Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2020 г. N 556-р
"Об утверждении программы перехода с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление в газифицированных населенных пунктах Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы"
В целях создания условий для устойчивого роста экономики республики, обеспечивающего повышение уровня жизни населения, улучшение экологической обстановки:
1. Утвердить прилагаемую программу перехода с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление в газифицированных населенных пунктах Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы.
2. Министерству промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) (Терещенко М.В.), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Садовников Д.Д.) обеспечить в установленном порядке внесение соответствующих изменений в курируемые государственные программы Республики Саха (Якутия).
3. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.
Первый заместитель |
А. Колодезников |
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 25 июня 2020 г. N 556-р
Программа
перехода с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление в газифицированных населенных пунктах Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа перехода с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление в газифицированных населенных пунктах Республики Саха (Якутия) |
Основание для разработки программы |
Перечень поручений Главы Республики Саха (Якутия) по итогам совещания Главы Республики Саха (Якутия) по рассмотрению предварительных итогов финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества "Сахатранснефтегаз" за 2018 год и планов на 2019 год от 18 января 2019 г. N Пр-38-А1 |
Заказчик программы |
Правительство Республики Саха (Якутия) |
Разработчик и координатор программы |
Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) |
Исполнители программы |
Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия); Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия); Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия); Министерство экономики Республики Саха (Якутия); Министерство финансов Республики Саха (Якутия); Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия); акционерное общество "Сахатранснефтегаз" |
Цель программы |
Создание условий для устойчивого роста экономики в пилотных населенных пунктах республики, обеспечивающего повышение уровня жизни населения и улучшение экологической обстановки |
Задачи программы |
Газификация объектов индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах, выбранных в качестве пилотных проектов; повышение эффективности распределения бюджетных средств на примере пилотных населенных пунктов; создание условий для перехода граждан на экологический и экономический вид топлива в газифицированных или планируемых к газификации населенных пунктах |
Целевые индикаторы программы |
Количество объектов индивидуального жилищного строительства, подключенных к сетям газоснабжения - 1 898 ед. |
Объемы финансирования программы |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 227,4 млн. рублей |
Срок реализации |
2020 - 2024 годы |
Ожидаемые результаты программы |
Экономия государственного бюджета на субсидии организациям коммунального комплекса (ОКК); увеличение уровня газификации; экономия домохозяйств на оплату отопления; улучшение качества жизни населения |
1. Характеристика текущей ситуации в организации газоснабжения населенных пунктов
1.1. Уровень газификации
По географическому охвату и по доле, приходящейся на душу населения, Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции в дальневосточном регионе по уровню газификации и использованию природного газа в народном хозяйстве.
Республика Саха (Якутия) является одним из немногих субъектов Российской Федерации, самостоятельно осуществляющим газификацию населенных пунктов на своей территории.
Уровень газификации на 1 января 2019 года составил 32,53 процента, в том числе: в городах и поселках городского типа - 37,81 процента, в сельской местности - 21,54 процента. Прирост за последние 5 лет - 4,18 процента. Наблюдается снижение темпов роста, за 2018 год - всего 0,95 процента (рис. 1).
Рисунок 1. Уровень газификации Республики Саха (Якутия)
1.2. Количественные показатели газифицированных населенных пунктов Республики Саха (Якутия)
На сегодняшний день в Якутии эксплуатируются:
7,8 тыс. км газопроводов, в т.ч.:
3,2 тыс. км магистральных газопроводов;
4,6 тыс. км внутрипоселковых и межпоселковых газовых сетей.
Всего в республике природный газ поставляется в 103 населенных пункта в 10 улусах (Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Намский, Хангаласский, Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Мирнинский, Ленский) и г. Якутск с пригородами, в которых:
- проживают порядка 460 тыс. человек (48 процентов от общей численности населения региона);
- находятся 626 основных объектов социальной инфраструктуры (32,6 процента от общего числа объектов) - 220 школ (33,8 процента), 235 детских садов (32,9 процента), 171 объект здравоохранения (31 процент) (таблица 1).
Таблица 1. Газифицированные населенные пункты Республики Саха (Якутия)
Якутск и пригороды - 13 |
Кобяйский улус - 12 |
Якутск |
Кобяй |
Пригородное |
Аргас |
Табага |
Люксюгун |
Хатассы |
Тыайа |
Владимировка, район ВШМ |
Чагда |
Жатай |
Арыктах |
Марха |
Ситтэ |
Маган |
Багадя |
Тулагино |
Мастах |
Сырдах |
Сайылык |
Кильдямцы |
Арылах |
Кангалассы |
Ворошилов |
Капитоновка |
Вилюйский улус - 15 |
Хангаласский улус - 10 |
Вилюйск |
Покровск |
Кысыл-Сыр |
Мохсоголлох |
Чинекя |
Верхний Бестях |
Екюндю |
Немюгюнцы |
Тымпы |
Октемцы |
Сосновка |
Чапаево |
Чай |
Техтюр |
Тасагар |
Булгунняхтах |
Хампа |
Улах-Ан |
Кеданда |
Улахан-Ан |
Сыдыбыл |
Намский улус - 17 |
Бетюнг |
Намцы |
|
Хамагатта (Крест-Кытыл) |
Кюбяинде (Угулятцы) |
Никольцы |
Усун (1 Кулятцы) |
Аппаны |
Тербяс (Тылгыны) |
Тюбя (Булус) |
Верхневилюйский улус - 8 |
Графский Берег |
Верхневилюйск, |
Салбанцы (Хонгор-Биэ) |
Андреевский |
Намский улус - 17 |
Верхневилюйский улус - 8 |
Тастах (Ергелях) |
Кюль (Харбалах) |
Партизан |
Тамалакан |
Красная деревня |
Оросу |
Хомустах (Кысыл-Сыр) |
Хомустах (Нам) |
Едейцы (Ымыйахтах) |
Харыялах |
Бетюнцы (Бютяй-Юрдя) |
Балаганнах |
Хатырык (Столбы) |
Горный улус - 4 |
Модутцы (Тумул) |
Асыма |
Маймага |
Бэс-Кюель |
Искра (Кюренг Ат) |
Кюерелях |
|
Бердигестях |
Мирнинский район - 4* |
Мегино-Кангаласский улус - 15 |
Мирный |
Майа |
Моркока |
Хара, Петровка |
Таас-Юрях |
Хаптагай |
Айхал |
Павловск |
Ленский район - 1 |
Нижний Бестях |
Ленск |
Табага |
Чурапчинский улус - 4 |
Чуйя |
Чурапча |
Тюнгюлю |
Дябыла |
Тумул |
Туора-Кюель |
Беке |
Диринг |
Бедеме |
|
Суола (Мельжехси) |
|
Суола (Морук) |
|
Бютейдях |
|
Тарат |
* Мирнинский район: кроме того, газифицированы промышленные объекты в п. Светлый и п. Заря.
