дублирования функций органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, установления единых критериев (нормативов) обеспеченности населения муниципальными услугами, расширения применения нормативно-подушевого метода финансирования, учета фактического объема предоставленных муниципальных услуг при определении объема финансирования муниципальных учреждений.
6) Развитие информационных систем и ресурсов.
В рамках данного основного мероприятия предполагается внедрение автоматизированной системы планирования и исполнения бюджета Темниковского муниципального района, охватывающей финансовый орган, главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов доходов (органов местного самоуправления Темниковского муниципального района) и источников финансирования дефицита бюджета Темниковского муниципального района, подключенных к автоматизированной информационной системе управления общественными финансами Республики Мордовия. Создание такой системы позволит повысить качество бюджетного планирования и сократить количество выполняемых в ходе бюджетного планирования процедур.
В составе информационной системы планирования и исполнения бюджета Темниковского муниципального района будет создана подсистема автоматизированного учета фактического потребления муниципальных услуг, увязанная с системами планирования и корректировки муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг.
Важной составляющей информационной системы в сфере общественных финансов станет подсистема "Бюджет для граждан" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2. Подпрограмма "Управление муниципальным долгом Темниковского муниципального района" предусматривает выполнение следующих основных мероприятий:
мониторинг состояния муниципального долга Темниковского муниципального района;
обеспечение своевременности исполнения долговых обязательств Темниковского муниципального района.
6. Целевые показатели (индикаторы) эффективности
Состав показателей (индикаторов) Программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач, определенных Программой. Такой подход использован также при определении состава показателей (индикаторов) подпрограмм, включенных в состав Программы (приложение 1).
Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность их корректировки в случае потери информативности показателя (например, в связи с достижением его максимального значения), изменений приоритетов политики в сфере управления муниципальными финансами, муниципальным долгом, а также изменений законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Мордовия, влияющих на расчет данных показателей.
7. Обоснования выделения подпрограмм в составе Программы
Комплексный характер целей и задач Программы обусловливает целесообразность использования программно-целевых методов управления для скоординированного достижения, взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач как в целом по Программе, так и по ее отдельным блокам.
Ряд взаимосвязанных целей Программы направлен на повышение бюджетного потенциала, обеспечение устойчивости и сбалансированности системы муниципальных финансов в районе, оптимизацию долговой нагрузки на бюджет Темниковского муниципального района. Для более эффективной организации работы по достижению указанных целей Программы необходимо выделение ключевых направлений работы, требующих программно-целевого подхода и концентрации ресурсов, отраженных в подпрограммах Программы.
Таким образом, состав подпрограмм определен исходя из состава задач Программы, решение которых необходимо для реализации Программы.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Финансовое обеспечение программных мероприятий осуществляется в пределах средств, предусмотренных решением Совета депутатов Темниковского муниципального района о бюджете Темниковского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.
Программа ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе для Администрации Темниковского муниципального района, реализующей другие муниципальные программы Темниковского муниципального района, условий и механизмов их реализации.
Обоснование планируемых объемов ресурсов на реализацию Программы заключается в том, что Программа обеспечивает значительный вклад в достижение практически всех стратегических целей, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышения уровня и качества жизни населения.
Финансовые ресурсы, необходимые для реализации Программы в 2019 - 2024 годы, соответствуют объемам бюджетных ассигнований на 2019 - 2024 годы, предусмотренным решением Совета депутатов Темниковского муниципального района от 26.12.2018 г. N 117 "О бюджете Темниковского муниципального района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". На 2020 - 2021 годы объемы бюджетных ассигнований определены исходя из оценки объема соответствующих расходных обязательств.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств бюджета Темниковского муниципального района составляет 18757,8 тыс. рублей, в том числе по годам:
2019 год - 3330,4 тыс. рублей;
2020 год - 2643,7 тыс. рублей;
2021 год - 2861,8 тыс. рублей;
2022 год - 3004,9 тыс. рублей;
2023 год - 3155,1 тыс. рублей.
2024 год - 3312,9 тыс. рублей
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств бюджета Темниковского муниципального района по годам ее реализации в разрезе мероприятий Программы с указанием кодов бюджетной классификации расходов бюджета Темниковского муниципального района (в ценах соответствующих лет) представлено в приложении 4.
9. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы
К рискам реализации Программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнитель Программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений Программы на муниципальном уровне и (или) недостаточно быстрым осуществлением институциональных преобразований, предусмотренных Программой;
2) организационные риски, связанные с возникновением проблем в реализации Программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственного исполнителя или соисполнителя, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, несвоевременному финансированию, невыполнению ряда мероприятий Программы.
Снижению указанных рисков будут способствовать повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя для своевременной и эффективной реализации запланированных мероприятий, координация деятельности персонала ответственного исполнителя и налаживание административных процедур для снижения организационных рисков, а также повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием Программы в неполном объеме за счет бюджетных средств. Данные риски могут возникнуть по причине увеличения дефицита бюджета Темниковского муниципального района, наращивания расходов бюджета Темниковского муниципального района необеспеченными доходами бюджета Темниковского муниципального района.
Их снижению будут способствовать внедрение в практику программного бюджетирования, и своевременная корректировка объемов финансирования основных мероприятий Программы.
4) непредвиденные риски. Реализации Программы также могут угрожать риски, которыми сложно или невозможно управлять в рамках реализации Программы. К ним относятся изменение бюджетного и налогового законодательства, осуществление возврата излишне начисленных и уплаченных налогов, риски ухудшения общей макроэкономической ситуации в стране и мире, ситуации на финансовых рынках вследствие финансового и экономического кризиса, природные и техногенные катастрофы, стихийные бедствия.
