Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
сельского хозяйства
Республики Адыгея
от 13 мая 2020 года N 104
Порядок
осуществления внутреннего финансового контроля в Министерстве сельского хозяйства Республики Адыгея
1. Внутренний финансовый контроль является внутренним процессом Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея (далее - Министерство), осуществляемым в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий.
2. Используемые в настоящем Порядке осуществления внутреннего финансового контроля в Министерстве сельского хозяйства Республики Адыгея (далее - Порядок) понятия и термины применяются в том же значении, в котором они используются в приказе Минфина России от 21 ноября 2019 года N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
3. Внутренний финансовый контроль осуществляется в отделах Министерства, исполняющих бюджетные полномочия.
4. Должностные лица Министерства осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих бюджетных процедур:
1) составление и представление документов в Министерство финансов Республики Адыгея, необходимых для составления и рассмотрения проекта республиканского бюджета Республики Адыгея, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
2) составление и представление документов в Министерство финансов Республики Адыгея, необходимых для составления и рассмотрения проекта республиканского бюджета Республики Адыгея;
3) составление и представление документов в Министерство финансов Республики Адыгея, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам республиканского бюджета Республики Адыгея, расходам республиканского бюджета Республики Адыгея и источникам финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Адыгея;
4) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Министерства;
5) составление и направление документов в Министерство финансов Республики Адыгея, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Адыгея, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до Министерства;
6) составление, утверждение и ведение бюджетных смет;
7) формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных Министерству государственных учреждений;
8) составление и исполнение бюджетной сметы;
9) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
10) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Адыгея) в республиканский бюджет Республики Адыгея, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
11) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в республиканский бюджет Республики Адыгея, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
12) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в республиканский бюджет Республики Адыгея (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
13) процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
14) составление и представление бюджетной отчетности;
15) исполнение судебных актов по искам к Республике Адыгея;
16) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка предоставления;
17) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
18) осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Адыгея ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Адыгея, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
5. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем осуществления контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения бюджетных процедур.
6. К контрольным действиям относятся:
1) проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Адыгея, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;
2) подтверждение (согласование) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
3) сверка данных;
4) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении бюджетных процедур.
7. Контрольные действия, указанные в пункте 6 настоящего Порядка (далее - контрольные действия), применяются в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности, смежного контроля (далее - методы контроля).
8. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
9. К способам проведения контрольных действий относятся:
1) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры;
2) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
10. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля. Утверждение карты внутреннего финансового контроля осуществляется Министром сельского хозяйства Республики Адыгея (далее - Министр) или заместителем Министра сельского хозяйства (далее - заместитель Министра) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
11. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий.
12. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
1) оценка бюджетных рисков;
2) формирование реестра бюджетных рисков.
13. Реестр бюджетных рисков, формируемый по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, используется для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и содержит следующую информацию:
1) выявленные бюджетные риски во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
2) причины и возможные последствия реализации бюджетного риска;
3) значимость (уровень) бюджетного риска;
4) владельцы бюджетного риска;
5) необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
6) предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия).
14. Оценка бюджетных рисков осуществляется по следующим критериям:
1) вероятность - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение бюджетной процедуры;
2) степень влияния - уровень негативного воздействия события на результат выполнения бюджетной процедуры, определяемой по величине отклонения от целевых значений показателей качества выполнения бюджетных полномочий (далее - качество финансового менеджмента), осуществляемых Министерством, величине ущерба, причиненного Республике Адыгея, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей государственной программы Республики Адыгея.
15. Значение каждого из указанных в пункте 14 настоящего Порядка критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
16. Оценка значения критерия "вероятность" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска.
17. Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, на основании:
1) информации соответствующих отделов Министерства о результатах внутреннего финансового контроля;
2) информации о выявленных органами государственного финансового контроля недостатках и нарушениях, представляемой в установленном ими порядке;
3) информации о возникновении коррупционно опасных операций.
18. Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как высокое либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как среднее.
19. В карту внутреннего финансового контроля включаются операции (действия) по выполнению бюджетных процедур со значимыми бюджетными рисками.
20. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется начальником каждого отдела, ответственного за результаты выполнения бюджетных процедур;
21. Актуализация карты внутреннего финансового контроля проводится:
1) при принятии решения Министром (заместителем Министра) о внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля;
2) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения бюджетных процедур.
22. Начальники отделов Министерства, ответственные за результаты выполнения бюджетных процедур, ежегодно, перед формированием (актуализацией) карты внутреннего финансового контроля, представляют в отдел экономического анализа и реализации государственных программ Министерства реестр бюджетных рисков по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, подписанный начальником соответствующего отдела.
23. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля по Министерству осуществляется отделом экономического анализа и реализации государственных программ Министерства на основании реестров бюджетных рисков, предоставляемых начальниками соответствующих отделов Министерства.
24. Карта внутреннего финансового контроля утверждается Министром (заместителем Министра).
25. Ответственность за организацию и осуществления внутреннего финансового контроля несут Министр (заместитель Министра), а также начальники отделов Министерства, выполняющие бюджетные процедуры.
26. Внутренний финансовый контроль в отделах Министерства осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
27. Самоконтроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом должностным лицом каждого отдела Министерства путем проведения проверки выполняемой им операции (действия) по выполнения бюджетной процедуры на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Республики Адыгея, регулирующим бюджетные правоотношения и (или) обусловливающим расходные (бюджетные) обязательства Республики Адыгея, требованиям внутренних стандартов и процедур, должностным регламентам, и (или) сверки данных.
28. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом Министром (заместителем Министра) и (или) начальником отдела Министерства путем подтверждения (согласования) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, осуществляемых подчиненными должностными лицами.
29. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом начальником отдела Министерства путем согласования (подтверждения) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, осуществляемых должностными лицами других отделов Министерства, и (или) проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения бюджетных процедур.
30. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.
31. Форма регистра (журнала) внутреннего финансового контроля утверждена приложением N 3 к настоящему Порядку.
32. Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом отделе Министерства, ответственном за выполнение бюджетных процедур, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
33. Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется отделами Министерства в электронном виде. В течение 10 рабочих дней после окончания очередного отчетного года регистр (журнал) внутреннего финансового контроля за истекший год распечатывается, нумеруется, прошнуровывается и подписывается начальником соответствующего отдела Министерства.
34. Ответственными должностными лицами за ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля являются начальники соответствующих отделов Министерства.
35. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в соответствующих отделах Министерства, в том числе в электронном виде.
36. При хранении регистров (журналов) внутреннего финансового контроля не допускаются несанкционированные исправления, а также утрата целостности информации в них. Срок хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля устанавливается в соответствии с номенклатурой дел Министерства.
37. Отделы Министерства, ответственные за выполнение бюджетных процедур, представляют информацию о результатах внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку в отдел экономического анализа и реализации государственных программ ежегодно до 30 января года, следующего за отчетным.
Отдел экономического анализа и реализации государственных программ сводит полученную информацию и направляет результаты внутреннего финансового контроля Министру (заместителю Министра) ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным.
38. Министр (заместитель Министра) по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимает решения, направленные:
1) на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
2) на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
3) на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий Министерства;
4) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
5) на изменение внутренних стандартов и процедур;
6) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
7) на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих бюджетные процедуры;
8) на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
9) на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства;
10) на рассмотрение и дальнейшее использование в работе результатов внутреннего финансового контроля структурными подразделениями Министерства, осуществляющими бюджетные процедуры.
39. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается поступившая в Министерство информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.