На территории Республики Саха (Якутия) основным поставщиком природного газа является акционерное общество "Сахатранснефтегаз" (далее - АО "Сахатранснефтегаз"), обслуживающее практически всю инфраструктуру газоснабжения Якутии, на долю которого приходится более 90 процентов годового объема реализации природного газа.
В 2018 году объем потребления природного газа населенными пунктами составил 1 563 млн куб. м, что ниже показателя 2012 года на 3,5 процента (1 620 млн куб. м). Снижение обусловлено энергоэффективным потреблением природного газа для обеспечения электрической энергией центрального энергорайона республики, в частности с вводом в эксплуатацию 1-й очереди Якутской ГРЭС-2 в 2018 году.
Динамика потребления населенными пунктами природного газа АО "Сахатранснефтегаз" в период 2012 - 2019 годов приведена на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика потребления населенными пунктами природного газа АО "Сахатранснефтегаз" в период 2012 - 2019 годов
Потребление населением природного газа для приготовления пищи, нагрева воды и отопления жилых помещений с использованием котельных в 2012 году составило 230 млн куб. м. (14,1 процента от общего годового потребления газа населенными пунктами). В 2018 году данный показатель увеличился до 273 млн куб. м. (17,5 процента от общего годового потребления газа).
Динамика потребления населением природного газа АО "Сахатранснефтегаз" в период 2012 - 2019 годов приведена на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика потребления населением природного газа АО "Сахатранснефтегаз" в период 2012 - 2019 годов
1.3. Льготное подключение к сетям газораспределения объектов индивидуального жилищного строительства
Льготное подключение к сетям газораспределения объектов индивидуального жилищного строительства осуществляет
АО "Сахатранснефтегаз" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Льготная плата за технологическое присоединение к сетям на 2019 год для физических лиц с максимальным расходом газа, не превышающим 5 м3 в час, с учетом расхода газа, ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования, до границ земельного участка заявителей, установлена постановлением Правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2018 г. N 117 и составляет 52 107,57 рублей.
Также Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) с 2009 года осуществляется оказание единовременной адресной материальной помощи малоимущим и отдельным категориям граждан на газификацию индивидуальных жилых домов согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2010 г. N 104. Предельный размер помощи составляет 100 тыс. рублей.
Адресная материальная помощь оказывается малоимущим и отдельным категориям граждан, имеющим гражданство Российской Федерации и постоянную регистрацию в Республике Саха (Якутия), на заявительной основе при наличии права собственности гражданина на газифицируемый индивидуальный жилой дом.
В перечень расходов, связанных с газификацией жилого дома, входят следующие расходы:
на строительство газопровода-ввода к жилому дому;
на строительство вводного газопровода (по фасаду дома);
на строительство внутреннего газопровода;
на приобретение оборудования (газовый котел, газовая плита, счетчик, радиаторы);
установка и подключение оборудования;
монтаж системы отопления.
2. Снабжение потребителей тепловой энергией: существующий подход
2.1. Теплоснабжение: текущая ситуация
В целях обеспечения сбалансированного и перспективного развития систем теплоснабжения, согласования схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения и программами газификации, а также минимизации затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе в соответствии с пунктами 2 и 5 части 8 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2017 г. N 1516-р "Об утверждении категорий зонирования территории Республики Саха (Якутия) на уровне населенных пунктов с учетом развития систем газоснабжения, электроснабжения и теплоснабжения" утверждены категории зонирования территории Республики Саха (Якутия) на уровне населенных пунктов, исходя из источников теплоснабжения в зависимости от развития систем газоснабжения, электроснабжения и определения перспективы развития систем теплоснабжения населенных пунктов (таблица N 2).
Таблица N 2. Категории зонирования на территории Республики Саха (Якутия)
N |
Категория зонирования |
Описание, предлагаемые решения |
1 |
1 категория Населенные пункты, на территории которых внешние источники теплоснабжения отсутствуют |
В населенных пунктах, в которых не решены вопросы с централизованным теплоснабжением, отсутствует газификация и электроотопление. Для повышения комфорта проживания предлагается установка в индивидуальных жилых домах автономных котлов "длительного горения" |
2 |
2 категория Населенные пункты, на территории которых внешним источником теплоснабжения является только централизованная система теплоснабжения |
Рекомендуется строительство новых котельных и реконструкция действующих котельных для подключения новых потребителей; рекомендуется строительство индивидуальных тепловых пунктов в многоквартирных каменных домах с подготовкой горячей воды; рекомендуется подключение новых потребителей, в том числе частного жилищного фонда, к централизованной системе отопления; на участках населенного пункта, находящихся вне радиуса эффективного теплоснабжения, для повышения комфорта проживания предлагается установка в индивидуальных жилых домах автономных котлов "длительного горения" |
3 |
3 категория Населенные пункты, на территории которых внешними источниками теплоснабжения являются централизованная система теплоснабжения и автономное газовое теплоснабжение либо существует перспектива газификации |
Рекомендуется переход частного жилищного фонда на автономное газовое теплоснабжение. Альтернативным вариантом на участках населенного пункта, на которых строительство газовых сетей не предусмотрено, может стать установка в индивидуальных жилых домах автономных котлов "длительного горения"; рекомендуется перевод котельных на газ с сохранением подключенных потребителей без увеличения мощности и подключения новых потребителей; рекомендуется подключение к котельным только при новом строительстве социальных объектов и многоквартирных домов, находящихся в радиусе эффективного теплоснабжения; на участках населенного пункта, на которых строительство газовых сетей не предусмотрено, а также находящихся вне радиуса эффективного теплоснабжения, для повышения комфорта проживания предлагается установка в индивидуальных жилых домах автономных котлов "длительного горения" |
4 |
4 категория Населенные пункты, на территории которых внешним источником теплоснабжения является только автономное газовое теплоснабжение |
Рекомендуется переход частного жилищного фонда на автономное газовое теплоснабжение; на участках населенного пункта, на которых строительство газовых сетей не предусмотрено, для повышения комфорта проживания предлагается установка в индивидуальных жилых домах автономных котлов "длительного горения" |
5 |
5 категория Населенные пункты, на территории которых внешними источниками теплоснабжения являются централизованная система теплоснабжения и электроотопление |
Рекомендуется переход частного жилищного фонда на электроотопление; рекомендуется подключение к котельным только при новом строительстве социальных объектов и многоквартирных домов, находящихся в радиусе эффективного теплоснабжения; на участках населенного пункта, на которых отсутствует резерв свободной мощности для подключения к электроотоплению, а также находящихся вне радиуса эффективного теплоснабжения, для повышения комфорта проживания предлагается установка в индивидуальных жилых домах автономных котлов "длительного горения" |
6 |
6 категория Населенные пункты, на территории которых внешними источниками теплоснабжения являются централизованная система теплоснабжения, электроотопление и автономное газовое теплоснабжение либо существует перспектива подключения к газоснабжению |
Рекомендуется переход частного жилищного фонда на автономное газовое теплоснабжение, на участках населенного пункта, на которых строительство газовых сетей не предусмотрено - переход на электроотопление; рекомендуется перевод котельных на газ с сохранением подключенных потребителей без увеличения мощности и подключения новых потребителей; рекомендуется подключение к котельным только при новом строительстве социальных объектов и многоквартирных домов, находящихся в радиусе эффективного теплоснабжения; рекомендуется подключение к электроотоплению в пределах резерва свободной мощности; на участках населенного пункта, на которых строительство газовых сетей не предусмотрено, отсутствует резерв свободной мощности для подключения к электроотоплению, а также находящихся вне радиуса эффективного теплоснабжения, для повышения комфорта проживания предлагается установка в индивидуальных жилых домах автономных котлов "длительного горения" |
7 |
7 категория Населенные пункты, на территории которых внешним источником теплоснабжения является только электроотопление |
Рекомендуется переход частного жилищного фонда на электроотопление; на участках населенного пункта, на которых отсутствует резерв свободной мощности для подключения к электроотоплению, для повышения комфорта проживания предлагается установка в индивидуальных жилых домах автономных котлов "длительного горения" |
2.2. Теплоснабжение: тарифы
В восьми газифицированных районах республики (Вилюйский, Верхневилюйский, Горный, Мегино-Кангаласский, Намский, Кобяйский, Хангаласский, Чурапчинский районы) ежемесячная плата жителей, проживающих в индивидуальном жилом доме площадью 63 кв. м, за центральное отопление по действующим льготным тарифам составляет 2 547,26 руб. в месяц, за сетевой газ на отопление для сельских поселений - 2 058,68 руб. (80,8 процента).