Вышеуказанные риски можно распределить по уровням их влияния на реализацию Программы (таблица 2).
Таблица 2
Риски реализации Программы
Наименование риска |
Уровень влияния |
Меры по снижению риска |
1 |
2 |
3 |
Институционально-правовые риски: отсутствие нормативного регулирования основных мероприятий Программы; недостаточно быстрое формирование механизмов и инструментов реализации основных мероприятий Муниципальной программы |
умеренный |
Принятие нормативных правовых актов Темниковского муниципального района, регулирующих сферу управления муниципальными финансами, усиление контроля за осуществлением институционально-правовых преобразований в сфере управления муниципальными финансами, муниципальным долгом Темниковского муниципального района. |
Организационные риски: неактуальность прогнозирования и запаздывание разработки, согласования и выполнения мероприятий Программы; недостаточная гибкость и адаптируемость Программы к изменению мировых тенденций экономического развития, ситуации на финансовых рынках и организационным изменениям органов местного самоуправления; недобросовестность и недостаточная квалификация ответственного исполнителя |
умеренный |
повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий; координация деятельности персонала ответственного исполнителя, налаживание административных процедур для снижения данного риска, усиление контроля за ходом реализации Программы |
Финансовые риски: дефицит бюджетных средств, необходимых на реализацию Программы, зависимость от привлечения средств из республиканского бюджета; увеличение дефицита бюджета |
высокий |
обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям Программы |
Непредвиденные риски: изменение бюджетного и налогового законодательства; осуществление возврата излишне начисленных и уплаченных налогов; риски ухудшения общей макроэкономической ситуации в стране и мире, ситуации на финансовых рынках вследствие финансового и экономического кризиса; природные и техногенные катастрофы, стихийные бедствия |
высокий |
осуществление мониторинга изменения ситуации на финансовых рынках и прогнозирования социально-экономического развития в двух вариантах с учетом возможного ухудшения экономической ситуации |
Из вышеназванных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Программы могут оказать финансовые и непредвиденные риски, которые содержат угрозу невыполнения Программы. Поскольку в рамках реализации Программы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками.
10. Методика оценки эффективности Программы
Реализация программы будет способствовать достижению целей и задач других муниципальных программ Темниковского муниципального района, социально-экономическому развитию Темниковского муниципального района, повышению эффективности муниципального управления.
Оценка эффективности Программы будет осуществляться с использованием показателей выполнения Программы, мониторинг и оценка степени достижения целевых значений, которых позволяют проанализировать ход выполнения Программы и принять оптимальное управленческое решение.
Методика оценки эффективности Программы (далее - методика) представляет собой алгоритм оценки хода реализации по годам Программы и по итогам ее реализации, в целом результативности Программы исходя из оценки соответствия фактических значений показателей их целевым значениям.
В качестве критерия планируемой эффективности реализации Программы применяется критерий экономической эффективности, учитывающий оценку вклада муниципальной программы в экономическое развитие Темниковского муниципального района в целом, оценку влияния ожидаемых результатов муниципальной программы на различные сферы экономики Темниковского муниципального района.
Методика включает проведение количественных оценок эффективности по следующим направлениям:
1) степень достижения запланированных результатов (достижения целей и решения задач) Программы (оценка результативности);
2) степень реализации мероприятий Программы;
3) эффективность использования средств бюджета Темниковского муниципального района (оценка экономической эффективности достижения результатов).
Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Оценка эффективности выполнения показателей Программы производится на основе ежегодного мониторинга выполнения соответствующих индикаторов и количественных показателей.
Степень достижения целей (решения задач) Программы (Сд) определяется по формуле:
Сд = Пф / Пп, где:
Пф - фактическое значение индикатора (показателя) Программы;
Пп - плановое значение индикатора (показателя) Программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений).
Уровень финансирования реализации мероприятий Программы (Уф) определяется по формуле:
Уф = Зф / Зп, где:
Зф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Программы;
Зп - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
Степень реализации мероприятий Программы (Эм) определяется исходя из числа выполнения запланированных мероприятий в соответствии со следующей формулой:
Эм = Мф / Мп, где:
Мф - количество реализованных мероприятий Программы;
Мп - количество мероприятий Программы, планируемое к реализации.
11. Механизм реализации Программы
Финансовое управление администрации Темниковского муниципального района на принципах организационно-методического и информационного единства управления реализацией Программы и на основе единых подходов к формированию тематики программных мероприятий, определению сроков и процедур мониторинга основных целевых индикаторов и показателей эффективности выполнения мероприятий Программы осуществляет координацию деятельности по исполнению программных мероприятий, контроль за ходом и эффективностью их исполнения.
Ответственный исполнитель осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации Программы, контроль за проведением программных мероприятий и мониторинг результатов реализации, выявляет отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов от плановых, устанавливает причины и определяет меры по устранению отклонений.
Ответственный исполнитель Программы при необходимости в установленном порядке и сроки готовит проект постановления Администрации Темниковского муниципального района о внесении изменений в Программу.
Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы и ресурсов для их реализации. В связи с этим ответственным исполнителем формируется план мероприятий по реализации Программы и детальный план-график реализации программы (приложение 2 - 3 к настоящему постановлению).
В качестве органов оперативного управления ответственный исполнитель вправе создавать рабочие группы с привлечением экспертного сообщества, специалистов Администрации Темниковского муниципального района.
Контроль за реализацией мероприятий Программы ведется на основе отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Ответственный исполнитель выполняет также следующие функции:
подготовку в установленном порядке предложений об уточнении перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточнение затрат и сроков исполнения по отдельным программным мероприятиям, а также механизмов реализации Программы;
проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
осуществляет финансирование мероприятий Программы.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
11. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий
В рамках Программы оказание муниципальных услуг не осуществляется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.