В Ленском районе плата за центральное отопление в месяц составляет 3 632,99 руб., за сетевой газ - 2 233,04 руб. (61,5 процента).
В Мирнинском районе плата за центральное отопление в месяц составляет 3 632,99 руб., за сетевой газ - 1 846,53 руб. (50,8 процента) (таблица 3).
Таблица 3. Платежи населения за отопление
Муниципальный район |
Поставщик сетевого газа |
Плата за центральное отопление в месяц, рублей |
Плата за сетевой газ на отопление в месяц, рублей |
Отношение цены за сетевой газ к центральному отоплению, проценты |
Вилюйский, Верхневилюйский, Горный, Мегино-Кангаласский, Намский, Кобяйский, Хангаласский, Чурапчинский районы |
АО "Сахатранснефтегаз" для сельских поселений |
2 547,26 |
2 058,68 |
80,8 процента |
АО "Сахатранснефтегаз" для городских поселений |
2 547,26 |
2 543,94 |
99,8 процента |
|
Ленский район |
ООО "ГДК Ленск-Газ" |
3 632,99 |
2 233,04 |
61,5 процента |
Мирнинский район |
АО "АЛРОСА-Газ" |
3 632,99 |
1 846,53 |
50,8 процента |
2.3. Действующие меры поддержки для ресурсоснабжающих организаций
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Субсидирование организаций коммунального комплекса осуществляется на основании приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2019 г. N 450-п, постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" и Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение".
Средняя стоимость затрат ресурсоснабжающих организаций для подключения к системе теплоснабжения в центральных, западных, восточных районах Республики Саха (Якутия) составляет: на трубы в ППУ - изоляцию порядка 800-900 тыс. рублей, на стальные трубы - 300-400 тыс. рублей на один индивидуальный жилой дом площадью 80 кв. м, в том числе с учетом софинансирования районов и населения.
При подключении к сетям теплоснабжения возникает субсидия на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги. Средняя субсидия в год на один индивидуальный жилой дом площадью 63 кв. м в газифицированных районах выглядит следующим образом (без учета вида топлива котельной):
|
Вилюйский район |
- 235 660,22 руб.; |
|
Верхневилюйский район |
- 124 275,60 руб.; |
|
Горный район |
- 294 803,07 руб.; |
|
Ленский район |
- 86 738,55 руб.; |
|
Мегино-Кангаласский район |
- 137 793,32 руб.; |
|
Хангаласский улус |
- 115 404,34 руб.; |
|
Чурапчинский улус |
- 191 633,49 руб.; |
|
город Якутск |
- 24 394,83 руб. |
Субсидия организациям коммунального комплекса (далее - субсидия ОКК) по муниципальным образованиям с газификацией согласно заключенным соглашениям с ресурсоснабжающими организациями на 2018-2019 годы приведена в таблице N 4.
Таблица N 4. Субсидия ОКК по муниципальным образованиям
N |
Муниципальные районы/наслеги |
63 кв. м |
80 кв. м |
1 |
Вилюйский улус |
235 660,22 |
299 251,07 |
|
Вилюйск город |
78 891,72 |
100 179,96 |
|
Кысыл-Сыр поселок |
127 219,35 |
161 548,38 |
|
Чернышевский наслег |
415 259,76 |
527 359,69 |
|
Первый Тогусский наслег |
234 138,16 |
297 318,30 |
|
Сосновка село |
167 176,86 |
212 288,08 |
|
Борогонский наслег |
244 069,29 |
309 929,26 |
|
Тылгынинский наслег |
211 29,76 |
268 308,27 |
2 |
Верхневилюйский улус |
124 275,60 |
157 810,29 |
|
Верхневилюйский наслег |
130 910,37 |
166 235,39 |
|
Тамалаканский наслег |
208 976,08 |
265 366,42 |
|
Оросунский наслег |
142 898,68 |
181 458,53 |
|
Намский наслег |
102 835,68 |
130 584,99 |
|
Кентикский наслег |
265 011,78 |
336 522,83 |
3 |
Горный улус |
294 803,07 |
374 353,11 |
|
Кировский наслег |
360 802,51 |
458 161,92 |
|
Атамайский наслег |
325 096,34 |
412 820,74 |
|
Октябрьский наслег |
249 929,44 |
317 370,72 |
|
Тыайинский наслег |
246 -29,51 |
313 561,43 |
4 |
Ленский район |
86 738,55 |
110 144,20 |
|
Ленск город |
86 738,55 |
110 144,20 |
5 |
Мегино-Кангаласский улус |
137 793,32 |
174 975,64 |
|
Майя село |
111 53,38 |
141 630,96 |
|
Харанский наслег |
293 993,45 |
373 325,01 |
|
Нерюктяйинский наслег |
191 937,93 |
243 729,53 |
|
Нижний Бестях поселок |
34 397,93 |
170 664,04 |
|
Тарагайский наслег |
310 432,04 |
394 199,42 |
|
Ходоринский наслег |
567 179,47 |
720 227,90 |
|
Тюнгюлюнский наслег |
132 319,80 |
168 025,15 |
|
Догдогинский наслег |
338 372,49 |
429 679,35 |
|
Бедимэ наслег |
242 453,28 |
307 877,18 |
|
Мелдехсинский наслег |
247 395,33 |
314 152,80 |
6 |
Хангаласский улус |
115 404,34 |
146 545,20 |
|
Покровск город |
104 148,23 |
132 251,72 |
|
Бестяхский наслег |
160 561,85 |
203 888,07 |
|
Немюгинский наслег |
116 913,69 |
148 461,42 |
|
Октёмский наслег |
182 679,75 |
231 974,30 |
7 |
Чурапчинский улус |
191 633,49 |
243 344,12 |
|
Чурапчинский наслег |
190 828,25 |
242 321,58 |
|
Ожулунский наслег |
232 015,70 |
294 623,11 |
8 |
Якутск и пригороды |
24 394,83 |
30 977,57 |
3. Анализ возможностей и экономическое обоснование перехода с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление
3.1. Затраты государственного бюджета Республики Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) ведется социально ориентированная тарифная политика, согласно которой для населения устанавливаются льготные тарифы на коммунальные ресурсы на основании Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение". Разница между установленными экономически обоснованными тарифами и льготными тарифами возмещается за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия), при этом окупаемость коммунальных услуг платежами населения за 2018 год в среднем по Республике Саха (Якутия) составила лишь 38,8 процента от уровня экономически обоснованных тарифов.
Расходы бюджета по возмещению выпадающих доходов организаций коммунального комплекса за 2011 - 2019 годы приведена в таблице N 5.
Таблица N 5. Расходы бюджета по возмещению выпадающих доходов организаций коммунального комплекса за 2011 - 2019 годы, млрд рублей
2011 факт |
2012 факт |
2013 факт |
2014 факт |
2015 факт |
2016 факт |
2017 факт |
2018 факт |
2019 факт |
Увеличение показателя 2019 года к 2016 году, проценты |
6,9 |
10,7 |
12,8 |
15,8 |
16,9 |
18,7 |
17,5* |
24,7 |
24,9 |
133 |
Переход населения с централизованного отопления на индивидуальное отопление в газифицированных населенных пунктах республики является одним из факторов сдерживания роста размера субсидий по возмещению выпадающих доходов организациям коммунального комплекса по группам мероприятий, направленных на увеличение совокупного размера платежей населения, и снижения расходов бюджета на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Субсидия ОКК в 2019 году составила 24,9 млрд рублей, что выше сопоставимого показателя 2016 года на 133 процента (18,7 млрд рублей).
3.2. Сравнение эффективности централизованного отопления и газового отопления
Рассмотрим 52 газифицированных населенных пункта в девяти районах республики, в которых население подключено к центральному отоплению.
Общее количество домовых хозяйств в рассматриваемых населенных пунктах составляет 26 586 домов, из них домовые хозяйства с индивидуальным газовым отоплением - 22 735 домов (85,5 процента от общего количества), а домовые хозяйства с централизованным отоплением - 3 851 домов (14,5 процента от общего количества).
Для расчета целесообразности перехода населения с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление был проведен анализ на примере газифицированных районов и их населенных пунктов.
В качестве показателя средней стоимости технического присоединения 1 домового хозяйства к распределительному газопроводу и приобретения соответствующего оборудования принята плата в размере 52,1 тыс. рублей в соответствии с постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2018 г. N 117.
Средняя стоимость разработки проектной документации и строительства 1 км стального газопровода подземной прокладки в сумме 2,7 млн рублей была рассчитана исходя из размера стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных со строительством стальных газопроводов подземной прокладкой (диаметр труб - 57 мм, 89 мм, 108 мм, 159 мм) и с проектированием газораспределительной сети (расходы на разработку проектной документации на строительство подземным способом прокладки газопровода диаметром менее 100 мм и 101 мм и более) согласно постановлению Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2018 г. N 243.
В период с 2012 по 2018 годы было газифицировано 15 125 домов, расходы на газификацию которых составили 7,95 млрд рублей. При переводе жилищного фонда с центрального отопления на газовое отопление условная экономия субсидии организациям коммунального комплекса, оказывающим услуги в газифицированных муниципальных районах республики, на возмещение межтарифной разницы на тепловую энергию составила порядка 2,6 млрд рублей в год или 10,5 процента от общей суммы субсидий ОКК за 2018 год, то есть срок отдачи инвестиций при переходе с центрального отопления на газовое отопление составил всего лишь 3 года.
В 52 населенных пунктах субсидия организациям коммунального комплекса составляет 1 349,2 млн рублей в год.
Общая прогнозная стоимость перехода с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление составит 2 348,0 млн рублей. При этом средний срок окупаемости будет 5,4 года.
Кроме того, в газифицированных муниципальных районах республики ежемесячная плата жителей, проживающих в индивидуальном жилом доме площадью 63 кв. м, за центральное отопление по действующим льготным тарифам для населения выше, чем плата за сетевой газ на отопление по нормативам, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 1999 г. N 630.
Сравнение платы за центральное отопление и сетевой газ приведено в таблице N 6.
Таблица N 6. Сравнение платы за центральное отопление и сетевой газ
Муниципальный район |
Поставщик сетевого газа |
Плата за центральное отопление в месяц, рублей |
Плата за сетевой газ на отопление в месяц, рублей |
Средняя плата за тех. обслуживание в месяц, рублей |
Итого плата за сетевой газ в месяц, рублей с НДС |
Отношение цены за сетевой газ к центральному отоплению, % |
Вилюйский, Верхневилюйский, Горный, Мегино-Кангаласский, Намский, Кобяйский, Хангаласский, Чурапчинский районы |
АО "Сахатранснефтегаз" для сельских поселений |
2547,26 |
2058,68 |
262,24 |
2 320,92 |
91% |
АО "Сахатранснефтегаз" для городских поселений |
2547,26 |
2543,94 |
716,26 |
3 260,20 |
128% |
|
Ленский район |
ООО "ГДК Ленск-газ" |
3632,99 |
2233,04 |
468 |
2 701,04 |
74% |
В соответствии с таблицей N 6 жители сельских поселений Вилюйского, Верхневилюйского, Горного Мегино-Кангаласского, Намского, Кобяйского, Хангаласского, Чурапчинского районов при использовании сетевого газа на отопление вместо централизованного отопления экономят в год 2 716,08 рублей. Жители Ленского района - 11 183,40 рублей.
Сравнение платежей населения и предпринимателей с газовым отоплением с другими видами отопления (таблица N 7), где отклонение платы по сравнению с газом, в процентах составляет: центральное отопление - 124 процента; электроотопление - 142 процента; дрова - 103 процента. Исходя из сравнительного анализа, представленного в таблице N 7, для населения газовое отопление является более экономически выгодным видом топлива.
Таблица N 7. Сравнение платежей населения и предпринимателей с газовым отоплением с другими видами отопления
Сравнение платежей населения с газовым отоплением с другими видами отопления
Муниципальные районы (городские округа) |
Тариф для 1-этажного дома, руб. |
Норматив на 1 кв. м общей площади жилых помещений 1-этажного дома в месяц |
Плата (63 х тариф х норматив), руб. |
Отклонение платы по сравнению с газом, % |
|||||||||||||||||||||||
Природный газ |
Центральное отопление |
Электроотопление |
Дрова* |
Уголь с доставкой |
СПГ (проект) |
СУГ (АО "СТНГ") |
Природный газ, СПГ, СУГ |
Центральное отопление |
Электроотопление |
Дрова |
Уголь |
Природный газ |
Центральное отопление |
Электроотопление |
Дрова |
Уголь |
СПГ (проект) |
СУГ (АО "СТНГ") |
Центральное отопление |
Электроотопление |
Дрова |
Уголь |
СПГ (проект) |
СУГ (АО "СТНГ") |
|||
Ед. изм. |
руб./м3 |
руб./Гкал |
руб./кВт/ час |
руб./м3 пл. |
руб./кг |
руб./т |
руб./м3 |
руб./т |
руб./м3 |
на 1 кв. м |
рублей за месяц |
% |
|||||||||||||||
Верхневилюйский |
4,357 |
853,02 |
0,84 |
1 323,00 |
6,604 |
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0474 |
55,13 |
0,0255 |
13,33 |
2 058,68 |
2 547,29 |
2 917,48 |
2 125,40 |
5 545,97 |
18 361,76 |
17 980,97 |
124% |
142% |
103% |
269% |
892% |
873% |
Вилюйский |
4,357 |
853,02 |
0,84 |
1 173,00 |
|
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0474 |
55,13 |
0,0255 |
|
2 058,68 |
2 547,29 |
2 917,48 |
1 884,42 |
|
18 361,76 |
17 980,97 |
124% |
142% |
92% |
|
892% |
873% |
Горный |
4,357 |
833,67 |
|
1 368,00 |
3,413 |
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0485 |
|
0,0261 |
13,33 |
2 058,68 |
2 547,28 |
|
2 247,97 |
2 865,13 |
18 361,76 |
17 980,97 |
124% |
|
109% |
139% |
892% |
873% |
Кобяйский |
4,357 |
833,67 |
|
1 756,61 |
5,590 |
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0485 |
|
0,0261 |
8,98 |
2 058,68 |
2 547,28 |
|
2 886,55 |
3 161,02 |
18 361,76 |
17 980,97 |
124% |
|
140% |
154% |
892% |
873% |
Мегино-Кангаласский |
4,357 |
833,67 |
|
1 646,25 |
4,162 |
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0485 |
|
0,0373 |
13,33 |
2 058,68 |
2 547,28 |
|
3 863,34 |
3 495,21 |
18 361,76 |
17 980,97 |
124% |
|
188% |
170% |
892% |
873% |
Намский |
4,357 |
833,67 |
|
2 667,22 |
1,603 |
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0485 |
|
0,0261 |
13,33 |
2 058,68 |
2 547,28 |
|
4 382,91 |
1 345,68 |
18 361,76 |
17 980,97 |
124% |
|
213% |
65% |
892% |
873% |
Хангаласский |
4,357 |
833,67 |
|
2 000,66 |
|
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0485 |
|
0,0261 |
|
2 058,68 |
2 547,28 |
|
3 287,58 |
|
18 361,76 |
17 980,97 |
124% |
|
160% |
|
892% |
873% |
ГО "город Якутск" |
5,384 |
1 189,00 |
|
1 329,00 |
1,443 |
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0485 |
|
0,0261 |
13,33 |
2 543,94 |
3 632,99 |
|
2 183,88 |
1 211,24 |
18 361,76 |
17 980,97 |
143% |
|
86% |
48% |
722% |
707% |
ГО "Жатай" |
5,384 |
1 189,00 |
|
1 549,00 |
|
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0485 |
|
0,0261 |
|
2 543,94 |
3 632,99 |
|
2 545,39 |
|
18 361,76 |
17 980,97 |
143% |
|
100% |
|
722% |
707% |
Чурапчинский |
4,357 |
762,88 |
|
1 332,60 |
2,878 |
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0530 |
|
0,0285 |
9,81 |
2 058,68 |
2 547,26 |
|
2 392,68 |
1 778,15 |
18 361,76 |
17 980,97 |
124% |
|
116% |
86% |
892% |
873% |
Чурапчинский |
|
|
|
|
3,870 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9,81 |
2 058,68 |
|
|
|
2 391,78 |
|
|
|
|
|
116% |
|
|
Сравнение платежей предпринимателей с газовым отоплением с другими видами отопления
Муниципальные районы (городские округа) |
Тариф для 1-этажного дома, руб. |
Норматив на 1 кв. м общей площади жилых помещений 1-этажного дома в месяц** |
Плата (63 х тариф х норматив), руб. |
Отклонение платы по сравнению с газом, % |
|||||||||||||||||||||||
Природный газ |
Центральное отопление*** |
Электроотопление |
Дрова** |
Уголь с доставкой |
СПГ (проект) |
СУГ (АО "СТНГ") |
Природный газ, СПГ, СУГ |
Центральное отопление |
Электроотопление |
Дрова |
Уголь |
Природный газ |
Центральное отопление |
Электроотопление |
Дрова |
Уголь |
СПГ (проект) |
СУГ (АО "СТНГ") |
Центральное отопление |
Электроотопление |
Дрова |
Уголь |
СПГ (проект) |
СУГ (АО "СТНГ") |
|||
Ед. изм. |
руб./м3 |
руб./Гкал |
руб./кВт/ час |
руб./м3 пл. |
руб./кг |
руб./т |
руб./м3 |
руб./т |
руб./м3 |
на 1 кв. м |
рублей за месяц |
% |
|||||||||||||||
Верхневилюйский |
5,06 |
7 078,37 |
4,69 |
1 323,00 |
6,604 |
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0474 |
55,13 |
0,0255 |
13,33 |
2 390,85 |
21 137,43 |
16 289,26 |
2 125,40 |
5 545,97 |
18 361,76 |
17 980,97 |
884% |
681% |
89% |
232% |
768% |
752% |
Вилюйский |
5,06 |
6 469,38 |
4,69 |
1 173,00 |
|
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0474 |
55,13 |
0,0255 |
|
2 390,85 |
19 318,87 |
16 289,26 |
1 884,42 |
|
18 361,76 |
17 980,97 |
808% |
681% |
79% |
|
768% |
752% |
Горный |
5,06 |
8 606,67 |
|
1 368,00 |
3,413 |
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0485 |
|
0,0261 |
13,33 |
2 390,85 |
26 297,68 |
|
2 247,97 |
2 865,13 |
18 361,76 |
17 980,97 |
1100% |
|
94% |
120% |
768% |
752% |
Кобяйский |
5,06 |
8 749,85 |
|
1 756,61 |
5,590 |
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0485 |
|
0,0261 |
8,98 |
2 390,85 |
26 735,17 |
|
2 886,55 |
3 161,02 |
18 361,76 |
17 980,97 |
1118% |
|
121% |
132% |
768% |
752% |
Мегино-Кангаласский |
5,06 |
7 291,02 |
|
1 646,25 |
4,162 |
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0485 |
|
0,0373 |
13,33 |
2 390,85 |
22 277,72 |
|
3 863,34 |
3 495,21 |
18 361,76 |
17 980,97 |
932% |
|
162% |
146% |
768% |
752% |
Намский |
5,06 |
7 896,16 |
|
2 667,22 |
1,603 |
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0485 |
|
0,0261 |
13,33 |
2 390,85 |
24 126,70 |
|
4 382,91 |
1 345,68 |
18 361,76 |
17 980,97 |
1009% |
|
183% |
56% |
768% |
752% |
Хангаласский |
5,06 |
4 981,13 |
|
2 000,66 |
|
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0485 |
|
0,0261 |
|
2 390,85 |
15 219,85 |
|
3 287,58 |
|
18 361,76 |
17 980,97 |
637% |
|
138% |
|
768% |
752% |
ГО "город Якутск" |
5,06 |
2 439,05 |
|
1 329,00 |
1,443 |
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0485 |
|
0,0261 |
13,33 |
2 390,85 |
7 452,53 |
|
2 183,88 |
1 211,24 |
18 361,76 |
17 980,97 |
312% |
|
91% |
51% |
768% |
752% |
ГО "Жатай" |
5,06 |
2 607,97 |
|
1 549,00 |
|
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0485 |
|
0,0261 |
|
2 390,85 |
7 968,65 |
|
2 545,39 |
|
18 361,76 |
17 980,97 |
333% |
|
106% |
|
768% |
752% |
Чурапчинский |
5,06 |
7 086,58 |
|
1 332,60 |
2,878 |
53 628,00 |
38,86 |
18 000,00 |
38,05 |
7,5 |
0,0530 |
|
0,0285 |
9,81 |
2 390,85 |
23 662,08 |
|
2 392,68 |
1 778,15 |
18 361,76 |
17 980,97 |
990% |
|
100% |
74% |
768% |
752% |
Чурапчинский |
|
|
|
|
3,870 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9,81 |
2 390,85 |
|
|
|
2 391,78 |
|
|
|
|
|
100% |
|
|
* тариф районного центра
** Тарифы и нормативы установлены для населения.
*** Средний тариф по району.
Примечания:
1. Цена на СУГ АО "Сахатранснефтегаз" льготная для отопительных нужд.
2. Цены на СПГ согласно проекту перехода 10 центральных районов на СПГ.
3. В Чурапчинском районе уголь используется с двух разных угольных разрезов.
3.3. SWOT-анализ перехода с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление
SWOT-анализ перехода с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление приведен в таблице N 8.
Наиболее эффективный вид топлива для определенного населенного пункта будет определен по итогам разработки Топливно-энергетического баланса Республики Саха (Якутия), НИР "Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года с целевым видением до 2050 года".
Таблица N 8. SWOT-анализ перехода с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Снижение бюджетных расходов на возмещение недополученных доходов организаций коммунального комплекса в связи с государственным регулированием тарифов. 2. Газ для населения является наиболее выгодным видом топлива: ежегодная экономия домохозяйствами при переходе на газ - 5,86 тыс. рублей. понятный срок окупаемости затрат - 7 лет. 3. Наличие достаточных ресурсов природного газа. 4. Наличие одного вида топлива в одном населенном пункте |
1. Отсутствие схем газификации некоторых населенных пунктов. 2. Единовременные затраты государственного бюджета Республики Саха (Якутия). 3. Отсутствие разработанного топливно-энергетического баланса, энергетической стратегии. 4. Отсутствие отдельного централизованного водоотведения |
Возможности |
Угрозы |
1. Оптимизация топливно-энергетического баланса в районах, доступных для сетевой газификации (газификация объектов сельского хозяйства и перевод котельных на газ). 2. Улучшение экологической ситуации и условий жизни населения в районах, доступных для сетевой газификации |
1. Отсутствие активности перехода с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление |
В таблице N 9 приведены плюсы и минусы от реализации программы для населения.
Таблица N 9. Плюсы и минусы от реализации программы для населения
Плюсы |
Минусы |
Субсидирование затрат граждан на переход с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление |
Единовременные затраты на подключение газовым сетям |
Использование экологического вида топлива: улучшение экологической обстановки в населенных пунктах |
Отключение от централизованного водоснабжения |
Газовое отопление является более экономически выгодным видом топлива и для населения |
|
Эффективное перенаправление экономии от субсидий ОКК на решение социально значимых задач |
|
3.4. Экономический эффект
На основании проведенных расчетов и предлагаемого подхода планируется достижение следующего эффекта:
экономия государственного бюджета на субсидии ОКК до 1,35 млрд рублей после 2024 года;
при этом эффект экономии будет наблюдаться уже со второго года реализации программы;
уровень газификации вырастет с 32,53 процента до 33,84 процента;
экономия для домохозяйств составит порядка 6 тыс. рублей в год после периода окупаемости понесенных гражданами затрат (7 лет); улучшение качества жизни населения.
4. Мероприятия по организации перехода с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление
Мероприятия по организации перехода с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление состоят из пяти направлений:
1. В соответствии с подходами подпрограммы "Газификация населенных пунктов и обеспечение надежности газового хозяйства" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" (далее - подпрограмма газификации), в ее рамках будут проведены следующие работы:
разработка проектной документации и строительство газопровода вместо сетей централизованного отопления;
выполнение технологического присоединения жилого дома к существующей сети газораспределения (строительство и монтаж подводящего газопровода с уличного газопровода до границ земельного участка) для жилых домов, подключенных к централизованной системе отопления.
Также строительство внутрипоселковых газовых сетей ведется в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Комплексное развитие сельских территорий на 2020 - 2025 годы" по линии Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).
Для работ по строительству стального газопровода подземной прокладки и разработки проектной документации вместо сетей централизованного отопления во всех газифицированных населенных пунктах ориентировочно необходимы средства в размере 1 571,1 млн рублей.
В качестве пилотных населенных пунктов выбраны населенные пункты, в которых высокая субсидия ОКК в год, а также населенные пункты, в которых предусмотрено финансирование на строительство внутрипоселковых газовых сетей в рамках вышеуказанных государственных программ Республики Саха (Якутия), это:
с. Чурапча Чурапчинского улуса;
с. Диринг Чурапчинского улуса;
с. Бердигестях Горного улуса;
с. Толон Чурапчинского улуса;
с. Туора-Кюель Чурапчинского улуса;
с. Юрюнг-Кюель Чурапчинского улуса;
с. Эбя Вилюйского улуса.
Капитальные вложения с учетом технического перевооружения переведенных на газ котельных и строительства новых котельных взамен существующих на другом виде топлива, реконструкции существующих тепловых сетей, демонтажа существующих сетей отключаемого частного сектора в рассматриваемых пилотных населенных пунктах составят 749,1 млн рублей.
Расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в части субсидии ОКК и коммунальных расходов по теплоснабжению организаций, финансируемых за счет местных бюджетов и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) при реализации вышеуказанных мероприятий снизятся на 277,0 млн рублей в год.
Условный срок окупаемости с учетом расходов на реализацию программы составит 3,5 года.
Предусмотренные затраты на строительство газопровода для подключения домохозяйств в пилотных населенных пунктах составляют 975,5 млн руб. и приведены в таблице N 10.
Таблица N 10. Затраты на строительство газопровода, млн руб.
N |
Районы |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Итого |
1 |
с. Чурапча Чурапчинского улуса |
95,8 |
231,0 |
|
|
|
326,8 |
2 |
с. Диринг Чурапчинского улуса |
35,0 |
29,1 |
|
|
|
64,1 |
3 |
с. Толон Чурапчинского улуса |
70,5 |
|
|
|
|
70,5 |
4 |
с. Юрюнг-Кюель Чурапчинского улуса |
|
88,5 |
|
|
|
88,5 |
5 |
с. Бердигестях Горного улуса |
188,7 |
193,0 |
|
|
|
381,7 |
6 |
с. Эбя Вилюйского улуса |
|
43,9 |
|
|
|
43,9 |
|
Итого: |
390,0 |
585,5 |
|
|
|
975,5 |
2. Для перехода с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление в газифицированных населенных пунктах Республики Саха (Якутия) программой предлагается субсидирование гражданам части затрат, связанных с газификацией жилого дома, а именно расходов:
на строительство газопровода-ввода к жилому дому
на строительство вводного газопровода (по фасаду дома);
на строительство внутреннего газопровода;
на приобретение оборудования (газовый котел, газовая плита, счетчик, радиаторы);
на установку оборудования;
на подключение оборудования;
на монтаж системы отопления.
Процент возмещения взят в размере 75,0 процента*; но не более 117,19 тыс. рублей на 1 жилой дом.
Затраты на субсидирование составят 222,4 млн рублей. В таблице N 12 приведены затраты на субсидирование в разбивке по годам.
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица N 12. Планируемые затраты на субсидирование, млн руб.
N |
Районы |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Итого |
1 |
с. Чурапча Чурапчинского улуса |
2,3 |
17,6 |
46,9 |
34,4 |
|
101,2 |
2 |
с. Диринг Чурапчинского улуса |
|
2,8 |
5,6 |
2,8 |
|
11,2 |
3 |
с. Толон Чурапчинского улуса |
|
2,1 |
|
|
|
2,1 |
4 |
с. Юрюнг-Кюель Чурапчинского улуса |
|
|
2,5 |
|
|
2,5 |
5 |
с. Туора-Кюель Чурапчинского улуса |
1,3 |
|
|
|
|
1,3 |
6 |
с. Бердигестях Горного улуса |
|
|
17,6 |
29,3 |
54,0 |
100,9 |
7 |
с. Эбя Вилюйского улуса |
|
|
1,1 |
2,1 |
|
3,2 |
|
Итого: |
3,6 |
22,5 |
73,7 |
68,6 |
54,0 |
222,4 |
------------------------------
* Процент возмещения определен исходя из ожиданий граждан мотивирующего срока окупаемости их затрат. При указанном проценте срок окупаемости составит 7 лет за счет экономии в текущих платежах за газ вместо централизованного отопления. При текущей ситуации срок окупаемости составил бы 41 год. При субсидировании 50 процентов затрат - 13 лет. Этими обстоятельствами и обусловлено определение предлагаемого подхода.
В таблице N 13 приведен перевод домохозяйств с централизованного отопления на газовое отопление в разбивке по годам.
Таблица N 13. Переход домовых хозяйств с централизованного отопления на газовое отопление, ед.
N |
Районы |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Итого |
1 |
с. Чурапча Чурапчинского улуса |
20 |
150 |
400 |
293 |
|
863 |
2 |
с. Диринг Чурапчинского улуса |
|
24 |
48 |
24 |
|
96 |
3 |
с. Толон Чурапчинского улуса |
|
18 |
|
|
|
18 |
4 |
с. Юрюнг-Кюель Чурапчинского улуса |
|
|
21 |
|
|
21 |
5 |
с. Туора-Кюель Чурапчинского улуса |
11 |
|
|
|
|
11 |
6 |
с. Бердигестях Горного улуса |
|
|
150 |
250 |
461 |
861 |
7 |
с. Эбя Вилюйского улуса |
|
|
10 |
18 |
|
28 |
|
Итого: |
31 |
192 |
629 |
585 |
461 |
1898 |
3. Мероприятия по оптимизации затрат.
1) реализация данной программы будет способствовать оптимизации затрат государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Переход населения с централизованного отопления на индивидуальное отопление в газифицированных населенных пунктах республики является одним из факторов сдерживания роста размера субсидий по возмещению выпадающих доходов организациям коммунального комплекса по группам мероприятий, направленных на сдерживание темпов роста экономически обоснованных тарифов, увеличения совокупного размера платежей населения, и снижения расходов бюджета на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан;
2) изменение подхода к возмещению затрат организациям коммунального комплекса.
В Республике Саха (Якутия) ведется социально ориентированная тарифная политика, согласно которой для населения устанавливаются льготные тарифы на коммунальные ресурсы на основании Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение".
Разница между установленными экономически обоснованными тарифами и льготными тарифами возмещается за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Население республики оплачивает в среднем лишь 30 процентов от уровня экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги (в Арктике - около 10 процентов, в городах - до 70 процентов). Окупаемость коммунальных услуг платежами населения за 2018 год в среднем по Республике Саха (Якутия) достигала лишь 38,8 процента от уровня экономически обоснованных тарифов.
Таким образом, в связи с созданием возможности для граждан перехода на более экономичный и экологичный вид топлива необходимо рассмотреть возможность поэтапного увеличения окупаемости услуг отопления в составе коммунальных услуг, где имеется возможность перехода на газ, платежами населения до 50 процентов с шагом в 2 процента от уровня экономически обоснованных тарифов.
4. Мероприятия по водоснабжению.
В с. Бердигестях Горного улуса планируется строительство водозабора. В марте 2020 года объявлен конкурс на разработку проектно-сметной документации, ориентировочный срок заключения муниципального контракта - конец марта 2020 года, срок завершения работ - сентябрь 2020 года. Строительство водозабора планируется в рамках региональной программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода" в 2021 году.
В региональную программу Республики Саха (Якутия) "Чистая вода" включаются по итогам конкурсного отбора муниципальные образования, подавшие заявки на включение объектов строительства и реконструкции водоснабжения.
5. Мероприятия по информированию населения, агитационная кампания:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами);
в) посредством выпуска и распространения печатных материалов;
г) размещение информации в интернет-ресурсах;
д) размещение информационных плакатов (баннеров).
Также согласно действующему законодательству Российской Федерации (ст. 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", а также п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления муниципальных районов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Работа с населением по переходу с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление, в первую очередь, должна проводиться органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
Исходя из действующих расценок, возможностей использования имеющихся каналов информации определить сумму ежегодных затрат на агитацию в размере 1,0 млн рублей.
5. Ресурсное обеспечение программы
В соответствии с настоящей программой предлагается следующее:
выполнение работ по технологическому присоединению жилого дома к существующей сети газораспределения (строительство и монтаж подводящего газопровода с уличного газопровода до границ земельного участка) предусмотреть в рамках подпрограммы "Газификация населенных пунктов и обеспечение надежности газового хозяйства" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы";
возмещение затрат населению на переход с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление в газифицированных населенных пунктах Республики Саха (Якутия) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Предельный размер субсидирования составит 117,19 тыс. руб.
Финансирование мероприятий на субсидирование затрат населения по программе планируется за счет источников, предусмотренных в государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2019 г. N 897.
Объем финансирования программы из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составляет 227,4 млн руб. (таблица N 14).
Таблица 14. Потребность на реализацию программы, млн рублей
N |
Районы |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Итого |
1 |
с. Чурапча Чурапчинского улуса |
2,3 |
17,6 |
46,9 |
34,4 |
|
101,2 |
2 |
с. Диринг Чурапчинского улуса |
|
2,8 |
5,6 |
2,8 |
|
11,2 |
3 |
с. Толон Чурапчинского улуса |
|
2,1 |
|
|
|
2,1 |
4 |
с. Юрюнг-Кюель Чурапчинского улуса |
|
|
2,5 |
|
|
2,5 |
5 |
с. Туора-Кюель Чурапчинского улуса |
1,3 |
|
|
|
|
1,3 |
6 |
с. Бердигестях Горного улуса |
|
|
17,6 |
29,3 |
54,0 |
100,9 |
7 |
с. Эбя Вилюйского улуса |
|
|
1,1 |
2,1 |
|
3,2 |
8 |
Агитационная кампания |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
5,0 |
|
Итого: |
4,6 |
23,5 |
74,7 |
69,6 |
55,0 |
227,4 |
6. Оценка рисков реализации программы
Реализация программы может быть подвергнута следующим рискам, снижающим эффективность ее выполнения.
Социальные риски. Программой охвачено население, которое подключено к централизованной системе отопления, что может привести к социальной напряженности населения, не подключенного к централизованной системе отопления, но желающей подключиться к сетям газоснабжения. Снизить данные риски можно путем эффективной реализации подпрограммы газификации.
Риск отказа населения от перехода на газовое отопление в связи с нежеланием лишаться поставок воды из системы отопления. Данный риск можно минимизировать путем строительства водозабора в населенных пунктах, выбранных в качестве пилотных согласно программе.
Риск финансового характера связан с увеличением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования реализации мероприятий программы и невыполнением в полном объеме принятых по программе финансовых обязательств. Данный риск может быть минимизирован за счет перенаправления субсидии ОКК на реализацию данной программы.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка финансовых показателей мероприятий программы и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Правовые риски связаны с задержкой принятия соответствующих нормативно-правовых актов и внесения изменений в действующее законодательство, что негативно отразится на достижении целевых значений индикаторов программы. Минимизация влияния указанных рисков основана на интеграции механизмов развития государственного регулирования и иных мероприятий в рамках программы.
Административный риск связан с неэффективным управлением программой, которое может привести к невыполнению ее целей и задач.
Способами ограничения административного риска являются контроль за ходом выполнения мероприятий программы и непрерывный мониторинг выполнения целевых показателей.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется Министерством промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) на основе мониторинга реализации программы и оценки ее эффективности и результативности.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Ответственным исполнителем программы является Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия).
Соисполнителями:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия);
Министерство экономики Республики Саха (Якутия);
Министерство финансов Республики Саха (Якутия);
Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия);
АО "Сахатранснефтегаз".
Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) осуществляет:
планирование реализации мероприятий программы;
контроль соответствия отдельных мероприятий требованиям и содержанию программы;
подготавливает годовую информацию о ходе реализации мероприятий программы;
подготавливает доклад о ходе реализации программы в соответствии с решением Правительства Республики Саха (Якутия).
Финансирование мероприятий программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и эффективности реализации программы.
Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) обеспечивает скоординированную реализацию программы по выполнению следующих функций:
информационно-аналитическое обеспечение процесса реализации программы;
анализ количественных и качественных параметров состояния и развития газотранспортной системы и подготовка соответствующих предложений;
подготовка предложений по совершенствованию законодательной и нормативно-технической базы, необходимой для реализации программы;
сбор оперативных сведений об использовании средств бюджетных и внебюджетных источников финансирования на выполнение программы, подготовка в установленные сроки проектов сводных годовых отчетов;
подготовка предложений по бюджетному финансированию программы на очередной финансовый год.
Соисполнители государственной программы:
участвуют в разработке и осуществляют реализацию мероприятий программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Министерства экономики Республики Саха (Якутия) и Министерства финансов Республики Саха (Якутия), а также отчет о ходе реализации мероприятий программы;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для подготовки отчета о ходе реализации программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью программы является создание условий для устойчивого роста экономики в пилотных населенных пунктах республики, обеспечивающего повышение уровня жизни населения и улучшение экологической обстановки.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: газификация объектов индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах, выбранных в качестве пилотных проектов; повышение эффективности распределения бюджетных средств на примере пилотных населенных пунктов; создание условий для перехода граждан на экологический и экономический вид топлива в газифицированных или планируемых к газификации населенных пунктах.
Срок реализации Программы - 2020 - 2024 гг.
Объем финансирования программы из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составляет 227,4 млн руб.
Ответственным исполнителем программы является Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия).
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2020 г. N 556-р "Об утверждении программы перехода с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление в газифицированных населенных пунктах Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы"
Вступает в силу с 25 июня 2020 г.
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 июня 2020 г., в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 3 июля 2020 г. N 26
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2021 г. N 1069-р
Настоящий документ снят с контроля